Использование занимательного материала в математическом развитии дошкольников
консультация по математике

Крапивина Наталья Николаевна

Современные образовательные системы, как компонент «модели мира», отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм. Они гибко реагируют на потребности личности и общества. Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stat_krapivina.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Использование занимательного материала в математическом развитии дошкольников

Современные образовательные системы, как компонент «модели мира», отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм. Они гибко реагируют на потребности личности и общества. Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий (Л. С. Выготский, 1991). В процессе усвоения элементарных математических представлений и связанных сними логических операций, дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п.

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мышлении, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений занимательный материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразованиях.

Загадки, задачи - шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений и т.д. В самом начале занятия старшей и подготовительной к школе группах, оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отрываясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается        усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он не трудился.

В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, даёт основание для их классификации на 3 основные группы:

Развлечения

Математические (логические) игры, задачи, упражнения

Дидактические игры и упражнения

К математическим развлечениям относятся головоломки, задачи-шутки, загадки, ребусы, кроссворды, числовые курьёзы, лабиринты, игры на пространственные преобразования. К геометрическим конструкторам: «Танграм», «Колумбово яйцо», Монгольская игра, Вьетнамская игра. Объёмные конструкторы: пирамиды, кубы, змейка - рубика, уникуб, «Кубики для всех». Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Рассчитаны на игру фантазии и воображения.

Математические игры: в них смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. Их разновидностью являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении операций на логику и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Чудо - мешочек». Игры с блоками, кубиками на включение, нахождение, шашки, шахматы, словесные игры также относятся к этой группе.

Дидактические игры и упражнения, занимательные по форме и содержанию, направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счёте, вычислениях. Основное назначение дидактической игры — упражнять детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур и т.д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические упражнения отличаются необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения их от имени литературного сказочного героя. Их назначение - упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Они подразделяются: словесные и с наглядным материалом. Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Дети имеют свободный доступ к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Задачи уголка:

Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса к элементарной математической деятельности, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Предметно - развивающая среда по математике нашей группы представлена следующим материалом и оборудованием:

Математический театр        

Математические весы с набором цифр

Магнитная доска с цифрами, знаками

Счёты

Лото «Буквы и цифры»        

Цифры на кубиках

Картинки с цифрами первого десятка со стихами

Числовой фриз

Исторический материал для дошкольников о числах, единицах измерения длины

Тематические альбомы: геометрические фигуры, части суток, времена года, сравнения

Ось времени

Д/игры, настольно — печатные игры математического содержания

Геометрическая головоломка

Проволочный конструктор

Индивидуальные тетради с заданиями

Термометр

Линейки, мерный стакан

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности в рассуждении, желании проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Он очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений, во вне учебное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников

Сообщение на тему "Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников"...

Использование занимательного материала как средства развития логического мышления дошкольников

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...

Консультация для педагогов: Использование занимательного материала как средство развития логического мышления дошкольников ( по ФЭМП)

   Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные...

Игровая технология З.А. Михайловой «Использование занимательного материала в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

  Наиважнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Благодаря игре происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, формируется умение...

Использование интерактивных технологий в математическом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в математическом развитии дошкольников Математика в настоящее время перестала быть предметом занятий только ученых, теперь занятия математикой привлекают к ...

Консультация для родителей "Занимательный материал в математическом развитии Вашего ребенка"

  С помощью разных методических пособий родители могут развивать своих детей в домашних условиях и самостоятельно готовить к школе.       Одно из них – ...