Дидактическая игра по математике "На лесной опушке"
материал по математике (старшая группа)

Ловцевич Елена Юрьевна

Игра для формирования у дошкольников простейших логических структур мышления и математических направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_po_matematike.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

                      Дидактическая игра «На лесной опушке»

                            (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Развитие математических представлений детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. Формирование у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Задачи:

обучающая: тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд; - закреплять знания о геометрических фигурах;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

 - тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

развивающая: развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

- развивать мелкую моторику рук.

воспитательная: - воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике; - воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

Образовательная среда: характер взаимодействия субъектов деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно – исследовательская; восприятие художественной литературы и малых фольклорных форм; двигательная.

средства обучения и воспитания: демонстрационные; визуальные; аудиовизуальные; раздаточный материал.

предметно-практическая среда: столы; стулья; ноутбук; музыкальный центр; многофункциональный коврик; демонстрационный материал; раздаточный материал.

Планируемые результаты: Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия. Успешно решает логические задачи. Соотносит изображение с реальными предметами. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства. Активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности.

Мотивационно-побудительный

(Неожиданно раздается стук в дверь. В группу приходит почтальон, что привлекает внимание детей).

Почтальон: Здравствуйте, ребята. Это группа «Колобок»?

Дети: Да.

Почтальон: Тогда разрешите вручить посылку.

                     (Почтальон вручает посылку детям).

Воспитатель:  Кто же нам ее отправил?

Дети вскрывают посылку, рассматривают ее, воспитатель читает письмо «Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Лесовичок.  Я приглашаю вас в лес на лесную полянку. А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания. Тот, кто справиться с этими зданиями, получит приз»

Воспитатель: Ребята, интересно какие же задания отправил Лесовичок ? Хотите отправиться на лесную полянку, тогда вперед.

Мы играем в паровоз

Не беда, что без колес.

Есть, зато, труба, гудок,

Мы прибудем точно в срок.

Начинается игра,

Отправляться нам пора.

Дети проговаривают вместе с воспитателем:

Колесики, колесики

По рельсам тарахтят.

Везут в страну чудесную

Компанию ребят.

Воспитатель:  Приехали

Основной

ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ» 

Воспитатель: Смотрите, Лесовичок оставил цифры.  А здесь все цифры разбежались, на полянке заигрались. Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!

Какие цифры не на своем месте? (ответы детей).

- Какая цифра стоит перед цифрой 5?

- Какая цифра стоит после цифры 3?

- Какая цифра стоит между цифрами 2 и 4.

ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

Воспитатель: Смотрите, Лесовичок пытался пересчитать свои богатства, но видимо не смог. Пересчитайте предметы и обозначьте количество предметов - Сколько деревьев? Покажите цифру.

- Сколько елочек? (и т.п.)

Все правильно пересчитали? Может у кого-то не получилось?

Как надо правильно считать?

 Воспитатель: Скажи, Кирилл, сколько цветочков на полянке?

-правильно!

- с какого цветка ты начал считать? - в каком направлении ты считал? (сверху – вниз)

- а можно посчитать по-другому?

- Милана, посчитай вот с этого цветка.

- сколько всего? (10)

- с какого цветка ты считал? (с нижнего)

- в каком направлении? (снизу — вверх)

- изменилось ли количество цветов? (нет)

- почему?

- верно, считать предметы можно в любом направлении, результат счета не изменится.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).

ИГРА «УГОСТИ ЗАЙЦЕВ МОРКОВКОЙ»

Воспитатель: Посмотрите, как много моркови выросло на грядке, Как вы думаете для кого она?  Попробуйте отгадать загадку.

От лисы и волка убегают ловко

И за это мама им дает морковку

Воспитатель: Да, это зайчишки- трусишки. Не знаю, хватит ли им морковок …

Кто жует морковку с грядки  

Кто играет с волком в прятки

Постоянно всех пугаясь

Убегает шустрый заяц.

ИГРА «ПРЯТКИ»

Воспитатель:  Ребята, посмотрите- вот бежит колючий еж

Что ж ты еж такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи

Волки, лисы и медведи

Сосчитай до десяти

И попробуй всех найти

Отвернись, закрой глаза,

Чур подглядывать нельзя.

Дети внимательно разглядывают лесную полянку, определяя кто где спрятался: за грядкой с морковкой, за кустиком, в дупле дерева, под деревом и т.д.…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Шли мы, шли, шли мы, шли,  ждет привал нас  впереди. А называется он «Физкультминутка». Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев. А ветер, какой поднялся, деревья качает, листочки срывает.  

«Ветер с листьями играет,
То поднимет, то бросает.

Кружит в вальсе листопад.
Поздней осени наряд.

На ветвях берёзки белой 5(3,4,6…) листочков уцелело».

(Дети становятся по столько- сколько называет воспитатель).

ИГРА «ЗАГАДКИ МУДРОЙ СОВЫ»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Шли мы, шли, шли мы, шли к Мудрой Сове пришли.

Совушка-совушка, мудрая головушка
Про что думаешь, гадаешь.

Расскажи нам то, что знаешь.

Нет мудрее головы

Нашей совушки совы.

- Ребята, попробуем отгадать загадки Мудрой Совы

 1) Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (Круг.)

2) Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла. Кто я? (Треугольник.)

 3) С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад. А зовут меня … (Квадрат.)

4) Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня … (Овал.)
5) Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)

Во время ответов детей выкладываются геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, а дети еще раз называют их.

Ну, как тетушка Сова, ребята всё правильно отгадали?

 
ИГРА «ПОДАРОК»

Воспитатель: А вот здесь Лесовичок оставил свои подарки для вас

Игровое упражнение «Правильно пойдешь — подарок возьмешь».

Если ребенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную игрушку

Что в правом верхнем углу?

Что в правом нижнем углу?

Что в левом верхнем углу?

Что в левом нижнем углу? А посередине?

Правильно. Молодцы

Рефлексивный

Воспитатель: А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красное яблоко на подносе и наклейте его на яблоню, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте зеленую грушу. (Дети оценивают свою работу.) 

Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебной лесной опушке. Спасибо Лесовичку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры - фантазии «На лесной опушке» для средней группы детского сада.

Закрепляем знания по темам "Осенний лес", "Лесные жители", "Грибы"....

Дидактическая игра по экологии "Лесная полянка"

Дидактическая игра по экологии, сшитая из фетра, которая помогает закрепить знания детей о деревьях, цветах, грибах и насекомых....

Мастер -класс "Как изготовить дидактическую игру на магнитную доску".Дидактическая игра по математике "Чей пузырь?"

Мастер-класс «Как изготовить дидактическую игру на магнитную доску». Дидактическая игра по математике «Чей пузырь?»Мастер-класс «Как изготовить дидактическую игру на магн...

Дидактическая игра "Садовые и лесные ягоды"

Дидактическая игра "Садовые и лесные ягоды" для детей старшего и подготовительного возраста....

ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ «На лесной опушке» (путешествие в лес)

Отправляемся в поход,Много нас открытий ждет.Мы шагаем друг за другомЛесом и зеленым лугом....