Доклад "Организация процесса обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
статья


Предварительный просмотр:

Перетятко Наталья Владимировна

муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 107 «Искорка» г. Волжского  Волгоградской области»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДОО»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает  целеустремлённость, терпение и характер. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.

Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости. Эти проблемы можно решить с помощью обучения детей игре в шахматы. Это обусловлено  поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.

Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.

Процесс обучения шахматам проводится в форме увлекательной игры: рассматриваются рисунки  в книгах, просматриваются видеоуроки для начинающих шахматистов, чтение сказок В. Г. Гришина, придумывание своих, заучивание стихов и загадок. Обучение игре идёт на уровне, доступным для ребенка. В работе учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир. Эта игра при умелом руководстве становится средством воспитания и обучения

Важным условием успешного обучения является визуальный контакт,  т. к. игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы – каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

Во время обучения не следует часто проводить турниры, это может отрицательно сказаться на психике ребенка.

Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике.

На начальном этапе преобладают  игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются: при  знакомстве с шахматными фигурами; при изучении шахматной доски.

Целью данного этапа является овладение пространственным ориентированием на плоскости, знакомство с названиями шахматных дорожек: горизонталь, вертикаль, диагональ, умением видеть всю доску, а также отдельное поле.

На данном этапе эффективно использовать дидактические упражнения «Покажи горизонтали», «Покажи вертикали», «Покажи диагонали», «Назови адрес», «Засели фишку по адресу» и др.

Выполняя задания в тетрадях в клетку, дети закрепляют знания по пройденным темам и развивают  мелкую моторику рук.

Знакомство с фигурами и пешками.

С этой целью  используют загадки, стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю, превращаясь в  ферзя.

Для закрепления знаний о фигурах и пешках  используют разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как:

«Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Кто быстрее расставит фигуры». «Сделай так», «Кратчайший путь», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Захват контрольного поля» и др.

Соревновательный элемент и игровая мотивация, используемые в процессе обучения, способствуют  повышению познавательного интереса детей, концентрации внимания, развитию произвольной памяти. Так как занятия носят большую интеллектуальную нагрузку, в середине занятия обязательно  проводятся  динамические паузы или физкультминутки.

Таким образом, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок  развития как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера, как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Список литературы:

Гришин В.Г. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. В издат. илл. обл.

Гришин В.Г., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.

Гришин В.Г.,«Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972.

Интернет ресурсы:

https://pandia.ru/ Зонова Вита Анатольевна, «Шахматное образование в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развитие  логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...

Презентация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (МКДОУ Садовский детский сад воспитатель: Пуртова А.И.)

Презентация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (МКДОУ Садовский детский сад воспитатель: Пуртова А.И.)...

«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...

Конспект «Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)»

Тема: « Приключение Черепашек »Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развит...