Программа кружка для детей 6-7 лет "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Зайцева Александра Владимировна

Занятия в кружке «Занимательная математика» дает возможность развивать интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и математические способности детей. Основой интеллектуального развития детей является формирование и развитие математических представлений у дошкольников, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 "Видновская гимназия"

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол № ____________

от _____________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ

«Видновская гимназия»

_____________Е. Ю. Борисова

Приказ № _____ от_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«Занимательная математика»

Возраст обучающихся: 6-7

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: стартовый

Разработчик программы:

Воспитатель

Зайцева Александра Владимировна

г. Видное, 2025 г.

Содержание

1.        КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ…………..

1.1.        Пояснительная записка………………………………………………………...

1.2.        Цель и задачи программы……………………………………………………...

1.3.        Планируемые результаты освоения программы……………………………..

1.4.        Учебно-тематический план……………………………………………………

1.5.        Содержание учебно-тематического плана……………………………………

2.        КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ…..

2.1.        Календарный учебный график………………………………………………...

2.2.        Формы аттестации/контроля…………………………………………………..

2.3.        Оценочные материалы…………………………………………………………

2.4.        Методическое обеспечение программы………………………………………

2.5.        Условия реализации программы………………………………………………

2.6.        Воспитательный компонент…………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………………

Информация для карточки в Навигаторе……………………………………………


  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Локальные акты образовательной организации:

Устав образовательной организации МАОУ "Видновская гимназия";

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МАОУ "Видновская гимназия";

Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МАОУ "Видновская гимназия".

Нормативные документы, регулирующие реализацию адаптированных программ:

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09).

Направленность (профиль): естественнонаучная

Актуальность программы:

Актуальность программы определяется тем, что старшие дошкольники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Программа позволяет детям ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки дошкольной программы. Выполнение математических заданий, связанных с развитием логического мышления, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Отличительные особенности программы:

Отличительные особенности программы заключаются в том, что содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные, развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, отношения между числами натурального ряда.

Новизна программы:

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что педагогическая технология предусматривает знакомство обучающихся с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Адресат программы: 

Программа предназначена для обучения детей в возрасте 6-7.

В этом возрасте основным видом познавательной деятельности остаётся игра, меняются её формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил, преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Память остаётся непроизвольной, но при тренировке её продуктивность значительно повышается. Появляется способность к произвольному вниманию, но оно неустойчивое.

Преобладает наглядно- и действенно-образное мышление, начинает проявляться логическое. Дети активно познают окружающий мир, задают много вопросов и сами строят собственные версии. Хорошо ориентируются в пространстве, интересуются, как и из чего сделаны предметы.

Совершенствуются математические умения: дети умеют считать до 10 и в обратном порядке, понимают значение математических знаков, могут прибавлять и отнимать в пределах 10, знают название основных геометрических фигур и имеют представление об объёмных телах.         

Дети способны управлять своими поступками, могут подчинять личные интересы и мотивы коллективным целям. У ребёнка усложняются представления о собственном «Я», развивается способность к рефлексии, отмечается устойчивая самооценка, которая чаще всего является немного завышенной.

Уровень освоения программы: стартовый

Наполняемость группы: 15

Объем программы: 28 часов

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу

Форма обученияочная

Особенности организации образовательного процесса:

Особенность программы заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий и содействие развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи программы:

Образовательные:

- формирование умения решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать их решение с помощью арифметических знаков и цифр;

- закрепление умения выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
- упражнение в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке, развитие умения пользоваться количественным и порядковым счётом;
- закрепление знаний о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;
- закрепление понятия «время», формирование умения определять время по часам с точностью до одного часа;

- формирование умения проводить измерения длины отрезков при помощи линейки, понимать зависимость между величиной меры и числом;
- закрепление знаний о геометрических фигурах и умения составлять из них простые изображения предметов по схеме;

 - закрепление знаний о денежных единицах (монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей).

Развивающие:

– развитие основ игровой деятельности;

– развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация,  
сравнение, обобщение, абстрагирование, сериация);

– развитие познавательных интересов;

 – развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего  
потенциала;  
– развитие интереса к предмету;  

– развитие правильной, точной, лаконичной математической речи.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности,  
аккуратности;  
– воспитание воли, терпения, настойчивости;

 – воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности,  
сострадания, коллективизма и чувства товарищества;

 – воспитание патриотизма и любви к Родине, преданности ей.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Предметные образовательные результаты:

-знание чисел второго десятка и умение их записывать. Дети понимают независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счёта;

- сформировано умение решения арифметических задач и записи их решения;
- сформировано умение сравнения группы одно- и разнородных предметов по количеству;
- сформировано умение установления соответствия между количеством предметов, числом и цифрой;

- сформировано умение дорисовывания геометрических фигур до знакомых предметов;
- сформировано умение рисования символических изображений предметов в тетради в клетку;

- сформировано умение преобразования одних геометрических фигур в другие (путем складывания, разрезания);

 - сформировано умение раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- сформировано умение измерения линейкой отрезки, записывания результаты измерения;
- сформировано умение изображения отрезков заданной длины с помощью линейки;
- сформировано умение определения времени с точностью до часа;
- сформировано умение ориентирования на листе бумаги;
- сформировано умение определения положения предмета по отношению к другому;
- сформировано умение решения логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Метапредметные результаты:

- сформировано умение установления причинно-следственных связей при решении логических задач;

- сформировано умение построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез;
- сформировано умение чтения графической информации;
- сформировано умение нахождения взаимосвязи плоских и пространственных фигур;
- сформировано умение проведения анализа простых изображений, выделения в них и в окружающих предметах геометрических форм;
- сформировано умение различения существенных и несущественных признаков;
- сформировано умение понимания задания и выполнения его самостоятельно;
- сформировано умение проведения самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Личностные результаты:

- у обучающегося развиты познавательная активность, логическое и ассоциативное мышление, воображение, память, интеллектуальные способности.
- у обучающегося сформирована мотивация к обучению, к сохранению своего здоровья;
- у обучающегося воспитаны такие качества, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим;

- у обучающегося развиты умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь;

 - у обучающегося сформирована самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, педагога, одобрения взрослых и родителей;
- у обучающегося развиты наблюдательность, внимательность, усидчивость, заинтересованность в результатах своей работы;

- у обучающегося сформированы навыки сотрудничества, умения работать в паре и микрогруппе.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Мониторинг первичный

1

0.5

0.5

тестирование

2

Вводное занятие «Веселое приключение в стране Математики»

1

0.5

0.5

наблюдение

3

Графические навыки

4

2

2

3.1

Графические задачи 1

1

0.5

0.5

наблюдение

3.2

Графические задачи 2

1

0.5

0.5

наблюдение

3.3

Графические задачи 3

1

0.5

0.5

наблюдение

3.4

Графические задачи 4

1

0.5

0.5

наблюдение

4

Счет и арифметические действия

5

2,5

2,5

4.1

Счет в пределах 10

1

0.5

0.5

наблюдение

4.2

Знакомство с числами второго десятка

1

0.5

0.5

наблюдение

4.3

«Числа-соседи»

1

0.5

0.5

наблюдение

4.4

Математические выражения

1

0.5

0.5

наблюдение

4.5

Решение простейших задач

1

0.5

0.5

наблюдение

5

Геометрические понятия и отношения

4

2

2

5.1

Плоские и объемные геометрические фигуры

1

0.5

0.5

наблюдение

5.2

Деление и сборка геометрических фигур

1

0.5

0.5

наблюдение

5.3

Точка, линия, луч, угол, отрезок

1

0.5

0.5

наблюдение

5.4

Меры длины

1

0.5

0.5

наблюдение

6

Величина и ее измерение

4

2

2

6.1

Стандартные меры

1

0.5

0.5

наблюдение

6.2

Длина, масса и объем

1

0.5

0.5

наблюдение

6.3

Знакомство с часами

1

0.5

0.5

наблюдение

6.4

Время и скорость

1

0.5

0.5

наблюдение

7

Ориентировка в пространстве и во времени

4

2

2

7.1

Ориентировка в пространстве

1

0.5

0.5

наблюдение

7.2

Ориентировка на листе бумаги

1

0.5

0.5

наблюдение

7.3

Сутки, дни недели, месяцы, времена года, год

1

0.5

0.5

наблюдение

7.4

Каленедарь

1

0.5

0.5

наблюдение

8

Логические задачи

4

2

2

8.1

Умозаключение

1

0.5

0.5

наблюдение

8.2

Закономерности

1

0.5

0.5

наблюдение

8.3

Пространственное мышление

1

0.5

0.5

наблюдение

8.4

Отрицание

1

0.5

0.5

наблюдение

9

Мониторинг итоговый

1

0.5

0.5

тестирование

Итого

28

14

14

  1. Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. Мониторинг первичный

Теория: Задачи мониторинга, изучить:

  1. Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений: умение считать в пределах 10 и дальше, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, уравнивать неравные группы предметов и т. д.;
  2. Оценка умений ориентироваться в числовом ряду: дети должны уметь называть левого и правого соседа числа, предыдущее и последующее число, какое число больше или меньше;
  3. Выявление знаний о геометрических фигурах: нужно определить, знают ли дети характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон);
  4. Оценка умений ориентироваться во времени; необходимо выявить знания о днях недели и месяцах, умении определять время по часам;
  5. Оценка умений ориентироваться в пространстве: нужно проверить, умеют ли дети составлять рассказ, используя слова «на», «над», «под», «за», «перед», «слева», «справа».

Практика: работа индивидуально. Выполнение практических заданий, упражнений.

Оборудование: дидактические игры.

Тема 2. Вводное занятие «Веселое приключение в стране Математики»

Теория: создать условия формирования у детей интереса к математике, развивать умение работать со сверстниками, педагогом, формировать самостоятельность, проведение инструктажа по безопасности во время занятий.

Практика: работа в группах, индивидуально. Выполнение практических заданий, упражнений.

Оборудование: ноутбук, презентация, дидактические игры, листы с заданиями, простые и цветные карандаши.

Раздел 3. Графические навыки

Тема 3. 1. Графические задачи 1

Теория: закреплять умение рисовать и копировать орнаменты, узоры, ломаные и кривые линии, контуры.

Практика: работа в тетрадях, рисование и копирование орнаментов, узоров,  ломаных и кривых линий, контуров.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши.

Тема 3. 2. Графические задачи 2

Теория: закреплять умение срисовывать,  дорисовывать, аккуратно раскрашивать, штриховать различные предметы.

Практика: работа в тетрадях, срисовывание, дорисовывание предметов в разных масштабах; штрихование, раскрашивание контуров, предметов.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши.

Тема 3. 3. Графические задачи 3

Теория: учить выполнять графический диктант в разных направлениях по клеточкам и через клеточки.

Практика: работа в тетрадях, выполнение графических диктантов в разных направлениях по клеточкам и через клеточки.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши.

Тема 3. 4. Графические задачи 4

Теория: учить схематично изображать направления движения модели, учить рисовать линии, стрелки на листе бумаги и на доске (по словесной инструкции).

Практика: работа в тетрадях и у доски, изображение направления движения модели.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, мел.

Раздел 4. Счет и арифметические действия

Тема 4.1. Счет в пределах 10

Теория: напомнить способы получения чисел первого десятка; упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 10; учить детей правильно сидеть на занятии; развивать логическое мышление, внимание.

Практика: работа в тетрадях, дидактические игры.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, демонстрационный материал, математический набор, настольные игры.

Тема 4.2.  Знакомство с числами второго десятка

Теория: познакомить с образованием и называнием чисел и их графическим изображением — цифрой (до 20); упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 20, в порядковом счете в пределах 20.

Практика: работа в тетрадях, дидактические игры.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, демонстрационный материал, математический набор, настольные игры.

Тема 4.3. «Числа-соседи»

Теория: формировать умение соотносить слово-числительное и цифру; соотносить число, цифру с количеством предметов и наоборот; продолжать знакомство с натуральным рядом чисел, с местом каждого числа в ряду, с понятием «числа-соседи»; закреплять понятия: последующее, предыдущее число.

Практика: работа в тетрадях, дидактические игры.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, демонстрационный материал, математический набор, настольные игры.

Тема 4.4. Математические выражения

Теория: закреплять умение использовать знаки действий: «+», «-»; обучать составлению математического выражения, обучать вычислительным приемам; формировать умение решать примеры в пределах второго десятка.

Практика: работа в тетрадях, дидактические игры.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, демонстрационный материал, математический набор, настольные игры.

Тема 4.5.  Решение простейших задач

Теория: учить составлять задачи по картинкам и обсуждать способы их решения; учить решать простейшие задачи; продолжать упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 20, в порядковом счете; продолжать знакомить со знаками  “-”, “+”.

Практика: работа в тетрадях, дидактические игры.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, демонстрационный материал, математический набор, настольные игры.

Раздел 5. Геометрические понятия и отношения

Тема 5.1. Плоские и объемные геометрические фигуры

Теория: закреплять знания о плоских и объемных геометрических фигурах, их свойствах и отличительных особенностях; формировать умение находить одинаковые и похожие фигуры; учить выделять фигуры по количественному признаку, сравнивать фигуры по 1–3 признакам (цвет, форма, величина), видоизменять геометрические фигуры, классифицировать их.

Практика: повторение плоских и объемных геометрических фигур, их свойств и отличительных особенностей; поиск одинаковых и похожих фигур; выделение фигур по количественному признаку, сравнение их по 1–3 признакам, видоизменение геометрических фигур; классификация, сериация фигур.

Оборудование: математический набор, набор объемных геометрических фигур, дидактические игры.

Тема 5.2. Деление и сборка геометрических фигур

Теория: учить делить фигуры на равные и неравные части; учить собирать целые фигуры из частей; учить собирать из геометрических фигур предметы и сюжетные картинки.

Практика: выделение и сравнение фигур по 1–3 признакам; деление фигур на равные и неравные части; сборка целых фигур из частей; сборка из геометрических фигур предметов и сюжетных картинок.

Оборудование: математический набор, набор объемных геометрических фигур, дидактические игры, геометрические пазлы.

Тема 5.3. Точка, линия, луч, угол, отрезок

Теория: познакомить детей с понятиями: точка, линия (виды), луч, угол (виды), отрезок.

Практика: знакомство с понятиями: точка, линия, луч, угол, отрезок; знакомство с видами линий и углов.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, дидактические игры.

Тема 5.4. Меры длины

Теория: познакомить детей с ученической линейкой, с мерой длины — сантиметр; учить измерять и сравнивать длины сторон фигур с использованием ученической линейки.

Практика: знакомство с мерами длины: миллиметр, сантиметр, метр; проведение практического занятия по измерению и сравнению длин отрезков и сторон геометрических фигур с использованием ученической линейки; начертание отрезков заданной длины

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, ученическая линейка, математический набор, набор объемных геометрических фигур, дидактические игры.

Раздел 6. Величина и ее измерение

Тема 6.1.  Стандартные меры

Теория: знакомить со стандартными мерами (сантиметр, килограмм, час).

Практика: знакомство со стандартными мерами (сантиметр, килограмм, час).

Оборудование: ученическая линейка, математический набор, набор объемных геометрических фигур, чашечные весы, гири, песочные часы, макет часов со стрелкой, дидактические игры.

Тема 6.2. Длина, масса и объем

Теория: продолжать знакомить со свойствами и качествами окружающих предметов; дать понятия массы и объема предметов; учить сравнивать предметы по величине: массе и объему.

Практика: проведение практических работ по сравнению и измерению предметов по величине — длине, массе, объему с использованием измерительных приборов; объяснение последовательности выполнения действий и подведение итогов практической работы.

Оборудование: ученическая линейка, предметы разной тяжести и длины, емкости разного объема, вода, мерный стакан, чашечные весы.

Тема 6.3.  Знакомство с часами

Теория: продолжать знакомить со свойствами и качествами окружающих предметов; познакомить детей с измерительными приборами – часами, их видами.

Практика: знакомство с измерительным прибором – часами, их видами; проведение практических работ по определению времени по механическим часам и дальнейшее обсуждение результатов работы.

Оборудование: различные часы,  макет часов, ноутбук, презентация.

Тема 6.4. Время и скорость

Теория: продолжать знакомить со свойствами и качествами окружающих предметов; познакомить детей с общепринятыми стандартными мерами, измерительными приборами – весами.

Практика: проведение практических работ по сравнению и измерению предметов по величине — времени и скорости — с использованием измерительных приборов; объяснение последовательности выполнения действий и подведение итогов практической работы.

Оборудование: песочные часы, модель часов со стрелкой, разные предметы, ноутбук, презентация.

Раздел 7. Ориентировка в пространстве и во времени

Тема 7.1.  Ориентировка в пространстве

Теория: закреплять умение определять положения предметов в пространстве, учить ориентироваться по плану, по словесной инструкции; познакомить с понятиями: одинаковое, противоположное направление.

Практика: повторение ранее изученных пространственных понятий; ориентирование на полках шкафа, этажах дома (верхняя(ий), нижняя(ий), вторая(ой) сверху, третья(ий) снизу); проведение практических работ по ориентации в пространстве (поставь красный кубик слева от желтого, зеленый — между синим и коричневым и т. д.); ориентирование по плану в группе.

Оборудование: дидактические игры,  рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, ноутбук, презентация.

Тема 7.2. Ориентировка на листе бумаги

Теория: закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, в клеточке, в клетчатом пространстве тетради, в книге, на доске; закрепить умение  изображения графического диктанта; закрепить умение схематичному изображению направления движения.

Практика: ориентирование на листе бумаги, в клеточке, в клетчатом пространстве тетради, в книге, на доске; проведение графических диктантов; закрепление схематичному изображению направления движения.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, ноутбук, презентация.

Тема 7.3. Сутки, дни недели, месяцы, времена года, год 

Теория: закрепить знание временных частей суток, дней недели, месяцев, времен года и целого года, их цикличностью и повторяемостью.

Практика: повторение временных частей суток, дней недели, месяцев, времен года и целого года; проговаривание какой сегодня день недели, месяц, время года, год; называние даты своего рождения.

Оборудование: дидактические игры,  рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, ноутбук, презентация.

Тема 7.4. Календарь

Теория: познакомить с календарем, формировать умение ориентироваться в календаре.

Практика: знакомство с календарем, практические работы по освоению умения ориентироваться в календаре.

Оборудование: календари разных годов, дидактические игры,  ноутбук, презентация.

Раздел 8. Логические задачи

Тема 8.1. Умозаключение

Теория: учить детей делать простые умозаключения по аналогии; развивать логическое мышление.

Практика: установление связи между предметами, по аналогии подбор к другом подходящий предмет, решение логических задач.

Оборудование: дидактические игры,  рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, ноутбук, презентация.

Тема 8.2. Закономерности

Теория: учить детей устанавливать несложные закономерности, устанавливать последовательность действий и событий, решать логические задачи, развивать логическое мышление.

Практика: установление несложных закономерностей, установление последовательности действий и событий, решение логических задач, работа в тетрадях.

Оборудование: дидактические игры,  рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, ноутбук, презентация.

Тема 8.3. Пространственное мышление

Теория: учить детей устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположениями в пространстве; развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное восприятие.

Практика: устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположениями в пространстве.

Оборудование: дидактические игры,  конструктор, мозаика, рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, ноутбук, презентация.

Тема 8.4.  Отрицание

Теория: учить детей решать логические задачи на отрицание; развивать логическое мышление.

Практика: решение логических задач на отрицание, работа в тетрадях.

Оборудование: дидактические игры,  рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши, ноутбук, презентация.

Тема 9. Мониторинг итоговый

Теория: Задачи мониторинга, изучить:

  1. Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений: умение считать в пределах 10 и дальше, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, уравнивать неравные группы предметов и т. д.;
  2. Оценка умений ориентироваться в числовом ряду: дети должны уметь называть левого и правого соседа числа, предыдущее и последующее число, какое число больше или меньше;
  3. Выявление знаний о геометрических фигурах: нужно определить, знают ли дети характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон);
  4. Оценка умений ориентироваться во времени; необходимо выявить знания о днях недели и месяцах, умении определять время по часам;
  5. Оценка умений ориентироваться в пространстве: нужно проверить, умеют ли дети составлять рассказ, используя слова «на», «над», «под», «за», «перед», «слева», «справа».

Практика: работа индивидуально. Выполнение практических заданий, упражнений.

Оборудование: дидактические игры.


  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  1. Календарный учебный график

Место проведения: групповая комната

Время проведения занятий: пятница15.30-16.00

Год обучения: 2025-2026 уч. г.

Количество учебных недель: 28

Количество учебных дней: 28

Сроки учебных периодов: 1 полугодие –  с 01 октября 2025 г. по 31 декабря 2025 г.

                                                2 полугодие –  с 01 января 2026 г. по 30 апреля 2026 г.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Месяц

Примечание

1

Мониторинг первичный

1

Практическое занятие

тестирование

октябрь

2

Вводное занятие «Веселое приключение в стране Математики», инструктаж по технике безопасности

1

Комплексное занятие

наблюдение

октябрь

3

Графические задачи 1

1

Практическое занятие

наблюдение

октябрь

4

Графические задачи 2

1

Практическое занятие

наблюдение

октябрь

5

Графические задачи 3

1

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь

6

Графические задачи 4

1

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь

7

Счет в пределах 10

1

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь

8

Знакомство с числами второго десятка

1

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь

9

«Числа-соседи»

1

Практическое занятие

наблюдение

декабрь

10

Математические выражения

1

Практическое занятие

наблюдение

декабрь

11

Решение простейших задач

1

Практическое занятие

наблюдение

декабрь

12

Плоские и объемные геометрические фигуры

1

Комплексное занятие

наблюдение

декабрь

13

Деление и сборка геометрических фигур

1

Комплексное занятие

наблюдение

январь

14

Точка, линия, луч, угол, отрезок

1

Практическое занятие

наблюдение

январь

15

Меры длины

1

Практическое занятие

наблюдение

январь

16

Стандартные меры

1

Комплексное занятие

наблюдение

январь

17

Длина, масса и объем

1

Комплексное занятие

наблюдение

февраль

18

Знакомство с часами

1

Практическое занятие

наблюдение

февраль

19

Время и скорость

1

Практическое занятие

наблюдение

февраль

20

Ориентировка в пространстве

1

Комплексное занятие

наблюдение

февраль

21

Ориентировка на листе бумаги

1

Практическое занятие

наблюдение

март

22

Сутки, дни недели, месяцы, времена года, год

1

Комплексное занятие

наблюдение

март

23

Календарь

1

Комплексное занятие

наблюдение

март

24

Умозаключение

1

Практическое занятие

наблюдение

март

25

Закономерности

1

Практическое занятие

наблюдение

апрель

26

Пространственное мышление

1

Практическое занятие

наблюдение

апрель

27

Отрицание

1

Практическое занятие

наблюдение

апрель

28

Мониторинг итоговый

1

Практическое занятие

тестирование

апрель

  1. Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:

практическая работа, творческая работа, исследовательский проект, конкурс,

Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:

наблюдение, беседа,

Особенности организации аттестации/контроля:

проведение открытого занятия с приглашением родителей и представителей педагогического коллектива и руководства организации.

  1. Оценочные материалы

Разработать проект "Математика вокруг нас"

  1. Методическое обеспечение программы

Методические материалы:

Учебные пособия:

  1. Новикова В. П. "Математика в детском саду, подготовительная группа";
  2. Шевелев К. В. "ФЭМП у дошкольников";
  3. Женя Кац "Математика вприпрыжку";
  4. Колесникова Е. В. "Математика для детей 6-7 лет";
  5. Помораева И. А., Позина В. А. "Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада".

Рабочие тетради:

1. Шевелев К. В. "Энциклопедия интеллекта для детей 6-7 лет";

2. Шевелев К. В. "Графические диктанты и упражнения";

3. Шевелев К. В."Краткий курс подготовки к школе по математике для детей 6-7 лет";

4. Шевелев К. В. "Учимся работать с таблицами";

5. Шевелев К. В. "Занимательная геометрия для детей 5-6 лет";

6. Шевелев К. В. «Открываем в школу дверь для детей 6-7 лет»;

7. Шевелев К. В. «Прописи по математике для дошкольников 6-7 лет»;

8. Шевелев К. В. «Прописи по математике. Считаем до 20»;

9. Шевелев К. В. «Проверочные работы по математике для детей 6-7 лет»;

10. Гаврина С. Е. «Математика. Проверяем готовность к школе»;

11. Гаврина С. Е. «Изучаем время»;

12. Гаврина С. Е. «Развиваем внимание»;

13. Бортникова Е. Ф. "Знакомимся с геометрией для детей 6-7 лет»;

14. Колесникова Е. В. "Я считаю до двадцати для детей 6-7 лет»;

15. Дортман Р. "Счет без пальцев".

Методики и технологии:

Методика Шевелева К. В.

Методика Шевелева - это новое направление в педагогике, которое предлагает развить у детей гибкость мышления и эмоциональное восприятие математики ещё до поступления в школу.

        Основная идея заключается в том, что дети не должны только запоминать формулы и правила, но и развивать свою интуицию и абстрактное мышление.

        Курс Шевелева даёт ребёнку возможность:

- расширить собственное математическое мышление;

- развить координацию и логику;

- освоить навыки анализа;

- улучшить интеллектуальное развитие.

                

        Методика Колесниковой Е. В.

Данная методика заключается в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет, привитии интереса к математике и развитии математических способностей ребёнка.

        Программа включает следующие задачи:

- развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти;

- приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;

- формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании;

- умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач;

- воспитание аккуратности и самостоятельности.

- занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий.

        Методика И. А. Помораевой и В. А. Позиной

Данная методика направлена на формирование основ интеллектуальной культуры личности, приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления.

        Она включает в себя:

- привлечение внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира;

- формирование количественных и пространственных представлений;

- развитие любознательности, самостоятельности, произвольности, инициативности, коммуникативности, творческого самовыражения.

В программе объединены элементы арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Она предполагает широкое использование наглядно-практических и проблемно-поисковых методов обучения, экспериментирования.

        

        

        Методика Е. М. Кац

Методика Кац – это методика игровой математики для дошкольников и младших школьников. Она заключается в соединении физической активности и выполнении математических упражнений. Например, дети считают шаги или замирают на определённый счёт. Каждое занятие сопровождается разминкой или подвижной игрой.

        Занятия по методике Е. М. Кац направлены на:

- освоение цифр, арифметических действий;

- усвоение понятия числа и количества;

- развитие пространственных представлений, прежде всего, начал геометрии;

- развитие координации движений.

        Технология ИКТ

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях по ФЭМП помогает улучшить процесс обучения, повысить интерес к предмету и качество обучения.

        Основные направления применения ИКТ:

- применение презентаций;

- использование обучающих видеоуроков;

- применение компьютерных тестов;

- использование интерактивной доски.

- применение обучающих компьютерных программ.

- использование интернет-ресурсов в подготовке к занятиям.

        Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология в образовательной деятельности по ФЭМП включает в себя: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

        Применение в работе здоровьесберегающей технологии помогает повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, формировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

        Игровая технология

Игровая технология в формировании элементарных математических представлений заключается в использовании разнообразных игр и упражнений для развития логико-математических представлений и умений у детей дошкольного возраста.

        Игры помогают сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике.

        Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

- игры с цифрами и числами;

- игры-путешествия во времени;

- игры на ориентировку в пространстве;

- игры с геометрическими фигурами;

- игры на логическое мышление.

Краткое описание работы с методическими материалами:

Для проведения кружковой деятельности по ФЭМП будут использоваться следующие методические материалы: комплекты наглядного дидактического материала: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, магнитная доска, мультимедийная установка, мольберт, доска меловая, картины, таблицы, крупные модели геометрических фигур, карточки с цифрами и знаками, измерительные приборы, календари, технические средства обучения и др.
        Оборудование для самостоятельных игр и занятий: дидактические игры (настольно-печатные и с предметами), обучающие и развивающие игры, занимательный математический материал, отдельные дидактические средства (квадраты Никитина, счетный материал, кубики с цифрами и знаками и др.), книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций.
        Занимательный математический материал: математические развлечения, игры, логические игры, задачи и упражнения, дидактические игры и упражнения.
        Пособия для воспитателя: учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.

Познавательные книги для детей, рабочие тетради.

  1. Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 и отвечающего правилам СанПин;

наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;

шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;

наличие необходимого оборудования согласно списку;

наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.

Материально-техническое обеспечение программы:

Наименование

Количество

Область применения

Ноутбук

1 шт.

Используется для показа презентаций

Проектор

1 шт.

Используется для показа презентаций

Принтер

1 шт.

Используется для распечатки практических заданий

Краска для принтера

6 цв.

Используется для распечатки практических заданий

Бумага для печати А4

2 уп.

Используется для распечатки практических заданий

Простой карандаш

15 шт.

Используется для выполнения практических заданий

Цветные карандаши, 12 цветов

15 шт.

Используется для выполнения практических заданий

Рабочая тетрадь Шевелев К. В. "Прописи по математике для дошкольников 6-7 лет" (1 и 2 части)

30 шт.

Используется для выполнения практических заданий

Математический набор

15 шт.

Используется для выполнения счетных операций

Счетные палочки

15 шт.

Используется для выполнения счетных операций

Набор плоских геометрических фигур

1 шт.

Используется для демонстрации детям

Набор объемных геометрических фигур

1 шт.

Используется для демонстрации детям

Линейка ученическая

15 шт.

Используется для обучения измерению предметов

Макет часов пластиковый

15 шт.

Используется для обучения определения времени

Весы механические лабораторные

15 шт.

Используется для обучения взвешивания предметов

Демонстрационные плакаты по ФЭМП для дошкольников 6-7 лет Сычевой Г. Е.

1 шт.

Используется для демонстрации изучаемого материала

Демонстрационные материалы по ФЭМП для дошкольников 6-7 лет Колесниковой Е. В.

1 шт.

Используется для демонстрации изучаемого материала

Раздаточный материал по математике

15 шт.

Используется для выполнения счетных операций

Квадраты Никитина 1 уровень, танграм тетрис катамино

15 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Настольно-печатная развивающая игра «МАТЕМАТИКА счет подготовка к школе 5-7 лет»

1 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Пазлы «Учимся считать»

5 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Деревянный сортер мозаика Монтессори счеты 3+

1 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Рамка вкладыш деревянный "Цифры" сортер

1 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Развивающая игра Логические таблицы

1 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Развивающая игра «Фигуры и формы»

1 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Настольная игра "Геометрические формы" Step Puzzle

1 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Настольная игра «Время и часы»

1 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Настольная игра «Времена года»

1 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Настольная игра «Изучаем дни недели»

1 шт.

Используется для развития мыслительной деятельности

Информационное обеспечение программы:

Наименование

Ссылка

Область применения

IQша® - это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2 до 11 лет

https://iqsha.ru/

Развитие и обучение детей в игровой форме

Развивающий портал mersibo.ru

https://mersibo.ru/

Развитие и обучение детей в игровой форме

Портал развивающих и обучающих игр igraemsa.ru

https://www.igraemsa.ru/obuchajushhie-igry

Развитие и обучение детей в игровой форме

Детский развлекательно-познавательный сайт веселого паровозика Ту-Ту

https://tu-tu.club/

Развитие и обучение детей в игровой форме

Кадровое обеспечение программы:

Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  1. Воспитательный компонент

Цель воспитательной работы

создание условий для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи воспитательной работы

- отрабатывать арифметический и геометрический навыки;  
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления, и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;  
- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Приоритетные направления воспитательной деятельности

гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, здоровьесберегающее воспитание, правовое воспитание и культура безопасности учащихся, профориентационное воспитание

Формы воспитательной работы

беседа, прогулка, викторина, акция, сюжетно-ролевая игра, спортивная игра,

Методы воспитательной работы

рассказ, беседа, пример, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, игра, поощрение, наблюдение, анализ результатов деятельности,

Планируемые результаты воспитательной работы

К концу года у детей должны быть развиты:  

- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

- желание заниматься математической деятельностью;  

- умение ощущать потребность в сотрудничестве со сверстниками, доброжелательно относится к сверстникам;

- уметь сглаживать конфликтные ситуации, находить выход из проблемных, спорных моментов деятельности;  

- умение прислушиваться к мнению других.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки проведения

1

Веселое приключение в стране Математики

Создать условия формирования у детей интереса к математике, развивать умение работать со сверстниками, педагогом. Формировать самостоятельность Проведение инструктажа по безопасности во время занятий.

очная

Октябрь

2

Конкурс творческих работ «Аппликация из геометрических фигур»

Формировать художественно-творческую личность. Творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений. Воспитывать любознательность.

очная

Ноябрь

3

Квест «Волшебный мир цифр»

Упражнять в счёте в пределах 20, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 20.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.

Воспитывать самостоятельность.

очная

Декабрь

4

Конкурс поделок «Объемная геометрическая фигура из бросового материала»

Творчески использовать бросовый материал и собственную фантазию в процессе создания поделки. Формировать экологическую культуру у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.

очная

Январь

5

Сюжетно — дидактическая игра с математическим содержанием «Магазин»

Учить детей пересчитывать и отсчитывать предметы, их условные изображения (палочки, кружки) в пределах 20. Развивать интерес и уважение к профессии продавца. Познакомить с правилами поведения в магазине.

очная

Февраль

6

Оформление проекта «Математика вокруг нас»

Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.

очная

Март

7

Открытое занятие с приглашением родителей, педагогов

Показать  знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных математических представлений на кружковой деятельности.

очная

Апрель

  1. Список литературы

для педагога:

Дополнительное образование детей: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. Вып. 2. — Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2021. – 224 с. – ISBN 978-5-94301-865-7

Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей: учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Л. В. Байбородова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 363 с. – ISBN 978-5-534-06557-2

Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей. / Н.А. Соколова – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010. – 224 с – ISBN 978-5-85716-820-2

 Одаренные дети: концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. / сост. Горский В.А., Инякин Ю.С., Орлов В.А. М. — Москва: ЦРСДОД Минобразования России, 1998. – 60 с.

Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей. Опыт и практические рекомендации. / А.М. Апшева — Москва: МДЭБЦ, 2011.

Любушина О.Н., Кудряшова И.А. «О себе хочу всё знать» (образовательно-методический комплекс дополнительного образования детей младшего школьного возраста). / О.Н. Любушина, И.А. Кудряшова – Москва, ООО «Новое образование», 2013. – №2. — 120 с.

Поливанова К. Н. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. – 384 с. – ISBN: 978-5-7598-1986-8

 Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - 80 с. – ISBN: 978-5-43150-426-6

Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 6-7 лет. ФГОС. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. - 104 с: илл. –  
ISBN: 978-5-43150-545-4

 Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до 20». – 4-е изд. перераб. и доп.). — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 96 с. (Математические ступеньки) –ISBN: 978-5-9949-1060-3

для обучающихся:

Усачев А. А. Математика для самых маленьких: В стихах. – М.: АСТ, 2014. - 190 с. - ISBN: 978-5-17-084599-6

 Маршак С. Я. От одного до десяти: Весёлый счёт. – М.: Малыш, 2022. – 8 с. - ISBN: 978-5-17-147219-1

 Токмакова И.П. Может, Нуль не виноват? -  М.: Лабиринт, 2022. – 94 с. - ISBN: 978-5-9287-3370-4

для родителей (законных представителей):

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003.

 Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.

Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика. – М.; Знание, 1994. – 336 с.


Информация для карточки в Навигаторе

Полное название: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»

Публичное название: «Занимательная математика»

Краткое описание:
Программа направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, логического мышления и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".

Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников  в рамках дополнительного образования....

Программы кружков для детей дошкольного возраста.

1.Программа кружка "Умный малыш" для детей младшей группы.2.Программа кружка "Юный математик" для детей средней группы....

Программы кружков для детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка "Юный эколог" для детей старшего дошкольного возраста.Кружковая деятельность по лего-конструированию и робототехнике....

Рабочая программа кружка "Ознакомление детей с архитектурой" для детей 5-6 лет.

Программа предпологает формирование элементарных представлений у детей 5-6 лет об архитектуре: рассматривание различных типов архитектурных строений, их функционального назначения; а также средства вы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка в средней группе № 1 «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка в средней группе № 1 «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ...

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...