Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
статья на тему

Шарафеева Ильмира Закариевна

Развитие  логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - печатных игр. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 4 «РОМАШКА»

БАВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 «Использование игровых технологий

в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Выполнила воспитатель

И. З. Шарафеева.

2016 год

«Дайте ребёнку что–нибудь  в руки,

                                                                         чтобы он начал думать».

Народная мудрость.

     

     Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений.  Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

Воспитывать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в  более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Поэтому нас  заинтересовала проблема  развития  логического мышления у детей дошкольного возраста. Анализируя результаты анкетирования родителей, пришли к выводу, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию  мышления у детей (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования игровых технологий.

      В течение 2015-2016 учебного года мы создали условия для успешного развития логического мышления воспитанников. Игры и упражнения мы предлагали детям в совместной и индивидуальной образовательной деятельности. В группе создан центр  развивающих игр.  Ребёнок может в любое время взять интересующий его материал и без помощи взрослого позаниматься с ним, а затем убедиться в правильности выполнения задания самостоятельно. 

Работа с родителями велась через «Уголки для родителей», где в течение года можно было познакомиться с материалом об особенностях развития логического мышления детей  дошкольного возраста при помощи игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно- печатных игр.  Эффективным методом работы с родителями являлись консультации. Консультации давались как в письменной форме, так и в устной. Здесь давались советы как в домашних условиях помочь ребенку развить умственные способности.

Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобовича 

    цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.

 Данная цель достигается с помощью комплекса задач:
- формирование познавательных интересов;
- развитие наблюдательности;
- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;
- формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей. 

Этапы технологии:
На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления. 
 На втором этапе – с помощью образа запоминает понятия, символы. 
На третьем этапе – знакомится с закономерностями (принципами) взаимодействия (увеличение-сложение-трансформация), планирует свои действия. 

В.В Воскобовича  «Чудо - крестики»

Материал: Крестик- образец, 23 элемента крестиков, из которых складывается шесть целых крестиков, конструктивные и силуэтные схемы сложения

Цель игры: -  научить ребенка свободному пространственному конструированию. Для этого к рамке с вкладышами прилагается инструкция с образцами и схемами различных фигур, силуэтов, узоров и орнаментов. Например, из деталей конструктора ребенок сможет составить: снеговика, ракету, девочку, клоуна, дом, наездника, бабочку, лодку, гусара, подводную лодку, беседку. А также придумать  собственные предметы.

В.В Воскобовича  «Чудо - соты »

Материал:  Рамка (210х297 мм, фанера, цветная пленка)., 5 фигур-вкладышей в форме сот (фанера, пленка красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого цветов): 1 целая и 4 составные (из двух, четырех и пяти частей) альбом фигурок (50 фигур).

Цель: - сенсорные способности (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера); 
- умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей; 
- внимание, память; 
- воображение, творческие способности; 
- мелкую моторику рук.

 Описание игры: Ребенок составляет «соты» из частей в рамке, на столе в виде «башни» («соты» накладываются друг на друга), «дорожки» («соты» прикладываются друг к другу). Самое интересное – конструирует фигурки по схемам из альбома и собственному замыслу.

Суть логических игр (геометрических конструкторов) состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Современные исследования ученых установили, что они являются эффективным средством умственного, в частности логического, развития детей.

К группе методик можно отнести игры - головоломки:

Цель данных игр-головоломок, или геометрических конструкторов состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу. Игры-головоломки, возможности проявлять творчество и фантазию.

Виды игр-головоломок:

“ТАНГРАМ”

“ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ”

“ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА”

“КОЛУМБОВО ЯЙЦО”

“ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА”

“ПЕНТАМИНО”

Игры-головоломки развивают:

  •  Пространственные представления;
  • Воображение;
  • Конструктивное мышление;
  • Логическое мышление;
  • Комбинаторные способности;
  • Сообразительность;
  • Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному.

Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая все пропорции. Использовать лучше цветной картон.

ТАНГРАМ

Это древняя китайская игра -  квадрат, разделённый на 7 геометрических фигур.

ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ

Детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра даёт возможность создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода и т.д.

Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования.

ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА

 

 

В набор «Головоломки Пифагора» входят 2 квадрата (большой и маленький), 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), и 1 параллелограмм. Простой вариант игры—это создание силуэтного изображения путём последовательного укладывания  деталей на расчленённый образец. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь нерасчленённым образцом.

                               

КОЛУМБОВО ЯЙЦО

Игра состоит из 10 фигур: треугольника и 6фигур  округлой формы. Округлость фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных.

СФИНКС

В наборе игры 7 простых    геометрических фигур: 4 треугольника и 3 четырёхугольника. Опора на образец поможет детям справиться с задачей. В дальнейшем следует предлагать образцы без указания составных частей.

ЛИСТИК

ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА

 

Элементы игры можно получить, разрезав круг на 7 частей, точно по образцу. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры. Все действия ребёнка лучше перевести в игровую форму, стимулировать проявление смекалки, сообразительности, находчивости как в изготовлении силуэтов  по схеме, так и в самостоятельном поиске способа осуществления задуманного.

Игры-головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово яйцо, Листик, Сфинкс, Въетнамская игра, Пентамино). Материал используются как в  планировании совместной и индивидуальной образовательной  деятельности с детьми в дошкольном образовательном учреждении, так и дома.

Игровая технология Бориса Павловича Никитина «Сложи узор».

Материал: 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета (4 грани одного цвета – жёлтая, синяя, белая, красная и 2 грани – жёлто-синяя и красно-белая).

Цель игры: 

  1. Развивает способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям;
  2. Способность к комбинированию.

Описание игры: Сначала дети учатся составлять по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.

Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Знакомство с играми  происходило по принципу от простого  к сложному. Овладев одной игрой, ребёнок получал  ключ к освоению следующей.

      Подобные игровые технологии способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, развивают ум. Дети стали более внимательными, научились мыслить ясно и четко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. 

         Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

         а) все дети  группы знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Почти всем понятно способы использования логических игр и применение их на практике;

                   б) примерно  70% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;

                   в) дети достигают нужного результата ;

         г) работа по развитию мышления на основе логических игр  принесла свои плоды: дети стали более активными и умными.

Список литературы:

  1. Блонский П.П. Память и мышление. // Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979. - с.9-85.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И.,  Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.
  3.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. –М.,1983. (Развитие речи и мышления: 254-273.) 
  4. Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к     спецкурсу. Свердловск, 1988.
  5.  Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. -  2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94. с.: ил.
  6. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.// Под ред. Л.А.Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1985.-272 с., ил.
  7.  Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – Изд. 5-е, испр. и доп. М., «Лист Нью», 2001. – 184 с., ил.
  8.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комратовой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы на протяжении всего образовательного процесса в режиме дня включаются во все виды детс...

«Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста»

Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общ...