Конспект занятия по математике в старшей группе «Пять и один — получится шесть! Длина предметов. Фигуры вокруг нас»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гарибян Ани Мушеговна

Цель — познакомить детей с образованием числа 6 (5+1) и счётом в пределах 6, научить сравнивать предметы по длине и упорядочивать их, закрепить представления об объёмных фигурах (шар, куб, цилиндр) и их классификацию по форме и величине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_5._matematika.odt35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе (5-6 лет)

Название: «Пять и один — получится шесть! Длина предметов. Фигуры вокруг нас»

        Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, игровая

        Методы: наглядный, практический, проблемно-диалогический, игровой

        Цели занятия:

        - Познакомить детей с образованием числа 6 на основе сравнения двух групп предметов (5 и 6), упражнять в счёте в пределах 6.

        - Развивать умение сравнивать до шести предметов по длине, располагать их по возрастанию и убыванию.

        - Закрепить представления об объёмных геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр) и умение классифицировать их по форме и величине (большой/малый).


        
Задачи:
        
Образовательные:

        - Учить считать в пределах 6; показать, что 6 — это «пять и один».

        - Формировать понимание отношений «больше/меньше/поровну», «самый длинный/самый короткий».

        - Закрепить названия и признаки объёмных фигур: шар (круглый, катится), куб (имеет грани и углы), цилиндр (круглые основания, катится).

        Развивающие:

        - Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику.

        - Развивать речь через употребление сравнительных форм: длинный — короче — самый короткий; большой — меньше — самый маленький.

        - Развивать умение работать в паре, договариваться о способе «выравнивания» групп.

         Воспитательные:

        - Воспитывать аккуратность при работе с материалами, доброжелательность, умение слушать и помогать товарищу.

- Формировать интерес к математическим играм, уверенность в собственных действиях.

        Оборудование и материалы

        - Наборное полотно/фланелеграф.

        - Демонстрационные цветы: 6 жёлтых и 6 красных.

        - Плоскостные изображения карандашей (6 штук) разного цвета и длины.

        - Двухполосные карточки («верхняя/нижняя полоска»).

        - Раздаточные фигуры: бабочки и листочки (по 6 каждого на ребёнка).

        - Наборы цветных полосок разной длины (по одному набору на двоих).

        - 4 набора объёмных фигур: шар, куб, цилиндр (каждая фигура в двух размерах: большой/малый).

        - Указка.

        Предварительная работа

        - Повторение счёта до 6, слов-ориентиров: больше — меньше — поровну, длинный — короче — самый короткий.

        - Знакомство с названиями объёмных фигур.

Ход занятия

        1. Организационный момент

        Воспитатель: «Ребята, улыбнитесь друг другу и мне! Сегодня у нас математическая игра: узнаем, как появляется число шесть, научимся раскладывать предметы по длине и вспомним объёмные фигуры.»

        - «Положите ладошки на стол, спинки ровные, глазки внимательные.»

        2. Основная часть

        Часть I. Игровое упражнение «Учись считать» — образование числа 6

        Наглядность: наборное полотно, цветы

        Воспитатель: (Воспитатель размещает на верхней полоске 5 жёлтых цветов.)

        - «Посчитаем вместе жёлтые цветы: один, два, три, четыре, пять. Сколько их? (Дети: пять.)»
        - «На нижней полоске выложите столько же красных цветов — чтобы было поровну.»
Дети выкладывают 5 красных. Проверка:

        - «Проверим: сверху пять, снизу… (дети считают) пять. Группы равны? (Да.)» (Воспитатель добавляет к красным ещё один цветок.)

        - «Я к пяти красным добавила один. Сколько стало красных? (Шесть.) Сколько жёлтых? (Пять.) Какое число больше: шесть или пять? Почему?»

        - «Как мы получили шесть красных? (К пяти добавили один.) Значит, шесть — это пять и один.»

        - «Как сделать, чтобы снова было поровну?» (Варианты детей: убрать один красный или добавить один жёлтый.) (ответы детей)

        - «Сегодня мы узнали: если к пяти добавить один, получим шесть. Число шесть больше числа пять.»

        Часть II. Самостоятельная работа на карточках «Выравниваем группы»

        Материалы: двухполосные карточки, наборы бабочек и листочков.

        Воспитатель:

        - «Перед вами карточка с двумя дорожками. На верхней дорожке выложите 5 бабочек, на нижней — тоже 5 листочков, чтобы было поровну.»

        - После проверки воспитатель даёт задание: «Добавьте один листочек. Сколько стало?(Шесть.) Теперь группы равны? (Нет.) Выберите свой способ выравнивания: или уберите один листочек, или добавьте одну бабочку.»

        - «Расскажите, что вы сделали и почему теперь поровну.»

        Пример ответа детей: «У меня было пять бабочек и шесть листочков. Я убрал один листочек. Стало по пять — поровну.»

        Физкультминутка

        - «Встаньте. Поднимите руки вверх — тянутся цветочки к солнышку. Руки в стороны — полетели бабочки. Руки вниз — листочки опустились. Шаг вперёд — шаг назад. Улыбнулись и сели.»

        Часть III. Игровое упражнение «Исправь ошибку» — сравнение по длине

        Материалы: фланелеграф/полотно, 6 карандашей разной длины.

        Воспитатель:

        - На фланелеграфе карандаши расположены хаотично.

        - «Рассмотрите карандаши. Что можно сказать о длине? (Есть длинные, короче, самый короткий.)»

        - «Разложим по порядку от самого длинного к самому короткому.» Дети помогают, воспитатель уточняет последовательность.

        - «Запомните расположение. Закройте глазки.» Воспитатель меняет местами два карандаша.

        - «Откройте глаза. Где ошибка? Исправьте.»

        Повтор с порядком «от самого короткого к самому длинному».

        Воспитатель:

        - «Как вы узнали, что этот карандаш длиннее? Что помогает сравнить?» (Ответы детей: длина, ориентир по краям.)

        - Ввод/закрепление сравнительной лексики: «длинный — короче — самый короткий», «короче, ещё короче, самый короткий».

        5. Часть IV. Парная работа с цветными полосками

        Материалы: наборы полосок разной длины (на пару).

        - «В парах разложите полоски по возрастанию длины: от самой короткой к самой длинной. Затем поменяйте порядок — по убыванию.»

        - «Проверьте соседа: всё ли правильно? Если видите ошибку — подскажите, как исправить.»

        6. Часть V. Игра «Найди и разложи фигуры» — объёмные фигуры и величина

        Материалы: наборы объёмных фигур (шар, куб, цилиндр) двух размеров.

        - Воспитатель показывает по одной фигуре и проговаривает признаки.

        - «Это шар — он круглый и катится. Это куб — у него грани и углы. Это цилиндр — у него два круглых основания, он тоже может катиться.»

        - «Разложите фигуры по форме в три группы: все шары вместе, кубы вместе, цилиндры вместе.»

        - «Теперь внутри каждой группы разделите на большие и маленькие.»

        - «Расскажите, как вы разложили: ‘У меня большие кубы и маленькие кубы’, ‘Большие шары и маленькие шары’…»

        - «Какая фигура будет катиться дальше по столу — шар или куб? Почему?»

        
Заключительная часть. Рефлексия

        Воспитатель:

        - «Что нового узнали сегодня?» (Дети: «Шесть — это пять и один», «Научились раскладывать по длине», «Различали шар, куб, цилиндр».)

        - «Покажите на пальчиках число 6. Как его получить из 5?» (Добавить один.)

        - «Кому было легко? Кому нужно ещё потренироваться?»

        - «Вы молодцы: считали, сравнивали, искали и исправляли ошибки, работали дружно и аккуратно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе .Тема. Путешествие в сказочное королевство Математики.

Задачи. Обобщить полученные знания о способах сравнения чисел. Упражнять в счете в пределах семи. Закреплять навыки порядкового счета. Обучать приемам решения задач практическим способом. Обогащать сл...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие на остров Математики"

Конспект занятия по математике в старшей  группе , тема занятия "Путешествие на остров Математики"...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Письма королевы Математики»

Конспект занятия по математикев старшей группе«Письма королевы Математики»...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...