Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
рабочая программа по математике (младшая группа)

Чиркова Елена Юрьевна
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_chirkova_korehova.docx51.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Принято на заседании                                                        УТВЕРЖДЕНА

педагогического совета                                                      приказом МАДОУ

Протокол №                                                                         «Верхнекетский детский сад»

от                                                                                           от                                         №

                                                                                                                  директор МАДОУ «Верхнекетский

                                                                                               детский сад________МЛ.Березкина

   

Дополнительная общеразвивающая программа

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

естественнонаучной направленности

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год.

                                                                       Автор-составитель:

                                                                                    Чиркова Е.Ю., воспитатель

   

Белый Яр – 2019г.

  1. Пояснительная записка.

    Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать новое. Огромную роль в умственном воспитании и развитии детей, совершенствовании их интеллекта, играет математика.  Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ребенок «математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, обосновывает свою позицию. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях.

    Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» реализуется в рамках познавательного развития дошкольников и направлена на формирование у детей мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

      Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.

    В программе использованы материалы программно-дидактического комплекса «Мате: плюс» Математика в детском саду, разработанного совместно с основной образовательной программой «Вдохновение»,

которые включают в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования.

Программа разработана в соответствии

со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.

    2. Цель программы «Занимательная математика»: развитие у

детей элементарных математических представлений с помощью комплекта «МАТЕ+».

               3.Задачи: 

  • Развивать мыслительные операции, внимание, умение классифицировать предметы по цвету и величине.
  • Продолжать формировать у детей умение соотносить количество предметов с числом.
  • Формировать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь.
  • Развивать у детей навыки самооценки.
  • Формировать навык действовать по инструкции в заданном времени.
  • Формировать умение соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
  • Развивать математическое мышление через речевую коммуникацию с

            другими детьми и взрослыми.

  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику рук.

  Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 3-4 года. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия в группе младшего дошкольного возраста 15 минут.  

   

  1. Ведение в игровую ситуацию.

2 мин.

  1. Актуализация и затруднения в игровой ситуации

3 мин.

  1. Открытие детьми нового знания

8 мин.

  1. Эмоциональная устойчивость на успех

2 мин.

4.Ожидаемые результаты:

  • Развитие познавательной активности.
  • Стимулирование памяти, творческих способностей.
  •  Развитие мыслительных операций, внимания, умения классифицировать предметы по различным признакам.
  • Повышение стремлений детей к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
  • Формирование умения соотносить количество предметов с числом.
  • Развитие у детей навыка самооценки.
  • Формирование навыка действовать по инструкции в заданном времени.
  • Развитие математического мышления через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизирование позиции родителей как участников педагогического процесса группы.

5.Календарный учебный график.

Наименование

оказываемой

услуги

Группа

Форма

органи

зации

Учебный год

Учеб-

ных

недель

Коли-

чест-

во часов

в

неделю

всего

1.

«Занимательная математика»

младшая

группа

           подгрупповая      

Начало

учебного

года

окончание

учебного

года

28

1

28

6.Учебно-тематический план

(младшая группа)

Месяц

Тема

Количество часов

Дата

Октябрь

Знакомство с комплектом «МАТЕ+»

1

«Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Рассортируй карточки с домами по размеру», «Определи наощупь что это».

1

«Посади мишку относительно предмета», «Посели мишек в домики по цвету», «Разложи фишки по корзиночкам».

1

«Сравни мишек по росту»,

«Найди наощупь шар, кубик», «Где сидит мишка?».

1

Ноябрь

«Покажи где живет желтый мишка и т. д.», «Раздели мишкам ягоды-фишки по одной», «Выбери всех больших мишек, маленьких».

1

«Найди предмет такой же формы», «Построй лесенку методом наложения», «Рассади мишек по стульчикам по цвету».

1

«Найди мишку такого же размера», «На что похоже?», «Мишка шагает по лесенке вверх, вниз».

1

«Наложи изображение из фигур, цветных кубиков, фишек», «Определи наощупь каком мешочке много фигур», «Посели мишек в домики».

1

Декабрь

«Соотнеси картинки», «Как мышка доберется до сыра?», «Яблоки на яблоне».

1

«Выложи бусы, гусеницу только синего или красного цветов», «Где сидит кот?», «Каких мишек больше, меньше и т. д».

1

«Найди наощупь большого, маленького мишку», «Нарисуй такой же рисунок», «Выбери что катится т. д.».

1

«Найди тень», «Продолжи ряд меняя цвет», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так

1

Январь

«Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Построй дом, паровозик, башенку», «Как мышка доберется до сыра?».

1

«Выложи узор по образцу», «Нарисуй такой же рисунок», «Найди на ощупь».

1

«Выложи из фигур рыбку, куда она плывет?», «Какая картинка выглядит точно также, как левая?», «Что изменилось?».

1

«Назови цвет», «Расставь медведей по памяти», «Соедини изображение и его часть».

1

Февраль

«Найди на ощупь две фигуры одинаковой формы», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так    »,  «Выложить фигуру по образцу».

1

«Продолжить узор», «Рассортируй карточки», «Что изменилось?».

1

«Соедини изображение и его часть», «Выложи мозаику по образцу», «Построй башню из кубиков под диктовку».

1

«Измени цвет мозаики», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок».

1

Март

«Найди закономерность», «Выложи узор», «Определи форму на ощупь».

1

«Рассортируй карточки с домами по размеру», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так     ».  

1

«Случайный эксперимент», «Обведи самое большое синим, а самое маленькое –красным», «Построй башню из кубиков под диктовку».

1

«Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Какого квадрата не хватает?», «Что изменилось?».

1

Апрель

«Выложи мозаику по образцу», «Раскрась все круги красного цвета», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок».

 1

«Найди предмет такой же формы», «Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Построй башню из кубиков под диктовку».

1

«Определи форму на ощупь», «Расставь медведей под диктовку», «Раскрась только одну фигуру».

1

Итоговая ООД «Путешествие в город математиков»

1

7.Методическое обеспечение

№ п/п

Тема

Форма проведения

Программные задачи

Методы и приемы организации

Материал

1

Знакомство с комплектом «МАТЕ+»

Игровые упражнения

Познакомить с комплектом «МАТЕ+», формировать интерес к математическим играм.

Беседа, наглядный, показ, наблюдение.

программно-дидактичес-кий комплекс «Мате: плюс» Математика в детском саду

2

«Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Рассортируй карточки с домами по размеру», «Определи наощупь что это».

Игра-занятие

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить находить предметы различные по величине. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

п/д комплекс «Мате: плюс»

карточки с домами, «волшебный мешочек»

3

«Посади мишку относительно предмета», «Посели мишек в домики по цвету», «Разложи фишки по корзиночкам».

Игра-занятие

Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, умение соотносить предметы по цвету и размеру.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

п/д комплекс «Мате: плюс»

карточки с домами, фишки.

4

«Сравни мишек по росту»,

«Найди наощупь шар, кубик», «Где сидит мишка?».

Дидактичес-

кие упражнения

Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже.

Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, умение соотносить предметы.

Наглядный, словесный

п/д комплекс «Мате: плюс»

мишки, «волшебный мешочек»

5

«Покажи где живет желтый мишка и т. д.», «Раздели мишкам ягоды-фишки по одной», «Выбери всех больших мишек, маленьких».

Познаватель-

ные игры

Развивать умение соотносить предметы по цвету и размеру.

Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине.

Практический словесное объяснение показ, наблюде-

ние

п/д комплекс «Мате: плюс»

мишки, фишки.

6

«Найди предмет такой же формы», «Построй лесенку методом наложения», «Рассади мишек по стульчикам по цвету».

Игра-занятие

Формировать умение сравнивать предметы разной формы.

Формировать умение строить конструкции способом наложения.

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

п/д комплекс «Мате: плюс»

мишки, карточки, рабочая тетрадь.

7

«Найди мишку такого же размера», «На что похоже?», «Мишка шагает по лесенке вверх, вниз».

Игра-занятие

Формировать умение сравнивать предметы разного размера. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые.

п/д комплекс «Мате: плюс»

мишки, карточки, рабочая тетрадь.

8

«Наложи изображение из фигур, цветных кубиков, фишек», «Определи наощупь каком мешочке много фигур», «Посели мишек в домики».

Игра - занятие

Формировать умение строить конструкции способом наложения.

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые.

п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек»

мишки, карточки, рабочая тетрадь.

9

«Соотнеси картинки», «Как мышка доберется до сыра?», «Яблоки на яблоне».

Дидактичес-кие упражнения

Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые.

п/д комплекс «Мате: плюс»  карточки, рабочая тетрадь.

10

«Выложи бусы, гусеницу только синего или красного цветов», «Где сидит кот?», «Каких мишек больше, меньше и т. д».

Занятие-поиск

Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, умение соотносить предметы. Продолжать знакомить детей с понятиями «больше-меньше».

Практические и игровые.

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь.

Цветные карандаши

11

«Найди наощупь большого, маленького мишку», «Нарисуй такой же рисунок», «Выбери что катится т. д.».

Игра - занятие

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Развитие
творческого мышления. Формировать у младших дошкольников внимание, усидчивость.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

12

«Найди тень», «Продолжи ряд меняя цвет», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так

Игра - занятие

Формировать умение сравнивать предметы разной формы. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

13

«Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Построй дом, паровозик, башенку», «Как мышка доберется до сыра?».

Игра - занятие

Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький».

Формировать умение строить конструкции по схеме. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

14

«Выложи узор по образцу», «Нарисуй такой же рисунок», «Найди на ощупь».

Дидактичес-кие упражнения

Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры. Учить детей находить предмет по заданному признаку. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  «волшебный мешочек»

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

15

«Выложи из фигур рыбку, куда она плывет?», «Какая картинка выглядит точно также, как левая?», «Что изменилось?».

Игра - занятие

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, внимание.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

16

«Назови цвет», «Расставь медведей по памяти», «Соедини изображение и его часть».

Игровые упражнения.

Развивать внимание, память. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  мишки,

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

17

«Найди на ощупь две фигуры одинаковой формы», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так    »,  «Выложить фигуру по образцу».

Игра - занятие

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой (треугольник).

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

18

«Продолжить узор», «Рассортируй карточки», «Что изменилось?».

Игра - занятие

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, внимание.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

19

«Соедини изображение и его часть», «Выложи мозаику по образцу», «Построй башню из кубиков под диктовку».

Дидактичес-кие упражнения

Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры.

Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

20

«Измени цвет мозаики», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок».

Игра - занятие

Развивать внимание, память. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, трафареты, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

21

«Найди закономерность», «Выложи узор», «Определи форму на ощупь».

Игра - занятие

Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек»

карточки, рабочая тетрадь.

22

«Рассортируй карточки с домами по размеру», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так     »

Игра - занятие

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, внимание. Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой (круг).

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

23

«Случайный эксперимент», «Обведи самое большое синим, а самое маленькое –красным», «Построй башню из кубиков под диктовку».

Игровые упражнения.

Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

24

«Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Какого квадрата не хватает?», «Что изменилось?».

Игра - занятие

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, воображение, память.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек»

карточки, рабочая тетрадь.

25

«Выложи мозаику по образцу», «Раскрась все круги красного цвета», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок».

Игра - занятие

 

Развивать внимание, память. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, трафареты, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

26

«Найди предмет такой же формы», «Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Построй башню из кубиков под диктовку».

Игра - занятие

Развивать внимание, память. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь.

Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

27

«Определи форму на ощупь», «Расставь медведей под диктовку», «Раскрась только одну фигуру».

Игра - занятие

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

28

Итоговая ООД «Путешествие в город математиков»

Игра - путешествие

Развивать внимание, память. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь.

Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, кубики, мишки Цветные карандаши

Список литературы:

  1. А. Бостельман «Математика в любое время! Изд.: Национальное образование, 2016г.
  2. Кауфман C., Лоренц Д., «Мате: плюс™. Математика в детском саду — математический комплекс.  (Коробка). Изд.: Национальное образование, 2016г
  3. Лоренц Д., Математическая тетрадь для детей 3-4-5 лет 

      Изд.: Национальное образование, 2016г.   

  1. Программа развития математического образования МАТЕ: плюс.

Изд.: Национальное образование,2016г.