Ментальная арифметика
статья по математике (старшая группа)
Ментальная арифметика нужна детям не столько для быстрого счёта, сколько для комплексного развития интеллекта и полезных жизненных навыков.
Ключевые преимущества
Развитие обоих полушарий мозга
Левое полушарие отвечает за логику и вычисления.
Правое — за воображение и образное мышление.
Ментальная арифметика синхронизирует их работу через визуализацию счётов (абакуса) в уме.
Улучшение памяти
Ребёнок запоминает образы, алгоритмы, последовательности действий.
Тренируется зрительная и оперативная память — это помогает в изучении любых предметов.
Концентрация внимания
Для ментального счёта требуется полная сосредоточенность.
Развивается усидчивость, что полезно на уроках и при выполнении домашних заданий.
Скорость мышления
Мозг учится быстро обрабатывать информацию.
Ускоряется принятие решений — навык, актуальный и в школе, и во взрослой жизни.
Уверенность в себе
Успехи в ментальном счёте повышают самооценку.
Ребёнок перестаёт бояться сложных задач, учится их анализировать.
Развитие мелкой моторики (на начальном этапе)
Работа с абакусом тренирует пальцы, что стимулирует речевые зоны мозга и улучшает координацию.
Гибкость мышления
Дети учатся находить нестандартные подходы к решению задач.
Развивается креативность — даже в точных науках.
Снижение стресса при работе с числами
Ментальный счёт превращает математику в игру, убирая страх перед примерами.
Улучшается понимание числовых закономерностей.
Важные нюансы
Оптимальный возраст: 4–16 лет (период активного формирования нейронных связей).
Сроки обучения: первые результаты видны через 2–3 месяца, полное освоение — около 2 лет.
Баланс: важно не перегружать ребёнка, чтобы сохранить интерес к занятиям.
Итог: ментальная арифметика — это не просто «быстрый счёт», а инструмент для гармоничного развития мозга. Она учит детей концентрироваться, запоминать, мыслить гибко и уверенно справляться с вызовами, что полезно не только в математике, но и в других сферах жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.43 КБ | |
| 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Ментальная арифметика нужна детям не столько для быстрого счёта, сколько для комплексного развития интеллекта и полезных жизненных навыков.
Ключевые преимущества
- Развитие обоих полушарий мозга
- Левое полушарие отвечает за логику и вычисления.
- Правое — за воображение и образное мышление.
- Ментальная арифметика синхронизирует их работу через визуализацию счётов (абакуса) в уме.
- Улучшение памяти
- Ребёнок запоминает образы, алгоритмы, последовательности действий.
- Тренируется зрительная и оперативная память — это помогает в изучении любых предметов.
- Концентрация внимания
- Для ментального счёта требуется полная сосредоточенность.
- Развивается усидчивость, что полезно на уроках и при выполнении домашних заданий.
- Скорость мышления
- Мозг учится быстро обрабатывать информацию.
- Ускоряется принятие решений — навык, актуальный и в школе, и во взрослой жизни.
- Уверенность в себе
- Успехи в ментальном счёте повышают самооценку.
- Ребёнок перестаёт бояться сложных задач, учится их анализировать.
- Развитие мелкой моторики (на начальном этапе)
- Работа с абакусом тренирует пальцы, что стимулирует речевые зоны мозга и улучшает координацию.
- Гибкость мышления
- Дети учатся находить нестандартные подходы к решению задач.
- Развивается креативность — даже в точных науках.
- Снижение стресса при работе с числами
- Ментальный счёт превращает математику в игру, убирая страх перед примерами.
- Улучшается понимание числовых закономерностей.
Важные нюансы
- Оптимальный возраст: 4–16 лет (период активного формирования нейронных связей).
- Сроки обучения: первые результаты видны через 2–3 месяца, полное освоение — около 2 лет.
- Баланс: важно не перегружать ребёнка, чтобы сохранить интерес к занятиям.
Итог: ментальная арифметика — это не просто «быстрый счёт», а инструмент для гармоничного развития мозга. Она учит детей концентрироваться, запоминать, мыслить гибко и уверенно справляться с вызовами, что полезно не только в математике, но и в других сферах жизни.
Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста - Ментальная арифметика.
Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала.
Что Ментальная арифметика дает детям:
- быстрый устный счет
- умение концентрировать внимание
- усидчивость
- развитие памяти, воображения
- уверенность в себе
Основной вид деятельности на занятиях по Ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Все задачи представлены в виде игры.
Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.
Обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:
- вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
- переход к устному счету. Теперь игры и упражнения направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.
Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.
Также программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков.
Основные принципы обучения Ментальной арифметике:
- Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
- Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
- Постепенность, пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
- Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятия состоят не только из счета, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения, используются различные графические упражнения.
Итак, рассмотрим поподробнее приспособления и дидактический материал, который используется при обучении старших дошкольников Ментальной арифметике:
- Абакус.
Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус.
Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.
Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные.
Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т.е. прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется «крабик».
Когда только учатся счету, работают на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально.
- Таблицы Шульте являются средством развития концентрации внимания, а также расширением зоны периферического зрения. А именно: глаза человека обычно хорошо различают только те предметы, которые буквально перед носом - в очень небольшом пятачке. Прочие объекты, лежащие вне этой центральной зоны, нам кажутся размытыми. Это свойство внимания существенно ограничивает и затрудняет возможности поиска информации. Пользуясь таблицами Шульте, можно значительно расширить область видения.
Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определённой очередности.
Повысить результативность упражнения можно
также используя различные варианты заданий:
- Показать и назвать числа по порядку.
- Показать и назвать числа в обратном порядке.
- Находить сначала только чётные числа, а потом нечётные.
- На время (не более 45 секунд).
Далее следуют
- Игры и упражнения, которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения.
- Это лабиринты:
- рисование и штриховка двумя руками:
«Нарисуй зёрнышки. Рисовать надо одновременно двумя руками. Раскрась петушков тоже одновременно двумя руками».
- Упражнение «Назови цвет». В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: как можно быстрее читай строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова.
ЖЁЛТЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ
ЧЁРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ
ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЁРНЫЙ
СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ
Предварительный просмотр:
Ментальная арифметика нужна детям не столько для быстрого счёта, сколько для комплексного развития интеллекта и полезных жизненных навыков.
Ключевые преимущества
- Развитие обоих полушарий мозга
- Левое полушарие отвечает за логику и вычисления.
- Правое — за воображение и образное мышление.
- Ментальная арифметика синхронизирует их работу через визуализацию счётов (абакуса) в уме.
- Улучшение памяти
- Ребёнок запоминает образы, алгоритмы, последовательности действий.
- Тренируется зрительная и оперативная память — это помогает в изучении любых предметов.
- Концентрация внимания
- Для ментального счёта требуется полная сосредоточенность.
- Развивается усидчивость, что полезно на уроках и при выполнении домашних заданий.
- Скорость мышления
- Мозг учится быстро обрабатывать информацию.
- Ускоряется принятие решений — навык, актуальный и в школе, и во взрослой жизни.
- Уверенность в себе
- Успехи в ментальном счёте повышают самооценку.
- Ребёнок перестаёт бояться сложных задач, учится их анализировать.
- Развитие мелкой моторики (на начальном этапе)
- Работа с абакусом тренирует пальцы, что стимулирует речевые зоны мозга и улучшает координацию.
- Гибкость мышления
- Дети учатся находить нестандартные подходы к решению задач.
- Развивается креативность — даже в точных науках.
- Снижение стресса при работе с числами
- Ментальный счёт превращает математику в игру, убирая страх перед примерами.
- Улучшается понимание числовых закономерностей.
Важные нюансы
- Оптимальный возраст: 4–16 лет (период активного формирования нейронных связей).
- Сроки обучения: первые результаты видны через 2–3 месяца, полное освоение — около 2 лет.
- Баланс: важно не перегружать ребёнка, чтобы сохранить интерес к занятиям.
Итог: ментальная арифметика — это не просто «быстрый счёт», а инструмент для гармоничного развития мозга. Она учит детей концентрироваться, запоминать, мыслить гибко и уверенно справляться с вызовами, что полезно не только в математике, но и в других сферах жизни.
Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста - Ментальная арифметика.
Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала.
Что Ментальная арифметика дает детям:
- быстрый устный счет
- умение концентрировать внимание
- усидчивость
- развитие памяти, воображения
- уверенность в себе
Основной вид деятельности на занятиях по Ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Все задачи представлены в виде игры.
Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.
Обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:
- вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
- переход к устному счету. Теперь игры и упражнения направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.
Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.
Также программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков.
Основные принципы обучения Ментальной арифметике:
- Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
- Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
- Постепенность, пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
- Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятия состоят не только из счета, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения, используются различные графические упражнения.
Итак, рассмотрим поподробнее приспособления и дидактический материал, который используется при обучении старших дошкольников Ментальной арифметике:
- Абакус.
Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус.
Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.
Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные.
Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т.е. прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется «крабик».
Когда только учатся счету, работают на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально.
- Таблицы Шульте являются средством развития концентрации внимания, а также расширением зоны периферического зрения. А именно: глаза человека обычно хорошо различают только те предметы, которые буквально перед носом - в очень небольшом пятачке. Прочие объекты, лежащие вне этой центральной зоны, нам кажутся размытыми. Это свойство внимания существенно ограничивает и затрудняет возможности поиска информации. Пользуясь таблицами Шульте, можно значительно расширить область видения.
Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определённой очередности.
Повысить результативность упражнения можно
также используя различные варианты заданий:
- Показать и назвать числа по порядку.
- Показать и назвать числа в обратном порядке.
- Находить сначала только чётные числа, а потом нечётные.
- На время (не более 45 секунд).
Далее следуют
- Игры и упражнения, которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения.
- Это лабиринты:
- рисование и штриховка двумя руками:
«Нарисуй зёрнышки. Рисовать надо одновременно двумя руками. Раскрась петушков тоже одновременно двумя руками».
- Упражнение «Назови цвет». В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: как можно быстрее читай строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова.
ЖЁЛТЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ
ЧЁРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ
ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЁРНЫЙ
СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика
Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.....

Ментальная арифметика "Абакус"
Абак - счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...
Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду» Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.
МБДОУ «Детский сад №25 «Золушка»»Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М. Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду&r...

Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"
У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...

ООД по ментальной арифметике в старшей группе "Знакомство с ментальной арифметикой"
ООД по ментальной арифметике в старшей группе...
Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»
Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...

