От кубика до сферы: как дети в ДОУ осваивают мир геометрических фигур на занятиях по ФЭМП
консультация по математике (старшая группа)

Фёдорова Ольга Сергеевна

Мир вокруг нас наполнен формами. От простых кругов и квадратов до сложных многогранников – все это геометрические фигуры, которые играют важную роль в нашем понимании пространства и объектов. И чем раньше ребенок начнет знакомиться с этими основами, тем легче ему будет в дальнейшем осваивать математику, развивать пространственное мышление и логику. Именно поэтому изучение геометрических фигур является неотъемлемой частью занятий по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_kubika_do_sfery.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

От кубика до сферы: как дети в ДОУ осваивают мир геометрических фигур на занятиях по ФЭМП

Мир вокруг нас наполнен формами. От простых кругов и квадратов до сложных многогранников – все это геометрические фигуры, которые играют важную роль в нашем понимании пространства и объектов. И чем раньше ребенок начнет знакомиться с этими основами, тем легче ему будет в дальнейшем осваивать математику, развивать пространственное мышление и логику. Именно поэтому изучение геометрических фигур является неотъемлемой частью занятий по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Почему геометрия так важна для дошкольников?

Занятия по ФЭМП, посвященные геометрическим фигурам, не просто знакомят детей с названиями и внешним видом объектов. Они закладывают фундамент для:

  • Развития пространственного мышления: Дети учатся ориентироваться в пространстве, понимать понятия "близко", "далеко", "сверху", "снизу", "справа", "слева".
  • Формирования логических связей: Сравнивая фигуры по признакам (цвет, размер, форма), дети учатся классифицировать, обобщать и делать выводы.
  • Развития мелкой моторики: Работа с конструкторами, вырезание, рисование фигур – все это способствует развитию координации движений рук и пальцев.
  • Подготовки к школе: Знакомство с геометрическими фигурами является одним из ключевых компонентов готовности к обучению в начальной школе.
  • Развития речи: Дети учатся правильно называть фигуры, описывать их свойства, использовать математическую терминологию.

Этапы изучения геометрических фигур в ДОУ:

Процесс освоения геометрических фигур в ДОУ обычно проходит поэтапно, учитывая возрастные особенности детей:

1. Младшая группа (3-4 года): Знакомство с основными фигурами

На этом этапе главная задача – вызвать интерес к миру форм и познакомить с самыми простыми и узнаваемыми фигурами:

  • Круг: Легко узнаваем, не имеет углов. Дети ищут круглые предметы вокруг себя (мяч, тарелка, солнышко).
  • Квадрат: Имеет четыре равные стороны и четыре прямых угла. Дети сравнивают его с кубиком, окошком.
  • Треугольник: Имеет три стороны и три угла. Ассоциируется с крышей дома, горкой.

Методы и приемы:

  • Игры с дидактическими пособиями: Разрезные картинки, пирамидки, вкладыши с фигурами.
  • Сенсорные игры: "Найди такую же фигуру", "Собери из частей".
  • Наблюдения: Поиск фигур в окружающей обстановке (игрушки, мебель, предметы быта).
  • Пальчиковые игры: "Этот пальчик – большой..." с использованием фигур.
  • Простые аппликации и рисование: Вырезание и наклеивание кругов, квадратов, треугольников.

2. Средняя группа (4-5 лет): Расширение знаний и сравнение фигур

Дети уже знакомы с основными фигурами и готовы к более глубокому изучению:

  • Прямоугольник: Сравнивается с квадратом, выделяются отличия (разные по длине стороны).
  • Овал: Похож на вытянутый круг.
  • Знакомство с объемными фигурами: Шар, куб, кубик.

Методы и приемы:

  • Сравнение фигур по признакам: "Чем квадрат отличается от прямоугольника?", "Какой предмет круглый, а какой овальный?".
  • Игры на классификацию: "Разложи фигуры по цвету/форме/размеру".
  • Конструирование: Постройка простых сооружений




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание (ФЭМП)" для детей младшей группы на тему: "Геометрическая фигура -квадрат; понятия спереди-сзади".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание(ФЭМП)" для детей младшей группы на тему: "Геометрическая фигура - квадрат; понятия впереди - сзади". Цель: развивать у де...

«Страна геометрических фигур». Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе.

Знакомство с геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником....

" Геометрические фигуры"конспект занятия по ФЭМП

Конспект занятия по математике, на закрепление знаний геометрических фигур....

Конспект занятия по сенсорному развитию детей младшей группы «Чудесная страна геометрических фигур»

Программное содержание:Образовательные: закрепить знание детей в различии круга, квадрата, треугольника, уметь находить модели этих фигур, несмотря на различие в цвете и размере. Закрепить у...

Методическая разработка занятия кружка «Развивай-ка» детей 5 – 7 лет. «Строим геометрические фигуры из палочек»

Развитие творческих способностей, логического мышления, умения фантазировать, воспитывать у детей чувство милосердия, формировать умение писать печатные буквы, вызвать интерес к изготовлению поделок и...

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...

Конспект проведения НОД по ФЭМП по уточнению имеющихся у детей старшей группы представлений о геометрических фигурах

Работа рассчитана на воспитателей старшей группы и педагогов, а также родителей. Конспект будет полезен для уточнения и расширения у детей знаний о геометрических фигурах, полученных ранее....