От кубика до сферы: как дети в ДОУ осваивают мир геометрических фигур на занятиях по ФЭМП
консультация по математике (старшая группа)
Мир вокруг нас наполнен формами. От простых кругов и квадратов до сложных многогранников – все это геометрические фигуры, которые играют важную роль в нашем понимании пространства и объектов. И чем раньше ребенок начнет знакомиться с этими основами, тем легче ему будет в дальнейшем осваивать математику, развивать пространственное мышление и логику. Именно поэтому изучение геометрических фигур является неотъемлемой частью занятий по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
От кубика до сферы: как дети в ДОУ осваивают мир геометрических фигур на занятиях по ФЭМП
Мир вокруг нас наполнен формами. От простых кругов и квадратов до сложных многогранников – все это геометрические фигуры, которые играют важную роль в нашем понимании пространства и объектов. И чем раньше ребенок начнет знакомиться с этими основами, тем легче ему будет в дальнейшем осваивать математику, развивать пространственное мышление и логику. Именно поэтому изучение геометрических фигур является неотъемлемой частью занятий по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Почему геометрия так важна для дошкольников?
Занятия по ФЭМП, посвященные геометрическим фигурам, не просто знакомят детей с названиями и внешним видом объектов. Они закладывают фундамент для:
- Развития пространственного мышления: Дети учатся ориентироваться в пространстве, понимать понятия "близко", "далеко", "сверху", "снизу", "справа", "слева".
- Формирования логических связей: Сравнивая фигуры по признакам (цвет, размер, форма), дети учатся классифицировать, обобщать и делать выводы.
- Развития мелкой моторики: Работа с конструкторами, вырезание, рисование фигур – все это способствует развитию координации движений рук и пальцев.
- Подготовки к школе: Знакомство с геометрическими фигурами является одним из ключевых компонентов готовности к обучению в начальной школе.
- Развития речи: Дети учатся правильно называть фигуры, описывать их свойства, использовать математическую терминологию.
Этапы изучения геометрических фигур в ДОУ:
Процесс освоения геометрических фигур в ДОУ обычно проходит поэтапно, учитывая возрастные особенности детей:
1. Младшая группа (3-4 года): Знакомство с основными фигурами
На этом этапе главная задача – вызвать интерес к миру форм и познакомить с самыми простыми и узнаваемыми фигурами:
- Круг: Легко узнаваем, не имеет углов. Дети ищут круглые предметы вокруг себя (мяч, тарелка, солнышко).
- Квадрат: Имеет четыре равные стороны и четыре прямых угла. Дети сравнивают его с кубиком, окошком.
- Треугольник: Имеет три стороны и три угла. Ассоциируется с крышей дома, горкой.
Методы и приемы:
- Игры с дидактическими пособиями: Разрезные картинки, пирамидки, вкладыши с фигурами.
- Сенсорные игры: "Найди такую же фигуру", "Собери из частей".
- Наблюдения: Поиск фигур в окружающей обстановке (игрушки, мебель, предметы быта).
- Пальчиковые игры: "Этот пальчик – большой..." с использованием фигур.
- Простые аппликации и рисование: Вырезание и наклеивание кругов, квадратов, треугольников.
2. Средняя группа (4-5 лет): Расширение знаний и сравнение фигур
Дети уже знакомы с основными фигурами и готовы к более глубокому изучению:
- Прямоугольник: Сравнивается с квадратом, выделяются отличия (разные по длине стороны).
- Овал: Похож на вытянутый круг.
- Знакомство с объемными фигурами: Шар, куб, кубик.
Методы и приемы:
- Сравнение фигур по признакам: "Чем квадрат отличается от прямоугольника?", "Какой предмет круглый, а какой овальный?".
- Игры на классификацию: "Разложи фигуры по цвету/форме/размеру".
- Конструирование: Постройка простых сооружений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание (ФЭМП)" для детей младшей группы на тему: "Геометрическая фигура -квадрат; понятия спереди-сзади".
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание(ФЭМП)" для детей младшей группы на тему: "Геометрическая фигура - квадрат; понятия впереди - сзади". Цель: развивать у де...
«Страна геометрических фигур». Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе.
Знакомство с геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником....

" Геометрические фигуры"конспект занятия по ФЭМП
Конспект занятия по математике, на закрепление знаний геометрических фигур....

Конспект занятия по сенсорному развитию детей младшей группы «Чудесная страна геометрических фигур»
Программное содержание:Образовательные: закрепить знание детей в различии круга, квадрата, треугольника, уметь находить модели этих фигур, несмотря на различие в цвете и размере. Закрепить у...

Методическая разработка занятия кружка «Развивай-ка» детей 5 – 7 лет. «Строим геометрические фигуры из палочек»
Развитие творческих способностей, логического мышления, умения фантазировать, воспитывать у детей чувство милосердия, формировать умение писать печатные буквы, вызвать интерес к изготовлению поделок и...

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"
Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...

Конспект проведения НОД по ФЭМП по уточнению имеющихся у детей старшей группы представлений о геометрических фигурах
Работа рассчитана на воспитателей старшей группы и педагогов, а также родителей. Конспект будет полезен для уточнения и расширения у детей знаний о геометрических фигурах, полученных ранее....
