Дидактические игры по ФЭМП для старшей группы
материал по математике (старшая группа)

Кульбида Оксана Владимировна

Дидактические игры по ФЭМП для старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка 1

Название игры

– Волшебные яблоки

Цель

– Формирование представлений о количестве и счёте в пределах 10; развитие навыка сравнения количеств.

Программное содержание

– Считать предметы вслух до 10; определять «больше», «меньше», «равно»; закреплять умение группировать предметы по числу.

Материалы

– Картинки яблок (по 1–10), корзинки, карточки со знаками >, <, =.

Ход игры

– Воспитатель раскладывает яблоки в две корзинки. Ребёнок считает яблоки в каждой корзинке, определяет, где больше/меньше, подкладывает соответствующий знак.

Варианты

– Предложить довложить яблоки, чтобы в обеих корзинках стало поровну; игра в паре.

Ожидаемый результат

– Уверенный счёт до 10, умение сравнивать количества, решать простую задачу на уравнивание.

Карточка 2

Название игры

– Поход по домикам

Цель

– Закрепление представлений о порядковом счёте и числовой последовательности до 10.

Программное содержание

– Название порядковых чисел (первый, второй и т. п.); движение по порядку; умение составлять ряд по возрастанию и убыванию.

Материалы

– Набор домиков пронумерованных 1–10, фишки-«путешественники».

Ход игры

– Ребёнок бросает кубик/крутит стрелку и перемещает фишку по домикам на соответствующее число, называет номер дома и порядковое положение.

Варианты

– Обратный маршрут (убывающе), задания «остановись на 5-ом доме и назови соседей».

Ожидаемый результат

– Знание числовой последовательности, понятие «следующий/предыдущий».

Карточка 3

Название игры

– Собери узор

Цель

– Развитие представлений о геометрических фигурах, закономерностях и умение продолжать ряд.

Программное содержание

– Узнавать и называть основные фигуры (круг, квадрат, треугольник); составлять и продолжать простые закономерности (АБАБ, ААБААБ и т. п.).

Материалы

– Набор картонных фигур разных цветов, планшеты для выкладывания узоров.

Ход игры

– Воспитатель выкладывает начальную часть узора, ребёнок продолжает, объясняет правило.

Варианты

– Создать узор по образцу; придумать свой узор и предложить продолжить другому ребёнку.

Ожидаемый результат

– Умение выделять и воспроизводить закономерности, распознавать фигуры и цвета.

Карточка 4

Название игры

– Магазин игрушек

Цель

– Формирование навыков счета в пределах 20, простых операций сложения и вычитания в практической ситуации.

Программное содержание

– Считать предметы до 20; складывать и вычитать на конкретных предметах; понимать обмен (покупка-продажа).

Материалы

– Игрушки-товары с ценниками (1–5 условных единиц), «деньги» (монеты), корзинка покупок.

Ход игры

– Ребёнок покупает несколько игрушек, считает общую сумму, рассчитывается монетами, при необходимости получает сдачу.

Варианты

– Игра в парах: один продавец, другой покупатель; задания на покупку по списку.

Ожидаемый результат

– Навыки сложения/вычитания в пределах доступной суммы, практическое применение счета.

Карточка 5

Название игры

– Лабиринт чисел

Цель

– Развитие ориентировки на числовой прямой, умение сравнивать расстояния между числами.

Программное содержание

– Представление о числовой прямой 0–20; умение определять расстояние между числами (насколько больше/меньше).

Материалы

– Полоска-числовая прямая 0–20, фишки, карточки-задания.

Ход игры

– Ребёнок ставит фишку на заданное число, затем перемещается на определённое количество шагов вперёд/назад, отвечает, на каком числе остановился, или определяет разницу между двумя точками.

Варианты

– Соревновательный маршрут, задания на минимальное число ходов.

Ожидаемый результат

– Осознание порядка чисел, умение определять разницу между числами.

Карточка 6

Название игры

– Разложи по группам

Цель

– Формирование навыка классификации и счёта при объединении в группы по признакам.

Программное содержание

– Умение объединять предметы в группы по количеству/размеру/цвету; подсчёт элементов группы.

Материалы

– Набор разноцветных пуговиц разных размеров, тарелочки для группировки.

Ход игры

– Ребёнок сортирует пуговицы по заданному признаку, затем считает количество в каждой группе и сравнивает.

Варианты

– Задание «сделай группы по два», составление пар и троек.

Карточка 7

Название игры

– Кто сколько несёт

Цель

– Развитие навыков распределения предметов и решения задач на деление в простейшем виде.

Программное содержание

– Понимание равномерного распределения (деление без остатка); счёт в пределах 10.

Материалы

– Фигурки животных, домики (по 2–4), предметы-«ягоды».

Ход игры

– Надо разнести ягоды поровну между домиками животных, определить, сколько в каждом доме.

Варианты

– Ввести остаток, объяснить понятие «останется» при неделимости.

Ожидаемый результат

– Первичное представление о делении и равномерном распределении.

Карточка 8

Название игры

– Математическое лото

Цель

– Закрепление счёта, распознавания чисел и соответствия количество–цифра.

Программное содержание

– Связывать количество предметов с цифрой; счёт до 20; внимательность.

Материалы

– Карты с цифрами, карточки с изображением предметов в количестве 1–20, жетоны.

Ход игры

– Ведущий показывает карточку с изображением, ребёнок закрывает соответствующее число на своей карте; первый, кто закрыл ряд — победитель.

Варианты

– Индивидуальная игра на скорость; работа в парах.

Ожидаемый результат

– Быстрое узнавание чисел и соответствия их количеству.

Карточка 9

Название игры

– Весы и грузики

Цель

– Понимание сравнительной величины, развитие навыка определения равенства и неравенства.

Программное содержание

– Сравнение весов/величин, составление пар «равно/не равно», простые задачи на уравнивание.

Материалы

– Игрушечные весы, набор грузиков, предметы-разного размера.

Ход игры

– Ребёнок взвешивает предметы, подбирает грузики, чтобы уравнять чаши, записывает (в виде устного отчёта) сколько грузиков понадобилось.

Варианты

– Усложнение: определить разницу в грузиках между двумя предметами.

Ожидаемый результат

– Понимание равновесия, умение сравнивать и подбирать эквиваленты.

Карточка 10

Название игры

– Тайна фигуры

Цель

– Развитие зрительной памяти и умения анализировать признаки фигур.

Программное содержание

– Узнавание фигур по описанию, выделение признаков (количество углов, сторон), сравнение фигур.

Материалы

– Набор фигур, мешочек для «тайной фигуры», карточки с описаниями.

Ход игры

– Ребёнок тянет фигуру в мешочке, не показывая другим, описывает её признаки, другие дети отгадывают.

Варианты

– Задание на нахождение фигуры по описанию воспитателя; составление описаний друг для друга.

Ожидаемый результат

– Умение описывать фигуры по признакам, развита зрительная память и речь.

Рекомендации по использованию картотеки

– Проводить игры регулярно, в игровой и доступной форме, постепенно усложняя задания.  

– Индивидуализировать задания в зависимости от уровня развития детей.  

– Фиксировать достижения и трудности для планирования дальнейшей работы.  

– Комбинировать игровые задачи с элементами продуктивной деятельности (аппликация, конструирование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

В данной статье даны методические рекомендации по подботу и проведению дидактических игр в старшей группе...

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе могут быть использованы воспитателями на занятиях по математике в таршей группе....

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

Дидактические игры для детей старшей группы....

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе для детей с ОНР.

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе для детей с ОНР.В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, бл...

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

    Через игровое действие по правилам дидактические игры  подводят детей к логическому мышлению, заставляют больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, например...

Познавательно-дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

Познакомить родителей с различными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением....

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе.

Предлагаю ряд дидактических игр ,.которые помогут взрослому занять и научить ребенка элементарным математическим представлениям.Игры доступные,интересные и занимательные.Показав несколько раз игру ,ре...