Конспект занятия по математике
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Коврига Екатерина Евгеньевна

Конспект занятия по математике «Путешествие в необычный лес».

Программное содержание

  1. Образовательная задача: совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины); упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот); упражнять в сравнении предметов по высоте, обозначать результаты сравнения словами: высокий-низкий; уточнить понимание значения слов утро, день, вечер, ночь.
  2. Развивающая задача: развивать  внимание, память и речь.
  3. Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по математике

в старшей группе

МБОУ «СОШ № 4 им. В.В. Бианки», корпус 2

Подготовила:

воспитатель,

Коврига Екатерина Евгеньевна

Тема: «Путешествие в необычный лес»

Программное содержание

  1. Образовательная задача: совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины); упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот); упражнять в сравнении предметов по высоте, обозначать результаты сравнения словами: высокий-низкий; уточнить понимание значения слов утро, день, вечер, ночь.
  2. Развивающая задача: развивать  внимание, память и речь.
  3. Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материал и оборудование

Демонстрационный (для воспитателя): магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 5 штук), Зайчик, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины, медведь, мяч.

Раздаточный (для детей): разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка), светофорчики (красный и зеленый) (по 2 штуки на каждого ребенка).

Ход занятия

Структурный элемент

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Игра на эмоциональное развитие

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно. 
Собрало друзей всех в круг 
Я твой друг и ты мой друг. 
Мы сейчас пойдем направо, 
А теперь пойдем налево, 
В центре круга соберемся, 
И на место все вернемся. 
Улыбнемся, подмигнем, 
Путешествовать пойдём. 

-Вы хотите отправиться в путешествие?

- Тогда-отправляемся сегодня в Осенний лес. Покружились, покружились и в осеннем лесу очутились.

Прежде чем мы начнем наше путешествие по осеннему лесу, давайте проверим насколько вы к нему готовы. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. 

Дети выполняют движения

- Да

Дети кружатся

Интеллектуальная разминка

- Сколько всего частей - суток? 

- Как называется первый день недели? 

- Сегодня четвёртый по счёту день. Как он называется? 

- Если сегодня четверг, какой день будет завтра? 

- Сколько сторон у треугольника?

- Сколько сторон у квадрата?

- Какое число больше 3 или 4?

- Назови число, следующее за числом 4

- Молодцы, хорошо размялись, можно отправляться в путешествие по лесу.

Посмотрите наш лес не простой! На деревьях растут не листочки, а … (показ геометрических фигур) а геометрические фигуры. И у меня есть задание от одного дерева. Но чтобы выполнять задание, нам нужно сесть за столы.

- Четыре

- Понедельник

- Четверг

- Пятница

- Три

- Четыре

- Четыре

- Пять

Дети садятся за столы

Основная часть

Работа с демонстрационным материалом

Игровое упражнение «Поручение» (проводится на демонстрационном материале).

- Ребята, посмотрите на этом дереве растут вот такие необычные листочки (показ квадратов и треугольников). Подул веселый осенний ветер и листочки упали - вот они!

- Кто желает разложить на доске волшебные листочки (квадраты и треугольники).

  (Вызываю двух детей.) 

-  Как проверить, сколько на доске квадратов и треугольников?

- Сосчитайте квадраты и треугольники.

- Сколько квадратов?

- Сколько треугольников?

- Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников?

- Ребята, а как можно проверить равенство, не считая геометрические фигуры?

- Коля иди к доске и расположи фигуры так, чтобы было видно их равное количество.

- Расскажи, как ты сравнивал.

- Что можно сказать про квадраты и треугольники. Квадратов и треугольников…сколько?

- Молодец!

- А можно еще по другому сравнить наши листочки. Кто желает? Иди Аделина.

- Ребята мы посчитали квадраты и треугольники и узнали, что их поровну. Их можно обозначить одним числом: четыре. (показываю)

  - Молодцы, ребята. С этим заданием мы справились. В нашем волшебном лесу есть еще разноцветные круги- красные и зеленые. (Выставляю круги на доске)

И еще одно дерево приготовило для вас другое задание.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько красных кругов и сколько зеленых?

- Сколько красных кругов?

- Сколько зеленых кругов?

-Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов?

- Как можно расположить круги, чтобы было видно их равное количество? Кто желает нам показать?

- Вова иди покажи нам, что красных и зеленых кругов поровну.

- Ребята мы посчитали круги и узнали, что их поровну. Их можно обозначить одним числом: пять. (показываю)

- Ребята, а чем отличаются круги?

- Правильно, круги отличаются по цвету и по величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять. Молодцы, и с этим заданием мы справились. А вот и полянка, давайте на ней поиграем.

К доске выходит ребенок и раскладывает квадраты и треугольники на доске

- Нужно сосчитать

- Четыре

- Четыре

- Их одинаковое количество

- Фигуры можно накладывать друг на друга или ставить их друг под другом

Ребенок сравнивает фигуры

- Накладываю квадраты на треугольники.

- Одинаковое количество

Аделина сравнивает фигуры путем приложения и делает вывод

- Их нужно сосчитать

- Красных кругов - пять

- Зеленых кругов - пять

- Их одинаковое количество, их поровну

Ребенок сравнивает круги и делает вывод.

- Круги отличаются по цвету и величине. Красные круги больше зеленых.

Физкультминутка

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. 

(Повторить 2 раза)

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: машут ручками, тихо садятся, поднимаются, кружатся, садятся на корточки и снова садятся

Совместная деятельность с раздаточным материалом

Самостоятельная деятельность с раздаточным материалом

Игровое упражнение «Построим лесенку для Зайчика»

-Кто это тут спрятался и плачет? Это зайчик собирал для мамы красивый осенний букет, а самый красивый листик наверху, он не может его достать…Поможем Зайчику?

(5 полосок разного цвета одинаковой ширины, но разной длины)

-У меня есть полоски. Что мы можем сказать о ширине полосок? (накладываю полоски друг на друга и показываю детям)

- Что можно сказать о длине полосок?  

- Давайте построим лесенку, расположив полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.

(Один ребенок работает у доски.

После выполнения задания вместе с детьми проверяем последовательность расположения полосок.)

- Ребята, а как мы узнаем какая полоска длиннее, а какая короче. Что мы должны сделать?

- Правильно, ребята, мы берем две полоски и накладываем их друг на друга и узнаем какая полоска короче, а какая длиннее. И так пока не определим длину всех полосок.

- Ребята, посмотрите на доску и сравните, у всех получилась такая лесенка, как у Евы.

- Ева проведи Зайчика по лесенке.

 - Что можно сказать о длине красной ступеньки по сравнению с длиной других (соседних) ступенек синей и зеленой?
Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать,

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. Ну вот Зайчик и достал листик.

- Ребята, Зайчик рад, что вы ему помогли и он предлагает вам еще раз построить лесенки только теперь самостоятельно и  задание будет немного другим.

-  Слушайте внимательно. Постройте лесенку, раскладывая полоски начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.

Вспоминаем как мы узнаем какая полоска длиннее, а какая короче. Накладываем полоски друг на друга. (Во время выполнения задания слежу за тем, как дети выкладывают лесенку, при необходимости помогаю)

- Ребята, кто испытывает затруднения можете попросить помощи у соседа.

- Ребята, какая у вас полоска находится на самом верху лесенки?

- Что можно сказать об этой полоске? Она какая?

- А какая полоска (ступенька) у вас самая длинная?

- Зайчик посмотри у всех ребят получились правильные лесенки.

- Молодцы, ребята, Зайчик говорит, что у вас у всех получились красивые лесенки и он теперь знает, как можно достать то, что находится высоко, нужно брать лесенку.

- Да, поможем

- Полоски одинаковые по ширине.

- Полоски разные по длине.

Дети за столами выкладывают лесенку

- Взять две полоски и наложить их друг на друга и узнаем какая полоска короче.

Дети проверяют свои лесенки с образцом
Ребенок проводит Зайчика по лесенке и отвечает на вопросы воспитателя.

- Красная ступенька длиннее зеленой, но короче синей.

Выкладывают лесенку, раскладывая полоски начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой

- Желтая

- Самая короткая

- Синяя

Игра на закрепление материала  

- Ребята, а я слышу, что нас кто-то зовет. Выходите на полянку.

- Медвежонок услышал как вы помогаете Зайчику и тоже приготовил для вас задания.

Игровое упражнение «Когда это бывает»

(игра с мячом)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром) 
- Солнце светит днём. А луна….(ночью) 
- Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером) 
- Завтракаем мы …(утром),

а обедаем …(днем)

- Ужинаем мы …(вечером),

а спим…(ночью) 

-В детский сад приходим…(утром), а уходим …(вечером)

- Молодцы. Ребята, на все вопросы правильно ответили.

Дети выходят на ковер

- Утром

- Ночью

- Вечером

- Утром

- Днем

- Вечером

- Ночью

- Утром

- Вечером

Подведение итогов занятия

- Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте попрощаемся с Мишкой.

- Покружились, покружились и в группе очутились.

Вот и вернулись мы в нашу группу. Что мы сегодня делали?

- Какое задание было самым трудным для вас?

- Какое задание было легким для вас?

- Как вы узнали, что квадратов и треугольников было одинаковой количество?

- А как еще сравнивали фигуры?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Будем еще путешествовать?

- До свидания Мишка

Ответы детей

- Сосчитали их

- Путем наложения и приложения

Ответы детей

- Да

Оценка деятельности детей

- Ребята, у меня на тарелочке лежат светофоры. Если вам все задания было выполнять легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите зеленый светофор. А если у вас возникли трудности и вы не смогли выполнить какое-либо задание- то возьмите красный светофор.

- Покажите мне, какие вы светофор выбрали. (Спрашиваю несколько детей  - почему они выбрали именно такие светофоры).

- Молодцы, ребята. Мне понравилось с вами сегодня путешествовать. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.

- Особенно я сегодня хочу выделить …………….

Занятие окончено.

Дети выбирают светофорики

Объясняют свой выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...