Дополнительная общеразвивающая программа "Сенсорная математика 3-4 года"
методическая разработка по математике (младшая группа)
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 238.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Сенсорная математика» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области»;
- Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11 декабря 2023 г. № 3.12-Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 26 детский сад «Островок» г.Южно-Сахалинска от 24 января 2023 № 37 https://dou26.yuzhno-sakh.ru/userfiles/ustav_soglasovannyy.pdf
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам МАДОУ № 26 г. Южно-Сахалинска от 05.04.2023 № 104 https://dou26.yuzhno-sakh.ru/userfiles/skanirovanie(3).pdf
Актуальность программы
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Направленность программы: естественнонаучная.
Вид деятельности: математика
Уровень программы: стартовый.
Возраст обучающихся: 3-4 года
Форма обучения: очная.
Язык образования: русский.
Формы занятий: подгрупповая, индивидуальная
Формы и методы: работа в малых группах:
В процессе обучения используются различные формы и методы организации образовательной деятельности:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Типы занятий:
- практические;
- игровые ситуации.
Объем программы: количество часов - 64 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Адресат программы: Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программе 3-4 года (мальчики и девочки).
Программа предполагает работу подгруппами от 6 до 10 человек, что обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям.
Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу - 15 минут.
Режим занятий утверждается расписанием, составляем в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Период | Продолжительность занятия, ч | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю, ч | Кол-во недель | Кол-во часов в год, ч |
1 год | 1 | 2 | 2 | 32 | 64 |
Итого | 64 |
Цели и задачи программы
Цель: формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Задачи:
Метапредметные:
-Учить общаться и взаимодействовать в коллективе
-Учить работать в парах, группах, уважать мнение других
Предметные:
-Учить различать и называть некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый (дополнительно: белый, черный).
-Учить различать и называть некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
-Учить использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка, синий как небо, красный как яблоко).
-Учить различать на ощупь качество предметов и их называть.
Личностные:
-Развивать познавательные интересы
-Учить проявлять творческие способности
-Формировать воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление
- Учебный план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Форма аттестации/ контроль | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Входящая диагностика. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | 1 | 1 | - | Входной контроль (тестирование, собеседование) |
2 | «Спрячь мышку» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
3 | «В царстве фигурок-человечков» | 4 | 1 | 3 | Практические занятия |
4 | Лото «Цвет» | 4 | 1 | 3 | Практические занятия |
5 | «Кто где спит» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
6 | «Гости» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
7 | «Окраска воды» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
8 | «Бусинки большие и маленькие» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
9 | «Кислое, сладкое, соленое» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
10 | Найди предмет такой же формы» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
11 | «Три квадрата» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
12 | «Достроим домики» | 3 | 1 | 2 | Промежуточный контроль (практическое занятие) |
13 | «В царстве царя-Разноцвета» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
14 | «Орнамент» | 4 | 1 | 3 | Практические занятия |
15 | «Магазин» | 4 | 1 | 3 | Практические занятия |
16 | «Радуга» | 4 | 1 | 3 | Практические занятия |
17 | «Чудесный мешочек» | 4 | 1 | 3 | Практические занятия |
18 | «Составные картинки» | 4 | 1 | 3 | Практические занятия |
19 | «Какой формы предметы в нашей группе» | 3 | 1 | 2 | Практические занятия |
20 | Диагностика | 2 | 2 | Диагностика (тестирование, собеседование) | |
Итого | 64 | 19 | 45 | ||
1.4. Содержание программы
1. Вводное занятие. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.
2. «Спрячь мышку»
Теория: Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.
Практика: Игровое поле, картинка – мышка, квадраты 6 цветов
3. «В царстве фигурок-человечков»
Теория: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.
Практика: Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.
Круг, квадрат, треугольник
4. Лото «Цвет»
Теория: Закрепление знания основных цветов.
Практика: Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.
Игровые поля – карты и картинки 6 цветов.
5. «Кто где спит»
Теория: Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Практика: Формирование действия подбора по образцу.
Круг, квадрат, треугольник, овал
6. «Гости»
Теория: Обучение группировке геометрических фигур
Практика: Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.
7. «Окраска воды»
Теория: Ознакомление детей с оттенками цвета
Практика: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
8. «Бусинки большие и маленькие»
Теория: Знакомство с величиной
Практика: Учить детей чередовать предметы по величине.
9. «Кислое, сладкое, соленое»
Теория: Ознакомление детей с вкусовыми качествами.
Практика: Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов. Круг, квадрат, треугольник, овал
10. «Найди предмет такой же формы»
Теория: Ознакомление детей с эталонами формы.
Практика: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч.
11. «Три квадрата»
Теория: Обучение способу наложения
Практика: Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами. Квадраты 3-х размеров
12. «Достроим домики»
Теория: Развитие глазомера детей.
Практика: 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина.
13. «В царстве царя-Разноцвета»
Теория: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.
Практика: Цветные плоскостные человечки, цветные карточки - домики.
14. «Орнамент»
Теория: Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур
Практика: Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы. Образец орнамента, бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера
15. «Магазин»
Теория: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Практика: Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»)
16. «Радуга»
Теория: Ознакомление детей с системой цветов,
Практика: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет
Бумага с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги.
17. «Чудесный мешочек»
Теория: Обучение зрительному нахождению фигуры
Практика: Обучение зрительному нахождению фигуры по осязательно воспринимаемому образцу
Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.
18. «Составные картинки»
Теория: Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.
Практика: Круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники, образцы рисунков, составленных из геометрических фигур.
19. «Какой формы предметы в нашей группе»
Теория: Обучение зрительному обследованию предметов
Практика: Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.
Предметы, находящиеся в групповой комнате.
20. Итоговое занятие. Диагностика
Практика: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.
- Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные:
-Научился общаться и взаимодействовать в коллективе
-Научился работать в парах, группах, уважать мнение других
Предметные:
-Различает и называет некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый (дополнительно: белый, черный).
-Различает и называет некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
-Использует сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка, синий как небо, красный как яблоко).
-Различает на ощупь качество предметов и их называет.
Личностные:
-Проявляет познавательные интересы
-Проявляет творческие способности
-Проявляет воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
1 год | 01.10.2024 | 31.05.2025 | 32 | 64 | 64 | 2 раза в неделю по 1 академическому часу |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы требуется следующее материально-техническое обеспечение:
- кабинет соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям для занятий;
- столы, стулья;
- музыкальные колонки;
- коллекция мультимедийных презентаций.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Калейдоскоп природы» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующей естественнонаучной направленности и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в соответствии с Приказом Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н.
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Дидактические игры с математическим направлением.
2. Развивающие игры: лото, домино, счет и т.д
3. Умные карточки «Цифры и фигуры»
4. Игрушки разной величины
План воспитательной работы
Период | Название мероприятия |
октябрь | Подготовить и провести анкетирование на тему «Знания родителей в области формирования сенсорно-математических представлений детей раннего возраста». |
ноябрь | Разработать памятки для родителей по теме самообразования. |
декабрь | Проконсультировать родителей детей о том, как дома с детьми на наглядном материале можно закрепить названия цветов и округлую форму предметов |
январь | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Распечатать памятки – подсказки. |
февраль | Побеседовать с родителями на тему «Большой – маленький», попросить закрепить изученный материал в домашних условиях. |
март | Рекомендовать родителям искать предметы прямоугольной формы дома. Составить, квадрат, треугольник, прямоугольник с помощью палочек, карандашей |
апрель | Консультация для родителей «Математика - занимательная игра». |
май | Индивидуальная консультация родителей на тему «Наши результаты» |
2.3. Формы аттестации
Входной контроль:
- проводится при наборе, на начальном этапе формирования коллектива (в октябре) или для обучающихся, которые желают обучаться по данной программе не сначала учебного года. Данный контроль нацелен на изучение интересов ребенка, его знаний и умений, творческих способностей (тестирование, собеседование);
Промежуточный контроль:
- проводится в конце I полугодия (в декабре-январе). Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания обучающимися, метапредметных результатов, личностного развития и взаимоотношений в группе.
Итоговый контроль:
- проводится в конце обучения (в мае). Данный контроль нацелен на проверку освоения программы в целом, учет изменений качеств личности каждого обучающегося (практические задания, открытое занятие, опрос).
2.4. Оценочные материалы
На протяжении всего периода обучения проводится педагогическое наблюдение. Результаты наблюдения оформляются в оценочный лист. Оно позволяет отследить, какие показатели не сформированы и требуют индивидуальной или групповой работы (Приложение №1).
Список литературы
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008 г. ISBN: 5-09-000732-2
2. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Москва 2005 год. ISBN: 5891446103
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л.Новоселовой. Москва. 2005 год.
4. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Москва. 2005 год. ISBN 5-09-004060-5
5. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст]/ М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. ISBN: 5891445646
6. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
7. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с. ISBN: 5-8403-0668-1
8. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей иродителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007. ISBN: 978-5-09-018083-2
10. Интернет ресурсы. https://www.kp.ru/edu/doshkolnoe-obrazovanie/sensornoe-razvitie-detej/
Приложение № 1
Критерии оценки | ФИО ребенка | |||
Метапредметные | ||||
Научился общаться и взаимодействовать в коллективе | ||||
Научился работать в парах, группах, уважать мнение других | ||||
Предметные | ||||
Различает и называет некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый (дополнительно: белый, черный). | ||||
Различает и называет некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | ||||
Использует сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка, синий как небо, красный как яблоко). | ||||
Различает на ощупь качество предметов и их называет. | ||||
Личностные | ||||
Проявляет познавательные интересы | ||||
Проявляет творческие способности | ||||
Проявляет воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление | ||||
Каждый уровень усвоения критерий оценивается в баллах от 1 до 3:
- высокий – 3 балла;
- средний – 2 балла;
- низкий – 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Малышок" 2-3 года
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементар...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей первого года жизни «Фитбол-гимнастика «Прыг-скок»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей первого года жизни «Фитбол-гимнастика «Прыг-скок» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни «Игры с куклой»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни «Игры с куклой» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программы Государственн...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа "Математика для любознательных"
laquo;Математика для любознательных» Программа дополнительного образования по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста через использование технологии М.Монте...

