Картотека игр с геометрическими фигурами
картотека по математике (подготовительная группа)
Картотека игр с геометрическими фигурами на для старшей и подготовительной группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по геометрическим фигурам
Младшая группа
«Геометрическое лото».
Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках — разный подбор фигур. На одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, квадрат, круг; на третьей — треугольник, треугольник, круг; на четвертой — квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка — набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).
В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.
В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).
«Разложи в коробки».
В игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.
В этой игре используются коробки (столы на каждом из которых лежит геометрическая фигура), на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.
Задание детям — навести порядок, разложить все фигуры по коробкам (столам). Дети' вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам (столам), соотнося их форму с контурным изображением.
«Найди свой домик»
Задачи: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,
умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего
размера и находить среди них такие же; развивать зрительное восприятие, сообразительность.
Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур,
отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты,
треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.
Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему;
по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и поискать такую же в обручах; по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.
Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»
После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.
Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.
Средняя группа
«Чудесный мешочек»
Цель игры: Упражнять детей определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме.
Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также можно спрятать в него геометрические фигуры, ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана.
«Только одно свойство»
Дидактические задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры.
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
«Катится – не катится»
Цель игры: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.
Оборудование: кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их». Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.
Старшая группа
«Открой замок»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимание.
Игровые правила: найти правильно ключ нужной формы.
Игровые действия: воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.
Варианты проведения: усложнить задание можно завязав глаза участнику и назначить ребенка, который будет говорить где лежит подходящий ключ «лево», «право», «вверх», «низ».
«Найди и назови фигуру»
Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры: Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.
«Флажки и гирлянды»
Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.
Ход игры: Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.
Подготовительная группа
«Сложи узор»
Задачи: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве;
закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические
фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).
Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.
Ход игры:
1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).
2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.
3.Можно предложить ребенку составить свой узор.
«Собери целое из частей»
Задачи: формировать представления геометрических фигурах, умение составлять целое из частей; закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету;
развивать зрительное восприятие, мышление.
Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-вкладыши.
Игровое правило: ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева направо (от простого к сложному).
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.
Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.
Игру можно повторять несколько раз.
"Выкладывание картинок"
Цель игры: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.
Материал: карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера.
Ход игры: Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме,
и по цвету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»
Интегрированное занятие в средней группе на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка» Цель: математика: продолжать...

Картотека загадок о геометрических фигурах
Дополнительный материал по математике , в знакомстве с геометрическими фигурами....

Картотека схем из геометрических фигур Сложи картинку
Картотека схем из геометрических фигур Сложи картинку...

Картотека загадок о геометрических фигурах
Дополнительный материал по математике , в знакомстве с геометрическими фигурами....

Картотека дидактических игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей. Назови геометрическую фигуру
Ознакомление детей с основными геометрическими фигурами...

Картотека дидактических игр "Геометрические фигуры"
Картотека дидактических игр на тему "Геометрические фигуры" предназначена для детей дошкольного возраста. Игры направлены на развитие пространственного мышления, логики, внимания, а также на...

