Формирование математической грамотности у детей дошкольного посредством технологии «РИВ» В. В. Воскобовича
учебно-методический материал по математике
Формирование математической грамотности у детей дошкольного посредством технологии «РИВ»
В. В. Воскобовича
Особое место в формировании функциональной грамотности детей занимает математическая грамотность. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, воображение, внимание, речь.
Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Математическая грамотность у дошкольников — это способность ребенка понимать и использовать математические понятия и операции в повседневной жизни.
Но для того, чтобы их использовать и применять, надо их сформировать. И традиционными направлениями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников являются количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени.
Наиболее эффективным методом формирования математической грамотности является игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольников. В этом контексте огромным развивающим потенциалом обладают авторские развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича, в которых автор объединил игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры, а сказки — это мотивация, способ заинтересовать ребёнка.
Все игры сопровождает сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций с нахождением верного решения, и помогают в этом ребенку сказочных персонажи: например, в «Геоконте» – малыш Гео и паук Юк, в «Прозрачном квадрате» – Незримка Всюсь, ворон Метр, в «Волшебной восьмерке» – попугаи Эник и Беник, в «Счетовозике» - малыш МагНолик, в «Игровизоре – Околесик, в «Прозрачном квадрате» - Незримка Всюсь и т.д.
Развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три блока:
- предметный блок – с помощью игр, входящих в него, можно обучить детей конкретному предмету (ФЭМП, развитие речи);
- универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
- конструктивный блок – в этот блок входят конструкторы – головоломки.
На формирование математической грамотности направлен предметный блок игр комплекта «Играем в математику», а также игры универсального и конструктивного блоков.
Использовать игры В. Воскобовича можно в организованной образовательной деятельности, в совместной, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе.
В своей работе мы успешно используем для формирования у детей дошкольного возраста математической грамотности следующие игры.
Обучающая игра «Математические корзинки 5, 10» способствует запоминанию детьми цифр, учит считать, складывать и вычитать, освоить состав числа в пределах 5, 10 и в увлекательной форме знакомит с понятиями полное, неполное и пустое множество.
Катаясь с МагНоликом на «Счетовозике», дети учатся считать по порядку, соотносить цифру и количество, составлять числа второго десятка, решать простые арифметические задачи.
Игра «Прозрачная цифра» развивает восприятие, внимание, память, образное и логическое мышления. Ребенок получает представление о структуре цифр, запоминает числовой ряд, учится выстраивать пространственные отношения и классифицировать предметы.
Игра «Волшебная восьмерка» – своеобразный конструктор, который позволяет запомнить цифры и цвета радуги, развивает внимание, память, логическое мышление, координацию глаз-рука и мелкую моторику. Волшебные гномы КОХЛЕ, ОХЛЕ, ЖЕЛЕ, ЗЕЛЕ, ГЕЛЕ, СЕЛЕ, ФИ, имена которых соответствуют цветам радуги, помогут ребенку пройти все этапы игры с повышением уровня сложности.
Игра «Копилка цифр» направлена на усвоение графического начертания цифр, сложения и вычитания. Это динамичная игра для поиска цифр с заданными отличительными признаками. Автор предлагает несколько вариантов игр с карточками: «Домино», «Дорожки», «Жадина» и др.
Интересной для детей является игра «Геоконт», которая сопровождается методической сказкой "Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава" (в названии сказки зашифровано слово "геометрия"). Игра позволяет зрительно воспринимать различные геометрические фигуры и их особенности; строить геометрические фигуры по картинке или схеме, моделировать, изучать систему координат и уметь ориентироваться в ней, развивает логическое мышление, познавательный интеллект, совершенствует координацию и мелкую моторику рук.
Игра с 2-х и 4-х цветным Квадратом Воскобовича помогает детям усвоить разные геометрические формы, основные цвета, учит ориентироваться в размере геометрических фигур, в микропространстве, развивает логическое мышление, внимание, память, воображение, творческие способности, речь.
Разгадать увлекательные головоломки и выполнить необычные задания маркером на графическом тренажёре «Игровизор» детям помогает выпускник Школы волшебства – Околёсик. Угловые фигуры (ЛеВ, ПаВлин, ПоНи, ЛаНь) помогают ориентироваться на плоскости. Игра–тренажер предназначена для штриховки, симметричной дорисовки, выполнения графических диктантов, знакомства с основами программирования.
На обучение ребенка сложнейшим математическим понятиям и действиям и развитие логического мышления направлен «Геовизор». Помогают в выполнении упражнений гномы с говорящими именами: Разделяй –Объединяй, Увеличь-Уменьши, Крути-Верти, Появись-Исчезни, которые в сказочной форме знакомят детей с системой координат, учат отмечать на ней точки, строить фигуры, делить их на части.
Игра «Прозрачный квадрат» (нетающие льдинки), помогает детям освоить названия и формы геометрических фигур, их размер; составлять геометрические фигуры из частей, понимать соотношения целого и части; конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок; анализировать, сравнивать, проявлять творчество, развивать внимание, память, воображение, речь и мелкую моторику рук.
Игры «Чудо-Крестики» и «Чудо-соты» сам Вячеслав Воскобович называет Конструкторами Чудес и превращений. Игры с Галчонком Каррчиком, медвежонком Мишиком, китёнком Тимошкой и пчёлкой Жужей направлены на изучение геометрических фигур, формирование логического мышления, математических понятий, пространственных представлений, развития сенсорных способностей (форма, размер, цвет), творческого конструирования.
Хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты, которые способствуют эффективности применения данных игр:
- Во-первых, это подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями и самой игрой.
- Во-вторых, обратить внимание на развитие речи детей. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий надо расспрашивать ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, попросить пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
- В-третьих, это статичность настольных игр. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся». Также игры требуют усидчивости, а это не каждому ребенку по душе и по силам поэтому необходимо учитывать также индивидуальные особенности детей.
Хотим порекомендовать вам методическое пособие «Играем в математику». Оно включает статьи педагогов, работающих с дошкольниками, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, а также картотеки игр по возрастам.
Желаем вам и вашим воспитанникам, как говорит сам Вячеслав Вадимович Воскобович,
«Радости в играх – успехов в развитии!»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование математической грамотности у детей дошкольного посредством технологии «РИВ»
В. В. Воскобовича
Особое место в формировании функциональной грамотности детей занимает математическая грамотность. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, воображение, внимание, речь.
Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Математическая грамотность у дошкольников — это способность ребенка понимать и использовать математические понятия и операции в повседневной жизни.
Но для того, чтобы их использовать и применять, надо их сформировать. И традиционными направлениями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников являются количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени.
Наиболее эффективным методом формирования математической грамотности является игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольников. В этом контексте огромным развивающим потенциалом обладают авторские развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича, в которых автор объединил игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры, а сказки — это мотивация, способ заинтересовать ребёнка.
Все игры сопровождает сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций с нахождением верного решения, и помогают в этом ребенку сказочных персонажи: например, в «Геоконте» – малыш Гео и паук Юк, в «Прозрачном квадрате» – Незримка Всюсь, ворон Метр, в «Волшебной восьмерке» – попугаи Эник и Беник, в «Счетовозике» - малыш МагНолик, в «Игровизоре – Околесик, в «Прозрачном квадрате» - Незримка Всюсь и т.д.
Развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три блока:
- предметный блок – с помощью игр, входящих в него, можно обучить детей конкретному предмету (ФЭМП, развитие речи);
- универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
- конструктивный блок – в этот блок входят конструкторы – головоломки.
На формирование математической грамотности направлен предметный блок игр комплекта «Играем в математику», а также игры универсального и конструктивного блоков.
Использовать игры В. Воскобовича можно в организованной образовательной деятельности, в совместной, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе.
В своей работе мы успешно используем для формирования у детей дошкольного возраста математической грамотности следующие игры.
Обучающая игра «Математические корзинки 5, 10» способствует запоминанию детьми цифр, учит считать, складывать и вычитать, освоить состав числа в пределах 5, 10 и в увлекательной форме знакомит с понятиями полное, неполное и пустое множество.
Катаясь с МагНоликом на «Счетовозике», дети учатся считать по порядку, соотносить цифру и количество, составлять числа второго десятка, решать простые арифметические задачи.
Игра «Прозрачная цифра» развивает восприятие, внимание, память, образное и логическое мышления. Ребенок получает представление о структуре цифр, запоминает числовой ряд, учится выстраивать пространственные отношения и классифицировать предметы.
Игра «Волшебная восьмерка» – своеобразный конструктор, который позволяет запомнить цифры и цвета радуги, развивает внимание, память, логическое мышление, координацию глаз-рука и мелкую моторику. Волшебные гномы КОХЛЕ, ОХЛЕ, ЖЕЛЕ, ЗЕЛЕ, ГЕЛЕ, СЕЛЕ, ФИ, имена которых соответствуют цветам радуги, помогут ребенку пройти все этапы игры с повышением уровня сложности.
Игра «Копилка цифр» направлена на усвоение графического начертания цифр, сложения и вычитания. Это динамичная игра для поиска цифр с заданными отличительными признаками. Автор предлагает несколько вариантов игр с карточками: «Домино», «Дорожки», «Жадина» и др.
Интересной для детей является игра «Геоконт», которая сопровождается методической сказкой "Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава" (в названии сказки зашифровано слово "геометрия"). Игра позволяет зрительно воспринимать различные геометрические фигуры и их особенности; строить геометрические фигуры по картинке или схеме, моделировать, изучать систему координат и уметь ориентироваться в ней, развивает логическое мышление, познавательный интеллект, совершенствует координацию и мелкую моторику рук.
Игра с 2-х и 4-х цветным Квадратом Воскобовича помогает детям усвоить разные геометрические формы, основные цвета, учит ориентироваться в размере геометрических фигур, в микропространстве, развивает логическое мышление, внимание, память, воображение, творческие способности, речь.
Разгадать увлекательные головоломки и выполнить необычные задания маркером на графическом тренажёре «Игровизор» детям помогает выпускник Школы волшебства – Околёсик. Угловые фигуры (ЛеВ, ПаВлин, ПоНи, ЛаНь) помогают ориентироваться на плоскости. Игра–тренажер предназначена для штриховки, симметричной дорисовки, выполнения графических диктантов, знакомства с основами программирования.
На обучение ребенка сложнейшим математическим понятиям и действиям и развитие логического мышления направлен «Геовизор». Помогают в выполнении упражнений гномы с говорящими именами: Разделяй –Объединяй, Увеличь-Уменьши, Крути-Верти, Появись-Исчезни, которые в сказочной форме знакомят детей с системой координат, учат отмечать на ней точки, строить фигуры, делить их на части.
Игра «Прозрачный квадрат» (нетающие льдинки), помогает детям освоить названия и формы геометрических фигур, их размер; составлять геометрические фигуры из частей, понимать соотношения целого и части; конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок; анализировать, сравнивать, проявлять творчество, развивать внимание, память, воображение, речь и мелкую моторику рук.
Игры «Чудо-Крестики» и «Чудо-соты» сам Вячеслав Воскобович называет Конструкторами Чудес и превращений. Игры с Галчонком Каррчиком, медвежонком Мишиком, китёнком Тимошкой и пчёлкой Жужей направлены на изучение геометрических фигур, формирование логического мышления, математических понятий, пространственных представлений, развития сенсорных способностей (форма, размер, цвет), творческого конструирования.
Хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты, которые способствуют эффективности применения данных игр:
- Во-первых, это подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями и самой игрой.
- Во-вторых, обратить внимание на развитие речи детей. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий надо расспрашивать ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, попросить пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
- В-третьих, это статичность настольных игр. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся». Также игры требуют усидчивости, а это не каждому ребенку по душе и по силам поэтому необходимо учитывать также индивидуальные особенности детей.
Хотим порекомендовать вам методическое пособие «Играем в математику». Оно включает статьи педагогов, работающих с дошкольниками, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, а также картотеки игр по возрастам.
Желаем вам и вашим воспитанникам, как говорит сам Вячеслав Вадимович Воскобович,
«Радости в играх – успехов в развитии!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»
Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; формирование расширенного кругозора....

Stem-технология для формирования математической грамотности для детей
STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Включа...
Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий
Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий...

«Формирование математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Сообщение из опыта работы...

«Формирование функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
laquo;Формирование функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В.ВОСКОБОВИЧА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение ...
