ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
материал (старшая группа) на тему

Шаткова Людмила Владимировна

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического ос­воения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской дея­тельности и творчества является художественная направленность, которая в дальней­шем «обрастает  коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_mrio_moy.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Утверждаю

                                                          Заведующая МДОУ «Детский сад №124»

                                                          ________________________Е.Г.Савина

                                                           Приказ №____ от__________2018г.

Принята на заседании педагогического

совета №1 от__________2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

                                                       Составила: Шаткова Людмила Владировна

                                         воспитатель

САРАНСК 2018-19 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

дополнительной

образовательной

услуги

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА 

Организация исполнитель программы

МДОУ «Детский сад №124 комбинированного вида»

Заведующая

Савина Елена Геннадьевна

Целевая группа

Дети 5-6 лет

Составители программы

Шаткова Людмила Владимировна

Цель программы

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Направленность программы

Естественнонаучная

Ожидаемые результаты

На конец учебного года дети должны уметь:

  • Объединять группы предметов по общему признаку
  • Считать до 10 (количественный и порядковый счет до 10);
  • Называть числа в прямом порядке до 10;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту;
  • Делить предметы на несколько равных частей
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

На конец года дети должны знать:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого десятка из двух меньших;
  • Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним.

В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств ,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Срок реализации программы

1 учебный год

Пояснительная записка.

Направленность программы: естественнонаучная.

Актуальность:

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает  коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста.  При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.

В педагогической деятельности дополнительной общеобразовательной программы  предполагается широко использовать игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность  отдельных математических представлений и понятий у детей,  но и на развитие умственных возможностей и способностей,  чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.  

Отличительные особенности программы:

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет  снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают  много  нового,  учатся обобщать.

Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас  детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

Цель программы: 

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи:

1. Закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов;

2. Создание максимально  благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка;

3. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

Адресат программы: Дети 5-6 лет

Название учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124комбинированного вида

Адрес

Республика Мордовия,

Заведующий МДОУ

Савина Елена Геннадьевна

Тип

Дошкольное образовательное учреждение

Вид

Детский сад комбинированного вида

Категория

вторая

Функционирует

С 1988 г.

Количество групп

8 групп:

Приоритетное направления

- физкультурно-оздоровительное

Педагог ДО

Шаткова Людмила Владимировна

Объем программы: 32  занятий.

Формы обучения и виды занятий:

Программа включает работу по подгруппам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия, фронтальные, проектная деятельность, практикумы.

 Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Длительность занятия: 25 мин.

Предполагаемая наполняемость группы: 10 человек.

Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоретическую часть, физкультминутки,  что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

Основные принципы программы:

  1. Принцип природосообразности: образовательный процесс в кружке строится согласно логике;
  2. Умственного развития дошкольника;
  3. Индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  4. Индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  5. Гумманистичности:  ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Содержание образовательных занятий:

Учебный материал организован по следующим разделам:

  • Количество и счет.
  • Геометрические фигуры.
  • Определение величины.
  • Ориентирование во времени.
  • Логические задачи.

В соответствие с разделами планируется работа, где определяется содержание, задачи, сроки проведения.

1.Количество и счет

На занятиях по этой теме у детей  следует  развивать  общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

Совершенствовать  навыки  количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

 Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.

Познакомить с составом второго порядка из единиц.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

  • «Назови следующее, предыдущее число»
  • «Назови соседей числа»
  • «Назови меньше на 1, больше на 1»
  • «Вверх вниз по числовой лестнице»
  • «Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры  помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

2. Геометрические фигуры.

Закреплять знания о геометрических  фигурах:  круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.

Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол).

Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

Продолжать  учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

  • «Назови предметы заданной формы»,
  • «Что общего и чем различаются фигуры»,
  • «Найди предмет такой же формы»,
  • «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
  • «Найди лишнюю фигуру»,
  • «Конструктор»,
  • «Почини одеяло»,
  • «Танграм»,

Таким образом, проводимая работа помогает    закреплять знание  ребенка  о  геометрических фигурах  их свойствах, развивает  умение классифицировать их по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

3. Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

  • В работе по данному разделу используются игры–эксперименты:
  • «В каком сосуде больше воды?»
  • «Что легче, что тяжелее?»
  • «Что тонет, что плавает?»
  • «Подбери шарфик для кукол»
  • «Короче - длиннее»
  • «Подбери мебель для трех медведей»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

4. Ориентировка во времени                                                                                            

Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже.

Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Учить определять время  по часам с точностью до часа.

В работе используются следующие дидактические игры:

  • «Вчера, сегодня, завтра»
  • «Дни недели»
  • «Мой режим дня по часам»
  • «Определи время по часам»
  • «Когда это бывает?»
  • «Что перепутал художник?»

Используемые игры  способствуют развитию  ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев  и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.

5. Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является  развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Используемые  пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», головоломки  «Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 мин.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты

На конец учебного года дети должны уметь:

  • Объединять группы предметов по общему признаку
  • Считать до 10 и дальше(количественный и порядковый счет до 10);
  • Называть числа в прямом порядке до 10;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту;
  • Делить предметы на несколько равных частей
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

На конец года дети должны знать:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого десятка из двух меньших;
  • Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним.

В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств ,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Метапредметные результаты

ЛичностныеУДД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности, ее мотивом и результатом учения, ради чего она осуществляется;

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

-ценностно-смысловая ориентация учащихся в знании моральных норм, умении соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, в умении выделять нравственный аспект поведения;

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.  

Регулятивные УДД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УДД: планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УДД:

Общеучебные  действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Формы подведения итогов: проводится в игровой форме, дидактических игр и решение занимательных задач.

Методика контрольных испытаний

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 10

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 баллов – средний уровень

21 – 27 баллов – высокий уровень

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование раздела

Кол-во занятий

Общее кол-во часов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Контроль подготовленности

1

25

5

20 мин

2.

Основная часть

30

12 часов 30 мин

4 часа 35 мин

7 часов 55 мин

3.

Итоговое занятие

1

25 мин

-

25 мин

Всего занятий

32

13 часов 20 мин

4 часа 40 мин

8 часов 40 мин

Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Контроль подготовки

1.1

Счет в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

3 мин

1.2.

Сравнение группы предметов, содержащих до 10 предметов, на основе составления пар

-

3 мин

1.3

Знание цифр в пределах 10

-

3 мин

1.4

Сравнение предметов по длине, ширине, высоте

-

7 мин

1.5

Геометрические фигуры квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

-

3 мин

1.6

Части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

-

3 мин

1.7

Определение направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

-

3 мин

2.

Основная часть

2.1

Цифры от 1 до 9. Знакомство с цифрой 0.

10мин

15мин

2.2

Геометрические фигуры. Трапеция, ромб.

10 мин

15мин

2.3

Счеты и калькулятор.

15мин

10мин

2.4

Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи предметы нас окружающие.

15мин

10мин

2.5

Волшебные превращения геометрических фигур.

5мин

20мин

2.6

Составление аппликаций из геометрических фигур.

5мин

20мин

2.7

Порядковые числа.

10мин

40мин

2.8

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

10мин

15мин

2.9

Порядок и количество.

10мин

15мин

2.10

Знакомство с ориентированием на листе.

15мин

10мин

2.11

Задачи-шутки.

25мин

2.12

Развитие графических навыков.

20мин

30мин

2.13

Ориентировка в пространстве.

20мин

30мин

2.14

Сутки. Часы. Минуты.

10мин

15мин

2.15

Дни недели.

10мин

15мин

2.16

Месяца

10мин

15мин

2.17

Времена года. Сезоны.

10мин

15мин

2.18

Часы

10мин

15мин

2.19

Весы

10мин

15мин

2.20

Знакомство с линейкой

20мин

30мин

2.21

Логические задачи

10мин

40мин

2.22

Задачи на действия (сложение и вычитание)

10мин

15мин

2.23

Задачи на составление целого из частей

10мин

15мин

2.24

Задачи на разделение целого на части

10мин

15мин

2.25

Деньги и их значение

10мин

15мин

3.

Итоговое занятие

25мин

Итого часов

13 часов 20 мин

Тематическое планирование образовательной деятельности кружка в старшей группе

Месяц                            

Тема  

Программное содержание

октябрь

1. Контроль подготовки

2. «Знакомство с цифрами»

Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.

3. «Геометрические фигуры»

Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

4. «Счёты»

Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.

ноябрь

5. «На что похоже?»

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

6. «Волшебные превращения геометрических фигур» (сгибание, разрезание, вырезание)»

Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

7.«Кошкин дом»

Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

8. «Что такое «порядок»?»

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

декабрь

9. «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  Уметь называть своё местоположение относительно других.

10. «Какой? Сколько?»

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

11. «По порядку рассчитайся!»

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

12. «Ориентировка на листе»

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

13. «Аппликация на листе».

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.

январь

14. «Лесенка».

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

15. «Рисование фигур по точкам»

Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

16. «Левая и правая рука»

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением».

17. «Сутки. Часы. Минутки»

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

февраль

18. «Дни недели».

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

19. «12 месяцев»

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

20. «Время года. Сезоны.»

Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их.

21. «Знакомство с часами».

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

22.  «Весы. Их использование»

Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»

23. «Какие бывают линейки»

Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.

апрель

24. «Рисуем по линейке»

Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

25. «Расставь числа по порядку»

Развивать умение расставлять числа  по порядку.

26. «Задачи на смекалку»

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять  арифметические действия.

27. «Задачи на действия (сложение и вычитание)»

Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

май

28. «Задачи на составление целого из частей»

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

29. «Задачи на разделение целого на части»

Развивать мышление детей, умение делить на части.

30. «Деньги. Их значение»

Познакомить детей с деньгами, их значением.

31. Итоговое занятие

Методическое обеспечение образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана путем подбора парциальных (специализированных) программ по формированию элементарных математических представлений:

1. Программа  «Математика в детском саду» В.П. Новикова.

2. Программа Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-6  лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера,  2010г.;  

3. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В.  – М.: ИРИАС, 2012. – 452 с.    (Электронный вариант в формате  А4, 406 с.).

4. Е.Н.Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2013.

5. Т.А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений.  Москва 2015; Т.М.

6. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей», 2009.

п/п

Название раздела

Форма занятий

Организация

учебно-воспитательного

процесса

Форма подведения

итогов

1

Количество и счет

Беседа,

дидактическая игра

Наборы наглядного, демонстрационного

 и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки,

набор  карточек с цифрами от 0 до 20

Опрос,

беседа

2

Геометрические фигуры

Беседа,

дидактическая игра

Набор пластмассовых плоскостных  и объемных фигур

Конкурс

3

Величина

Беседа,

дидактическая игра

Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек.

Беседа, игра-эксперимент.

4

Ориентировка во времени

Беседа ,

дидактическая игра

Модель часов, иллюстрации  времен года, месяцев,

дней недели, художественная литература по теме.

Викторина

Ориентировка в пространстве

Беседа,

дидактическая игра

Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы.

Дидактич. игра,практи

ческое занятие.

5

Логические задачи

Беседа,

дидактическая игра

Наглядный материал,  предметные картинки, развивающие игры «Магический квадрат»,пазлы

Математический  конкурс.

Перечень оборудования

  • Учебные пособия.
  • Предметные картинки.
  • Раздаточный и счетный материал.
  • Набор цифр.
  • Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
  • Модель часов, весы.
  • Арифметическое домино, мозаика, пазлы, палочки Кюизенера, танграм
  • Развивающая игра «Уникуб», занимательные кубики «Сложи узор»
  • Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
  • Строительный конструктор.
  • Кубики с сюжетными картинками.

5. Список используемых источников

1.ВераксаН. Е., От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

  1. Новикова В. П., Математика в детском саду старший дошкольный возраст/В.П. Новикова. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

3. Новикова В. Н., Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера/ В.П. Новикова, Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

4. Комарова Л. Д.,  Как работать с палочками Кюизинера/ Л.Д. Комарова.  Москва, 2006 г.

  1. Ерофеева Т. И., Программа и методические рекомендации/ Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  2. Колесникова Е. В., Я считаю до 10 рабочая тетрадь для детей:5-6 лет/ Е.В.Колесникова  М.; ТЦ Сфера,2011. – 64с.  (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
  3. Колесникова Е. В., Математика для детей 5- 6  лет: Методическое пособие к рабочей тетради/ Колесникова Е.В.  — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  4. Лебеденко Е. Н., Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Лебеденко Е.Н. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  5. Арапова- Пискарева Н. А., «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова - Пискарева, 2007г.
  6. Кузнецова Е. В.,Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах/ Кузнецова Е.В. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
  7. Бабушкина Т. М., «Математика. Нестандартные занятия»/ Т.М. Бабушкина.  Изд. торговый дом «Корифей» , 2009.

Интернет ресурсы:

1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

2. www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

3. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

4. http://ped-kopilka.ru [сайт «Учебно-методический кабинет»];

5.  Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (Дата обращения 05.01.2015)

6. Куприянов Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования. [Электронный ресурс] — URL: http://ipk74.ru/kafio/kvdo/download/32/ (Дата обращения 05.02.2015)

7. Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис.... д- рапед. наук: 13.00.01: М., 2004 436 c.

8. Понятие, правовая природа и структура образовательной программы [Электронный ресурс] — URL: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/521.php (Дата обращения 06.06.2015)

9. Оглоблин К. А. Стратегия подготовки педагогов физической культуры к валеологической деятельности в образовательной среде вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт- Петербург, 2009

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (Дата обращения 06.12.2014)

11. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844).

12. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7–02


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Дополнительная общеразвивающая программа«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

Дополнительная   общеразвивающая программа   «Занимательная    математика»...

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для формирования математических представлений у детей. Именно в это время ребенок наиболее чувствителен и восприимчив к новому.Математика ...

«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Предлагаемая программа математического развития дошкольников имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» направленность: социально-педагогическая

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»направленность: социально-педагогическая...