Статья: «Приёмы освоения детьми старшего дошкольного возраста мер стоимости в контексте экономического воспитания»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Одной из важнейших задач на современном этапе развития образования является совершенствование экономической подготовленности воспитанников. Ориентация детей на жизнь в системе рыночных отношений - необходимая и очень сложная задача педагогики.

Цель экономического воспитания в широком смысле слова - формировать социально-активную, творческую личность с материалистическим мировоззрением, личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolova_yu.i._material.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Фролова Юлия Ивановна

старший воспитатель, 

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 201 Тракторозаводского района Волгограда»

  1. Статья: «Приёмы освоения  детьми  старшего дошкольного возраста мер стоимости в контексте экономического воспитания»

Одной из важнейших задач на современном этапе развития образования является совершенствование экономической подготовленности воспитанников. Ориентация детей на жизнь в системе рыночных отношений - необходимая и очень сложная задача педагогики.

Цель экономического воспитания в широком смысле слова - формировать социально-активную, творческую личность с материалистическим мировоззрением, личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Поэтому процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации  и приёмы освоения  детьми   мер стоимости .

Основными приёмами освоения  детьми  старшего дошкольного возраста мер стоимости в контексте экономического воспитания являются:

1.Чтение художественной литературы.

2.Дидактические  игры. 

3.Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку.

4. Выполнений заданий  на занятиях  по ручному труду.

5. Проектная деятельность  на занятиях по математике.

1.Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из  примеров может быть  книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», которая была использована  в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

 2.В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,  «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

3.Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

4.Выполнение заданий на занятиях по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.  Эти занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. 

5. Проектная  деятельность  на занятиях по математике  способствует  математическому развитию детей. Эта деятельность   прежде всего направлена: на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, на формирование познавательных и творческих способностей. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения. Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу. Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья. Кризисы в дошкольном возрасте, их содержание и психологические новообразования.

Понятие кризис. Обязательность и относительно константное содержание кризисов в дошкольном возрасте, их симптоматика и психологические новообразования (Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). К кризи...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Проект «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ» волонтерского движения в дошкольной организации, как одно из направлений экономического воспитания дошкольников

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществл...

СТАТЬЯ "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу....

Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания посредством игровых технологий.

Презинтация на тему "Формирование финансовой культуры детей  старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания посредством игровых технологий."...

Статья " Работа детей дошкольного возраста в паре: методы и приёмы организации совместной деятельности детей"

Статья рассказывает о методах и приемах организации совместной деятельности детей....

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С МЕРАМИ СТОИМОСТИ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

        Цель этого  исследования заключалась в том, чтобы разработать и реализовать образовательный процесс освоения мер стоимости, направленный на обогащение математич...