Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
рабочая программа (старшая группа)

Дополнительная   общеразвивающая программа   «Занимательная    математика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatika_21.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

          СОГЛАСОВАНО                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета               Директор  

                                                                          Детского сада «Светлячок»       №_______от_____________                           _______________________Е.В.Бушмелёва

 

                                                            «_____»______________________2019 г.

                    Дополнительная    общеразвивающая программа

                               «Занимательная    математика»

        

             для детей  5- 6 лет

       

                                 

                                   

                                                             

                                                Составитель: Геращенко Ирина Евгеньевна, воспитатель

                                                                                высшей квалификационной категории

                                                 

                                                г. Заводоуковск,2019 г.

Содержание

 

1.Пояснительная записка……………………………………………………1

2.Цели, задачи………………………………………………………………..1

3.Учебно-тематический план ……………………………………………....1

4.Содержание программы …………………………………………………. 1- 2-3

5. Годовой календарный учебный график…………………………………4

6 Организационно-педагогические условия реализации программы…....4

7. Планируемые результаты………………………………………………...4

8.Оценочные материалы:  …………………………………………………..4

 формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы,

условия реализации программы, воспитательная работа,

Литература……………………………………………………………………4-5

                                 

                                                                                  1

                                                                   Пояснительная записка

            В интеллектуальном развитии ребёнка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Использование занимательного материала, направлено в игровой форме, на овладение детьми 5-6 лет умению выделять зависимость между предметами по количеству, используя цифры. Задания на ориентировку в пространстве и времени, задачи – шутки, развивают логическое мышление. Графические навыки формируются благодаря заданиям в тетрадях в клетку.  В данной программе выбрана система работы с использованием  заданий из серии «Рабочие тетради к программе «От рождения до школы», из программы «Развитие», развивающих заданий конструктора «ТИКО». Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, творческого воображения. Работа актуальна и поможет нам расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития его познавательной активности. Математическая грамотность, развитие логического мышления – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Цель: Развитие математических   способностей

            и логического мышления  у детей средствами занимательной математики.

 .

Задачи:

1. Заинтересовать детей математическим материалом.

2. Создать условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.

3. Продолжать развивать мелкую моторику кистей рук и графические навыки.

4. Формировать количественные, пространственные и временные отношения.

Учебно-тематический план

1 Занятие каждого месяца: «Математика для дошкольников».

2 Занятие: задания на бумаге в клетку.

3 Занятие: занимательные словесные и настольные математические игры.

4 Занятие: Игры с конструктором ТИКО.

5 Занятие: «Математика для дошкольников»

6 Занятие: Задания на бумаге в клетку.

7 Занятие: Игры со счётными палочками.

8 Занятие: Задания на ориентировку в пространстве из программы «Развитие».

                                                     Содержание программы

Кол-во занятий

                                          Тематика

Сентябрь

1 занятие

Диагностика знаний

2 занятие

Диагностика знаний

3 занятие

Игры с числовыми карточками. Игры с числовым кубиком.

4 занятие

Знакомство с конструктором «ТИКО»

5 занятие

«Сравнение множеств», математика для дошкольников, стр.1

6 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.1

7занятие

Игры со счётными палочками «Выложи, что хочешь»

8 занятие

Игры на ориентировку в пространстве с использованием предлогов

итого

8

Октябрь

1 занятие

«Счёт до  5.Повторение», математика для дошкольников, стр.2

2 занятие

Задания на бумаге в клетку.

3 занятие

Игры с цифрами, знакомство с календарём.

4 занятие

Игры с «ТИКО»

5 занятие

«Знаки больше, меньше, равно», математика для дошкольников, стр.3

6 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.3.        

7 занятие

Игры со счётными палочками «Выложи по образцу»

8 занятие

Игры по плану группы («Найди, где спрятано»)

Итого 8

Ноябрь

1 занятие

«Сложение», математика для дошкольников, стр.4

2 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.4

3 занятие

Игры на изучение дней недели. Повторение частей суток.

4 занятие

Игры с «ТИКО»

5 занятие

«Вычитание», математика для дошкольников, стр.5

6 занятие

Задания на бумаге в клетку,стр5

7 занятие

Логические игры со счётными палочками

8 занятие

Игровые упражнения с планом  группы «Поменяйтесь местами»

Итого 8

        Декабрь

1 занятие

«Состав числа 3», математика для дошкольников, стр.6

2 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.6

3 занятие

Игры на изучение месяцев года

4 занятие

Игры с «Тико»

5 занятие

«Состав числа 4», математика для дошкольников, стр.7

6 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.7

7 занятие

«Умные спички» (ручной труд с использованием пластилина и спичек)

8 занятие

Составление плана 1 этажа детского сада

Итого 8

        Январь

1 занятие

«Состав числа 5», математика для дошкольников, стр.8.

2 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.8.

3 занятие

Игра в шашки.

4 занятие

Игры с «ТИКО».

Итого 4

        Февраль

1 занятие

«Число 6», математика для дошкольников, стр.9

2 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.9

3 занятие

Игра в шашки

4 занятие

Игры с «ТИКО»

5 занятие

«Число 7», стр.10

6 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр. 10

7 занятие

Игры со счётными палочками (словесный диктант)

8 занятие

Игровое упражнение с планом 1 этажа «Встань, где отмечено на плане»

Итого 8

        Март

1 занятие

«Число 8», математика для дошкольников, стр.11

2 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр. 11

3 занятие

Игры на геоконде «Нарисуй квадрат, прямоугольник и т.д.»

4 занятие

Игры с «ТИКО»

5 занятие

«Число 9», стр.12

6 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.12

7 занятие

Игры со счётными палочками и шнурками.

8 занятие

Составление плана 2 этажа детского сада

Итого 8

                          Апрель

1 занятие

«Число 10», математика для дошкольников, стр. 13

2 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.13

3 занятие

Математические загадки, пальчиковые игры, сказки, считалки.

4 занятие

Игры с «ТИКО».

5 занятие

«Логические задачи», стр. 14

6 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.14.

7 занятие

Развивающие математические мультфильмы.

8 занятие

Игровые упражнения с планом 2 этажа «Найди, где спрятано?»

Итого 8

        Май

1 занятие

«Часть и целое», математика для дошкольников, стр. 15.

2 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр. 15.

3 занятие

«Счёт до 10», математика для дошкольников, стр.16.

4 занятие

Задания на бумаге в клетку, стр.16.

5 занятие

«Шнуровки», предметы для массажа кистей рук, игры с водой, крупами, прищепками.

6 занятие

Диагностика знаний

7 занятие

Диагностика знаний

8 занятие

Итоговое мероприятие «Весёлая заниматика»

Итого 8

Июнь.    Игры с геокондом по схемам: «конфета», «бабочка», «жар – птица», «жаба», «ракета», «Самолёт», «кувшин».

Июль. Легоконструирование по образцу: «дом», «робот», «самолёт», «цифры»,  «кораблик», игра «шашки»

Август. Знакомство с линейкой и способом измерения, игра «морской бой».

                     

                           

 Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

16.09.2018 -30.08.2020

Продолжительность образовательного процесса

12 месяцев

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2019-11.01.2019

Педагогическая диагностика

03.09.2018;25.05.2019

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

2

8

90

Организационно-педагогические условия реализации программы

        Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» рассчитана на 1 год.  Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 45 часов. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой может воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: фотовыставка кружка «Развиваемся, играя»,  отчетное мероприятие для родителей «Весёлая заниматика».

Планируемые результаты

          1. Развит интерес и стремление активно учавствовать в математических играх и заданиях.        

          2. Созданы условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.

          3. Частично развиты графические навыки и умения.

          4. Сформированы количественные, пространственные и временные отношения.

         

Оценочные и методические материалы

- Формы контроля: наблюдения, вопросы, беседы.

- Критерии отслеживания усвоения программы:

3 балла – выполняют  задания, отвечают правильно и уверенно

2 балла – отвечают с ошибками, справляются с заданиями с не большой помощью взрослого

1 балл – затрудняются

Высокий уровень – 24-27 баллов

Средний уровень – 16-18 баллов

Низкий уровень – 8-9 баллов

-Уровень усвоения количественного счета в пределах 10

-Уровень усвоения порядкового счета в пределах 10

-Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета, цифр и знаков.

-Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов

-Умение устанавливать размерные отношения между 5 - 10 предметами разной высоты

-Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой

-Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы

-Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве

-Временные представления детей (последовательность частей суток, дней недели, месяцев года)

Условия реализации программы

         Математические игры:  с цифрами, с геометрическими фигурами, на определение формы, величины предметов, их местоположения в пространстве, игры с  порядковым, прямым и обратным счётом в пределах десяти.

         Развивающие пособия: рабочие тетради и прописи для дошкольников, конструктор «ТИКО», математический планшет «геоконт», счётные полочки, демонстрационные планы  всей группы, детского сада. 

        Игры, направленные на развитие мелкой моторики: «золушка»,  «волшебная коробка»,  «чудесный мешочек», «мешочки с разными крупами», «шнуровки», мелкие предметы (пуговицы, бусины, колечки), предметы массажа кистей рук (шишки, карандаши с гранями, массажные перчатки и мячики), «сухой бассейн».

Оснащение:

-комплект рабочих листов  на каждого ребёнка, цветные  карандаши,

-счётные палочки,

-конструктор «ТИКО»,

-математический планшет «геоконт» на каждого ребёнка,

-демонстрационные планы  всей группы и детского сада,

-картотека занимательных математических игр.

Воспитательная работа:

Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять задания по инструкции,

не мешать окружающим, соблюдать порядок во время игр и при выполнении заданий.

Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Литература

1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Составители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.

2. Современный образовательный стандарт. Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой «Математика для дошкольников», «Прописи».

3. Планы занятий по ориентировке в пространстве для старшей группы под редакцией Л.А.Венгера.

4. А.Жилинская «Занимательная математика»

5. А.В.Звонкин «Математика и малыши»

6. В.А.Левшин «Математические сказки»

7. Методические рекомедации по использованию конструктора «ТИКО»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...