Мастер-класс «Использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в познавательно-речевом развитии дошкольников»
материал по математике
Мастер-класс «Использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Сандакова Ю.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №15»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мастер-класса в процессе активного взаимодействия по освоению опыта использования развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в познавательно-речевом развитии дошкольников, формировании словаря и связной речи.
- Вводная часть. Педагог: Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов. Сказочное универсальное средство «Фиолетовый лес» – это не только сенсорная развивающая зона, созданная В.В. Воскобовичем, но и зона, направленная на получение детьми определѐнных знаний по окружающему миру. Эта среда формирует основы экологического мировоззрения и культуры: расширяет представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих взаимосвязях, способствует развитию познавательных процессов. - Как вы думаете, почему В. В. Воскобович использует именно фиолетовый лес? Почему не зеленый? (Ответы). Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он положительно влияет на нервную систему и повышает творческий потенциал. Кроме того, это таинственный цвет, идеально подходящий для волшебного леса. Фиолетовый лес – большая сказочная страна, состоящая из нескольких сказочных областей: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Ковровая полянка, Чудо острова, поэтому и моделирующая ее ковролиновая основа поделена на соответствующие игровые зоны, которые условно можно разделить на следующие части: «Небо», «Лужайка», «Дорожка», «Озеро».
В процессе игры развивающая среда «Фиолетовый лес» превращается в волшебную поляну, на которой происходят различные чудеса. Малыш каждый раз путешествует по фиолетовому лесу и помогает героям сказок побеждать злых противников, выполняя задания. Благодаря волшебной развивающей среде «Фиолетовый лес» наши дети могут развиваться и расти, играя и не тратя драгоценное время детства на скучные вещи! С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослого, свободная деятельность детей, исследовательская и многое другое. Большую помощь данная развивающая среда оказывает в индивидуальной работе с детьми, ведь некоторые дети не раскрываются в коллективных формах, а в ходе индивидуальной работы ребенок меньше стесняется, чувствует, что именно к нему педагог проявляет внимание, у него формируется чувство уверенности в себе. Хочется добавить ещѐ то, что наш детский сад ориентирован на детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому мы адаптируем все то, что нам предлагает педагогический рынок под возможности и особенности наших воспитанников. Педагог: Уважаемые коллеги, а вы хотели бы окунуться в детство и снова почувствовать себя маленькими озорными любознайками? (Да). Взрослым в жизни быть так скучно, Чтоб нам стало веселей, С вами превратимся дружно В шаловливых малышей. 1. Практическая часть «Путешествие по Фиолетовому лесу». Педагог: Ну, а теперь нас с вами приглашает в гости в Фиолетовый лес Ворон Метр, который прислал приглашение (открытка). Но в Фиолетовый лес невозможно попасть, не зная заклинания. Ворон Метр подсказал волшебное заклинание, при помощи которого мы сможем очутиться в волшебной стране. Вы готовы? Педагог: Тогда повторим все вместе: «Кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи»! - Как ваше настроение? Хорошее? С хорошим настроением мы все вместе оказались на волшебной поляне…. (снимаю ткань – там все белое и Ворон Метр с письмом). Педагог: Что случилось в Фиолетовом лесу? Здесь все белым – бело! Посмотрите, нас встречает Ворон Метр, что это он держит? Письмо... «Поиграйте со мной в мои любимые игры, тогда я сделаю Фиолетовый лес опять видимым Незримка Всюсь». Оказывается, это озорник Всюсь сделал всѐ в волшебном лесу невидимым! Итак, для того чтобы увидеть Фиолетовый лес, Ворон Метр предлагает нам выполнить задания Незримки Всюся! «Отгадай загадку» Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (дерево) Снимаю с деревьев ткань. Педагог: Здравствуй лес, тайный лес Полон сказок и чудес! Мы не просто в лес вошли - Мы открыли в сказку двери. В Фиолетовой стране ждут нас сказочные звери. - Отгадайте загадки. Летом сер, зимою бел, По характеру несмел. По полянкам скачет ловко, Любит сочную морковку. (Заяц) У меня роскошный хвост, А характер мой непрост — Я коварна и хитра. Глубоко моя нора. (Лиса) Я оранжевый зверек, Шубка тѐплая, как грелка, Хвостик мягкий, как пушок, Я — старательная …(Белка) Из берлоги слышен храп — Спит хозяин, косолап. Всю округу замело, Но ему во сне тепло. (Медведь) По очереди выкладывает животных внизу в один ряд. Чѐрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели – вон он. Это – старый, мудрый… (Ворон) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ...(Снегири) Белобокая красотка Балаболит, как трещотка. Все блестяшки издалѐка Тащит в гнѐздышко…(Сорока) Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно, это… (Щука) Педагог: Ворон Метр благодарит нас за то, что оживили мы Фиолетовый лес, а теперь нужно помочь всем сказочным жителям найти свое жилище. Игра «Кто где живѐт?». Педагог: В «Фиолетовом лесу» есть 4 зоны: небо, лужайка, тропа, озеро. Помогите Ворону Метру расселить обитателей Фиолетового леса в свои жилища. Участники мастер-класса раскладывают всех обитателей на свои места. Педагог: Молодцы, опять мы помогли Ворону Метру. Но, посмотрите, здесь видны чьи-то следы… (выложить хаотично следы животных) Эти ниточкой следы, Кто же их оставил? Не могу я угадать Нужно мне понаблюдать. Педагог: Как вы думаете, чьи это следы? Игра «Чьи следы» (медвежьи, заячьи, лисьи, птичьи, беличьи). Педагог: Ах, Незримка Всюсь, такой шалун! Он перепутал все следы и теперь никак не понять – кто и куда побежал! Помогите разобраться, чьи следы на снегу и разложите их правильно. Выполнение задания. Педагог: Вот какие вы наблюдательные, все следы правильно разложили. А Всюсь все никак не мог угомониться: он хочет с нами поиграть в игру «Четвертый лишний». (изображения животных прикрепляются на полянку) Педагог: Назовите, что лишнее и объясните, почему. - снегирь, ворон, сорока, курица; - заяц, лиса, белка, щука; - заяц, лиса, белка, медведь. Игра «Четвертый лишний» Педагог: Я думаю, Ворон Метр очень доволен вами, как быстро вы разгадываете загадки Незримки Всюся. Игра «Что перепутал Всюсь?» Педагог: Чтобы дать новое задание для нас, проказник Всюсь позвал себе в помощники ветер, и они уже вдвоем всѐ он перепутали! (на ѐлке появляется прорубь, на дереве появляются листочки, в небе радуга, бабочки) Что в Фиолетовом лесу не так? Прикрепите все предметы на свои места, а лишние уберите. Педагог: Ворон Метр рад, что мы помогли оживить его Фиолетовый лес, но он мечтает вместе с вами сочинить волшебную сказку. В ней есть только начало…Вы справитесь? Слушайте… Составление новогодней сказки в «Фиолетовом лесу» Педагог берет фигурку зайчика и начинает рассказ. Педагог: Однажды в Рождественскую ночь на лужайку прибежал зайчонок, увидел красивую, но очень грустную елочку…. - По очереди вы продолжите сказку, помогут вам в этом предметы на подносе. Участники мастер-класса прикрепляют фигурки на панно и составляют сказку. Педагог: Как красиво стало в Фиолетовом лесу! Здесь тоже наступило настоящее Рождество! Вы рады, что побывали здесь в гостях и помогли Ворону Метру справиться с заданиями Незримки Всюся? (Ответы). Педагог: А теперь, пришла пора, Взрослых возвращать сюда. - Вместе произнесем наши волшебные слова: «Кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи»! Заключительная часть. Педагог: Сегодня мы рассмотрели с вами использование сказочного универсального средства «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в познавательноречевом развитии дошкольников, формировании словаря и связной речи при детско-взрослом взаимодействии. Педагог: Как вы думаете, что позволяет развивать у дошкольников использование этих игр? Ответы: Познавательные процессы; пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации, развитие аргументированной и доказательной речи. Педагог: Спасибо за активное участие. Надеюсь, что использование такого универсального дидактического средства как «Фиолетовый лес» поможет педагогам включить свою фантазию и научиться лучше понимать наших детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Сандакова Ю.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №15»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мастер-класса в процессе активного взаимодействия по освоению опыта использования развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в познавательно-речевом развитии дошкольников, формировании словаря и связной речи.
- Вводная часть. Педагог: Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов. Сказочное универсальное средство «Фиолетовый лес» – это не только сенсорная развивающая зона, созданная В.В. Воскобовичем, но и зона, направленная на получение детьми определѐнных знаний по окружающему миру. Эта среда формирует основы экологического мировоззрения и культуры: расширяет представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих взаимосвязях, способствует развитию познавательных процессов. - Как вы думаете, почему В. В. Воскобович использует именно фиолетовый лес? Почему не зеленый? (Ответы). Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он положительно влияет на нервную систему и повышает творческий потенциал. Кроме того, это таинственный цвет, идеально подходящий для волшебного леса. Фиолетовый лес – большая сказочная страна, состоящая из нескольких сказочных областей: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Ковровая полянка, Чудо острова, поэтому и моделирующая ее ковролиновая основа поделена на соответствующие игровые зоны, которые условно можно разделить на следующие части: «Небо», «Лужайка», «Дорожка», «Озеро».
В процессе игры развивающая среда «Фиолетовый лес» превращается в волшебную поляну, на которой происходят различные чудеса. Малыш каждый раз путешествует по фиолетовому лесу и помогает героям сказок побеждать злых противников, выполняя задания. Благодаря волшебной развивающей среде «Фиолетовый лес» наши дети могут развиваться и расти, играя и не тратя драгоценное время детства на скучные вещи! С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослого, свободная деятельность детей, исследовательская и многое другое. Большую помощь данная развивающая среда оказывает в индивидуальной работе с детьми, ведь некоторые дети не раскрываются в коллективных формах, а в ходе индивидуальной работы ребенок меньше стесняется, чувствует, что именно к нему педагог проявляет внимание, у него формируется чувство уверенности в себе. Хочется добавить ещѐ то, что наш детский сад ориентирован на детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому мы адаптируем все то, что нам предлагает педагогический рынок под возможности и особенности наших воспитанников. Педагог: Уважаемые коллеги, а вы хотели бы окунуться в детство и снова почувствовать себя маленькими озорными любознайками? (Да). Взрослым в жизни быть так скучно, Чтоб нам стало веселей, С вами превратимся дружно В шаловливых малышей. 1. Практическая часть «Путешествие по Фиолетовому лесу». Педагог: Ну, а теперь нас с вами приглашает в гости в Фиолетовый лес Ворон Метр, который прислал приглашение (открытка). Но в Фиолетовый лес невозможно попасть, не зная заклинания. Ворон Метр подсказал волшебное заклинание, при помощи которого мы сможем очутиться в волшебной стране. Вы готовы? Педагог: Тогда повторим все вместе: «Кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи»! - Как ваше настроение? Хорошее? С хорошим настроением мы все вместе оказались на волшебной поляне…. (снимаю ткань – там все белое и Ворон Метр с письмом). Педагог: Что случилось в Фиолетовом лесу? Здесь все белым – бело! Посмотрите, нас встречает Ворон Метр, что это он держит? Письмо... «Поиграйте со мной в мои любимые игры, тогда я сделаю Фиолетовый лес опять видимым Незримка Всюсь». Оказывается, это озорник Всюсь сделал всѐ в волшебном лесу невидимым! Итак, для того чтобы увидеть Фиолетовый лес, Ворон Метр предлагает нам выполнить задания Незримки Всюся! «Отгадай загадку» Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (дерево) Снимаю с деревьев ткань. Педагог: Здравствуй лес, тайный лес Полон сказок и чудес! Мы не просто в лес вошли - Мы открыли в сказку двери. В Фиолетовой стране ждут нас сказочные звери. - Отгадайте загадки. Летом сер, зимою бел, По характеру несмел. По полянкам скачет ловко, Любит сочную морковку. (Заяц) У меня роскошный хвост, А характер мой непрост — Я коварна и хитра. Глубоко моя нора. (Лиса) Я оранжевый зверек, Шубка тѐплая, как грелка, Хвостик мягкий, как пушок, Я — старательная …(Белка) Из берлоги слышен храп — Спит хозяин, косолап. Всю округу замело, Но ему во сне тепло. (Медведь) По очереди выкладывает животных внизу в один ряд. Чѐрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели – вон он. Это – старый, мудрый… (Ворон) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ...(Снегири) Белобокая красотка Балаболит, как трещотка. Все блестяшки издалѐка Тащит в гнѐздышко…(Сорока) Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно, это… (Щука) Педагог: Ворон Метр благодарит нас за то, что оживили мы Фиолетовый лес, а теперь нужно помочь всем сказочным жителям найти свое жилище. Игра «Кто где живѐт?». Педагог: В «Фиолетовом лесу» есть 4 зоны: небо, лужайка, тропа, озеро. Помогите Ворону Метру расселить обитателей Фиолетового леса в свои жилища. Участники мастер-класса раскладывают всех обитателей на свои места. Педагог: Молодцы, опять мы помогли Ворону Метру. Но, посмотрите, здесь видны чьи-то следы… (выложить хаотично следы животных) Эти ниточкой следы, Кто же их оставил? Не могу я угадать Нужно мне понаблюдать. Педагог: Как вы думаете, чьи это следы? Игра «Чьи следы» (медвежьи, заячьи, лисьи, птичьи, беличьи). Педагог: Ах, Незримка Всюсь, такой шалун! Он перепутал все следы и теперь никак не понять – кто и куда побежал! Помогите разобраться, чьи следы на снегу и разложите их правильно. Выполнение задания. Педагог: Вот какие вы наблюдательные, все следы правильно разложили. А Всюсь все никак не мог угомониться: он хочет с нами поиграть в игру «Четвертый лишний». (изображения животных прикрепляются на полянку) Педагог: Назовите, что лишнее и объясните, почему. - снегирь, ворон, сорока, курица; - заяц, лиса, белка, щука; - заяц, лиса, белка, медведь. Игра «Четвертый лишний» Педагог: Я думаю, Ворон Метр очень доволен вами, как быстро вы разгадываете загадки Незримки Всюся. Игра «Что перепутал Всюсь?» Педагог: Чтобы дать новое задание для нас, проказник Всюсь позвал себе в помощники ветер, и они уже вдвоем всѐ он перепутали! (на ѐлке появляется прорубь, на дереве появляются листочки, в небе радуга, бабочки) Что в Фиолетовом лесу не так? Прикрепите все предметы на свои места, а лишние уберите. Педагог: Ворон Метр рад, что мы помогли оживить его Фиолетовый лес, но он мечтает вместе с вами сочинить волшебную сказку. В ней есть только начало…Вы справитесь? Слушайте… Составление новогодней сказки в «Фиолетовом лесу» Педагог берет фигурку зайчика и начинает рассказ. Педагог: Однажды в Рождественскую ночь на лужайку прибежал зайчонок, увидел красивую, но очень грустную елочку…. - По очереди вы продолжите сказку, помогут вам в этом предметы на подносе. Участники мастер-класса прикрепляют фигурки на панно и составляют сказку. Педагог: Как красиво стало в Фиолетовом лесу! Здесь тоже наступило настоящее Рождество! Вы рады, что побывали здесь в гостях и помогли Ворону Метру справиться с заданиями Незримки Всюся? (Ответы). Педагог: А теперь, пришла пора, Взрослых возвращать сюда. - Вместе произнесем наши волшебные слова: «Кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи»! Заключительная часть. Педагог: Сегодня мы рассмотрели с вами использование сказочного универсального средства «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в познавательноречевом развитии дошкольников, формировании словаря и связной речи при детско-взрослом взаимодействии. Педагог: Как вы думаете, что позволяет развивать у дошкольников использование этих игр? Ответы: Познавательные процессы; пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации, развитие аргументированной и доказательной речи. Педагог: Спасибо за активное участие. Надеюсь, что использование такого универсального дидактического средства как «Фиолетовый лес» поможет педагогам включить свою фантазию и научиться лучше понимать наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".
Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.Задачи:1.Обучающие: - закреп...

Картотека игр по ознакомлению с окружающим с использованием развивающей предметно - пространственной среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича
Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохран...

Конспект интегрированного занятия НОД по окружающему миру "Новый год в фиолетовом лесу" с использованием развивающей предметно- пространственной среды В.В. Воскобовича в старшей группе
Целью данного занятия является активизация интеллектуально- творческого развития детей через организацию помощи жителям Фиолетового леса. В ходе занятия применяется здоровье- сберегающие технологии:...

Конспект по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича «Поможем волшебнице Осени» (старшая группа)
Данный конспект может быть полезен воспитателям старших групп . А использование развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича сделает занятие интересным и ув...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В.В. ВОСКОБОВИЧА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В.В. ВОСКОБОВИЧА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

Мастер-класс «Создание современной Развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию детей раннего возраста»
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выс...

Мастер-класс для педагогов развивающая предметно-пространственная среда для опытно-экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ
Для успешной реализации опытно-экспериментальной деятельности, в ДОУ должна быть создана–«Центр науки» или уголок экспериментирования.Задачи уголка экспериментирования: Развитие перв...
