Главные вкладки
Конспект занятия по математике в старшей группе «Пять и один — получится шесть! Длина предметов. Фигуры вокруг нас»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель — познакомить детей с образованием числа 6 (5+1) и счётом в пределах 6, научить сравнивать предметы по длине и упорядочивать их, закрепить представления об объёмных фигурах (шар, куб, цилиндр) и их классификацию по форме и величине.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе (5-6 лет)
Название: «Пять и один — получится шесть! Длина предметов. Фигуры вокруг нас»
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, игровая
Методы: наглядный, практический, проблемно-диалогический, игровой
Цели занятия:
- Познакомить детей с образованием числа 6 на основе сравнения двух групп предметов (5 и 6), упражнять в счёте в пределах 6.
- Развивать умение сравнивать до шести предметов по длине, располагать их по возрастанию и убыванию.
- Закрепить представления об объёмных геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр) и умение классифицировать их по форме и величине (большой/малый).
Задачи:
Образовательные:
- Учить считать в пределах 6; показать, что 6 — это «пять и один».
- Формировать понимание отношений «больше/меньше/поровну», «самый длинный/самый короткий».
- Закрепить названия и признаки объёмных фигур: шар (круглый, катится), куб (имеет грани и углы), цилиндр (круглые основания, катится).
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику.
- Развивать речь через употребление сравнительных форм: длинный — короче — самый короткий; большой — меньше — самый маленький.
- Развивать умение работать в паре, договариваться о способе «выравнивания» групп.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при работе с материалами, доброжелательность, умение слушать и помогать товарищу.
- Формировать интерес к математическим играм, уверенность в собственных действиях.
Оборудование и материалы
- Наборное полотно/фланелеграф.
- Демонстрационные цветы: 6 жёлтых и 6 красных.
- Плоскостные изображения карандашей (6 штук) разного цвета и длины.
- Двухполосные карточки («верхняя/нижняя полоска»).
- Раздаточные фигуры: бабочки и листочки (по 6 каждого на ребёнка).
- Наборы цветных полосок разной длины (по одному набору на двоих).
- 4 набора объёмных фигур: шар, куб, цилиндр (каждая фигура в двух размерах: большой/малый).
- Указка.
Предварительная работа
- Повторение счёта до 6, слов-ориентиров: больше — меньше — поровну, длинный — короче — самый короткий.
- Знакомство с названиями объёмных фигур.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: «Ребята, улыбнитесь друг другу и мне! Сегодня у нас математическая игра: узнаем, как появляется число шесть, научимся раскладывать предметы по длине и вспомним объёмные фигуры.»
- «Положите ладошки на стол, спинки ровные, глазки внимательные.»
2. Основная часть
Часть I. Игровое упражнение «Учись считать» — образование числа 6
Наглядность: наборное полотно, цветы
Воспитатель: (Воспитатель размещает на верхней полоске 5 жёлтых цветов.)
- «Посчитаем вместе жёлтые цветы: один, два, три, четыре, пять. Сколько их? (Дети: пять.)»
- «На нижней полоске выложите столько же красных цветов — чтобы было поровну.»
Дети выкладывают 5 красных. Проверка:
- «Проверим: сверху пять, снизу… (дети считают) пять. Группы равны? (Да.)» (Воспитатель добавляет к красным ещё один цветок.)
- «Я к пяти красным добавила один. Сколько стало красных? (Шесть.) Сколько жёлтых? (Пять.) Какое число больше: шесть или пять? Почему?»
- «Как мы получили шесть красных? (К пяти добавили один.) Значит, шесть — это пять и один.»
- «Как сделать, чтобы снова было поровну?» (Варианты детей: убрать один красный или добавить один жёлтый.) (ответы детей)
- «Сегодня мы узнали: если к пяти добавить один, получим шесть. Число шесть больше числа пять.»
Часть II. Самостоятельная работа на карточках «Выравниваем группы»
Материалы: двухполосные карточки, наборы бабочек и листочков.
Воспитатель:
- «Перед вами карточка с двумя дорожками. На верхней дорожке выложите 5 бабочек, на нижней — тоже 5 листочков, чтобы было поровну.»
- После проверки воспитатель даёт задание: «Добавьте один листочек. Сколько стало?(Шесть.) Теперь группы равны? (Нет.) Выберите свой способ выравнивания: или уберите один листочек, или добавьте одну бабочку.»
- «Расскажите, что вы сделали и почему теперь поровну.»
Пример ответа детей: «У меня было пять бабочек и шесть листочков. Я убрал один листочек. Стало по пять — поровну.»
Физкультминутка
- «Встаньте. Поднимите руки вверх — тянутся цветочки к солнышку. Руки в стороны — полетели бабочки. Руки вниз — листочки опустились. Шаг вперёд — шаг назад. Улыбнулись и сели.»
Часть III. Игровое упражнение «Исправь ошибку» — сравнение по длине
Материалы: фланелеграф/полотно, 6 карандашей разной длины.
Воспитатель:
- На фланелеграфе карандаши расположены хаотично.
- «Рассмотрите карандаши. Что можно сказать о длине? (Есть длинные, короче, самый короткий.)»
- «Разложим по порядку от самого длинного к самому короткому.» Дети помогают, воспитатель уточняет последовательность.
- «Запомните расположение. Закройте глазки.» Воспитатель меняет местами два карандаша.
- «Откройте глаза. Где ошибка? Исправьте.»
Повтор с порядком «от самого короткого к самому длинному».
Воспитатель:
- «Как вы узнали, что этот карандаш длиннее? Что помогает сравнить?» (Ответы детей: длина, ориентир по краям.)
- Ввод/закрепление сравнительной лексики: «длинный — короче — самый короткий», «короче, ещё короче, самый короткий».
5. Часть IV. Парная работа с цветными полосками
Материалы: наборы полосок разной длины (на пару).
- «В парах разложите полоски по возрастанию длины: от самой короткой к самой длинной. Затем поменяйте порядок — по убыванию.»
- «Проверьте соседа: всё ли правильно? Если видите ошибку — подскажите, как исправить.»
6. Часть V. Игра «Найди и разложи фигуры» — объёмные фигуры и величина
Материалы: наборы объёмных фигур (шар, куб, цилиндр) двух размеров.
- Воспитатель показывает по одной фигуре и проговаривает признаки.
- «Это шар — он круглый и катится. Это куб — у него грани и углы. Это цилиндр — у него два круглых основания, он тоже может катиться.»
- «Разложите фигуры по форме в три группы: все шары вместе, кубы вместе, цилиндры вместе.»
- «Теперь внутри каждой группы разделите на большие и маленькие.»
- «Расскажите, как вы разложили: ‘У меня большие кубы и маленькие кубы’, ‘Большие шары и маленькие шары’…»
- «Какая фигура будет катиться дальше по столу — шар или куб? Почему?»
Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель:
- «Что нового узнали сегодня?» (Дети: «Шесть — это пять и один», «Научились раскладывать по длине», «Различали шар, куб, цилиндр».)
- «Покажите на пальчиках число 6. Как его получить из 5?» (Добавить один.)
- «Кому было легко? Кому нужно ещё потренироваться?»
- «Вы молодцы: считали, сравнивали, искали и исправляли ошибки, работали дружно и аккуратно!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе .Тема. Путешествие в сказочное королевство Математики.
Задачи. Обобщить полученные знания о способах сравнения чисел. Упражнять в счете в пределах семи. Закреплять навыки порядкового счета. Обучать приемам решения задач практическим способом. Обогащать сл...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Математика-страна очень умная она!"
Занятие по математике в старшей группе....

Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие на остров Математики"
Конспект занятия по математике в старшей группе , тема занятия "Путешествие на остров Математики"...
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: "Путешествие в страну математики"
Конспект НОД в старшей группе по математике...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Письма королевы Математики»
Конспект занятия по математикев старшей группе«Письма королевы Математики»...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...
