Картотека музыкально-математических игр для детей дошкольного возраста.
картотека по математике (старшая группа)
Картотека музыкально-математических игр для детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека
музыкально-математических игр для детей дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель Ракина Е.Н.
Методические рекомендации
Математика логически говорит о числе, а музыка говорит о нем «выразительно».
Музыкальные игры с математическим уклоном для детского сада могут быть веселым и эффективным способом обучения детей математике и музыке одновременно. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются знания цвета и формы предмета, навыки ориентировки в пространстве. Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Игры развивают не только математические способности, но и музыкальный слух, ритм, темп, координацию движений, а также навыки счета, распознавания чисел и логического мышления.
Ритм:
Музыкальный ритм предполагает чередование звуков разной длительности, что помогает детям усваивать понятия "длинный -короткий", "быстро-медленно" и развивать навыки счета. Можно использовать хлопки, притопывания, движения в такт музыке, а также ритмические упражнения с музыкальными инструментами.
Темп:
Изменение темпа музыки (быстрый, медленный) развивает у детей понимание понятий "быстрее - медленнее" и способствует развитию умения ориентироваться во времени. Например, можно предложить детям танцевать под музыку разного темпа, или выполнять движения, соответствующие ритму и темпу.
Динамика:
Использование динамических оттенков (громко-тихо) помогает детям усваивать понятия "больше - меньше", "сильный - слабый". Например, можно предложить детям двигаться по-разному в зависимости от громкости музыки.
Структура музыкального произведения:
Разбор структуры музыкального произведения (куплет, припев,
вступление) помогает развивать умение выделять части, находить
закономерности и последовательность, что является важным для
формирования математических представлений.
Количество и счет:
Музыкальные инструменты (барабаны, бубны, погремушки) можно
использовать для счета, например, отстукивая ритм определенное
количество раз. Можно считать количество музыкальных фраз, количество
участников в музыкальной игре и т.д.
Геометрические формы
Некоторые музыкальные инструменты (треугольник, бубен) напоминают
геометрические фигуры. Дети могут изучать эти фигуры, играя на
инструментах, а также находить их в окружающей обстановке, например, в
форме музыкальных нот.
Пространственная ориентация:
Музыкальные игры, такие как "Ручеек", "Жмурки", развивают пространственное мышление и ориентацию в пространстве.
Существует множество вариантов таких игр, что позволяет адаптировать их под разные возрастные группы и интересы детей. Важно помнить, что музыкальные игры должны быть адаптированы к возрасту и уровню подготовки детей. Педагог должен следить за тем, чтобы игра была интересной, познавательной и безопасной для всех участников.
Примеры игр:
"Музыкальные стулья с цифрами":
В этой игре, похожей на классическую игру "Музыкальные стулья", вместо простых стульев используются стулья, на которых лежат карточки с числами. Когда музыка останавливается, дети должны сесть на стул, взять карточку и выполнить задание, связанное с числом на карточке (например, назвать число, показать на пальцах соответствующее количество, или столько раз прыгнуть).
"Считай и танцуй":
Дети танцуют под музыку, и когда музыка останавливается, педагог показывает карточку с цифрой. Дети должны образовать группы в соответствии с числом на карточке и продолжить танец в группах.
"Дождик - Солнышко":
Дети делятся на две команды, каждой из которых выдаются разные музыкальные инструменты (например, колокольчики и бубны). Когда звучит музыка, обозначающая "дождик", дети играют на колокольчиках, а когда "солнышко" - на бубнах. В усложненном варианте, можно убирать инструменты, и дети должны угадать, какой инструмент пропал и продолжить игру, имитируя звук этого инструмента.
"Тихо-Громко":
Дети двигаются под музыку разной громкости. Когда музыка громкая, они выполняют соответствующие движения, а когда тихая - другие. Можно усложнить игру, добавив математические задания, например, хлопать в ладоши определенное количество раз в соответствии с заданным числом.
"Музыкальная математика":
Дети двигаются под маршевую музыку, имитируя собирание грибов. По команде педагога дети выполняют определенные движения (например, наклоны, прыжки) в соответствии с текстом, который также связан с математикой (например, "раз, два, три- гриб нашли").
« Умные цифры»
Для игры необходимы карточки с цифрами от 1 до 10. Сначала всем детям раздать карточку с цифрой.
(Звучит минусовка к песне Антонио Спадавеккиа «Добрый жук»)
Дети гуляют в рассыпную и поют такие слова :
«Вышли цифры погулять, погулять, погулять.
Нужно цифры нам назвать, нам их все назвать».
Далее музыку остановить и музыкальный руководитель говорит:
«Ну-ка цифры не ленитесь и в кружок все становитесь»
Дети встают в круг, называют свою цифру , поднимая карточку с цифрой вверх.
Потом опять включается музыка и дети гуляют в рассыпную и поют такие слова:
« Вышли цифры погулять, погулять, погулять,
Нужно цифры нам назвать, нам их все назвать».
Далее музыку остановить и музыкальный руководитель говорит:
« Ну-ка цифры не ленитесь, по порядку становитесь».
Дети выстраиваются в шеренгу с цифрами по порядку от 1 до 10. После того, как они выстроились, они еще раз называют и поднимают свои цифры.
«Найди пару»
Педагог детям раздает разноцветные ленточки. Просит их обратить внимание на цвет своей ленточки. Объясняет детям правила игры. Под веселую музыку дети бегают, танцуют. Как только музыка останавливается, дети должны найти свою пару.
«Встать по числам»
Педагог:
« Мы ребята потанцуем,
Веселимся, кружимся.
Скоро все мы в этом танце
С цифрами подружимся»
Дети под музыку гуляют хороводным шагом по залу, как музыка остановится надо по словесному сигналу взрослого перестроиться (парами, тройками, четвёрками и т.д.)
На вторую часть музыки двигаться взявшись за руки по своему кругу.
Педагог:
«Ребята гуляйте, гуляйте, гуляйте – 3 раза
Ну-ка скорее по парам вставайте!»
«Где живут цифры?»
Посмотреть вокруг и на себя и найти в комнате предмет или часть тела соответствующие цифрам( 1 – нос, голова, 2 глаза, уха, 3 поросёнка, 4 ножки у стула и стола, 5 пальцев на руке, 6 лап у жука, 7 дней в неделе, 7 звуков в гамме, 7 цветов радуга, у осьминога 8 ног и т.д. )
«Счётные палочки»
Под музыку дети выкладывают любую большую цифру, а потом посчитать сколько использовали палочек для цифр.
«Волшебная резинка»
Дети становятся группой, в руках у капитана простая резинка. Взрослый даёт указание растянуть резинку так, чтоб получилась геометрическая фигура. (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник)
«Весёлый бубен» (для малышей)
Бубен, бубен позвени.
Ребятишек весели! (педагог ходит перед детьми, встряхивает бубен)
Деточки играют
В бубен ударяют,
Хлопай- раз и
Хлопай- два! (держит бубен перед ребёнком, малыш ударяет ладошкой)
Интересная игра.
Танечка (Ванечка…) играет
В бубен ударяет.
Мы на Таню (Ваню…) поглядим
и за нею повторим.
«Умный бубен»
Бубен, бубен позвени
Ребятишек весели!
Саша (Маша…) нам играет
И все цифры знает.(педагог даёт бубен одному из детей и показывает карточку с цифрой. Ребёнок должен ударить в бубен соответствующее число раз)
«Мишка учится считать»
Мишка по лесу гуляет, дети топают ногами
В корзину шишки собирает. переваливаются сбоку на бок
-Шишка раз, шишка два- одной рукой собирают и складывают в ладонь другой
Положу я их сюда.
-А какая это шишка? протягивают ладошки вперёд
-Я не знаю- шепчет мишка. пожимают плечами
Научим мишку мы считать
Один, два, три, четыре, пять! дети загибают пальчики и считают их
Петушок (Пальчиковая игра на порядковый счёт)
Вышли пальцы танцевать
Раз, два, три, четыре, пять – Выбрасывают пальчики из кулачка.
Вышли пальцы танцевать. Свободное движение ладошками.
Большой пустился в пляс, Круговые движения больших пальцев вокруг друг
Указательный в припляс. Подушечки указательных пальцев касаются друг друга.
Средний пальчик поклонился, Средние пальцы сгибаются и выпрямляются.
Безымянный притаился, Спрятать 4-йпалец одной руки в кулачок другой.
А мизинчик удалец Сцепить мизинцы между собой.
Цепь сцепил и молодец!
Как же дальше танцевать? Тянут сцепленные пальцы.
Надо цепь нам разорвать! Разрывают связь в конце фразы.
Ритмический кубик
Дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
Ты возьми весёлый кубик,
Передай его друзьям,
Что покажет этот кубик –
Повтори за ним ты сам!
Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, геометрических фигур изображено на верхней грани кубика и какого они цвета. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.
"Считаем, маршируем, хлопаем":
Дети маршируют под музыку, считая шаги. По команде "Хлоп" дети останавливаются и хлопают в ладоши заданное количество раз.
"Музыкальные фигуры":
Под музыку дети свободно перемещаются по комнате. По команде "Круг!" дети должны быстро объединиться в круг, по команде "Квадрат!" - в квадрат и т.д.
"Найди свой домик":
Дети получают карточки с цифрами от 1 до 5. Под музыку они ходят по группе, а когда музыка останавливается, воспитатель называет число. Дети с соответствующей цифрой на карточке должны "зайти" в свой "домик" (например, обруч).
"Музыкальные инструменты":
Дети знакомятся с разными музыкальными инструментами (бубен, погремушка, барабан). Под музыку они по очереди играют на инструментах, а остальные дети должны угадать, что это за инструмент.
"Веселые ритмы":
Воспитатель играет на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, а дети должны повторить его, используя хлопки, притопывания или другие движения.
« Соседи»
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Ведущий (поёт): Мы по кругу идём и друзей к себе зовём.
Число «7» к нам идёт и соседей ведёт.
Дети (останавливаются): Кто твои соседи?
Не держи в секрете.
Ребёнок называет своих соседей («6» и «8») и выходит в круг.
Дети: Ты справился с заданием,
Загадывай желание.
Ребёнок загадывает желание (7 раз похлопать , 7 раз промяукать или 7 раз погладить себя по голове). Далее ребёнок находит своё место и игра повторяется несколько раз с новыми участниками.
« Ритмическое лото»
Передавать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах, выкладывать ритм длинными и короткими полосками, большими и маленькими кружками следующих попевок:
«Андрей воробей»
«Мы идём с флажками»
«Всем нам нет семи лет»
Музыкальная разминка «Счет» Музыка Л. Палий
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
пять руками помахать
ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
Ну, а 8 потянись,
скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
ну а 10 поклонись!
Дети исполняют песню и выполняют движения по тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по математике для детей дошкольного возраста.
Чудесный квадрат (Если ребенку 5 лет) Эта игра из Франции.Справа, слева, вверх и вниз. (Если ребенку 5 лет).Игрушка - путешественник (Если ребенку от 3 до 5 лет).По совету Марии Монтессори(Еслиребенку...
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные предст...
Картотека дидактических игр экологического развития детей дошкольного возраста
Дидактические игры подобраны из разных источников для детей старшего возраста....

Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению и игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста...

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей.
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.Экспериментальная и опытническая деятельность детей. Цель:1. помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.2. Создат...
Картотека игр для восприятия у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
Подборка материала "Дети с ОВЗ"....
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей.
Детское экспериментирование играет огромную роль в период дошкольного развития ребёнка. Главное его достоинство состоит в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изуч...

