«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием пособия В.В.Воскобовича «Коврограф Ларчик»
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Подлеснова Ольга Валерьевна

Для того чтобы помочь малышу, который делает первые шаги в мире логических построений, очень хороши различные методы визуализации, позволяющие фактически «увидеть» ответ. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, необходима зрительная опора для мыслительных операций и умозаключений, и одним из простых и наглядных методов, дающих такую опору, является табличный метод решения логических задач. Он был предложен венгерскими логиками

Д. Бизамом и Я. Герцогом. Согласно этому методу, строятся таблицы всех возможных комбинаций объектов, фигурирующих в рассуждении, чтобы затем, на основе информации, содержащейся в условиях задачи, вычеркнуть невозможные комбинации.     Таким образом, табличный метод активно использует логический приём «отрицание», который очень важно освоить дошкольникам. Клетки, которые остаются не зачеркнутыми, и являются единственно правильным решением. Обычно при решении таких задач таблица чертится на бумаге, но мы работаем с детьми 5-7 лет, для которых очень важна сенсорная составляющая: яркость, привлекательность, возможность все потрогать руками. И в этом плане совершенно незаменимым, уникальным пособием, которое позволяет это сделать, является «Коврограф Ларчик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou_vmr1.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ВМР «Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»

г. Вольска Саратовской области»

Выступление на тему:

«Развитие логического мышления у детей

дошкольного возраста

с использованием пособия В.В.Воскобовича «Миниларчик»

Провел: воспитатель

высшей квалификационной категории

Подлеснова О.В.

   Для того чтобы помочь малышу, который делает первые шаги в мире логических построений, очень хороши различные методы визуализации, позволяющие фактически «увидеть» ответ. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, необходима зрительная опора для мыслительных операций и умозаключений, и одним из простых и наглядных методов, дающих такую опору, является табличный метод решения логических задач. Он был предложен венгерскими логиками

Д. Бизамом и Я. Герцогом. Согласно этому методу, строятся таблицы всех возможных комбинаций объектов, фигурирующих в рассуждении, чтобы затем, на основе информации, содержащейся в условиях задачи, вычеркнуть невозможные комбинации.     Таким образом, табличный метод активно использует логический приём «отрицание», который очень важно освоить дошкольникам. Клетки, которые остаются не зачеркнутыми, и являются единственно правильным решением. Обычно при решении таких задач таблица чертится на бумаге, но мы работаем с детьми 5-7 лет, для которых очень важна сенсорная составляющая: яркость, привлекательность, возможность все потрогать руками. И в этом плане совершенно незаменимым, уникальным пособием, которое позволяет это сделать, является «Коврограф Ларчик»! На нём мы легко изобразим любую таблицу с помощью липких разноцветных веревочек, введем в повествование любимых персонажей, и каждая из задач будет для детей сказочной ситуацией, мотивирующей на поиск решения. Для иллюстрации задач великолепно подходят самые разные пособия технологии: и наборы эталонных фигур, и кораблики, и Чудо-конструкторы, и шнуровки! У каждого из них широкий спектр возможностей как в плане построения сюжета, так и в плане закрепления конкретных знаний и навыков. Поскольку мы говорим о дошкольниках, таблицу для каждой задачи педагогу лучше подготовить заранее самому, информацию давать по частям, расставляя все необходимые акценты, и, конечно же, помогать малышам в процессе заполнения таблицы. В качестве знаков для обозначения верных и, наоборот, невозможных вариантов решения мы используем элементы из набора «Буквы и знаки Ларчик»: знаки колокольчик «звенит», радуясь верному ответу и красный знак отрицания из этого же набора для обозначения невозможного варианта. Но вы можете выбрать любые другие: например, липкие кружочки двух разных цветов. Хочется подчеркнуть, что важнейшим результатом регулярной практики решения таких задач станет формирование у ребенка способности воспринимать на слух и правильно интерпретировать полученную информацию, делать верные выводы, формулировать простейшие умозаключения. Кроме того, в ходе рассуждений будут совершенствоваться логические приёмы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, синтез и другие. На примере достаточно простой задачи последовательно разберем сам метод.

 На «Коврографе Ларчик или миниларчик» мы заранее готовим таблицу, используя картинки персонажей и подарки, и запасаемся знаками, которыми будем обозначать верные и неверные варианты ответов. Удобно использовать колокольчик из набора «Буквы и знаки» для правильного варианта (он «звенит», радуясь верному ответу) и красный знак отрицания из этого же набора для обозначения невозможного варианта. Нужно только учесть, что знаков, обозначающих правильный ответ, понадобится всего 4, а вот знаков для неверных вариантов – 9

Итак, вы подготовили таблицу. Ко льву на день рождения приходят его друзья - персонажи цифра цирка и, конечно, не с пустыми руками. Ведь кто же приходит в день рождения с пустыми руками? точно не лучшие друзья. Пришли: кот шестерка, ежик единичка, обезьянка восьмерка и крокодил семерка и принесли они ему в подарок ласты.  Мы же только что узнали, что лев у нас пловец это логично, билеты в кино, кораблик, возможно, плюх - плюх и также большой праздничный торт. Кто из них что принес, пока неизвестно, но вскоре мы об этом узнаем. Нам известны три факта. 

Факт номер один - подарок кота  лев сразу же поделил между всеми гостями.

Как вы думаете, что же подарил кот льву?

Ласты мы можем поделить? Нет. Билеты в кино? Тоже маловероятно. Конечно, возможно, их четыре и можно разделить на всех, но сразу же их делить не имеет смысла. Кораблик плюх- плюх поделить нереально, значит, что это было.

скорее всего, торт. Кот подарил торт ставим колокольчик, что это значит для остальных друзей, что ежик не дарил торт, знак запрета, обезьянка не дарила торт, знак запрета и крокодил торта тоже не дарил, ставим знак запрета 

Факт номер два: обезьянке было очень интересно, на какой фильм подарены билеты. Что мы можем извлечь отсюда? если бы обезьянка дарила билеты в кино, наверное, она знала бы, на какой фильм билеты куплены правда? значит, обезьянка билетов не дарила? то есть мы, напротив обезьянки на пересечении с билетами в кино можем поставить знак запрета, обезьянка билетов не дарила.

Факт номер три: крокодил пошутил, что в его подарке лев немножко похож на него самого, что это значит? да, то, что крокодил, скорее всего, подарил его ласты.

да потому что у крокодила тоже лапы с перепонками. Верно,  мы берем колокольчик и ставим его. Крокодил подарил его ласты, что это значит для остальных друзей?

Обезьянка ласты не дарила, ставим знак запрета ежик ласты не дарил, ставим знак запрета Что остается тогда для обезьянки подарком? Какой возможный подарок? Единственный кораблик плюх- плюх подарила обезьянка нашему льву? Замечательно, но если обезьянка подарила корабль плюх- плюх, то ежик его подарить уже никак не мог, ставим знак запрета и у нас для ежика остается единственная возможность - билеты в кино. Вот мы с вами разобрались  с задачкой. А теперь подытожим: в ходе решения задачи мы работали с логическим приёмом «отрицание», исключая неверные варианты. Но главное – мы постоянно упражнялись в построении простейших умозаключений. Очень полезно проговаривать их вслух, а не просто расставлять знаки отрицания, ведь не зря абстрактно-логическое мышление еще называют словесно-логическим: речь помогает мысли приобрести законченность, требует подбора необходимых слов и выражений, а значит заставляет вдумываться в детали. Речь - не только способ, она - инструмент мышления.

 Таким образом, используя табличный метод решения задач, вы учите детей простейшим логическим построениям, работаете над формированием основных операций мышления, а также закрепляете знания из различных образовательных областей, выбирая то или иное тематическое наполнение. А теперь перейдем непосредственно к задачам Легко и наглядно. Замечательное пространство коврографа ларчик для решения самых первых логических задач с помощью визуальных таблиц. Пожалуйста, используйте. Наверняка это понравится и вам, и вашим воспитанникам.

радости в играх, успехов в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....

Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развитие  логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...

Статья «Использование дидактических игр в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»

Задача каждого родителя – удовлетворить детскую потребность в активной деятельности. Правильно выстроенное поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, это условия...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для развития логического мышления у ...

ПРОГРАММА по развитию логического мышления младших дошкольников в процессе использования учебно – игрового пособия блоки Дьенеша

СодержаниеЦелевой разделПояснительная запискаЦели и задачи программы.Возрастная характеристика детей 2-3 лет.Планируемые результаты освоения программы.Содержательный разделОсобенности организации обра...

«Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий».

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий"...

Конспект: по теме «Сочетание дидактических пособий «Учимся играя», «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера, как средство развития логических мышлений детей дошкольного возраста»»

Конспект: по теме «Сочетание дидактических пособий «Учимся играя», «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера, как средство развития логических мышлений детей дошкольног...