Ментальная арифметика
статья по математике (старшая группа)

Чикова Наталья Александровна

 

Ментальная арифметика нужна детям не столько для быстрого счёта, сколько для комплексного развития интеллекта и полезных жизненных навыков.

Ключевые преимущества

  1. Развитие обоих полушарий мозга

    • Левое полушарие отвечает за логику и вычисления.

    • Правое — за воображение и образное мышление.

    • Ментальная арифметика синхронизирует их работу через визуализацию счётов (абакуса) в уме.

  2. Улучшение памяти

    • Ребёнок запоминает образы, алгоритмы, последовательности действий.

    • Тренируется зрительная и оперативная память — это помогает в изучении любых предметов.

  3. Концентрация внимания

    • Для ментального счёта требуется полная сосредоточенность.

    • Развивается усидчивость, что полезно на уроках и при выполнении домашних заданий.

  4. Скорость мышления

    • Мозг учится быстро обрабатывать информацию.

    • Ускоряется принятие решений — навык, актуальный и в школе, и во взрослой жизни.

  5. Уверенность в себе

    • Успехи в ментальном счёте повышают самооценку.

    • Ребёнок перестаёт бояться сложных задач, учится их анализировать.

  6. Развитие мелкой моторики (на начальном этапе)

    • Работа с абакусом тренирует пальцы, что стимулирует речевые зоны мозга и улучшает координацию.

  7. Гибкость мышления

    • Дети учатся находить нестандартные подходы к решению задач.

    • Развивается креативность — даже в точных науках.

  8. Снижение стресса при работе с числами

    • Ментальный счёт превращает математику в игру, убирая страх перед примерами.

    • Улучшается понимание числовых закономерностей.

Важные нюансы

  • Оптимальный возраст: 4–16 лет (период активного формирования нейронных связей).

  • Сроки обучения: первые результаты видны через 2–3 месяца, полное освоение — около 2 лет.

  • Баланс: важно не перегружать ребёнка, чтобы сохранить интерес к занятиям.

Итог: ментальная арифметика — это не просто «быстрый счёт», а инструмент для гармоничного развития мозга. Она учит детей концентрироваться, запоминать, мыслить гибко и уверенно справляться с вызовами, что полезно не только в математике, но и в других сферах жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.43 КБ
Файл statya.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ментальная арифметика нужна детям не столько для быстрого счёта, сколько для комплексного развития интеллекта и полезных жизненных навыков.

Ключевые преимущества

  1. Развитие обоих полушарий мозга
  • Левое полушарие отвечает за логику и вычисления.
  • Правое — за воображение и образное мышление.
  • Ментальная арифметика синхронизирует их работу через визуализацию счётов (абакуса) в уме.
  1. Улучшение памяти
  • Ребёнок запоминает образы, алгоритмы, последовательности действий.
  • Тренируется зрительная и оперативная память — это помогает в изучении любых предметов.
  1. Концентрация внимания
  • Для ментального счёта требуется полная сосредоточенность.
  • Развивается усидчивость, что полезно на уроках и при выполнении домашних заданий.
  1. Скорость мышления
  • Мозг учится быстро обрабатывать информацию.
  • Ускоряется принятие решений — навык, актуальный и в школе, и во взрослой жизни.
  1. Уверенность в себе
  • Успехи в ментальном счёте повышают самооценку.
  • Ребёнок перестаёт бояться сложных задач, учится их анализировать.
  1. Развитие мелкой моторики (на начальном этапе)
  • Работа с абакусом тренирует пальцы, что стимулирует речевые зоны мозга и улучшает координацию.
  1. Гибкость мышления
  • Дети учатся находить нестандартные подходы к решению задач.
  • Развивается креативность — даже в точных науках.
  1. Снижение стресса при работе с числами
  • Ментальный счёт превращает математику в игру, убирая страх перед примерами.
  • Улучшается понимание числовых закономерностей.

Важные нюансы

  • Оптимальный возраст: 4–16 лет (период активного формирования нейронных связей).
  • Сроки обучения: первые результаты видны через 2–3 месяца, полное освоение — около 2 лет.
  • Баланс: важно не перегружать ребёнка, чтобы сохранить интерес к занятиям.

Итог: ментальная арифметика — это не просто «быстрый счёт», а инструмент для гармоничного развития мозга. Она учит детей концентрироваться, запоминать, мыслить гибко и уверенно справляться с вызовами, что полезно не только в математике, но и в других сферах жизни.

Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста - Ментальная арифметика.

Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала.

Что Ментальная арифметика дает детям:

  • быстрый устный счет
  • умение концентрировать внимание
  • усидчивость
  • развитие памяти, воображения
  • уверенность в себе

Основной вид деятельности на занятиях по Ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Все задачи представлены в виде игры.

Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:

  • вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
  • переход к устному счету. Теперь игры и упражнения направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.

Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.

Также программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков.

Основные принципы обучения Ментальной арифметике:

  • Системность

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

  • Комплексность

Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
  • Постепенность, пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
  • Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятия состоят не только из счета, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения, используются различные графические упражнения.

Итак, рассмотрим поподробнее приспособления и дидактический материал, который используется при обучении старших дошкольников Ментальной арифметике:

  • Абакус.

Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус.

Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные.

Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т.е. прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется «крабик».

Когда только учатся счету, работают на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально.

  • Таблицы Шульте являются средством развития концентрации внимания, а также расширением зоны периферического зрения. А именно: глаза человека обычно хорошо различают только те предметы, которые буквально перед носом - в очень небольшом пятачке. Прочие объекты, лежащие вне этой центральной зоны, нам кажутся размытыми. Это свойство внимания существенно ограничивает и затрудняет возможности поиска информации. Пользуясь таблицами Шульте, можно значительно расширить область видения.

Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определённой очередности.

Повысить результативность упражнения можно

также используя различные варианты заданий:

  • Показать и назвать числа по порядку.
  • Показать и назвать числа в обратном порядке.
  • Находить сначала только чётные числа, а потом нечётные.
  • На время (не более 45 секунд).


Далее следуют

  • Игры и упражнения, которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения.

  • Это лабиринты:

  • рисование и штриховка двумя руками:

«Нарисуй зёрнышки. Рисовать надо одновременно двумя руками. Раскрась петушков тоже одновременно двумя руками».

  • Упражнение «Назови цвет». В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: как можно быстрее читай строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова.

ЖЁЛТЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ

ЧЁРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ

ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЁРНЫЙ

СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ





Предварительный просмотр:

Ментальная арифметика нужна детям не столько для быстрого счёта, сколько для комплексного развития интеллекта и полезных жизненных навыков.

Ключевые преимущества

  1. Развитие обоих полушарий мозга
  • Левое полушарие отвечает за логику и вычисления.
  • Правое — за воображение и образное мышление.
  • Ментальная арифметика синхронизирует их работу через визуализацию счётов (абакуса) в уме.
  1. Улучшение памяти
  • Ребёнок запоминает образы, алгоритмы, последовательности действий.
  • Тренируется зрительная и оперативная память — это помогает в изучении любых предметов.
  1. Концентрация внимания
  • Для ментального счёта требуется полная сосредоточенность.
  • Развивается усидчивость, что полезно на уроках и при выполнении домашних заданий.
  1. Скорость мышления
  • Мозг учится быстро обрабатывать информацию.
  • Ускоряется принятие решений — навык, актуальный и в школе, и во взрослой жизни.
  1. Уверенность в себе
  • Успехи в ментальном счёте повышают самооценку.
  • Ребёнок перестаёт бояться сложных задач, учится их анализировать.
  1. Развитие мелкой моторики (на начальном этапе)
  • Работа с абакусом тренирует пальцы, что стимулирует речевые зоны мозга и улучшает координацию.
  1. Гибкость мышления
  • Дети учатся находить нестандартные подходы к решению задач.
  • Развивается креативность — даже в точных науках.
  1. Снижение стресса при работе с числами
  • Ментальный счёт превращает математику в игру, убирая страх перед примерами.
  • Улучшается понимание числовых закономерностей.

Важные нюансы

  • Оптимальный возраст: 4–16 лет (период активного формирования нейронных связей).
  • Сроки обучения: первые результаты видны через 2–3 месяца, полное освоение — около 2 лет.
  • Баланс: важно не перегружать ребёнка, чтобы сохранить интерес к занятиям.

Итог: ментальная арифметика — это не просто «быстрый счёт», а инструмент для гармоничного развития мозга. Она учит детей концентрироваться, запоминать, мыслить гибко и уверенно справляться с вызовами, что полезно не только в математике, но и в других сферах жизни.

Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста - Ментальная арифметика.

Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала.

Что Ментальная арифметика дает детям:

  • быстрый устный счет
  • умение концентрировать внимание
  • усидчивость
  • развитие памяти, воображения
  • уверенность в себе

Основной вид деятельности на занятиях по Ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Все задачи представлены в виде игры.

Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:

  • вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
  • переход к устному счету. Теперь игры и упражнения направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.

Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.

Также программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков.

Основные принципы обучения Ментальной арифметике:

  • Системность

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

  • Комплексность

Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
  • Постепенность, пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
  • Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятия состоят не только из счета, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения, используются различные графические упражнения.

Итак, рассмотрим поподробнее приспособления и дидактический материал, который используется при обучении старших дошкольников Ментальной арифметике:

  • Абакус.

Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус.

Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные.

Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т.е. прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется «крабик».

Когда только учатся счету, работают на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально.

  • Таблицы Шульте являются средством развития концентрации внимания, а также расширением зоны периферического зрения. А именно: глаза человека обычно хорошо различают только те предметы, которые буквально перед носом - в очень небольшом пятачке. Прочие объекты, лежащие вне этой центральной зоны, нам кажутся размытыми. Это свойство внимания существенно ограничивает и затрудняет возможности поиска информации. Пользуясь таблицами Шульте, можно значительно расширить область видения.

Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определённой очередности.

Повысить результативность упражнения можно

также используя различные варианты заданий:

  • Показать и назвать числа по порядку.
  • Показать и назвать числа в обратном порядке.
  • Находить сначала только чётные числа, а потом нечётные.
  • На время (не более 45 секунд).


Далее следуют

  • Игры и упражнения, которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения.

  • Это лабиринты:

  • рисование и штриховка двумя руками:

«Нарисуй зёрнышки. Рисовать надо одновременно двумя руками. Раскрась петушков тоже одновременно двумя руками».

  • Упражнение «Назови цвет». В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: как можно быстрее читай строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова.

ЖЁЛТЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ

ЧЁРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ

ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЁРНЫЙ

СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.....

Ментальная арифметика "Абакус"

Абак - счётная доска, применявшаяся для  арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...

Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду» Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.

МБДОУ «Детский сад №25 «Золушка»»Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.    Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду&r...

Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"

У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...