Дополнительная программа "Юный математик"
рабочая программа по математике (старшая группа)

Прель Анна Геннадьевна

Дополнительная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_matematik_starshaya_gruppa.docx222.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Математика имеет свою отличительную особенность уникальности развивающего эффекта. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, эмоций, воображения; выработке терпения, настойчивости, творческого потенциала личности. Развитие элементарных математических представлений лежит в основе умственного воспитания ребенка, его познавательных способностей, в частности, учит мыслить последовательно, логично и доказательно выстраивая рассуждения. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании

«картины мира» ребенка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юный математик» направлена на:

  • развитие и совершенствование счетной, измерительной и элементарной вычислительной деятельности;
  • развитие умений обобщать, сравнивать, делать логические умозаключения, анализировать;
  • формирование находчивости, самостоятельности, сообразительности.

Программа закладывает базовый уровень навыков предматематической подготовки детей дошкольного возраста и определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Ведущая теоретическая идея, на которой базируется программа, состоит в том, что для успешного обучения в школе имеет значение совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а также определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. Обсуждая проблему готовности к школе, рассматривается два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность.

Математическое образование направлено на освоение дошкольниками представлений, которые являются предпосылкой формирования математических понятий (число, величина, геометрические фигуры). Математические представления (о множестве, числе, счете, форме предметов и геометрических фигурах, величинах и их измерении, простейших вычислениях), постигаемые ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными. Стоит подчеркнуть, что формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы.

Ключевые понятия:

Пространственно-временные представления – сформируются понятия: на

- над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера

- вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Дети научатся устанавливать последовательность событий, узнают последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. Научатся ориентировке на листе бумаги в клетку, ориентировке в пространстве с помощью плана.

Свойства предметов – формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Дети получат начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Геометрические фигуры и величины - формирование умения выделять в окружающей        обстановке        предметы        одинаковой        формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

Числа и операции над ними - прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на

...) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая   программа

«Юный математик» имеет социально-гуманитарную направленность.

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и

взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании в образовательной деятельности игровых методов и приемов. Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно- игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы «Юный математик» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.

Практическая значимость.

У ребенка должен быть сформирован определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того должна быть сформирована адекватная позитивная самооценка. Совокупность указанных психологических свойств и качеств и составляет психологическую готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Одним из важных аспектов, связанных с созданием данной программы, является продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем.

Принципы отбора содержания.

  • От простого к сложному, означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитания, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного эстетического развития. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне, воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой в воспитании и обучении.

Формирование мировоззрения как системы знаний и отношение личности к окружающей действительности.

Доступность. Объяснять простым, доступным языком, излагать новое, связывая его с известным. Изучая новый материал, начинать рассматривать его на примерах, близких опыту ребенка.

Системность знаний. Выработать у воспитанников систему знаний и системное мышление можно только последовательной и согласованной деятельностью всех воспитателей. Отсюда требование преемственности в деятельности воспитателей. То, что делается сегодня, должно вытекать из вчерашних действий и их результатов и находить свое продолжение в завтрашней воспитательной работе.

Воспитывающая и развивающая направленность. Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, без учета индивидуальности воспитанников. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обученность и воспитанность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы – все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым воспитанников.

Активность и самостоятельность воспитанников в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности по их приобретению.

Отличительные особенности программы.

Особенностью данной дополнительной образовательной программы, является не просто формирование представлений и умений, а выдвижение развивающих задач, осуществление умственного (математического) и личностного развития детей.

Заданное в программе содержание, предлагаемые к использованию методы и приёмы, игровая форма, использование простых творческих задач позволяют развивать восприятие и мышление, внимание и память, самостоятельность и инициативность. Данная программа предполагает создание проблемных ситуаций.

Цель программы - формирование и развитие интеллектуально- творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи:

  • Побуждать детей к освоению экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  • Развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
  • Уметь овладевать математические способы познания действительности: счёт, измерения, простейшие вычисления;
  • Развивать интеллектуально-творческие проявления у детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  • Развивать точную, аргументированную и доказательную речь, обогащение словаря ребёнка.

Психолого-педагогические        характеристики        обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая   программа

«Юный математик» предназначена для детей в возрасте от 5 до 6 лет, посещающих МАДОУ д/с № 105.

Набор детей в группы осуществляется на свободной основе по желанию детей. Состав группы 5-12 человек.

Особенности организации образовательного процесса

Специального отбора для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный математик» не предусмотрено. Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов- 72 часа. Недельная нагрузка – 2 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 - 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Объем и срок освоения программы.

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 72 часа.

Основные методы обучения

Форма организации образовательной деятельности: занятие. Форму занятий можно определить как познавательную деятельность детей. Занятия должны проводиться регулярно – два раза в неделю.

Программа рассчитана на реализацию содержания следующими методами и приемами:

- словестные (объяснения, поощрения, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей, беседы, вопросы);

  • наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, демонстрация слайдов);
  • практические (выполнение и повторение        заданий с последующим усложнением)

Формы деятельности:

  • Обобщающие занятия;
  • Итоговые занятия;
  • Занятия в игровой форме (КВН, математические ринги и т.д.);
  • Открытые занятия.

Основная форма преподнесения учебного материала – игровая.

Планируемые результаты.

Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

В результате освоения программы дети будут уметь:

  • продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность;
  • сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =;
  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
  • записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =;
  • использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
  • непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объёму (вместимости), площади;
  • практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм;
  • узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находит в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
  • конструировать по заданному образцу более сложные фигуры из простых.

С        детьми        проводиться        естественный        педагогический        эксперимент        в форме занятия – игры.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Для        отслеживания        знаний,        умений        и        навыков        у        воспитанников разработаны критерии и дана характеристика уровней.

Уровни сформированности познавательной активности воспитанников в различных

видах деятельности

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно, без ошибок

справляется с предложенными заданиями

Достаточный уровень

Ребенок самостоятельно справляется с

предложенными заданиями, допуская ошибки

Средний уровень

Ребенок выполняет предложенные задания с

помощью взрослого

Низкий уровень

Ребенок даже с помощью взрослого

допускает ошибки в выполнении задания

Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов реализации программы является входящий мониторинг (в начале освоения программы) и итоговый мониторинг (в конце освоения программы), просмотр занятий.

Педагогическая диагностика проводится два раза:

в октябре – вводная, в мае – итоговая.

Цель входной        педагогической        диагностики: диагностика        имеющихся знаний и умений дошкольников.

Итоговая педагогическая диагностика применяется для оценки качества и уровня усвоения программы.

Организационно-педагогические условия реализации программы Материально-технические        условия        реализации        образовательной

программы

Для реализации данной программы имеется помещение, отвечающее требованиям СанПиН. Развивающая предметно-пространственная среда включает соответствующую мебель, оснащение, оборудование и материалы:

Шкаф для хранения методического материала - 1 Детские столы - 6

Детские стулья - 15 Магнитная доска – 1

Наборное полотно и карточки с буквами и цифрами – 15 штук Простой карандаш – 15 штук

Цветные карандаши – 15 наборов

Учебно-методическое        и информационное обеспечение образовательной программы:

  • Демонстрационный материал: иллюстрации к частям суток, модель частей суток со стрелкой, иллюстрации из серии «Времена года», набор картинок с изображением предметов, разных по высоте, длине, ширине, цвету, форме, набор карточек с цифрами, набор плоскостных геометрических фигур, набор геометрических тел;
  • Дидактический материал Блоки Дьенеша (на подгруппу); Палочки Кьюизенера (на подгруппу); Игры Воскобовича: математические корзинки, двухцветные карандаши, коврограф;
  • Раздаточный материал: счётные палочки, рабочие тетради, шнурочки, счётный материал, набор плоскостных геометрических фигур, разрезные картинки.

Кадровое обеспечение реализации программы

Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявлений требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявлений требований к стажу работы.

Формы контроля и оценочные материалы

В начале и в конце учебного года проводится мониторинг. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является открытое показательное выступление перед родителями (законными представителями).

СОДЕРЖАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(72 часа, 2 часа в неделю)

занятие

тема занятия

задачи

материал

октябрь

1

«Свойства предметов

Формировать        умение        выявлять        и сравнивать свойства предметов

Картинки с изображением Карандаша, картинки с изображением овощей

2

«Свойства предметов»

  1. Закрепить        представления        о        свойствах предметов
  2. Уточнить        представление        о        формах геометрических фигур.

Модели геометрических фигур Геометрическое лото

3

«Свойства предметов»

  1. Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.
  2. Объединять предметы в группы и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

Игрушечный зайчик, муляжи овощей        и        фруктов.

Искусственные        цветы. Корзинка, шапочки зайчиков и лисы

Кубики

4

«Свойства предметов»

1.Закрепить знания о свойствах предметов 2.Уточнить        представления        о        свойствах предметов

3.Познакомить с понятием таблицы.

5 вазочек, модели цветов, игрушка или картинка кота Леопольда

Геометрическое лото

5

«Свойства предметов»

  1. Закрепить представления о различных свойствах предметов.
  2. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размеров.

Три зайчика: большой, средний, маленький; три кустика( пенечка, елочки): большой, средний, маленький; волк-картинка; игрушка или кукла для кукольного театра; три мяча разных размеров; геометрические фигуры.

6

«Сравнение групп предметов»

  1. формировать умение сравнивать группы предметов путем составление пар.
  2. Закрепить        представление        о        порядке увеличения и уменьшения размеров

1.Игрушки,        конверты, 5 пар одинаковых картинок.

7

«Сравнение групп предметов»

  1. Закрепить         понятие         «равенство»-

«неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и неравно.

  1. Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические фигуры.

1.Картинки с изображением большой и маленькой елочек, большого и маленького пеньков;        большого        и маленького гномиков; счетные палочки или полоски бумаги

8

«Сравнение групп предметов»

  1. Закрепит представление о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбирать знак «равно» или

«неравно»

  1. Закрепить знание свойств предметов, умение ориентироваться в таблице.

1.Вазы с прорезами для цветов,5 пар одинаковых цветов, и 1 непарный цветок, изображение феи –проказницы, картинки со знаками равно и неравно, модели «мешков», картинки и геометрические фигуры.

ноябрь

9

«Сложение»

1.Сформировать                представление                о сложении        как        объединении        групп предметов. Познакомить со знаком «+» 2.Закрепить знание свойств предметов.

1.Прозрачные мешки и сумка , муляжи или картинки грибов и овощей,        геометрические фигуры, модели «мешков», карточки со знаками «+» и «=».

10

«Пространстве нные отношения: на, над, под»

  1. Уточнить пространственные отношения: на, над, под.
  2. Закрепить представления о сложении как объединении предметов.

1.Картинки с изображением овощей, картинки с

изображением Буратино.

11

«Пространстве нные отношения: слева, справа»

Развитие        пространственных представлений. Уточнить отношения: слева, справа.

2.Закрепить понимание смысла действия сложения.

Картинки: березка, елка, кустик, грибок, заяц, белка, ворона, лиса, еж, домик; геометрические        фигуры; материал для игры «Муха»

12

«Пространстве нные отношения: слева, справа»

  1. Закрепить пространственные отношения: слева, справа.
  2. Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.

Картинки-дублеры

«пляшущие»        человечки; счетные палочки.

13

«Вычитание»

  1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком « - »
  2. Закрепить знание свойств предметов, пространственные отношения.

Геометрические фигуры, знаки минус и равно, машинки разных по величине.

14

«Пространстве нные отношения: между, посередине»

  1. Уточнить пространственные отношения: между, посередине.
  2. Закрепить понимание смысла действия вычитания.

1.Картинки с изображением яблока: с одной стороны- белый, а с другой –цветные 2.Кубики и пластика из набора строительного конструктора 3.игрушки зверей.

15

«Один-много»

  1. Сформировать представления о понятиях: один, много.
  2. Закрепить пространственные отношения о сложении и вычитании.

1.Картинки с изображением звездного неба и Луны 2.Полянки        с        множеством цветов и одно дерево.

3.Набор геометрических фигур.

16

Число 1.

Цифра 1.

  1. Познакомить с числом 1 и графическим рисункам цифры 1.
  2. Закрепить представление о взаимосвязи целого и части, действиях сложения и вычитания.
  1. Картинки с изображением единичных предметов и тех, которые трудно сосчитать.
  2. Много цветов на лугу, одно дерево,
  3. Солнце в небе и облака. 4.Кости домино и игральные кости
  1. Монетки 1 копейка и 1 рубль
  2. Два одинаковых цветка и две вазы.

декабрь

17

«Внутри, снаружи»

  1. Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.
  2. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.

1. 3 обруча, набор кубиков. Кот- игрушечный или на картинке 2.Картинка с прорезами 3.Гнездо на ветке дерева, гнезде птенцы, один птенчик снаружи на ветке.

18

«Число 2.

Цифра 2. Пара»

  1. Познакомить с образованием и составам числа 2, цифрой 2.
  2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.
  1. Картинки на фланелеграфе: 1 солнышко, 1 девочка, 1 елочка,2 тучки,2 птички, 2 гриба
  2. Парные картинки 3.Игральные        кости,        домино, монеты        достоинством        в        1 копейку и 1 рубль.

19

«Точка. Линия.

Прямая и кривая линии»

1.Формировать        представление        о        точке, линии, прямой и кривой линиях 2.Закрепить умение соотносить цифры 1 и

2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения - справа, слева.

  1. Картинки        с        изображением птиц
  2. Звездное небо
  3. Луга с цветами-точками, реки, дороги.
  4. Карандаш Линейка
  5. немного любой крупы.

20

«Отрезок. Луч»

  1. сформировать представление об отрезке, луче.
  2. Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством, составлять рассказы- задачи, в которых надо выполнить сложение и вычитание в пределах 2.

1.Модели точек, модель неограниченной        линии-две катушки с соединенными концами, ножницы, веревочки, ленточки, полоски бумаги разной длины, картинка с изображением        лучистого солнца.

21

«Число и цифра 3.»

1.Познакомить с числом и цифрой 3. 2.Закрепить представление о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.

  1. картинки:        сфетафор,3 грибочка, иллюстрации к сказке

«Три медведя»

  1. Домино, игральные кости 3.Модели монет:5 монет по 1 рублю и по 2 монеты по 2 рубля.

22

«Замкнутые и незамкнутые линии»

  1. Формировать представление о замкнутой линии.
  2. Закреплять умение соотносить цифры1-3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех. Взаимосвязь целого и частей.
  1. Картинкм с изображением озера или пруда, лабиринта. Острова в море;
  2. Модель Точки;
  3. Веревочки с завязанными узелками на концах

23

«Ломаная линия.

Многоугольни к

  1. познакомить с понятием ломаная линия, многоугольник.
  2. Продолжать        формирование представлений о свойствах предметов. Взаимосвязи целого и частей. составе числа 3.
  1. Складной метр, палочки, рисунки ломаных линий и фигур.        Ограниченных ломаными линиями
  2. Картинка: Молния над дубом

24

«Число 4.

1.Познакомить с образованием числа 4 ,

1.Изображение   4   грибов   и   4

Цифра 4.»

составом числа 4. Цифрой 4. 2.Сформировать умение соотносить цифру

4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками

ежат. Пилы, жука. Помидора, огурца. Картофеля. Кресла, столовых        ножей.

геометрические фигуры

январь

25

«Угол»

  1. Сформировать представление о различных видах углов-прямом, остром, тупом.
  2. Закрепить знание цифр 1-4,счет до 4, знание состава числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольника

1.игра «Железная дорога» 2.Модель угла 3.Геометрические фигуры.

26

«Числовой отрезок»

  1. Сформировать представление о числовом        отрезке,        приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка.
  2. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей. Счетные умения и состав числа в пределах 4, пространственные отношения.

1.Изображение лягушонка 2.набор из 4 полосок длиной по 15 см.

3.Цифры 1-4.

Модель числового отрезка с разметкой до 10.

27

«Число 5.

Цифра 5»

  1. Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.
  2. Закрепить знание цифр 1-4, понятия многоугольника, числового отрезка.

1.Геометрические фигуры 2.Карточки                с        цифрами        1-3. Модели        углов,        модели числового отрезка, игральные кости и домино

4.Изображение белки, зайки, волчонка,        медвежонка, лисенка, 5 орехов, 5 морковок.

28

«Впереди – сзади»

  1. Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади
  2. Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку. Количественный и порядковый счет в пределах 5. Сформировать представление о составе числа 5.
  1. Для динамической картинки

«Паровозик из Ромашково», с героями сказок.

  1. Лесные животные 3.Геометрические фигуры.

29

«Столько же»

  1. Формировать представления о сравнении предметов по количеству с помощью составления пар
  2. Закрепить взаимосвязь целого и частей

Картинки        и        игрушки        на усмотрение педагога

30

Знаки больше и меньше

1.Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками больше и меньше

«Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей

  1. Картинки        на        усмотрение педагога
  2. счетный материал

3Карточки с цифрами от 1 до 5. 4.Знаки больше и меньше.

31

«Раньше, позже»

1.Расширить        временные        представления детей, уточнить отношения раньше-позже 2.Закрепить представление о сравнении, сложении и вычитании, числовом отрезке. Количественном        и        порядковом        счете предметов

1Картинки        по        усмотрению педагога

2.Зимний пейзаж 3.числовой отрезок 4.Цифры-карточки 5.Знаки больше и меньше.

32

«Повторение»

1.Дать ряд заданий и математических игр на усмотрение педагога

На усмотрение педагога

февраль

33

Числа 1-5. Повторение.

  1. Повторить        числа        1-5,        образование, написание, состав.
  2. Закрепить навыки количественного и порядкового счета.

Игрушки или картинки с изображением        Буратино, Мальвины, Пьеро, Карабаса- Барабаса, « домики» для повторения состава числа.

Кружки красного и зеленого цвета, цифры 1-5, чудесный мешочек.

34

Числа 1-5. Повторение.

  1. Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки =,>, <.
  2. Повторить        смысл        сложения        и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения « раньше- позже» 3.Ввести в речевую практику термин – задача..

Модель числового отрезка, геометрические фигуры: по 5 квадратов,        кругов, треугольников, картинки с изображением зайца и лисы

35

Число 6.

Цифра 6.

  1. Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.
  2. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

Изображения        вагончиков поезда, животных: мишки, зайца, белки, волка, барсука; цифры 1-6; модель числового отрезка, кубики, игрушки, геометрические фигуры.

36

Число 6.

Цифра 6.

  1. Закрепить                геометрические представления и познакомить с новым видом        многоугольников- шестиугольником.
  2. Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.

Полоски цветной бумаги, веревки с узелками, складной метр, модель числового отрезка; геометрическое лото, по 6 кружочков двух цветов.

37

Длиннее - короче.

  1. Формировать умение сравнивать длины предметов « на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее»,

«короче».

  1. Закрепить взаимосвязь целого и частей, знания состава чисел 1-6, счетные умения в пределах 6.

Набор полосок; изображение зайчихи и ее фартука без одной тесемки; набор тесемок; 12 кружков; модель числового отрезка; цифры 1-6. Линейки.

38

Измерение длины.

  1. Формировать представление об изменении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.
  2. Закрепить умение составлять мини- рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 6.

Изображения        четырех человечков( высокий, низкий, 2 средней высоты), 4 домика: красный, синий, желтый и зеленый; 2 полоски бумаги.

39

Измерение длины.

1.Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки умение практически измерять длину отрезка

Белая полоска бумаги длиной

40        см;        полоски        –        мерки: красная-10   см,   синяя-   8   см;

заданной меркой.

  1. Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
  2. Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

иллюстрация: попугай и удав; метр, модель сантиметра, линейка.        Раздаточный материал.

40

Измерение длины.

  1. Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки.
  2. Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести в речевую практику термины « условие» и

« вопрос» задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

Изображения сороконожки, цветов:        3

ромашки,        2

василька; полоски бумаги: белая- 30 см, синяя-10 см, красная – 10 см.

Раздаточный        материал, линейка.

март

41

Число 7.

Цифра 7.

  1. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.
  2. Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.

Числовой отрезок, опорные таблицы для закрепления состава      чисел:      «домики»,

« вагончики», грибы, кубики, картинки: белочка, 6 орешков, геометрические        фигуры.

Раздаточный        материал, фломастеры.

42

Число 7.

Цифра 7.

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знания состава числа 7. 2.Повторить сравнение групп предметов с помощью        составления        пар,        приемы отсчитывания и присчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

Модель числового отрезка; опорные таблицы для закрепления знания состава числа 7; рисунки- конструкции из кубиков.

43

Число 7.

Цифра 7.

  1. Закрепить представление о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.
  2. Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезка с помощью        линейки,        приемы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке.

Картинки с изображениями козы, 7 козлят, волка ,домик, числовой отрезок. Линейка

,цветные карандаши.

44

Тяжелее, легче.

Сравнение по массе.

  1. Формировать представления о понятиях тяжелее-        легче        на        основе непосредственного сравнения предметов по массе.
  2. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

2        игрушечные        обезьянки,        1 слоненок,                        изображение воздухоплавательного аппарата;        чашечные        весы; раздаточный материал.

45

Измерение массы.

1.Формировать                представление                о необходимости        выбора        мерки        при

Игрушки: мишка, 2 куклы, 3

бабочки,        3        обезьянки,        5

измерении массы, познакомить с меркой массой 1 кг.

2.Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

белочек, тигр, стрекоза; картинка с изображением 7 муравьев,        муравейника, чашечные весы, гири весом в 1 кг, геометрические фигуры.

46

Измерение массы.

  1. Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных весов, о сложении и вычитании масс предметов.
  2. Закрепить        геометрические и пространственные                представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами.

Картинки для игры                « В магазине»; три коробки; чашечные        весы,

геометрические        фигуры.

Раздаточный        материал, цветные карандаши.

47

Число 8.

Цифра 8.

  1. Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.
  2. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.
  1. Знакомство        с        числом        8, цифрой 8.
  2. Физкультминутка «Зарядка». 3.Закрепление представлений о числе 8, цифре 8.
  1. Повторение. 4.Физкультминутка «Мячик» 5.Повторение.
  2. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.

48

Число 8.

Цифра 8.

  1. Формировать счетные умения в пределах 8.
  2. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.

Числовой отрезок; таблицы для закрепления знания состава числа 8; цифры 1-8;картинка лягушонка; кружочки- «кочки» красного, синего, желтого, зеленого,        оранжевого, коричневого и черного цвета; линейка, счетные палочки.

апрель

49

Число 8.

Цифра 8.

  1. Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.
  2. Закрепить представление о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

«Письмо»        из        страны геометрических                        фигур,

«домик» числа 8; цифры 1-8; геометрические фигуры; по 6 яблок, елочек, флажков; таблицы-схемы к задачам.

50

Объем. Сравнение по объему.

  1. Сформировть представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
  2. Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.

Стаканы разной высоты и с разным диаметром дна, подкрашенная вода; картинки с изображением героев сказки, круги двух цветов, цифры 1-8, числовой отрезок.

51

Измерение объема

1.Сформировать        представление        об измерении объемов с помощью мерки,

Коробка        с        кубиками; игрушечная                посуда:        ведро,

зависимости результата измерения от выбора мерки.

2.Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8.

чашка, чайник, кастрюлька; посуда с водой для демонстрации опытов, таблицы для закрепления знания состава чисел 6, 7, 8.Раздаточный материал, линейки.

52

Число 9.

Цифра 9.

  1. Познакомить с составом и образованием числа 9, цифрой 9.
  2. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

Картинка: наседка и 8 цыплят; числовой отрезок, по 8 кружков красного и синего цвета; таблицы        для        игры

.Раздаточный        материал, линейки.

53

Число 9.

Цифра 9.

  1. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
  2. Закрепить счет в пределах 9, представления о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей.

Картинка с изображением Феи чисел, модель циферблата часов,        таблицы        для закрепления знания состава числа 9; цифры 1-9, по 8 красных и синих кругов, по 6 красных, зеленых и желтых листьев.

54

Число 9.

Цифра 9.

  1. Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.
  2. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар),сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Числовой отрезок; цифры 1-9; знаки: плюс, минус, больше, меньше.        Раздаточный материал, цветные карандаши.

55

Площадь. Измерение площади.

  1. Сформировать представления детей о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.
  2. Закрепить          порядковый        и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

Картинки с изображением героев сказки «Золотой ключик», квадраты большой и маленький, трапеции ,таблицы для закрепления знания состава чисел 8 и 9,схемы к задачам.

56

Измерение площади.

  1. Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с единицей        измерения        площади- квадратным сантиметром.
  2. Закрепить        порядковый        и количественный счет в пределах 9, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами.

Картинка с изображением цирка,        двух клоунов, дрессированных животных, фокусника; опорные таблицы для запоминания состава чисел

8 и 9;картинки - отгадки к загадкам.

май

57

Число 0.

Цифра 0.

  1. Сформировать представление о числе 0 и его свойствах.
  2. Закрепить счетные умения в пределах 9, представления        о        числовом        отрезке,

Числовой отрезок, цифры 0 – 9, корзиночки с грибами, картинки с изображением лесных обитателей, модели

взаимосвязи целого и частей.

мешков и счетный материал, модель цветка.

58

Число 0.

Цифра 0.

  1. Закрепить представления о числе 0, цифре 0, о составе чисел 8 – 9.
  2. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и, наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.

Числовой        отрезок; демонстрационные таблицы для закрепления знаний состава чисел в пределах 9, геометрические        фигуры; модели «мешков», картинки к логическим        задачам, раздаточный материал.

59

Число 10.

  1. Сформироватьпредставление детей о числе 10: его образовании, составе, записи.
  2. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Картинки с изображением птиц и зверей, геометрические фигуры, 8 желтых, 2 красных овала, 6 желтых треугольников, 4 зеленых квадрата, 7 синих и 3 красных круга; числовой отрезок, цифры 1 – 10.

60

Шар. Куб.

Параллелепи- пед.

  1. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
  2. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Параллелепипед, куб, шар; предметы, имеющие форму параллелепипеда, куба, шара; плоские фигуры; числовой отрезок;

Таблицы для закрепления знания состава числа 10.

61

Пирамида, Конус.

Цилиндр.

  1. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.
  2. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Пирамида, конус, цилиндр; предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра.

.Плоские фигуры, числовой отрезок; числовой отрезок.

62

Символы.

  1. Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, (размер).
  2. Закрепить представление о составе числа 8, 9, 10, умение ориентироваться по плану.

Предметы и геометрические фигуры разные по цвету, форме и размеру; карточки с изображением        символов; картинки с изображением зайчика, медвежонка ,лисенка; числовой отрезок.

63

Повторение. Игра-

путешествие в страну Математику.

  1. Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.
  2. Повторить        количественный        и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.

Изображение Феи; картинки – отгадки к загадкам; таблицы для закрепления знаний о составе чисел в пределах 10; числовой отрезок. Раздаточный материал.

64

Повторение.

Игра « Скоро в школу».

  1. Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10.
  2. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Опорные таблицы для закрепления состава чисел; числовой отрезок, схемы- заготовки к задачам, знаки плюс и минус. Раздаточный материал.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

форма

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. «Свойства и отношения. Пространственно-временные представления»

1.

  1. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
  2. Пространственные отношения: на, над, под. (1)
  3. Пространственные отношения: справа, слева.
  4. Пространственные отношения: между, посередине.
  5. Пространственные отношения: внутри, снаружи.
  6. Пространственные отношения: впереди, сзади.
  7. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.
  8. Временные отношения: раньше, позже.

19

4

15

обобщающее занятие в игровой форме

Раздел 2.«Числа и цифры. Операции над ними»

  1. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
  2. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).
  3. Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
  4. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много.
  5. Число 1 и цифра 1.
  6. Число 2 и цифра 2.
  7. Число 3 и цифра 3.
  8. Представление о числовом отрезке.
  9. Число 4 и цифра 4.
  10. Число 5 и цифра 5.
  11. Число 6 и цифра 6.
  12. Число 7 и цифра 7.
  13. Число 8 и цифра 8.
  14. Число 9 и цифра 9.
  15. Число 0 и цифра 0.
  16. Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной

основе.

26

4

22

обобщающее занятие в игровой форме

Раздел 3. «Сохранение количества, величины, последовательности действий. Геометрические фигуры и величины»

  1. Представления о точке и линии.
  2. Представления об отрезке и луче.
  3. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
  4. Представления о ломаной линии и многоугольнике.
  5. Представления об углах и видах углов.
  6. Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
  7. Представления об объёме (вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
  8. Представление о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
  9. Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
  10. Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.
  11. Работа с таблицами.
  12. Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

22

5

17

обобщающее занятие в игровой форме

Раздел 4. Повторение

Закрепление изученного материала

5

1

4

обобщающее занятие в

игровой форме

Итого:

72

14

58

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности

«Юный математик»

1.

Начало учебного года

1 сентября

2.

Продолжительность учебного

периода

36 учебных недель

3.

Продолжительность учебной

недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5.

Количество часов

72

6.

Окончание учебного года

31 мая

7.

Период реализации программы

01.09.2023-31.05.2024

Рабочая программа воспитания

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственнее (идеальное) представление о человеке.

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно- нравственного направления воспитания. Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.

Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.

Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.

Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.

Цель воспитания – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.

Используемые формы воспитательной работы:

  • ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
  • социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;
  • чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
  • разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки;
  • рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
  • организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное),
  • экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок;
  • игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
  • демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).

Методы: словесные (описание, объяснение, разбор, указание, рассказ), наглядные (показ упражнений, использование пособий), практические (соревновательный, игровой, помощь).

Планируемый результат:

  • Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании,
  • обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества;
  • проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Календарный план воспитательной работы

Название

мероприятия, события

Направления

воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1

День знаний

Социальное Познавательное

Тематический день

Сентябрь

2

День Государственног о Герба

Российской Федерации

Патриотическое

Тематический день

Ноябрь

3.

День Российской науки

Социальное Познавательное

Тематический день

«Путешествие в страну науки»

Февраль

4.

День космонавтики

Патриотическое

Беседы: « Юрий Гагарин - первый космонавт»;

«Животные в космосе»;

«Планеты солнечной системы». Слушание музыкальных произведений:

« Марш космонавтов» А.Рыбников;

«Знаете, каким он парнем был» А.Пахмутова, Н.Добронравов.

Апрель

5.

Выпускные утренники

Социальное Познавательное

Торжественные праздничные мероприятия для детей, родителей

Май-июнь

6.

День государственного флага Российской

Федерации

Патриотическое

Беседы

Август

Список литературы:

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
  3. Указ        Президента        Российской        Федерации        «О        мероприятиях        по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  2. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1«Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы) в Калининградской области Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030года в Калининградской области».

Для педагога дополнительного образования:

  1. Волчкова В.Н., Степанцева Н.В.. Конспекты занятий в старшей группе детского сада – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  2. Колесникова Е.В.. Математика для дошкольников 5-6 лет – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Колесникова Е.В.. Математика для дошкольников 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. Михайлова З.А. Математика от 3 до 7 – СПб.: «Детство – пресс»,

2008.

  1. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. –

СПб.: «Детство – пресс», 2002.

  1. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – пресс», 2008.
  2. Носова В.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб., 2004.
  3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Издательство «Ювента», 2009.
  4. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет

«Сказочные         лабиринты         игры».         -         ООО         «РИВ»,         2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.

«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.( по Колесниковой)...

Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе

Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического ос­воения математических поня...

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (для детей 5-7 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Математикой играя, развиваемся»

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными...

дополнительное видео математика 2.09.2020

Тема 1.Число и цифра 1. Величина (большой, поменьше, маленький). Логическая задача на установление закономерности. Цель: Закрепить знания о числе и цифре 1; умение устанавливать соответствие между кол...