Развитие логического мышления посредством дидактических игр (с примерами дидактических игр)
консультация (старшая группа)

Жуленкова Ольга Николаевна

Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления посредством дидактических игр (с примерами дидактических игр)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей старших групп

29.04.2020г.

Подготовила учитель-дефектолог

Жуленкова Ольга Николаевна

Развитие логического мышления посредством дидактических игр

(с примерами дидактических игр)

  1. Игры на развитие классификации и обобщения

Классификация – разделение множества на группы по какому – либо признаку:

  • по названию (чашки, тарелки, игрушки, обувь и др.);
  • по размеру (большие – маленькие, средние);
  • по цвету (все красные, синие, зелёные и др.);
  • по форме (круги, квадраты, шары, кубики и др.);
  • по другим признакам нематематического характера (летает –  не летает, бегает – плавает, лес – поле, сад – огород и т.д.)

Обобщение - это выделение в предметах и явлениях общего признака, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п. (это все чашки, эти предметы все зелёные, эти предметы все большие).

Дидактическая игра: «Большие и маленькие»

Цель: умение классифицировать предметы по величине

Описание:

Предложить разные предметы (большие и маленькие пуговицы, рассмотреть, разложить в 2 мисочки так, чтобы в каждой мисочке все пуговицы подходили друг к другу. Учить делать обобщение (Это большие пуговицы, это маленькие пуговицы).

Можно разложить пуговицы по цвету (красные, синие), по материалу (деревянные, пластмассовые).

Дидактическая игра: «Дикие и домашние животные»

Цель: умение классифицировать животных на две группы

Описание:

Если есть наборы мелких игрушек диких и домашних животных, можно рассмотреть, назвать всех животных. После этого предложить разложить животных по местам так, чтобы они подходили друг к другу, и про них можно было сказать одним словом. Учить делать объяснение, почему так разложил.

Дидактическая игра: «Что где растёт?»

Цель: умение классифицировать растения на две группы

Описание:

Если есть игра «Лото» (растения), можно выбрать картинки, рассмотреть, предложить разложить на две группы, учить подбирать по сходному признаку:

  • растения, которые растут в лесу (ель, берёза, сосна) – растения, которые растут в саду (яблоня, груша, вишня);
  • растения, которые растут в саду (яблоня, груша, вишня) – растения, которые растут на огороде (морковь, свёкла, капуста)

  1. Игры на развитие операции сравнения

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений

Дидактическая игра: «Сравни предметы»

Цель: учить находить причины сходства и различия предметов

Описание:

  • сравнить морковь и капусту (сходства: и то и другое овощ, растут на грядках, различия: цвет, форма, вкус);
  • задать вопросы, ответы на которые предполагают объяснение различия и сходства (Чем похожи предметы? Чем отличаются?);
  • можно сравнивать разные предметы (стол и стул, мяч и арбуз, книгу и тетрадь и мн. др.)

        Дидактическая игра: «Кто кем был?»  

Цель: учить выделять существенные признаки, называть состояние, предшествовавшее тому, что называет ребёнку взрослый

Описание:

  • Кем был старичок? (мальчиком)
  • Чем было дерево? (ростком)
  • Кем был Буратино? (поленом)

Дидактическая игра: «Что бывает …»  

Цель: учить сравнивать, обобщать свойства предметов, понимать значение понятий «высота», «ширина», «длина»

Описание:

  • сначала задавать вопросы ребёнку, затем нужно дать возможность ребенку проявить себя;
  • в игру можно включать самые разные понятия: «мягкое», «живое», «острое», «горячее», «твердое» и т. д.
    Примеры:
  • что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом)
  • что выше: дерево или человек; фонарь или машина?
  • что бывает узким (широким)?
  • что бывает глубоким (мелким)?
  • что бывает круглым (квадратным)?

  1. Игры на развитие операции анализа и синтеза

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.

Дидактическая игра: «Части - целое»  

Цель: учить находить причины сходства и различия предметов

Описание:

В эту игру можно играть  в дороге, гуляя на улице.

  • назвать несколько слов, которые обозначают составляющие одного предмета или существа (четыре ноги, сиденье, спинка; картинки, буквы, бумага; листья, кора, ствол; голова, хвост, четыре лапы, поводок), ребёнок должен ответить на вопрос: «Что это?» или «Кто это?»;
  • можно поменяться ролями — ребенок называет слово, вы отвечаете на вопрос  (например:  цифры-стрелки, корень- стебель-листья-лепестки, экран-кнопки-пульт-каналы, полки-дверцы-одежда, ноги-хвост-хобот).

Дидактическая игра: «Чего не может быть без …»  

Цель: учить выделять существенные признаки

Описание:

  • записать на листочке несколько рядов слов, в каждом ряду должно быть одно главное слово и несколько дополнительных, относящихся к главному;
  • зачитать один ряд слов, из которых ребёнок должен выбрать главное (например, главное слово — «детсад», ряд дополняющих его слов — «дети», «воспитатель», «игрушки», «каша», «веранда»);
  • задать вопрос: «Какое слово самое главное? Без чего не бывает детского сада? Может ли быть детский сад без детей? А без воспитателя? А без веранды? А без каши? Почему?»;
  • каждое слово подробно разобрать, главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным понятием.

Примерные задания:

  • море (берег, рыбаки, корабли, рыбы, солнце, вода);
  • улица (магазин, пешеходы, дома, дорога, велосипед, дети);
  • дом (окно, жители, лифт, крыша, лестница);
  • магазин (полки, кассир, продавец, игрушки, молоко);
  • лес (деревья, тропинки, волк, лесник, грибы, река).

  1. Игры на развитие операции сериации

Сериация – построение упорядоченных  возрастающих или убывающих рядов                                  (матрёшки, пирамидки, вкладные мисочки)

Дидактические игры: «Матрёшка», «Пирамидка», «Мисочки», «Подбери круги по величине» 

Цель: учить выстраивать упорядоченные ряды предметов

Описание:

  • предложить любую игру из перечня;
  • рассмотреть предметы по величине (самая большая, поменьше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая);
  • предложить выложить ряд предметов в возрастающем или убывающем порядке

  1. Игры на развитие абстрактного мышления

Абстрактное мышление - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Дидактическая игра: «Придумывалки»  

Цель: развивать абстрактное мышление

Описание:

Необходимый   инвентарь:   предметы   разной   формы (счетные палочки, шарики, коробочки, крышечки, баночки и т. д.); картинки, которые можно соотнести с подобранными  предметами (например: зеркало, карандаш, мороженое, удочка и т. д.).

  • предложить подобрать картинки, на которых изображены предметы, похожие на счетную палочку, шарик, коробочку и т. д..

Например:

  • карандаш, удочка, иголка и нож по форме похожи на палочку;
  • ваза, стакан, наперсток — на баночку;
  • зеркало, озеро, монокль, монета — на крышечку от банки.

  1. Игры на развитие словесно – логического мышления

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

  • «Картинки - нелепицы»;
  • счётные палочки

Дидактическая игра: «Отгадай, что это?»  

Цель: развивать словесно – логическое мышление

Описание:

Загадать ребёнку деталь одежды (фрукт, животное, дерево, цвет, имя и т. д.). С помощью вопросов необходимо отгадать задуманный предмет.

Например:

  • Какую часть одежды я задумала?
  • Это верхняя одежда?
  • Это одежда для детей?
  • Какую сказку я задумала?
  • Там главный герой человек?
  • Там есть принц?

Дидактическая игра: «Визуальные «Да-нет-ки»  

Цель: развивать словесно – логическое мышление

Описание: Подобрать карточки с изображениями предметов, животных или небольшие игрушки.

  • разложить на столе игрушки или картинки (не больше десяти);
  • дать ребенку минуту, чтобы их рассмотреть;
  • спросить «Какой предмет я загадала?»;
  •  ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный вами предмет (картинку);
  • сначала задаёт вопросы взрослый,  потом предложить ребёнку

Проблемные вопросы

Побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Необходимо давать детям возможность изыскивать средства решения задачи, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Можно использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

-- Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

-- Почему растения-хищники вынуждены охотиться?

-- Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?

-- Как растения защищаются от врагов?

-- Как растения защищаются от зимней стужи?

-- Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?

-- Почему береза не боится весенних заморозков?

-- Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?

-- Почему облетают листья?

-- Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?

-- Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?

-- Почему растения весной быстро растут?

-- Почему нельзя сжигать старую траву?

-- Растет ли дерево зимой?

-- Что случится, если цветы перестанут пахнуть?

-- Что случится, если не будет растений?

-- Что случится, если на лугах не будет насекомых?

-- Почему растения называют «детьми солнца»?

-- Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?

-- Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?

  1. Игры на развитие памяти

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения

Дидактическая игра: «Визуальные «Чего не стало?»  

Цель: развивать зрительную память

Описание:

  • подобрать 6 - 8 хорошо знакомых игрушек;
  • разместить игрушки перед ребёнком,  рассмотреть, назвать и запомнить; 
  • попросить ребенка закрыть глаза;
  • убрать одну игрушку, открыв глаза, ребенок должен угадать, какая игрушка исчезла. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста , посредством дидактических игр

это материал из моего опыта  работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...

Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)

Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Презентация из опыта работы " «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Сообщение из опыта работы: «Развитие логического мышления посредством дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша»

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Развитие логического мышления посредством дидактических игр

В развитии способностей дошкольников особое место занимает интеллектуальное развитие, а именно математика, направленная на развитие логики, мышления, любознательности, самостоятельности. Это дает огро...