Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни «Игры с куклой»
рабочая программа по развитию речи

Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни  «Игры с куклой» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программы Государственного казенного учреждения здравоохранения «Полысаевский дом ребенка «Родничок»

Программа направлена на формирование и обучение выполнению различных игровых  действий с куклой, формированию навыков общения во время игры.

Программу могут использовать педагоги дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни

«Игры с куклой»

Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни  «Игры с куклой» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программы Государственного казенного учреждения здравоохранения «Полысаевский дом ребенка «Родничок»

Программа направлена на формирование и обучение выполнению различных игровых  действий с куклой, формированию навыков общения во время игры.

Программу могут использовать педагоги дошкольного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни «Игры с куклой» [Текст] / сост. Е.А. Пушкина – Полысаево, 2023. 17 с.

Содержание

Пояснительная записка ..........................................................................................4

Учебно-тематический план....................................................................................7

Содержание программы..........................................................................................8

Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы ............................................................................................14

Информационно-методическое обеспечение программы.................................14

Приложение ...........................................................................................................16

Пояснительная записка

Ранний возраст  рассматривается как важнейший период жизни растущего человека для формирования фундаментальных способностей определяющих дальнейшее его развитие. В раннем возрасте  закладываются ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие способности, общая жизненная активность.                                                        Одним из главных достижений раннего возраста является становление и развитие игры. В этот период она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.                                                                                Все это выглядит идеально, если ребенок воспитывается в любящей семье, а у нас речь идет о детях, которые воспитываются в доме ребенка. лишенные материнской и отцовской любви, не имеющие представления о семейной жизни и семейном укладе.                                                                Поэтому остро стоит о какой-то компенсации в жизни ребенка со стороны воспитателей, внесением игр с куклой.

Педагоги, психологи и социологи утверждают, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики одинаково проявляют интерес к кукле: кормят, носят на руках и баюкают, качают в люльке, совершенно не отставая в активности от девочек. Малыш, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры, как девочек, так и мальчиков.

Цель Программы: формирование условного игрового действия в совместной игре взрослого с ребенком и ступенчатый переход к самостоятельной игре самих детей.

Задачи:

1. Дать  детям элементарные представления о кукле.

2. Вызвать интерес к игрушке - кукле, желание играть с ней.

3. Дать образец несложных игровых действий с куклой.

          4. Учить сопровождать свои действия  речью.

При  разработке программы мы руководствовались принципами:                           - принцип гуманизма - приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности;                                                                            - принцип ценностного единства и совместности -  единство ценностей и смыслов воспитания;                                                                         - принцип общего культурного образования - воспитание основывается на культуре и традициях России;                                                                         - принцип следования нравственному примеру - пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка;                                 - принципы безопасной жизнедеятельности - защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого -  значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности - организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Ожидаемые результаты реализации Программы:                                                дети должны знать:

  • что у куклы есть имя
  • что у куклы, как у человека есть голова, туловище, руки, ноги.
  • что с куклой можно играть (выполнять определенные игровые действия).

дети должны уметь:

  • выполнять отрывочные игровые действия (качать куклу, кормить,

варить кашу, умывать, одевать, раздевать куклу и т.п.).

  • объединять два игровых предмета: кукла- пеленка, кукла-ложка, кукла-кроватка).
  • сопровождать элементарные игровые действия речью (а-а-а-а-а, ням-ням, бух, …).

Условия реализации программы

Программа ориентирована на детей  1 - 2лет.

Форма обучения – индивидуально, подгрупповая.

Срок реализации  – 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 7-8 минут. Общее количество занятий в год — 18.

Формы работы с дошкольниками:

  • показ игровых действий;
  • чтение потешек, сказок, стихов;
  • рассматривание иллюстраций;
  • наблюдения;
  • слушание адиозаписей;
  • предметные действия с посудой, кукольной одеждой, и т.д.

Структура занятия

Вводная часть

Создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек, предметов заместителей, рассматривание их

Основная часть

Обучение игровым действиям, обыгрывание игровых эпизодов

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Учебно-тематический план

Темы

Количество     занятий

Раздел: «Первичное ознакомление с куклой»

1

Знакомство с куклой Катей

2

2

Кукла Катя будет жить с нами

2

3

Семья куклы Кати

2

Раздел «Ознакомление с особенностями игры с куклой»

4

Кукла Катя умывается

2

5

Кукла Катя завтракает

2

6

Кукла Катя играет

2

Раздел «Оценка полученных результатов»

7

Кукла  Катя идет на прогулку

2

8

Кукла Катя купается

2

9

Кукла Катя ложится спать

2

Итого:

18

Содержание программы

Месяц

Тема

Цель

Содержание работы

«Занятия по первичному ознакомлению с куклой»

Сентябрь

Знакомство с куклой Машей

Формировать умение ребенка играть с куклой. Формировать представления об основных частях тела человека (голова, руки, ноги, туловище), их назначение 

Вводная часть. (Воспитатель вносит куклу).                                                      У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя                                                            
Основная часть. Рассматриваем куклу. Это кукла Маша, У куклы голова, есть, руки, ноги, спинка, живот. Какое красивое платье у куклы Маши. Ручками Маша хлопает: «Хлоп-хлоп-хлоп!». Ножками топает: «Топ-топ-топ!». Предлагает ребенку: «Давай и мы с тобой ручками похлопаем: «Хлоп-хлоп-хлоп!», ножками потопаем: «Топ-топ-топ!». Воспитатель стимулирует произношение ребенком звукосочетаний. Ребенок играет с куклой.                                                                     Заключительная часть. Воспитатель благодарит ребенка от имени куклы Маши, хвалит ребенка. Воспитатель вместе с ребенком определяют место, где будет находиться кукла Маша. Ребенок прощается с куклой.                                            

Октябрь

Кукла Маша будет жить с нами

Формировать простые игровые умения в игре с куклой, условные игровые действия в совместной игре взрослого с ребенком. Формировать у детей желание ежедневно заботиться о кукле          

Вводная часть. Игра начинается с того, что  воспитатель вносит куклу.                                                        У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя.  Предлагаю детям поздороваться с куклой Машей.                                                            

Основная часть. Воспитатель от имени куклы Маши обращается к ребенку, говорит, что хочет с детками жить, играть, что она похожа на детей. Только она маленькая, а дети большие. У куклы, как и у детей, есть голова, руки, ноги, спинка и живот. Кукла Маша говорит, что любит играть в игры. Воспитатель от имени куклы Маши предлагает детям поиграть:

По дорожке мы шагаем
И в ладошки ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
Ай да малыши!
Ай да крепыши! (2 – 3 раза)

Воспитатель говорит, что кукла Маша  хочет с детками жить, дети выбирают место для куклы.

Заключительная часть. Воспитатель благодарит детей от имени куклы Маши, хвалит детей, в подарок раздает картинки с изображением куклы.

Ноябрь

Семья куклы Маши

Формировать у детей знания о себе и ближайшем окружении (знакомство с именами детей); развивать понимание речи взрослого; упражнять в произношении звукосочетаний и облегченных слов; развивать внимание, память; вызывать у доброжелательное отношение к кукле

Вводная часть. Игра начинается с того, что  воспитатель вносит куклу.                                                        У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя.  Предлагаю детям поздороваться с куклой Машей.                                                            
Основная часть. Воспитатель знакомит куклу Машу с детьми: «Это девочка Катя! Это мальчик Саша!» Воспитатель говорит от имени куклы Маши, что у нее есть семья: папа, мама, дедушка, бабушка и показывает картинку с изображением семьи, детки пусть будут ее сестренками и братишками. Дети вслед за куклой повторяют: ма-ма, па-па!  Затем играют в пальчиковую игру:  «Вот дедушка, Вот бабушка,                                                      Вот папочка, Вот мамочка, 
Вот деточка моя, 
А вот и вся семья. 
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок. Повторить 2 – 3 раза.

Заключительная часть. Воспитатель благодарит детей от имени куклы Маши, хвалит детей, в подарок раздает картинки с изображением семьи.

«Занятия по ознакомлению с особенностями игры с куклой»

Декабрь

Кукла Маша умывается

Обучение выполнению различных действий с куклой, демонстрации нового действия, самостоятельно выполнять простые сюжетные действия с куклой,

Вводная часть. Воспитатель приносит куклу Машу и говорит: «Ой, какие у неё щёки грязные и ладошки. Наверное, Маша ещё не умывалась»

Куклу рано разбудила:

Вот тебе вода и мыло,

Надо, если даже лень,

Умываться каждый день!

Ребята, давайте все вместе покажем кукле как надо умываться.

Основная часть. Ребенок подходит к раковине, воспитатель открывает воду, и просит ребенка намылить руки, помыть руки и вытереть полотенцем. Говорит воспитатель:

«Буль –буль- буль- 

Журчит водица,

Все ребята

Любят мыться!»  Затем воспитатель умывает Машу, а детям предлагает повторять: «Буль –буль- буль!»   

Заключительная часть. Воспитатель  хвалит детей от имени куклы, благодарит и предлагает поиграть в игру «По дорожке мы шагаем»

Январь

Кукла Маша завтракает

Закреплять представления детей о бытовых действиях в играх с куклой - кормим куклу.

Расширять пассивный словарь , за счёт слов , обозначающих посуду, различные действия.

Побуждать детей повторять за воспитателем несложные слова и звукоподражания (ням-ням).

Вводная часть. Воспитатель приносит куклу Машу, кукла приветствует детей и говорит, что она знает стихотворение, «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…», жалуется, что всем сорока каши дала, а про нее забыла. Воспитатель предлагает угостить куклу кашей.

Основная часть. Воспитатель имитирующими  движениями «варит кашу», сопровождая свои движения потешкой «Сорока-ворона…» Дети за воспитателем повторяют движения «кашу варила». Затем воспитатель дает детям ложки, и дети по очереди кормят куклу Машу, приговаривая: «Ням-ням, ням-ням!»

Заключительная часть. Воспитатель благодарит детей от имени куклы за вкусную кашу, что дети покормили Машу, а она их тоже угощает печеньем.

Февраль

Кукла Маша играет

Формировать умение детей в совместной с воспитателем игре действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия. Развивать интерес к игре с куклой

Вводная часть. Воспитатель приносит куклу Машу, кукла приветствует детей и говорит, у нее есть подружки куклы Катя, Таня и они тоже хотят познакомиться с детьми. Воспитатель показывает кукол

Катю и Таню. И предлагает с ними поиграть.

Основная часть. Воспитатель раздает кукол детям  и предлагает хоровод:

Закружился хоровод –

Пляшет кукольный народ:

Маша, Танечка плывет,

Сарафаном пол метет. Дети выполняют танцевальные движения: пружинку, кружатся, наклоняют головку. Повторяют 2 – 3 раза.

Заключительная часть. Воспитатель благодарит детей от имени кукол за интересные игры, красивый  хоровод, за это они угощают  деток печеньем.

Раздел «Итог занятий, оценка полученных результатов»

Март

Кукла  Маша  идет на прогулку

Дать первичные представления об одежде и обуви (куртка, шапка, штаны, сапоги), тренировать умение узнавать и показывать предметы одежды и обуви на кукле. Способствовать формированию положительных эмоций  по отношению к совместной деятельности со взрослым.

Вводная часть. Воспитатель приносит куклу Машу, кукла приветствует детей и говорит, что она хочет на прогулку, но не знает, что нужно одевать. Воспитатель предлагает детям помочь кукле Маше.

Основная часть. Воспитатель раскладывает перед детьми разные предметы кукольной одежды. Берет куклу на руки и говорит: «Сначала мы оденем Маше штаны, Оля, подай Маше штаны, (ребенок выбирает

штаны, воспитатель одевает куклу). Затем дети выбирают кофту, шапку, куртку и сапоги. Воспитатель читает стихотворение:

На мою малышку наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!
А теперь на ножки – носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!

Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!
Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два!
Надо Машу одевать и скорей идти гулять!
Заключительная часть. Воспитатель  хвалит детей от имени куклы, благодарит и предлагает детям картинки с изображением предметов одежды.

Апрель

Кукла Маша купается

     Формировать умение                   объединять два игровых                        в   действия –куклу раздеть, потом и   искупать, закреплять

     разнообразные игровые

     действия с куклой.

     Развивать устойчивый интерес

     К совместной деятельности с

     воспитателем                                          

Вводная часть. Воспитатель приносит куклу Машу, ванночку, «мыло», полотенце и просит детей помочь искупать куклу. Приглашает ребенка раздеть куклу. Читает стихотворение: «Девочка чумазая».

Основная часть. Воспитатель вместе с детьми купает куклу, комментируя все свои действия:

«Кто тут будет куп-куп, по водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется».

Воспитатель вместе с детьми вытирает полотенцем куклу и читает стих:

«Мыльце гладенько, водица тепленька,

Куколка чистёхонька, Машенька радехонька»

Заключительная часть. Воспитатель  хвалит детей от имени куклы, благодарит и предлагает детям картинки с

изображением купающихся зверушек.

Май

Кукла Маша ложится спать

 Развивать умения переносить

 Знакомые действия с куклой в

 новые игровые ситуации,

 Выполнять действия в

 соответствии с ролью,

 Выполнять в игре два последовательных действия

Вводная часть. Воспитатель приносит куклу Машу, и поет колыбельную песенку кукле. Говорит детям, что куклы Маша, Катя и Таня искупались и теперь хотят спать. Воспитатель раздает кукол детям. Просит их раздеть, а затем завернуть в пеленку и положить в кроватку.

Основная часть. Дети раздевают кукол, затем воспитатель заворачивает каждую куклу в пеленку  и дает детям, чтобы положили в кроватку. Предлагает детям покачать сначала куклу на руках и спеть для неё песенку: «Баю-бай, баю-бай! Или «А-а-а-а!»

Воспитатель поет колыбельную полностью, затем дети кладут кукол в кроватку. Воспитатель просит детей не шуметь, и тихонько выйти из спальни.

Заключительная часть. Воспитатель благодарит детей, хвалит за активное участие, что хорошо пели песенку, раздает угощение.

Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы

При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках мониторинга. Мониторинг проводиться 2 раза в год. Сроки проведения мониторинга: сентябрь, май. (Приложение 1).

Информационно-методическое обеспечение программы

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. –  Москва : Медицина, 1977. – 262 с.                                                         

2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. -143 с.                                        

 3. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т. Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. - С. 32 - 34.                                  

4. Божович, Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968. - 464 с.        

6.  Венгер, Л.А.  Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка /Л.А. Венгер // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. - Москва: Педагогика, 1990. - С. 27-34.                                                                                

7.  Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 314 с.                                                                                                

8.  Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выгодский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 27-36.                                        

9.  Гаспарова,  Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1987. - №7. - С. 45-50.                                                                    

10.  Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2002. - №2. - С. 49-55.                                                                                                                                                

11.  Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре/Р.И. Жуковская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 320 с.                                                                                            

12.  Зворыгина, Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры/ Е. Зворыгина, Н. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №5. - С. 31.                                                                                                                  

13. Зворыкина, Е. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей/ Е. Зворыкина // - Москва: Просвещение, 1988. -96 с.                                    

14.  Игрушки для развития детей раннего возраста: Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста /Доронова Т.Н., Доронов С.Г. - М: Детям XXI века, 2005. - 62 с.         

15.  Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие / А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

Приложение 1

Диагностическая карта развития детей 1-2 лет

Дата проведения на начало года  ___________

Дата проведения на конец года    ___________

№ п/п

Ф.И. ребенка

Знает, что у куклы  есть имя

Знает, что у куклы есть части тела (голова, туловище и т.д.)

Знает -правила техники безопасности при работе с инструментами и красками

Умеет выполнять игровые действия с куклой

Умеет объединять два игровых предмета (кукла-ложка, кукла-кроватка) 

Умеет сопровождать игровые действия речью

Итого                        ( количество баллов)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

2

3

4

5

Уровни развития игровых действий

Для выявления степени овладения ребенком игровых действий  в сюжетной игре предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за действиями детей на занятиях и в игровой деятельности.                 

С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели по каждой из трех возрастных групп. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют сформированному уровню усвоения программы, 2 балла – на стадии формирования; и 1балл – не сформировано.

25– 30 баллов - Уровень развития сформирован

Ребенок выполняет разученные игровые действия,  воспроизводит два  игровых действия, находит два схожих по назначению предмета, может употреблять в речи облегченные слова или двухсловные предложения, навыки сформированы соответственно возрасту.

20 – 25баллов – Уровень развития на стадии формирования                    

 Ребенок может выполнять элементы игровых действий, имея неустойчивые знания и представления о выполняемых игровых действиях, в речи употребляет только облегченные слова, затрудняется найти по слову предметы по назначению, навыки сформированы неустойчиво.  

15 – 20 баллов  – Уровень развития не сформирован                                                                

 У ребенка неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в игровой деятельности. Речь в стадии развития, игровые навыки не сформированы. Ребенок пассивный, затрудняется воспроизводить разученные игровые действия с куклой. Навыки практически не сформированы. Эмоциональный отклик не стабильный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности для детей 4 года жизни

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:1. Закон Российской Фед...

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 4 года жизни.

Ориентиром для написания рабочей  программы  служит программа «Радуга» - разработана под руководством Т.Н.Дороновой, которая первой рекомен­дована Министерством образования для массового вне...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)

Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

Дополнительная общеразвивающая программа Для детей 5-7 лет «Оч.умелые ручки» Срок реализации 2 года

laquo;Оч.умелые ручки» - программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей нетрадиционным способам рисования разными материалами.  Изоб...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей первого года жизни «Фитбол-гимнастика «Прыг-скок»

Дополнительная общеразвивающая программа для детей первого года жизни «Фитбол-гимнастика «Прыг-скок» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА И ТАНЕЦ» срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет)

Цель Программы: формирование общей культуры личности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром сре...