Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
рабочая программа по математике (младшая группа)

Чиркова Елена Юрьевна
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_chirkova_korehova.docx51.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Принято на заседании                                                        УТВЕРЖДЕНА

педагогического совета                                                      приказом МАДОУ

Протокол №                                                                         «Верхнекетский детский сад»

от                                                                                           от                                         №

                                                                                                                  директор МАДОУ «Верхнекетский

                                                                                               детский сад________МЛ.Березкина

   

Дополнительная общеразвивающая программа

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

естественнонаучной направленности

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год.

                                                                       Автор-составитель:

                                                                                    Чиркова Е.Ю., воспитатель

   

Белый Яр – 2019г.

  1. Пояснительная записка.

    Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать новое. Огромную роль в умственном воспитании и развитии детей, совершенствовании их интеллекта, играет математика.  Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ребенок «математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, обосновывает свою позицию. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях.

    Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» реализуется в рамках познавательного развития дошкольников и направлена на формирование у детей мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

      Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.

    В программе использованы материалы программно-дидактического комплекса «Мате: плюс» Математика в детском саду, разработанного совместно с основной образовательной программой «Вдохновение»,

которые включают в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования.

Программа разработана в соответствии

со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.

    2. Цель программы «Занимательная математика»: развитие у

детей элементарных математических представлений с помощью комплекта «МАТЕ+».

               3.Задачи: 

  • Развивать мыслительные операции, внимание, умение классифицировать предметы по цвету и величине.
  • Продолжать формировать у детей умение соотносить количество предметов с числом.
  • Формировать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь.
  • Развивать у детей навыки самооценки.
  • Формировать навык действовать по инструкции в заданном времени.
  • Формировать умение соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
  • Развивать математическое мышление через речевую коммуникацию с

            другими детьми и взрослыми.

  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику рук.

  Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 3-4 года. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия в группе младшего дошкольного возраста 15 минут.  

   

  1. Ведение в игровую ситуацию.

2 мин.

  1. Актуализация и затруднения в игровой ситуации

3 мин.

  1. Открытие детьми нового знания

8 мин.

  1. Эмоциональная устойчивость на успех

2 мин.

4.Ожидаемые результаты:

  • Развитие познавательной активности.
  • Стимулирование памяти, творческих способностей.
  •  Развитие мыслительных операций, внимания, умения классифицировать предметы по различным признакам.
  • Повышение стремлений детей к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
  • Формирование умения соотносить количество предметов с числом.
  • Развитие у детей навыка самооценки.
  • Формирование навыка действовать по инструкции в заданном времени.
  • Развитие математического мышления через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизирование позиции родителей как участников педагогического процесса группы.

5.Календарный учебный график.

Наименование

оказываемой

услуги

Группа

Форма

органи

зации

Учебный год

Учеб-

ных

недель

Коли-

чест-

во часов

в

неделю

всего

1.

«Занимательная математика»

младшая

группа

           подгрупповая      

Начало

учебного

года

окончание

учебного

года

28

1

28

6.Учебно-тематический план

(младшая группа)

Месяц

Тема

Количество часов

Дата

Октябрь

Знакомство с комплектом «МАТЕ+»

1

«Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Рассортируй карточки с домами по размеру», «Определи наощупь что это».

1

«Посади мишку относительно предмета», «Посели мишек в домики по цвету», «Разложи фишки по корзиночкам».

1

«Сравни мишек по росту»,

«Найди наощупь шар, кубик», «Где сидит мишка?».

1

Ноябрь

«Покажи где живет желтый мишка и т. д.», «Раздели мишкам ягоды-фишки по одной», «Выбери всех больших мишек, маленьких».

1

«Найди предмет такой же формы», «Построй лесенку методом наложения», «Рассади мишек по стульчикам по цвету».

1

«Найди мишку такого же размера», «На что похоже?», «Мишка шагает по лесенке вверх, вниз».

1

«Наложи изображение из фигур, цветных кубиков, фишек», «Определи наощупь каком мешочке много фигур», «Посели мишек в домики».

1

Декабрь

«Соотнеси картинки», «Как мышка доберется до сыра?», «Яблоки на яблоне».

1

«Выложи бусы, гусеницу только синего или красного цветов», «Где сидит кот?», «Каких мишек больше, меньше и т. д».

1

«Найди наощупь большого, маленького мишку», «Нарисуй такой же рисунок», «Выбери что катится т. д.».

1

«Найди тень», «Продолжи ряд меняя цвет», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так

1

Январь

«Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Построй дом, паровозик, башенку», «Как мышка доберется до сыра?».

1

«Выложи узор по образцу», «Нарисуй такой же рисунок», «Найди на ощупь».

1

«Выложи из фигур рыбку, куда она плывет?», «Какая картинка выглядит точно также, как левая?», «Что изменилось?».

1

«Назови цвет», «Расставь медведей по памяти», «Соедини изображение и его часть».

1

Февраль

«Найди на ощупь две фигуры одинаковой формы», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так    »,  «Выложить фигуру по образцу».

1

«Продолжить узор», «Рассортируй карточки», «Что изменилось?».

1

«Соедини изображение и его часть», «Выложи мозаику по образцу», «Построй башню из кубиков под диктовку».

1

«Измени цвет мозаики», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок».

1

Март

«Найди закономерность», «Выложи узор», «Определи форму на ощупь».

1

«Рассортируй карточки с домами по размеру», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так     ».  

1

«Случайный эксперимент», «Обведи самое большое синим, а самое маленькое –красным», «Построй башню из кубиков под диктовку».

1

«Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Какого квадрата не хватает?», «Что изменилось?».

1

Апрель

«Выложи мозаику по образцу», «Раскрась все круги красного цвета», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок».

 1

«Найди предмет такой же формы», «Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Построй башню из кубиков под диктовку».

1

«Определи форму на ощупь», «Расставь медведей под диктовку», «Раскрась только одну фигуру».

1

Итоговая ООД «Путешествие в город математиков»

1

7.Методическое обеспечение

№ п/п

Тема

Форма проведения

Программные задачи

Методы и приемы организации

Материал

1

Знакомство с комплектом «МАТЕ+»

Игровые упражнения

Познакомить с комплектом «МАТЕ+», формировать интерес к математическим играм.

Беседа, наглядный, показ, наблюдение.

программно-дидактичес-кий комплекс «Мате: плюс» Математика в детском саду

2

«Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Рассортируй карточки с домами по размеру», «Определи наощупь что это».

Игра-занятие

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить находить предметы различные по величине. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

п/д комплекс «Мате: плюс»

карточки с домами, «волшебный мешочек»

3

«Посади мишку относительно предмета», «Посели мишек в домики по цвету», «Разложи фишки по корзиночкам».

Игра-занятие

Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, умение соотносить предметы по цвету и размеру.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

п/д комплекс «Мате: плюс»

карточки с домами, фишки.

4

«Сравни мишек по росту»,

«Найди наощупь шар, кубик», «Где сидит мишка?».

Дидактичес-

кие упражнения

Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже.

Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, умение соотносить предметы.

Наглядный, словесный

п/д комплекс «Мате: плюс»

мишки, «волшебный мешочек»

5

«Покажи где живет желтый мишка и т. д.», «Раздели мишкам ягоды-фишки по одной», «Выбери всех больших мишек, маленьких».

Познаватель-

ные игры

Развивать умение соотносить предметы по цвету и размеру.

Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине.

Практический словесное объяснение показ, наблюде-

ние

п/д комплекс «Мате: плюс»

мишки, фишки.

6

«Найди предмет такой же формы», «Построй лесенку методом наложения», «Рассади мишек по стульчикам по цвету».

Игра-занятие

Формировать умение сравнивать предметы разной формы.

Формировать умение строить конструкции способом наложения.

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

п/д комплекс «Мате: плюс»

мишки, карточки, рабочая тетрадь.

7

«Найди мишку такого же размера», «На что похоже?», «Мишка шагает по лесенке вверх, вниз».

Игра-занятие

Формировать умение сравнивать предметы разного размера. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые.

п/д комплекс «Мате: плюс»

мишки, карточки, рабочая тетрадь.

8

«Наложи изображение из фигур, цветных кубиков, фишек», «Определи наощупь каком мешочке много фигур», «Посели мишек в домики».

Игра - занятие

Формировать умение строить конструкции способом наложения.

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые.

п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек»

мишки, карточки, рабочая тетрадь.

9

«Соотнеси картинки», «Как мышка доберется до сыра?», «Яблоки на яблоне».

Дидактичес-кие упражнения

Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые.

п/д комплекс «Мате: плюс»  карточки, рабочая тетрадь.

10

«Выложи бусы, гусеницу только синего или красного цветов», «Где сидит кот?», «Каких мишек больше, меньше и т. д».

Занятие-поиск

Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, умение соотносить предметы. Продолжать знакомить детей с понятиями «больше-меньше».

Практические и игровые.

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь.

Цветные карандаши

11

«Найди наощупь большого, маленького мишку», «Нарисуй такой же рисунок», «Выбери что катится т. д.».

Игра - занятие

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Развитие
творческого мышления. Формировать у младших дошкольников внимание, усидчивость.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

12

«Найди тень», «Продолжи ряд меняя цвет», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так

Игра - занятие

Формировать умение сравнивать предметы разной формы. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

13

«Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Построй дом, паровозик, башенку», «Как мышка доберется до сыра?».

Игра - занятие

Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький».

Формировать умение строить конструкции по схеме. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

14

«Выложи узор по образцу», «Нарисуй такой же рисунок», «Найди на ощупь».

Дидактичес-кие упражнения

Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры. Учить детей находить предмет по заданному признаку. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  «волшебный мешочек»

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

15

«Выложи из фигур рыбку, куда она плывет?», «Какая картинка выглядит точно также, как левая?», «Что изменилось?».

Игра - занятие

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, внимание.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

16

«Назови цвет», «Расставь медведей по памяти», «Соедини изображение и его часть».

Игровые упражнения.

Развивать внимание, память. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  мишки,

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

17

«Найди на ощупь две фигуры одинаковой формы», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так    »,  «Выложить фигуру по образцу».

Игра - занятие

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой (треугольник).

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

18

«Продолжить узор», «Рассортируй карточки», «Что изменилось?».

Игра - занятие

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, внимание.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

19

«Соедини изображение и его часть», «Выложи мозаику по образцу», «Построй башню из кубиков под диктовку».

Дидактичес-кие упражнения

Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры.

Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

20

«Измени цвет мозаики», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок».

Игра - занятие

Развивать внимание, память. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, трафареты, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

21

«Найди закономерность», «Выложи узор», «Определи форму на ощупь».

Игра - занятие

Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек»

карточки, рабочая тетрадь.

22

«Рассортируй карточки с домами по размеру», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так     »

Игра - занятие

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, внимание. Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой (круг).

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

23

«Случайный эксперимент», «Обведи самое большое синим, а самое маленькое –красным», «Построй башню из кубиков под диктовку».

Игровые упражнения.

Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

24

«Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Какого квадрата не хватает?», «Что изменилось?».

Игра - занятие

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, воображение, память.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек»

карточки, рабочая тетрадь.

25

«Выложи мозаику по образцу», «Раскрась все круги красного цвета», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок».

Игра - занятие

 

Развивать внимание, память. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, трафареты, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

26

«Найди предмет такой же формы», «Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Построй башню из кубиков под диктовку».

Игра - занятие

Развивать внимание, память. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь.

Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

27

«Определи форму на ощупь», «Расставь медведей под диктовку», «Раскрась только одну фигуру».

Игра - занятие

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек»  

карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши

28

Итоговая ООД «Путешествие в город математиков»

Игра - путешествие

Развивать внимание, память. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь.

Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Словесные, наглядные, игровые

п/д комплекс «Мате: плюс»  

карточки, кубики, мишки Цветные карандаши

Список литературы:

  1. А. Бостельман «Математика в любое время! Изд.: Национальное образование, 2016г.
  2. Кауфман C., Лоренц Д., «Мате: плюс™. Математика в детском саду — математический комплекс.  (Коробка). Изд.: Национальное образование, 2016г
  3. Лоренц Д., Математическая тетрадь для детей 3-4-5 лет 

      Изд.: Национальное образование, 2016г.   

  1. Программа развития математического образования МАТЕ: плюс.

Изд.: Национальное образование,2016г.      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического ос­воения математических поня...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

Дополнительная   общеразвивающая программа   «Занимательная    математика»...

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для формирования математических представлений у детей. Именно в это время ребенок наиболее чувствителен и восприимчив к новому.Математика ...

«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Предлагаемая программа математического развития дошкольников имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» направленность: социально-педагогическая

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»направленность: социально-педагогическая...