Значение предматематической подготовки дошкольников
статья по математике

Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению примами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_u_doshkolnikov.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Михайловна Жигайло

МАДОУ «Детский сад №1», г. Сыктывкар

Введение

Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению примами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. Необходимость умственного развития и совершенствования познавательных способностей, воспитания рационального мышления обсусловлена теми огромными научно – техническими сдвигами, которые произошли в жизни человеческого общества за последние десятилетия.

                      Значение предматематической подготовки дошкольников.        

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Знакомство с величиной, пространственными ориентирами, формой у ребенка начинается очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребность в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те значения, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Воспитателям необходимо уделять внимание обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и строить обучение по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше к познанию количественных отношений: больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимание отношений: длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Форма также как и величина является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, т.к. в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник оценивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.

Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояний погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).

Представление о количестве и счете начинается с формирования дочисловых количественных отношений: равенство-неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство-неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения: больше-меньше, поровну.

Только после этого можно обучать его счету, давать представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел, и решению арифметических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачидолжны б...

ВЕСЕЛЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ. Предматематическое развитие дошкольников 4-5 лет

Картотека заданий и упражнений со счетными палочками позволит детям закрепить знания о форме, величине, пространственном положении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка. Задания со...

особенности предматематической подготовки дошкольников в современных условиях

Статья посвящена проблеме математического развития дошкольников. Расмотрены современные требования к математической подготовке  дошкольников в России в соответстии с различными историческими пери...

Консультация для родителей «Предматематическая подготовка в дошкольном возрасте средствами развития логического мышления»

Консультация для родителей«Предматематическая подготовка в дошкольном возрасте средствами развития логического мышления»...

Использование компьютерных технологий как средство предматематической подготовки дошкольников

Использование компьютерных технологий как средство предматематической подготовки дошкольников...