Опыт работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике (средняя группа)

Опыт работы по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Используя наглядный материал в обучении детей математическим знаниям, мы должны тщательно продумывать характер наглядности, способ и место его использования. Применяя в обучении принцип наглядности, важно учить детей самих пользоваться наглядными средствами, находить их и применять для контроля и для доказательства своих ответов; например: «7>6, а 6<7 на один» - говорит ребенок 6 лет. Воспитатель предлагает: «А ты, Саша, докажи нам, что правильно говоришь». Ребенок выкладывает на фланелеграф 7 елочек и отсчитав 6 грибков, прикладывает под каждой елочкой по 1 грибку. Ребенок должен доказать примерно так: «Видите, я к фланелеграфу  приложил 7 елочек и под каждую приложил по одному грибку и под одну ёлочку не хватило грибка. Значит, правильно, 6<7 на один. Таким образом, очень важно, чтобы в процессе обучения осуществлялось взаимосвязь слова и наглядности.

Наглядный материал в каждой группе должен быть двух видов: крупный, демонстрационный для показа всей группе и мелкий, раздаточный для работы детей за столами.

Для демонстрации необходимо наборное полотно размером 60х30 см. с двумя полосками для раскладывания на них разных изображений. Для каждого ребенка надо иметь карточки с двумя полосками размером  30х10 см. Для восприятия множеств с помощью различных анализаторов должны быть предусмотрены дидактические пособия: мелкие предметы в виде пуговиц, мелких кубиков, которые отсчитывает ребенок, или нашитые на картон пуговицы, количество, которых он определяет на ощупь. Для установления мощности множества на слух необходимо использовать музыкальные звуки и шумы: удары по музыкальному треугольнику, по бубну, по барабану, стук по дереву, по стеклу, по стене, падение капель воды, бой часов и др. Двигательный анализатор играет не меньшую роль в формировании счетной деятельности и представления о множестве. Очень большое применение находят наборы для ознакомления детей с формой. Геометрические фигуры плоские и объемные должны быть разных размеров. Используются также наборы мелких игрушек для сравнения их формы с геометрическими фигурами.

Для изучения величин используются различные предметы разной длины, ширины, высоты, толщины (ленты, полоски из картона, наборы игрушек: матрешки, бочонки, конусы (пирамидки, коробочки, чашечки). Для изучения пространственных отношений подготовлены специальные наборы пособий, которые используются также при проведении различных дидактических игр, например: «Куда спряталась матрёшка? » - под шкаф, на шкаф, между двумя стульями и т. д.

Для ознакомления со временем в группах должны быть часы настольные, песочные, макет - часов, календарь.

В числе пособий должны присутствовать мелкие игрушки для счета: целлулоидные, резиновые, пластмассовые, деревянные и др. Для составления задач используем картины с разнообразным содержанием, пособия на усвоение размера предмета.

Парные контурные изображения матрешек пяти размеров. Пару составляют две матрешки одинакового размера, но одетые различно: сарафаны и платочки у них разного цвета. Ставим при этом использовании наглядности цель: научить детей фиксировать внимание на размере предмета, отвлекаясь от признака цвета. Задания при этом даем различные. Также должны быть пособия на сравнение глубины (литровая банка, пол-литровая, стакан, кружка, чашка из кукольного сервиза). Для сравнения объема жидкости в разных сосудах даем градуированную пробирку.

А также широко используются компьютерные технологии. (презентации, развивающие игры и т. д.)

Одним словом, в детском саду должен иметься разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, который будет способствовать успешному проведению непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений и развитию умственных способностей детей.

К демонстрационному и раздаточному материалу предъявляются следующие требования: демонстрационный материал служит для показа и работы с детьми, вызванных к столу воспитателя, поэтому он должен быть крупного размера, а раздаточный - мелкий. Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем  успешнее детьми усваиваются знания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Опыт работы по развитию математических представлений у детей с ЗПР в системе интерактивных упражнений

Рассматривается актуальность интерактивных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста на современном этапе. Они позволяют наиболее эффективно выполнять задачи различных программ. Испол...

Коррекционно-развивающая работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, и...

Из опыта работы. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способност...

Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Инновационный педагогический опыт работы«Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»...

Опыт работы "Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам LEGO- конструктора.

Мастер класс. Изготовление дидаутического пособия для детей дошкольОпыт работы "Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам LEGO- конструкторан...