Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике

Кочеткова Наталья Николаевна

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для формирования математических представлений у детей. Именно в это время ребенок наиболее чувствителен и восприимчив к новому.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. За время дошкольного детства  сознание ребёнка  не просто заполняется отдельными образами, представлениями, но характеризуется целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx103.91 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1.        Пояснительная записка…………………………………………….3

2.        Учебно-тематический план………………………………………...17

3.        Содержание программы……………………………………….......19

4.        Уровни достижения детьми планируемых результатов…………21                                                                                      

5.        Информационно-методическое обеспечение программы……….27

6.        Приложение………………………………………………………...29

1. Пояснительная записка

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития.

Окружающий мир, в который входит ребёнок, подбрасывает с каждым годом всё более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а важно выделять связи, отношения между явлениями и предметами.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для формирования математических представлений у детей. Именно в это время ребенок наиболее чувствителен и восприимчив к новому.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. За время дошкольного детства  сознание ребёнка  не просто заполняется отдельными образами, представлениями, но характеризуется целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Эффективное развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности. Дети с развитым интеллектом, познавательными силами и творческим потенциалом быстрее запоминают материал, способны усваивать и перерабатывать информацию, более уверены в себе, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В результате освоения математических представлений происходят изменения в познавательной сфере личности детей. Математическое развитие подразумевает развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Познавательная активность является предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает сумму знаний и умений, способность эти знания усваивать и применять в решении нестандартных ситуаций.

От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Опыт работы с детьми в группе коррекционной направленности показывает, что уровень познавательной активности и интеллектуального развития дошкольников недостаточно высок. У детей с особыми образовательными потребностями (тяжелые нарушения речи) отмечается низкий уровень видения объектов окружающего мира, умственных способностей, логического мышления, неумение самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать, отстаивать своё мнение.

Об успешности формирования элементарных математических представлений у детей  старшего дошкольного возраста свидетельствует умение пользоваться основными мыслительными операциями; активизация интеллектуальной деятельности детей; развитие психических процессов, личностных и волевых качеств; самоорганизация в процессе решения творческих задач.

Исследования психологов, опыт педагогов-практиков показывают, что трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Актуальность данного вопроса  привела к разработке дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика» по развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей у детей через формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте. Программа составлена на основе программы развития математических представлений у детей «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной для дошкольной подготовки в соответствии с ФГОС ДО.

Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать.

Главным фактором, определяющим  развитие познавательной активности и интеллекта,  творческих способностей у детей выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем. Важно процесс овладения элементарными математическими представлениями  сделать привлекательным, ненавязчивым, радостным. Этому способствует использование разнообразных средств и способов с возможностью мыслить, творить, решать.

Новизна дополнительной  общеразвивающей  программы заключается в деятельностном подходе, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается путем познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, через самостоятельные анализ, сравнения, выявления существенных признаков. Педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Дети ориентируются не на готовые шаблоны, а додумываются до ответа сами.

По содержанию обучение детей математике отличается от традиционного большим объемом знаний. Детям дают представления о луче, линиях (замкнутой, незамкнутой, ломаной), об углах и видах углов, о числовом отрезке, о площади. Знакомят с пространственными фигурами (параллелепипед, пирамида, конус). Содержание обогащено элементами логики. Задачи обучения представлены двумя уровнями: для всех детей и для более способных детей.

 В программе используются дидактические, интеллектуальные  игры и разминки с элементами ТРИЗ – РТВ, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, творческие задания. Разнообразная подача материала направлена на развитие познавательных, творческих возможностей и способностей детей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности. 

Для активизации детей заложена смена их деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, находят значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Программа разработана с позиции комплексного развития личности ребенка: развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Программа предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Цель программы: развитие математических и творческих способностей детей, формирование активного интереса к процессу познавательно-исследовательской деятельности; обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- создание условий для гармоничного развития детей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и склонностей каждого ребенка;

- формирование способности и потребности открывать и творить, решать задачи проблемного характера; 

- содействие развитию инициативности, ответственности, активности жизненной позиции;

- развитие познавательных процессов, мыслительных операций;

- обучение взаимодействию, общению и коммуникации в коллективе;

- развитие речи, умения аргументировать и строить умозаключения;

- воспитание желания заниматься самостоятельной проблемно-поисковой деятельностью;

- обеспечение преемственности и непрерывности образования на этапах дошкольного и школьного возраста.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей  программы «Занимательная математика» по развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей у детей через формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте 2 учебных года.

Принципами построения программы являются:

- Принцип психологической комфортности. Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

- Принцип деятельности. Акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.). Педагог – организатор образовательного процесса.

- Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

- Принцип целостного представления о мире. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.

- Принцип вариативности. У детей формируется умение осуществлять собственный выбор – выбор материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия.

 - Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.

- Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

- Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Педагогическая целесообразность дополнительной  общеразвивающей  программы.

Методики, приемы и технологии, формы работы с детьми, используемые  в процессе реализации программы,  подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.

Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность программного материала игровыми заданиями и упражнениями. Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и проблемно-познавательных ситуаций. Предполагается активная самостоятельная деятельность детей. В игры органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Активно используются игровые приемы, сказочные сюжеты, сюрпризы, разнообразные виды наглядности, схемы, экспериментирование и опыт, моделирование и конструирование. Это способствует легкому усвоению знаний, общему и интеллектуальному развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Учебный материал вводится последовательно: от развития более простых умений детей к более сложным умениям. Подается материал в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.

Задания занятий дефференцированы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок продвигается вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для этого в занятия включен материал разной степени сложности.

Предлагаются многоступенчатые задания для более подготовленных детей.

Планируется групповое, парное и самостоятельное выполнение устных заданий и заданий в рабочей тетради.

В качестве раздаточного материала используется печатное пособие – рабочая тетрадь «Раз – ступенька, два – ступенька…», автор Л. Г. Петерсон и Н. П. Холина. Применяется для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Рабочая тетрадь помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий в ходе игры. Навыки самопроверки – это основа для формирования правильной самооценки результатов своих действий.

В подведении итога непосредственно образовательной деятельности акцентируется внимание детей на основных идеях занятия. Дети высказывают свое отношение к занятию, что способствует формированию навыков рефлексии, самооценки.

Форма  организации деятельности по реализации программы.

В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности, что поддерживает интерес детей в течение всего времени. Именно игра способствует усвоению знаний, общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Одна игра помогает решить большое количество образовательных задач (знание математического содержания материала; тренировка мелкой моторики рук; развитие речи, мышления, внимания, памяти, воображения).

В развивающие игры с математическим содержанием  положен принцип постоянного усложнения игрового материала, гибкость и вариативность применения игровых заданий, закрепление и усложнения одной и той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. Это  делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

В совместном общении важна атмосфера доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуальный подход. Поддерживается  самостоятельность и активность детей. Каждая попытка решить творческую задачу, желание выполнить дополнительное задание – положительно оцениваются.

Формы образовательной деятельности:

– игра-путешествие;

– ТРИЗ-РТВ;

– продуктивная деятельность;

– дидактическая игра;

– игра-упражнение;

– проблемные ситуации и вопросы;

– демонстрационные опыты;

– соревнования;

– конкурсы;

самопроверка; 

– выставки творческих работ.

Структура образовательной деятельности.

Три типа занятий с дошкольниками:

- занятие «открытия» нового знания;

- тренировочное занятие;

- итоговое занятие.

Занятия «открытия» нового знания. Поставленные цели формируются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим тренируются мыслительные операции, психические процессы, деятельностные способности.

Структура занятий «открытия» нового знания:

1) Введение в игровую ситуацию. Осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель).

2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации. В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и его причины («не получилось!», «почему не получилось?»).

3) «Открытие» детьми нового способа действий. Воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.

4) Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. Воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможна работа в учебной тетради, включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

5) Итог занятия. Воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому
помогли?» Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились...
узнали...».

Тренировочные занятия. Акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и коммуникации. Параллельно идет закрепление материала предыдущих занятий.

Структура тренировочных занятий. Для создания затруднения в ходе дидактической игры используются мотивационные ситуации типа:

1) достань подарок;

2) помоги герою;

3) решение бытовых вопросов;

4) путешествие;

5) соревнование (зачет – командный).

В итоге занятия обратить внимание детей на то, что полученные на занятиях знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Итоговое занятие. Проверить уровень сформированности мыслительной операции, познавательного процесса, способности, навыка.

1) Введение в игровую проблемную ситуацию. 

2) Мотивация игровой деятельности.

3) Выявление знаний, умений и навыков через игровые задания для детей.

5) Итог занятия. 

Объем образовательной нагрузки соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Дополнительная образовательная деятельность предусматривает два занятия в неделю продолжительностью 30 минут, во вторую половину дня. Курс составлен на 64 часа (один учебный год) в соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы. 

Занятия организуются в групповом помещении. Для снижения утомляемости детей происходит смена видов деятельности (умственная, речевая, двигательная), проводятся физкультминутки, релаксационные упражнения, динамические паузы.

Одним из необходимых условий успешного развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей у детей является системность занятий по формированию элементарных математических представлений. Индивидуальный подход в проведении занятий  дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей.

Ожидаемые результаты.

Продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия), деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры, преобразование игры), в общении (нацеленность на получение общего положительного результата при совместном выполнении задачи в группе) и коммуникации (изложение своей позиции, понимание, согласование на основе сравнения с образцом).

В результате дети  старшей группы (5-6 лет) будут уметь:

– выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами;

 разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

– сопоставлять части и целое для предметов и действий;

– обнаруживать логические связи и отражать их в речи;

– находить похожее у разных предметов;

– считать и совершать операции с числом;

– измерять величины различными условными мерками;

– узнавать и называть геометрические фигуры;

– словесно описывать фигуры;

– решать задачи на геометрическое построение и перестроение при

помощи палочек;

– легко ориентироваться в пространстве и времени;

– находить ошибки в неправильной последовательности действий;

– активно и самостоятельно использовать освоенные способы познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач;

– описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

– наблюдать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

– видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

– вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и алгоритмом;

– создавать силуэты, постройки, изображения в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;

– проявлять интерес к экспериментированию;

– намечать последовательные шаги развития ситуации, следовать цели, выбирать средства;

– осознавать свои возможности, умения, качества;

– включаться в игры, предлагать варианты, участвовать в преобразовательной деятельности;

 умение слушать собеседника;

позитивно относиться к процессу сотрудничества;

– строить монологичное высказывание и диалоговую речь.

В результате дети  подготовительной к школе группы (6-7 лет) будут уметь: 

– выделять свойства и признаки предметов;

– переносить свойства и признаки с одного объекта на другой;

– самостоятельно осуществлять классификацию по 2-3 свойствам;

– продолжать заданную закономерность с 2-3 изменяющимися признаками;

– находить нарушение закономерности;

– замечать логические связи и отражать их в речи;

– строить причинно-следственные цепочки;

– считать, устанавливать связи между числом, цифрой, количеством;

– совершать операции с числом;

– использовать числовой отрезок для сложения и вычитания чисел;

– узнавать и называть  геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

– конструировать более сложные фигуры из простых;

– придумывать новые объекты;  

– оперировать свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина, площадь);

– свободно ориентироваться в пространстве и времени;

– разрешать противоречия во времени, описывать последовательность

протекания событий;

– использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании;

– разрешать проблемные ситуации;

– составлять по алгоритму ассоциативные загадки;

– воспринимать и понимать предлагаемую последовательность действий, этапность и результат;

– самостоятельно осуществлять действия в соответствии с предложенным планом, инструкцией;

– перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать  самостоятельные  выводы;

– проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование;

– определять успешность выполнения своего задания в диалоге со взрослым;

– ориентироваться в своей системе знаний;

– адекватно оценивать себя;

– учитывать чужую точку зрения;

уметь ставить вопросы, обращаться за помощью;

предлагать помощь и сотрудничество;

 формулировать собственное мнение и позицию; 

– выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2. Учебно – тематический план

Учебный план на первый (5 – 6 лет) и второй (6 – 7 лет) годы обучения.

п/п

Наименование  образовательной услуги (программы)

Количество

занятий

в неделю

Длительность занятия

в мин.

1.

Дополнительная общеразвивающая  программа «Занимательная математика» по развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей у детей через формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте.

2/64

30 мин.

Первый год обучения (5 – 6 лет)  

Содержание тематических разделов программы

Объем образовательной нагрузки

количество занятий

количество часов

1.

Сравнению предметов и совокупностей

20

10

2.

Числа и операции над ними

17

8,5

3.

Пространственно-временные отношения

17

8,5

4.

Геометрические фигуры и величины

10

5

Всего 

64

32

Второй год обучения (6 – 7лет)  

Содержание тематических разделов программы

Объем образовательной нагрузки

количество занятий

количество часов

1.

Сравнению предметов и совокупностей

18

9

2.

Числа и операции над ними

30

15

3.

Пространственно-временные отношения

10

5

4.

Геометрические фигуры и величины

6

3

Всего 

64

32

Программа реализуется в течении двух учебных лет (с сентября по май), включает в себя 128 занятий (по 64 занятия в год). 

Формы контроля реализации программы:

- беседа;

- самостоятельные творческие работы;

- участие в конкурсах и олимпиадах.

Итоги реализации программы: открытый показ занятия. В мае проводится итоговое занятие, всего за курс - 2 занятия.

Календарно-тематический план  представлен в приложении 1.

3. Содержание.

Сравнению предметов и совокупностей.

Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др. Сравнение предметов по этим признакам. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Нахождение «лишних» элементов. Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое и о вычитании как удалении части предметов из целого. Установление взаимосвязи между целым и частью. Дать начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан). Дать представления о натуральном числе как результате счёта и измерения. Познакомить с числовым отрезком. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Научить работать с таблицами. Познакомить с символами.

Числа и операции над ними.

Знакомство с понятиями «один» и «много». Формирование представлений о сохранении количества. Образование последующего числа путем прибавления единицы. Знакомство с прямым и обратным счётом в пределах 10 (20), количественным счётом от 1 до 10. Знакомство с наглядным изображением чисел 1 – 10. Формирование умения соотносить цифру с количеством. Обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке. Знакомство с составом чисел первого десятка. Сравнение чисел на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с наглядной опорой. Установление взаимосвязи между вычитанием и сложением. Знакомство с числом 0 и его свойствами. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядности.

Пространственно-временные отношения.

Формирование пространственных отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед и др. Ориентировка в пространстве с помощью элементарного плана. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Формирование временных отношений:  раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, через и др. Установление последовательности событий, дней недели, месяцев в году.

Геометрические фигуры и величины.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, четырёхугольником, кругом, шаром, цилиндром, конусом,  пирамидой, параллелепипедом (коробкой), кубом. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объёму, использование различных мерок. Понятие о необходимости выбора одной мерки.

4. Уровни достижения детьми планируемых результатов

Старшая группа

высокий

средний

низкий

Предметы   ближайшего окружения

устанавливает пол-ное, частичное сход-ство с эталоном, а также двух предме-тов по конкретному свойству; устанавли-вает  принадлеж-ность предметов, опираясь на его су-щественные свойст-ва; называет предме-ты, их назначение, признаки, доступные для восприятия и об-следования; проявля-ет интерес к пред-метам и явлениям, которые не имеет возможности видеть.

называет предметы, знает их назначение; при сравнении делает единичные ошибки;  затрудняется соотнес-ти предмет и матери-ал, из которого сделан этот предмет, прояв-ляет интерес к пред-метам и явлениям, ко-торые не имеет воз-можности видеть.

называет предметы, затрудняется рас-сказать об их наз-начении; не назы-вает признаки, дос-тупные для вос-приятия и обследо-вания предметов; распределяет и сравнивает предме-ты с опорой на не-существующие признаки.

Связная речь

внимателен, самос-тоятельно предлагает и аргументирует ва-рианты решения задач, определяет последовательность действий; подробно рассказывает о со-держании сюжетной картинки, последова-тельно составляет рассказ о предмете; может определить причину необходи-мых явлений или событий  и последст-вия при изменение условий.

составляет рассказ с помощью наводящих вопросов; отмечаются случаи нарушения последовательности в описании признаков;  решает проблемно-  познавательную зада-чу только при наводя-щих вопросах, при прямом анализе усло-вий задачи или на интуитивном уровне.

не может даже при помощи взрослого рассказать о содер-жании сюжетной картинки; не спосо-бен по образцу опи-сать игрушку;  не установливает при-чинно-следственые связи или делает это на основе несу-щественных приз-наков, путём ис-пользования побоч-ных ассоциаций.

Эталоны величины предметов

сравнивает два пред-мета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длин-нее - короче, одина-ковые) без приложе-ния их друг к другу или наложения;

измеряет длину пред-метов с помощью мерки, выражает в речи зависимость ре-зультата измерения величин от величины мерки;  выполняет самостоятельно, без ошибок.

сравнивает два пред-мета по величине на основе приложения их друг к другу или нало-жения; измеряет дли-ну предметов с помо-щью мерки и объясняет зависимость результата измерения величин от величины мерки  с помощью взрослого.

сравнивает два предмета по вели-чине на основе при-ложения или нало-жения с помощью взрослого; допус-кает ошибки в по-нятиях выше - ни-же, длиннее - коро-че; не может вы-полнить задание  при измерении дли-ны предметов с по-мощью мерки.

Геометрические фигуры

различает и называет квадрат, прямоуголь-ник, треугольник, че-тырёхугольник, круг, шар, цилиндр, ко-нусом,  пирамида, параллелепипед, куб; знает их характерные отличия; соотносит форму предметов с известными геомет-рическими фигура-ми.

различает и называет круг, квадрат, треу-гольник, не называет шар, куб, цилиндр, ко-нус,  пирамида;  с помощью называет их характерные отличия, без помощи не может соотнести форму предметов с извест-ными геометричес-кими фигурами.

различает и прави-льно называет толь- ко круг,  квадрат, не соотносит форму предметов с геомет-рическими фигура-ми.

Ориентировка в пространстве

самостоятельно без ошибок определяет положение предме-тов в пространстве по отношению к се-бе, различает право и лево; выражает сло-вами местонахожде-ние предмета относи-тельно другого чело-века; ориентируется на листе бумаги. 

после дополнитель-ных инструкций справляется с задания- ми, не знает левую и правую руки; нужна помощь при   ориенти-ровке на листе бумаги.  

не справляется с за-даниями даже при помощи взрослого.

Ориентировка во времени

самостоятельно и правильно называет части суток, последо-вательность дней в неделе, месяцев в го-ду; определяет зна-чение слов: вчера, се-годня, завтра.

нужна помощь при  назывании частей су-ток, последователь-ности дней в неделе, месяцев в году; помощь при определе-нии значений слов: вчера, сегодня, завтра. 

не справляется с за-даниями даже при помощи взрослого.

Уровни достижения детьми планируемых результатов

Подготовительная к школе группа

высокий

средний

низкий

Предметы   ближайшего окружения

самостоятельно и правильно называет все возможные приз-наки сходства и раз-личия предметов;  использует представ-ления о сенсорных эталонах и их разновидностях; мо-жет проанализиро-вать предмет слож-ной формы и воссоз-дать ее из частей; са-мостоятельно экспе-риментирует, делает выводы о свойствах, опираясь на резуль-таты эксперимента.

выполняет задания с помощью взрослого; при выделении приз-наков сходства или различия называет один наиболее харак-терный признак;  ис-пользует представле-ния об эталонах цвета, формы, величины и их разновидностях в са-мостоятельной дея-тельности по рекомен-дациям взрослого; с помощью взрослого может построить эк-сперимент, сделать выводы о свойствах.

не может выделить признаки различия предметов; в дея-тельности опирает-ся на самые прос-тые эталонные представления; затрудняется в словесном обозна-чении внешних свойств объектов сложной формы и цвета;  не может сделать выводы по результатам экспе-риментов даже с помощью взросло-го.

Связная речь

отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказы-вает о факте; самос-тоятельно предлага-ет варианты реше-ния задач, определяет последовательность действий; определяет причину явлений или событий, последст-вия при изменение условий.

отвечает охотно на вопросы, часто поль-зуется простыми пред-ложениями; не всегда может аргументиро-вать свой ответ; ре-шает проблемно-поз-навательную задачу только при наводя-щих вопросах, при анализе условий зада-чи.

не на все вопросы знает ответы, не ар-гументирует свои ответы;  отвечает на вопросы однослож-но;  не устанавлива-ет причинно-след-ственные связи или делает это на осно-ве несущественных признаков.

Эталоны величины предметов

при выполнении за-дания самостоятель-но применяет услов-ную мерку, сравни-вает полученные ре-зультаты, делает вы-вод без ошибок;  пра-вильно и самостоя-тельно выполняет за-дания по делению предметов на части, объясняет, что часть меньше целого.

при измерении длины пользуется условной меркой, после допол-нительной инструкции сравнивает результаты самостоятельно;  за-трудняется при деле-нии круга и квадрата на части, после под-сказки правильно вы-полняет задание, от-мечая, что целое боль-ше части.

не имеет представ-ления о понятии длины, не умеет пользоваться услов-ной меркой;  не мо-жет разделить круг и квадрат на равные части; не понимает значение понятий часть и целое.

Геометрические фигуры

различает и называет квадрат, прямоуголь-ник, треугольник, че-тырёхугольник, круг, шар, цилиндр, ко-нусом,  пирамида, параллелепипед, куб; знает их характерные отличия; соотносит форму предметов с известными геомет-рическими фигура-ми.  

различает и называет круг, квадрат, треу-гольник, не называет шар, куб, цилиндр, ко-нус,  пирамида;  с помощью называет их характерные отличия, без помощи не может соотнести форму предметов с извест-ными геометричес-кими фигурами.

различает и прави-льно называет толь- ко круг,  квадрат, треугольник; не со-относит форму предметов с геомет-рическими фигура-ми.

Ориентировка в пространстве

без ошибок опреде-ляет положение пред-метов в пространстве по отношению к се-бе; обозначает сло-вами пространствен-ное местоположение предметов; свободно ориентируется на листе бумаги.  

после дополнитель-ных инструкций справляется с задания- ми; не знает левую и правую руки;  затруд-няется в ориенти-ровке на листе бума-ги, требуются допол-нительные указания.

не справляется с за-даниями даже при помощи взрослого;

делает грубые ошибки при выпол-нении заданий, свя-занных с ориенти-ровкой на листе бу-маги.

Ориентировка во времени

владеет представле-ниями о временах го-да, месяцах, днях не-дели, последователь-ностью их измене-ния.

при ответах на вопро-сы о месяцах или днях недели иногда совер-шает ошибки.

выполняет правиль-но менее половины предложенных заданий.

Диагностический инструментарий.

С целью выявления эффективности педагогического воздействия проводится педагогическая диагностика два раза в год (сентябрь-май).   Приложение 2.

Используются следующие методы:

- беседа;

- игра;

- наблюдение;

- игровые ситуации;

- продукты детской деятельности (творческие работы детей в рисовании, лепке, конструировании).

5. Информационно-методическое обеспечение

Центр экспериментально-познавательной деятельности в группе «Хочу все знать!».

Технические средства обучения:

- CD и аудио материал, презентации

- телевизор

- ноутбук

Наглядно-образный материал: 

Демонстрационный материал

- набор цифр от 1 до 10

- мешочек с мелкими игрушками

- «Волшебный мешочек»

- игрушки объемные и плоскостные

- полоски бумаги разной длины

- полоски бумаги разной ширины

- геометрические фигуры

- набор геометрических тел

Раздаточный материал

- карточки с двумя полосками

- математические пеналы 

- веер с изображением цифр от 1 до 20

- набор игрушек для счета

- касса цифр.

Литература:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3- 7 лет. – Яр., 2001.

2. Белая А., Гамазакова М. «150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе» – М.: АСТ, 2000

3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

4. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.  Мн.: Университетское, 2000.

5. Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет. – М., 2004.

6. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька».
Практический курс по развитию математических представлений у детей 5-6 лет и 6-7 лет. Программно-методические материалы. – М.: Ювента, 2009.

7. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька»,
части 1, 2. Иллюстрированное пособие по развитию элементарных
математических представлений у детей 5-6 лет и 6-7 лет.
М.: Ювента, 2009.

8. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. – Яр., 2001.

9. Чупина Т.В. «Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет» – "ООО ""Академия развития", 2007 г.

10. Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3- 7 лет. – М., 2001.

Приложение

Приложение 1

Тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности «Занимательная математика»

Первый год обучения (5 – 6 лет).

64 занятия.

2 занятия в неделю.

№ занятия

Тема

Количество занятий

1 – 5

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

10

6 – 8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

6

9

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения.

2

10

Пространственные отношения: на, над, под.

2

11 – 12

Пространственные отношения: слева, справа.

4

13

Удаление части из целого (вычитание).  Представление о действии вычитания.

2

14

Пространственные отношения: между, посередине.

2

15

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

2

16

Число 1 и цифра 1.

2

17

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

2

18

Число 2 и цифра 2. Пара.

2

19

Представления о точке и линии.

2

20

Представления об отрезке и луче.

2

21

Число 3 и цифра 3.

2

22

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

2

23

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

2

24

Число 4 и цифра 4.

2

25

Представление об углах и видах углов.

2

26

Представление о числовом отрезке

2

27

Число 5 и цифра 5.

2

28

Пространственные отношения: впереди, сзади.

2

29 – 30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.

4

31

Временные отношения: раньше, позже.

2

32

Повторение. Упражнения по выбору детей.

2

Второй год обучения (6 – 7 лет).

64 занятия.

2 занятия в неделю.

№ занятия

Тема

Количество занятий

1 – 2

Выявление математических представлений детей. Повторение.

4

3 – 4

Число 6 и цифра 6.

4

5 – 8

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

8

9 – 11

Число 7 и цифра 7.

6

12 – 14

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

6

15 – 17

Число 8 и цифра 8.

6

18 – 19

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

4

20 – 22

Число 9 и цифра 9.

6

23 – 24

Представления о площади. Сравнение площади. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

4

25 – 26

Число 0 и цифра 0.

4

27

Число 10. Представления о  сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

2

28

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

2

29

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

2

30

Работа с таблицами

2

31 – 32

Повторение. Упражнения по выбору детей.

4

Приложение 2

Методика-игра «Лишний предмет»

направлена на диагностику уровня развития мышления,

на умение выявлять смысловые связи между предметами разной степени сложности или признаки предметов и явлений.

Разложите перед ребенком картинки и скажите:

— Перед тобой пять картинок. Тебе надо быстро решить, какой предмет лишний на каждой картинке.

Объясни, пожалуйста, почему ты так думаешь.

Правильные варианты ответов:

Задача 1-го типа (ситуация): «Тарелку, ложку и чашку используют вместе, когда кушают, а дуршлаг лишний, его не используют при приеме пищи, но все эти предметы — посуда».

Задача 2-го типа (функции): «Молоток, лопата и грабли — это инструменты, которыми работают, действуют на другие предметы, а гвоздь лишний, предмет, на который действуют».

Задача 3-го типа (род, вид): «Виноград яблоко и арбуз — это фрукты, морковь — это овощ, она здесь лишняя».

Задача 4-го типа (материал): «Носки, шарф и шапочка — это вещи, связаны из ниток, а сапоги — из резины».

Задача 5-го типа (причина — следствие): «Яйцо, цыплята и курица, вместе, так как курица снесла яичко, из яичка вылупился цыпленок, цыпленок вырос и стал курицей, а корова здесь лишняя — это животное, а не птица».

Ребенку предъявляют наборы из четырех картинок, в каждом наборе один из предметов отличается по какому-то признаку. Надо определить лишний предмет, при затруднении попросите найти сходство или различие первой пары предметов, а затем второй пары. Отмечайте умение ребенка выявлять скрытые сходные свойства предметов. Обратите внимание на умение ребенка быстро освоить приемы решения и  переносить их на следующую задачу.

Задачи расположены по степени сложности связей между предметами: связь по ситуации, по функциям, по родам, по материалу, по причинно-следственным связям.

Уровни развития логического мышления

низкий уровень — решает 2 – 3 типа задач, 3 – 4 ошибки. Нужна помощь взрослого, не может объяснить решение (около 15 минут).

средний уровень — решает 4 – 5 типа задач, 1 – 2 ошибки. Самостоятельно объясняет сходство и различие, не может назвать общим словом. Время сокращается в два раза (6 минут).

высокий уровень — решает 5 типов задач, быстро и уверенно объясняет  сходство и различие, называет обобщающие понятия.

Приложение 3

Комплекс игр, игровых упражнений

на  развитие творческого воображения.

Игра «Поварята»

Цель: развитие  воображения, совершенствование коммуникативных навыков.

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, чем он будет (картошка, капуста, морковь и т. п.). Ведущий по очереди называет компоненты, которые он хочет положить в суп. Узнавший себя, выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо - просто объедение.

Упражнение «Порхание бабочки»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Педагог включает спокойную музыку, обращается к детям: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите красивую бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Теперь представьте, что вы бабочка. У вас красивые большие крылья. Ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте к нему приближаться. Теперь вы чувствуете аромат этою цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую и пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз ее аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях...»

Упражнение: «Изобрази явление»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, творческого воображения.

Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Воспитатель показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

• «дует ветер» - дует, вытянув губы;

• «качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками;

• «падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз;

• «идет дождь» - пальцами правой руки стучат по ладони левой руки, затем наоборот;

• «появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

Игра «Радуга»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку.

Педагог: «Займите удобное положение, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глазки. Представьте, что перед вами необычная радуга.

• Первый цвет - голубой. Голубой освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

• Следующий цвет - желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, напоминает нежного цыпленка, и это поднимает нам настроение.

• Зеленый - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета.

Откройте глазки. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубое, желтое, зеленое. Возьмите эти ощущения с собой на весь день».

Игра «Хоровод из сказки»

Цель: групповой сплоченности,  творческого воображения.

Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, находящемуся в центре круга, который изображает какого-либо сказочного героя (например, Буратино).

Упражнение «Что мы представляем, когда слушаем музыку»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).

Педагог предлагает детям закрыть глаза, послушать музыку, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Математика в играх»

Данная Программа разработана на основе методики З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников». В систему занятий включены логические задания, игры, головоломки для заняти...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического ос­воения математических поня...

Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Дополнительная общеразвивающая программа«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

Дополнительная   общеразвивающая программа   «Занимательная    математика»...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная математика»

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и  в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечени...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...