Методическое пособие «Временные представления»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Хочу представить вашему вниманию разработанное мною авторское методическое  пособие «Временные представления». Это пособие  состоит из набора дидактических игр ,направленных на развитие умения ориентироваться во времени. Если систематически и регулярно использовать данное пособие со второй младшей группы, то уже в подготовительной группе дети смогут самостоятельно определять время по часам, знать во сколько и через сколько часов (минут)будет тот или иной режимный момент в детском саду. То есть будут ориентироваться во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_met_posobie_vremen_predst.microsoft_office_word.docx24.03 КБ
PDF icon did_igra.pdf2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Методическое пособие

«Временные представления»

Разработала: Кашина Е.А.

                                                                           

с. Кабанск

2024 год.

Самым ценным ресурсом для человека является его время. Современное общество регулярно сталкивается с такой проблемой, как нехватка времени. Человеку для развития навыков самоорганизации и управления временем необходимо уметь хорошо в нем ориентироваться.  Кандидат психологических наук  Полина  Юрьевна  Удачина отмечала, что познавать время, овладевать временем и управлять им – это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития личности.  Таким образом, ориентировка  во времени является жизненной необходимостью. Понимание времени – минут и часов, дня и ночи, недели и месяца, сезона и года – является важной частью развития ребенка уже в дошкольном возрасте. Умение ориентироваться во времени помогает детям структурировать свой день, понимать последовательность событий и развивать навыки планирования. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в школе.

Если же эти умения у будущего школьника не сформировались ,он будет испытывать сложности при обучении в школе. Это и делает таким важным формирование представлений о времени в дошкольном возрасте через  игру, так как игра является ведущим видом деятельности.

Особое значение имеет дидактическая игра ,которая незаметна для ребёнка помогает ему изучать новые понятия ,познать окружающую действительность. Дидактическая игра ,отмечает В. М. Букатов, является ценным средством воспитания умственной активности детей  потому что  сочетает в себе признаки учебной и игровой деятельности одновременно.  Именно посредством дидактической игры педагог может наиболее эффективно выполнять свои главные задачи- обучать и воспитывать. В том числе обучать понятию «время» и воспитывать пониманию его ценности.

Хочу представить вашему вниманию разработанное мною авторское методическое  пособие «Временные представления». Это пособие  состоит из набора дидактических игр ,направленных на развитие умения ориентироваться во времени. Если систематически и регулярно использовать данное пособие со второй младшей группы, то уже в подготовительной группе дети смогут самостоятельно определять время по часам, знать во сколько и через сколько часов (минут)будет тот или иной режимный момент в детском саду. То есть будут ориентироваться во времени.

Цель: Научить детей ориентироваться во времени и рационально использовать его ресурсы

Задачи:

1.Уточнить представления детей о частях суток, временах года и их последовательности.

2.Познакомить детей с  понятиями «календарь»,»календарный год»

3.Дополнить и закрепить знания о месяцах, днях недели и их последовательности.

дни», «будние дни»

5.Закреплять понятия «время», «час», «минута», «секунда», «часы», «циферблат», «часовая стрелка», «минутная стрелка», «секундная стрелка»

6.Учить определять время по часам с точностью до минут.

7.Упражнять порядковый и количественный счёт.

8.Воспитывать у детей целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать  со сверстниками и взрослыми.

9.Воспитывать выдержку, умение слушать других детей.

Пособие сделано в виде лесенки .На обоих сторонах пособия расположены дидактические игры. Все дидактические игры на липучках. Ими можно играть как на самом пособии, а  можно снять и поиграть за столом.

Начинаем знакомить детей с понятием «время» с дид. игры «Части суток»

Игра состоит из круга, разделённая на 4 части. Каждая часть-сутки(утро ,день. вечер, ночь)Картинки с изображением  занятий подходящие к этим частям суток. Перед началом игры, я с детьми рассматриваю картинки, рассказываю им про части суток, объясняю их порядок, и как их смена влияет на жизнь людей и природу в целом , сопровождая рассматривание картинок следующими вопросами. Что нарисовано на картинке ?Когда это бывает? Как вы узнали ,что наступило (ночь ,день и т.д.)Что вы делаете утром ,вечером? Какое сейчас время суток?

 Раздаю детям картинки ,и предлагаю им,  найти картинку с занятием соответствующий  этому времени суток. Картинки на липучках ,дети находят и приклеивают их. С помощью стрелочки, дети показывают ,то время суток, которое я назову.

Продолжаю  учить детей ориентироваться во времени с помощью дид.игры «Времена года»

Игра представляет собой круг, разделённый на 4 сектора(части).На каждой части круга изображены 4 времени года (зима ,весна, лето ,осень)

1вариант: Прошу детей, подобрать карточки соответствующие временам года.

2 вариант: С помощью стрелочки показать последовательность времён года.

3вариант: Допускаю преднамеренно ошибку ,ребёнок находит и исправляет её.

 Детям средней группы предлагаю  Дидактическую игру «Узнай и назови» 

Прошу ребенка выложить пазлы, чтобы получилась целая картина (времена года)Определить и назвать какое время года.

Чтобы дети легче ориентировались в календаре, я рассказываю  им ,что каждый месяц состоит примерно из 4 недель, а каждая неделя – из 7 дней ,и у каждых этих дней есть названия. Обращаю внимание детей на то ,что в некоторых названиях дней недели есть подсказки. Вторник ,является вторым днём ,среда- в середине будней ,четверг –четвёртый день недели , а пятница –пятый .Чтобы помочь ребёнку быстрее запомнить дни недели ,предлагаю детям дид.игру  «Дни недели»

1вар.Показываю  детям, что к нам в гости пришли 7 гномиков. Их зовут, как дни недели. Нужно помочь гномикам, поставить их в определённой последовательности, для этого нужно приклеить на них соответствующие цифры.

2вар.У нас в группе есть дети ,которые читают ,предлагаю  ребёнку приклеить  табличку-картинку с названием дня недели

3 вар. Намеренно делаю ошибку(меняю местами гномиков с цифрами, например после понедельника- среда и т.д.)

 Дидактическая игра «Цветик- семецветик »

Читаю детям стихотворение

Подскажите-ка нам звери ,

Как запомнить дни недели

Первый-понедельник

Зайка- рукодельник!

За ним приходит вторник

Соловей –задорник и т.д.

Предлагаю ребёнку показать с помощью стрелки в определённой последовательности героев стихотворения. В понедельник-зайка рукодельник, во вторник-соловей задорник и т.д.

Дидактическая игра «Неделька»

Читаю детям стихотворение.

В понедельник я стирала

Пол во вторник подметала

В среду я пекла калач и т.д.

 Прошу ребёнка , выложить последовательно картинки с днями недели, соответственно тексту стихотворения.

Дид. игра «Собери картинку»

Ребёнку предлагаю выложить полоски -пазлы дни недели в определённой последовательности. Если полоски- пазлы выложить правильно ,то получиться картинка Винни - пух.

После того ,как дети выучили времена года и их порядок, дополняю их знания таким понятием ,как календарный год с помощью

Дидактической  игры  «12 Месяцев»

Игра состоит из 2 кругов(1.Времена года.2.Цифры)

Объясняю детям, что в каждом времени года есть месяцы, соответствующие только этому времени года. Например времени года –зима ,соответствуют зимние месяцы (дек, янв, февр) Весна (март, апр , май и тд)  ,объясняю ,что такое календарь ,что у каждого месяца в календаре есть свой порядковый номер. Рассказываю, что январь хоть и второй месяц зимы,но1 месяц в году.

Даю детям задание , с помощью стрелки показать и сказать, какой 1 месяц ,2 и т. д ..

Предлагаю детям карточки с названием месяцев и картинки с чем ассоциируются эти месяцы.

Дети должны в определённой последовательности с помощью прищепки прикрепить картинку.

И вот теперь мы перешли к самому сложному- изучению часов и минут. В этом мне помогает

Дидактическая игра «Часы»

С начало я знакомлю  детей с такими понятиями, как час, минута, секунда, часы, циферблат, часовая стрелка, минутная стрелка, секундная стрелка. Игра помогает эти понятия закрепить

1вариант:Ребёнок должен показать с помощью стрелок(минутной, часовой)время, которое изображено на карточке

2вар Нарисовать стрелки с помощью фломастера. Показать то время, что нарисовано на карточке. Если ребёнок допускает ошибки, можно вытереть с помощью губки и исправить ошибку

3 вар . Предлагаю карточку, ребёнок должен определить и сказать, какое время изображено на часах.

В кармашках мет. пособия подобраны стихи для детей  про дни недели ,часы ,части суток ,время года ,месяца.

 Это методическое пособие является хорошим подспорьем в обучении детей ориентировке во времени.

Это умение в дальнейшем поможет ребёнку стать успешным ,воспитанным, вежливым, ответственным членом социума.

Пособие многофункциональное, решает задачи разных областей ,например в музыкальном развитие, художественно- эстетическом. Если подобрать  музыкальные дидактические игры ,стихи, загадки, лесенку можно использовать тоже ,как дид .игру ,например для распевки  высоких звуков. Получиться музыкальное пособие .Если подобрать дид.игры по разв речи ,например по ЗКР, показать с помощью стрелочки предметы со зв «Ж» или «Б» и т.д. А в кармашки подобрать чистоговорки , поговорки, игру «Доскажи словечко»,получиться пособие по развитию речи.

 Пособие мобильное , трансформируемое.Оно лёгкое и его ребёнок может перенести в любую часть групповой комнаты.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

Методическое пособие "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи), организация работы  с детьми (4 - 5 лет, 5 - 6 лет и 6 - 7 лет), перспективные планы работы для трех возрастных групп, работа с родителями, диа...

Методическое пособие Формирования представлений о профессиональной деятельности у детей дошкольного возраста».

laquo;Труд становится великим воспитателем,когда он входит в жизнь наших воспитанников,дает радость дружбы и товарищества,развивает пытливость и любознательность,рождает новую красоту в окружающем ми...

Методическое пособие предназначено для работы с детьми с младшего возраста Лэпбук"Времена года" активизировать речь детей способствовать расширению и закреплению представлений ребенка о временах года.

Развивающий настольный лэпбук «Времена года» Актуальность. В группе для детей с тяжелыми нарушениями. Практика показывает, что современные дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья,...

Методическое пособие Формирования представлений о профессиональной деятельности у детей дошкольного возраста».

Методическое пособие направлено на оказание помощи педагогам дошкольных организаций в осуществлении образовательной деятельности в области ранней профориентации детей дошкольного возраста. Предл...