Актуальная проблема обучения математике в современной жизни
консультация по математике

 Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Актуальная проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний. Математика нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

Многие считают математику скучной наукой, но это не так, если подойти к ней творчески. Так, во время занятий по ФЭМП (по технологии Л.Г. Петерсон) большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка, которые проявляются в самостоятельном апробировании нового материала, совместном со взрослыми и другими детьми процессе освоения новых способов действия. При этом особое значение придается развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка.

Знакомство дошкольников с математикой происходит в различных формах: в ходе участия детей в дидактических и сюжетно-ролевых играх, беседах, во время ознакомления с окружающем миром и пр.

Также уделяется большое внимание развитию вариативного мышления и творческих способностей. Для этого в работе по ФЭМП часто используются творческие задания. Например, в процессе игры взрослые предлагают детям придумать образы геометрическим фигурам, цифрам. При этом воспитанники не только говорят о том, на какую фигуру или цифру похож тот или иной предмет, но и сочиняют с ними сюжет, рисуют его, возможно даже лепят. Такие игры развивают фантазию и творчество, вариативное мышление, дети с удовольствием превращают простой круг в смешную рожицу, треугольник — в платье или воздушного змея, а обычный квадрат — в сказочный домик.

А какие сюжеты придумывают дошкольники, используя цифры! Вот где простор для детской фантазии. С помощью цветных карандашей и обычного листа бумаги с изображением цифры дети придумывают целые сюжеты: например, кит, плывущий по морю, машинка ехавшая по дороге, новогодняя елка, которую украшают к празднику. Такие творческие задания способствуют формированию у дошкольников собственных замыслов, а самое главное, помогают их реализовывать.

Таким образом, творческий подход позволяет находить множество решений одной и той же задачи, а в дальнейшем — лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира.

Эмоции в дошкольном возрасте играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Необходимым условием организации непосредственно образовательной деятельности детей является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития, но и для сохранения и поддержки здоровья.

Каждый ребенок обладает своим качеством и уровнем развития, поэтому большое значение имеют индивидуальный подход, обогащение сложности заданий.

Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия — предметно-развивающую и игровую среду. Чем больше и разнообразнее представляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала в дошкольной группе позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше.

Так, к объектам для исследования в реальном действии специалисты относят обширный диапазон материалов, от специально разработанных до естественных природных и культурных:

материал для сенсорного развития (головоломки, пазлы, мозаика, пирамидки, шнуровки и т. д.);

природные объекты (коллекции минералов, плодов, семян, игры с песком и водой и т. д.);

культурные объекты (циркуль, лупа, весы, термометр и т. д.).

Для реализации принципа наглядности в ходе ФЭМП используются специально созданные пособия (образно-символические материалы):

наборы картинок с изображениями (геометрические формы, бытовые предметы, животные, растения, ягоды и т. д.);

разрезные (складные) кубики и картинки;

парные картинки для сравнения;

сюжетные картинки;

разнообразные игрушки (объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей овощей, фруктов, разной величины машинки и т. п.);

схемы-таблицы, графические «лабиринты», условные изображения в виде схем, чертежей, карт (глобус, карта Земли и т. п.);

коллекционный материал (коллекция марок, монет).

Также используется нормативно-знаковый материал языковых и числовых знаков: набор цифр и букв; алфавитные таблицы и т. д.

Данные типы материалов вводятся в арсенал детской деятельности постепенно. На каждом возрастом этапе их диапазон расширяется, они изменяются от простого к сложному, что, в конечном итоге, создает возможность для полноценных и разнообразных творческих занятий.

С учетом рекомендаций специалистов материал для познавательно-исследовательской деятельности размещается в разных местах группы, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов располагается на специальном дидактическом столе. Остальные предметы для исследования и образно-символический материал помещаются в поле зрения детей дошкольного возраста непосредственно перед началом их свободной деятельности. Все эти материалы дети могут свободно брать и заниматься с ними в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками). Для того чтобы вызывать интерес у воспитанников к новым или «позабытым» предметам, в течение года они периодически меняются.

Приобщение дошкольников к математике в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные моменты школьного курса. Для этого потребуется смекалка и творческий подход родителей, которые могут «между делом» задавать ребенку несложные задачи, например, во время совместных домашних дел или прогулки. Особый интерес вызовут у детей изготовленные родителями различные математические пособия и игр. Методическую помощь им в этом, конечно, призваны оказать педагоги детского сада.

Дошкольный возраст — это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только правильно держать ручку и карандаш, читать и считать, а прежде всего, думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не заучивал математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферы. Мы, педагоги, должны дать детям не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное — ощущение радости при преодолении трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях

 Статья посвящена рассмотрению проблем семейного воспитания современного ребенка - ребенка XXI века. Отражены причины возникновения проблем в семейном воспитании. Представлены модели отнош...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Презентация для доклада на педсовете на тему "Актуальность проблемы развития речи у современных дошкольников"

Данная презентация разработана для выступления на педсовете по проблемам развития речи дошкольников...

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гра...