Доклад на тему "Развитие логического мышления посредством дидактических игр"
материал по математике (старшая группа)
Подготовка к обучению мыслить не может решаться в наше время так, как решалась много лет назад, она не должна исчерпываться формированием представлений о числах, геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию и т. д. С точки зрения современного подхода это не обучение математическим операциям, а формирование логического мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему – Развитие логического мышления посредством дидактических игр.
Подготовила – АВ Кузьмина, воспитатель
Актуальность. Приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я выбрала использование занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Усвоение математических знаний на различных этапах обучения вызывает затруднения у многих дошкольников, а в будущем школьников. Одна из причин затруднения усвоения знаний состоит в недостаточной подготовке мышления.
Подготовка к обучению мыслить не может решаться в наше время так, как решалась много лет назад, она не должна исчерпываться формированием представлений о числах, геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию и т. д. С точки зрения современного подхода это не обучение математическим операциям, а формирование логического мышления.
Проблема развития мышления всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике и психологии. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий обеспечивающих умственное развитие детей.
Изучив исследования известных педагогов и психологов, я сделала вывод, что наиболее благоприятный период развития ребенка - дошкольный. Именно в этом возрасте мышление ребенка вступает в новую фазу развития: происходит не только увеличение круга представлений и расширение умственного кругозора, но и перестройка самой умственной деятельности.
Обучение через игру с занимательным материалом - интересное и увлекательное занятие. Занимательные игры, головоломки, задачи вызывают у детей большой интерес. Игра, увлекшая ребенка не перегружает его ни физически, ни умственно. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Я считаю, что выбранная мною тема является актуальной на современном этапе и имеет большое значение для развития ребенка, для подготовки его к школе.
Использование занимательного материала в работе
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Условно можно выделить три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Головоломки, ребусы, лабиринты интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (кроссворды, шарады).
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.
Задачи на смекалку геометрического характера частично включаются непосредственно в содержание занятий в старшей и подготовительной к школе группах с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни и трудовой деятельности.
Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур и т.д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по развитию математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления.
В развитии у детей математических представления широко используется занимательные по форме и содержанию дидактические игровые упражнения. Они отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности; назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения (формировании количественных, пространственных представлений).
В работе с детьми пяти-шести лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Развитию логического мышления способствуют задачи на поиск недостающих в ряду фигур, задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой, логические игры с пересечением и выстраиванием алгоритмов, изменения свойства фигур по определенным правилам. В этих играх используются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Овладения детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, развлечениям.
В ходе игр с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи приводящего в решению (правильному или ошибочному).
Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и т.д. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление, создают условия для развития логических компонентов мышления. Отдельные упражнения по составлению фигур включаются в содержание занятий по формированию элементарно математических представлений.
Занимательные вопросы, задачи-шутки приобщают детей к активной умственной деятельности.
На занятиях по развитию у детей шести-семи лет математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их- в данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.
Занимательные вопросы, загадки используются воспитателем в ходе занятия с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях.
На протяжении занятия, особенно при переходе от одной части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.
Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, интереса к математическим знаниям.
Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждения, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Эти компоненты умственной деятельности необходимы в период школьного обучения. Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление.
Система работы.
Эффективными средствами по формированию элементарно математических представлений в моей работе являются:
задачи на смекалку (головоломки);
логические игры и упражнения;
игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений;
загадки, задачи-шутки;
использование схем, планов, алгоритмов.
Головоломки с палочками относятся к нестандартному математическому материалу. В результате их решения, дети, приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески.
Моя работа была построена в три этапа (по степени сложности).
На первом этапе использовала задачи на составление фигур из определенного количества палочек. На втором - задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. Третий этап предусматривал задачи на смекалку, решение которых состояло в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В начале работы дети решали задачи – головоломки с помощью частичных подсказок, наводящих вопросов. В подготовительной группе дети сами придумывали элементарные задачи, головоломки с палочками. Для этого я беседовала с ними, как придумываются такие задачи, что в них задано, какое преобразование требуется осуществить (видоизменить фигуру, уменьшить или увеличить количество палочек).
Для развития логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, использовала логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур (в старшей возрастной группе), задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой (в подготовительной к школе группе).
Кроме того предлагались игры с логическими блоками. Игра «У кого в гостях Вини-пух и Пяточок?» была направлена на развитии способности к анализу, сравнению и обобщению фигур – с начала по двум, затем по трем свойствам и, наконец, по самостоятельно выделенным свойствам. Дети постепенно учились переходить от сравнения двух предметов к сравнению трех, от обобщения предметов по отдельным свойствам к выведению закономерностей их порядка. В игре с блоками «Помоги фигурам выбраться из леса» дети учились разбивать множество на классы по совместимым свойствам с помощью логических операций «не», «и», «или» строили истинные высказывания, кодировали и декодировали информацию о свойствах предмета.
Не менее важную роль в своей работе уделяла играм по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур. Они требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, сообразительности.
Обучение играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», проводила последовательно, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Эта работа включала в себя ряд этапов. Первый этап предусматривал ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей. На втором этапе – составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета, состоящие в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. На третьем этапе дети по частичному элементному изображению самостоятельно путем проб и ошибок добивались результата. Самый сложный, четвертый этап, на котором очень важна помощь взрослого. Детям предлагалась составлять фигуры по контурному или силуэтному образцу.
Переход детей к построению фигур по замыслу – яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума.
Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера.
Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал, с помощью которого у детей развиваются представления о многих математических понятиях. Дети учатся декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).
В содержание математического развития детей по программе включена работа со схемами, алгоритмами. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов, (действий) в нем. Определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Алгоритм рассматривается в качестве средства обучения.
С целью освоения умения ориентироваться в строгой последовательности действий с детьми проводились различные игры.
Освоение алгоритма состояло в овладении умением последовательно выполнять действия, следуя за стрелкой. В игре «Собери цепочку» требовалось найти недостающий конец цепочки; в играх с логическими блоками «Необычные фигуры», «Автотрасса», развивались способности детей к анализу, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. Дети строили цепочки по правилам, которые требовали учета трех свойств- цвета, формы, размера. Разнообразие в игровые задания внесла дидактическая игра «Водители». Дети знакомились с дорожными знаками и учились ориентироваться в пути по схеме. Дети овладели умением ориентироваться на условный знак – стрелку.
Неотъемлемой частью занятий является использование занимательных загадок, задач – шуток математического содержания. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.
Подбор занимательного материала для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая игра подбирается согласно цели и содержанию предстоящего занятия. Она должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Мои наблюдения показали что детей увлекает игровое действие, занимательный материал, который привлекает их своей яркостью, разнообразием.
Наиболее запоминающимися для детей были математические вечера досуга, конкурсы смекалистых и находчивых, игры – соревнования. Они разнообразны по построению и содержанию «Путешествие на необитаемый остров», «Полет на космическом корабле», «Путешествие в страну Математилию».
В содержание включались занимательные задачи, загадки, разгадывание лабиринтов, считалки, небылицы, логико-математические игры, элементы подвижных игр. Математический материал включался с учетом степени сложности развивающего значения, интересов и опыта своих детей.
Все это помогает не только развивать умственную активность детей, смекалку, конструктивные умения, но и разносторонние развитие детей, формировать жизненно-важные качества, как: самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию (умственному, физическому), создавать условия для проявления творчества. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.
Большое значение для развития детей имеет созданная в группе развивающая среда.
Прежде всего, необходимо создать такие условия для математической деятельности, при которых дети могут проявлять самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.
Уголок занимательной математики – специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место.
Успех игровой деятельности в организованном уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Заинтересованность, увлеченность педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей.
В уголок помещаются: настольно - печатные игры; игры для развития логического мышления; головоломки; лабиринты; игры на составление целого из частей; игры на передвижение; игровые панно.
Все они интересны, занимательны. Для стимулирования творческой деятельности использую магнитные доски, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных детьми задач, составленных фигур.
Работая с родителями по данной проблеме проводила тематические беседы, консультации, просмотр игр и занятий в дни открытых дверей. При подведении итогов подчеркивала своеобразии мыслительной деятельности детей, говорила об индивидуальности каждого ребенка, развивающим влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.
В папку для родителей помещала информацию:
о значении занимательного материала для развития детей;
роль занимательного материала в подготовке детей к школе;
руководство играми занимательного характера.
Тем самым формировалось творчество родителей, изобретательность, активность в создании условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)
Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

Доклад на тему "Логическое мышление в дошкольном возрасте"
Актуальность и новизна. Тема:" Логическое Мышление"...

Развитие логического мышления посредством дидактических игр (с примерами дидактических игр)
Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления посредством дидактических игр (с примерами дидактических игр)"...

Доклад "Развитие элементов логического мышления средством игры у детей среднего дошкольного возраста."
Развитие элементов логического мышления средством игры у детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления посредством дидактических игр "
Примеры дидактических игр...

Сообщение из опыта работы: «Развитие логического мышления посредством дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша»
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Развитие логического мышления посредством дидактических игр
В развитии способностей дошкольников особое место занимает интеллектуальное развитие, а именно математика, направленная на развитие логики, мышления, любознательности, самостоятельности. Это дает огро...
