Блоки Дьенеша
консультация по математике
Предварительный просмотр:
Блоки Дьенеша
Среди огромного количества развивающих игр для детей одной, наиболее известной, является игра под названием «Блоки Дьенеша». Или, как ее еще называют, «Логические блоки Дьенеша». Данная игра представляет собой игровое пособие для детей дошкольного возраста. Свое название блоки Дьенеша получили по имени своего создателя – Золтана Дьенеша.
Идея использования этого дидактического пособия заключается в том, чтобы привить маленьким детям, которые еще не умеют считать, понимание основ математики, то есть счета. Кроме того, использование логических блоков позволяет в игровой форме развивать у дошкольников способности классифицировать различные понятия, а также анализировать и проводить сравнительный анализ по таким понятиям, как форма, цвет, толщина и так далее. Очень важно, что занятия с блоками способствуют более качественному усвоению информации, так как игры проходят в легкой и приятной для детей, игровой форме.
Знакомить ребенка с блоками Дьенеша лучше всего с трёхлетнего возраста.
Золтан Пал Дьенеш — это математик венгерского происхождения, который к тому же являлся психологом и педагогом. Помимо логических блоков Золтан Дьенеш является автором-создателем и других игровых подходов к развитию детей. В своих методах по освоению детьми основ математического счета, наряду с играми, Дьенеш применял также пение и танцы.
Для развития у детей дошкольного возраста аналитических и математических способностей Золтаном Дьенешем были разработаныразнообразные интересные игры, направленные на решение логических задач. В своих занятиях Дьенеш применял похожие на конструктор игровые блоки, которые он позже назвал «логическими». С помощью такого дидактического материала дети могли в игровой форме учиться распределять блоки по различным свойствам (размер, толщина, высота и т.д.). А также они учились классифицировать, то есть «кодировать» разного рода информацию, которая касалась различных эталонов (цвет, форма и т.д.) Помимо этого играя в логические блоки Дьенеша ребенок учится обобщать предметы по свойствам, а также развивает свою память.
Упражнения и игры с логическими блоками оказывают значительное воздействие на развитие речи ребенка, так как во время игры дети вынуждены называть фигуры, также они стараются отвечать на вопросы взрослого и пытаются выражать собственные мысли.
Несмотря на то, что блоки Дьенеша в основном применяются в объемном варианте, также существует еще и плоскостные блоки. Но, тем неменее, наиболее популярный вариант – это набор объемных логических блоков, разработанных Золтаном Палом Дьенешем в шестидесятых годах двадцатого века и активно используемых современными педагогами для подготовки детей к школе.
Помимо подготовки к обучению в школе блоки Дьенеша также используют и в качестве дидактического материала в обучении и развитии детей младшего дошкольного возраста, так как диапазон игр и занятий с логическими блоками очень широк.
Современному педагогу сегодня очень легко найти в продаже и приобрести набор блоков Дьенеша для дальнейшего его использования в своей работе. Разнообразные компании производят не только наборы с самими блоками, но также и огромное количество разнообразных альбомов и других развивающих пособий, которые можно использовать во время занятий с блоками. Все эти материалы используются в целях развития у детей воображения и раскрытия их творческого потенциала.
Наряду с этим очень популярными играми с блоками Дьенеша являются игры, в которых задействованы стихотворения. Чтение известных детских стихов и параллельное разглядывание картинок из альбомов, совместно с использованием логических блоков, расширяют интерес детей к изучению окружающего мира, а также способствуют их приобщению к литературе и развивает любовь к чтению.
Таким образом, можно заключить, что логические блоки Дьенеша являются замечательным игровым и развивающим пособием для дошкольников от двух до восьми лет. Играя в блоки дети могут использовать их не только в качестве конструктора или элементов мозаики, но и для решения уже более сложных, интеллектуальных задач, связанных с математикой, логикой и анализом.
В стандартный набор «Логических Блоков Дьенеша» входят сорок восемь пластмассовых (иногда деревянных) блоков разных форм и цветов. Также блоки различаются между собой по размеру и толщине. Все блоки различаются между собой по следующим свойствам:
1. Форма - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
2. Цвет - красный, желтый, синий;
3. Размер – большой, маленький;
4. Толщина – толстый, тонкий;
В одном классическом наборе не встречается одинаковых блоков.
Каждый из блоков индивидуален и не повторяется. Именно это и позволяет ребенку выделять свойства каждого конкретного блока и сравнивать его с другими.
Использование логических блоков Дьенеша в играх с детьми дошкольного возраста позволяет моделировать разнообразные важные понятия не только в области математики, но также информатики. Это такие понятия, как: алгоритм, кодировка информации, логические операции и так далее. Кроме того, игры с блоками способствуют развитию речи – во время занятий ребенок учится строить высказывания с различными союзами, такими как «и», «или», частицей «не» и другими.
Такие развивающие игры способствуют развитию у детей самых простых логических структур мышления и математических представлений. С помощью таких игр ребенок в будущем сможет успешно овладеть основами математики, анализа и информатики. Основная цель использования логических блоков Дьенеша - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Самое главное умение, которым должен овладеть ребенок для решения сложных логических задач – это умение выявлять в объектах разные свойства, умение называть их и адекватно обозначать словом их отсутствие. Кроме того, ребенку необходимо научиться абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, а также обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия каждого.
С детьми от 3 до 4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
Логические блоки можно использовать для освоения ребенкомьлогической операции «классификация» - то есть распределения объектов по группам на основании общих свойств.
Умение классифицировать включает в себя 2 логических действия: выделение общего признака и деление на группы на основании выделения общего признака.
Шесть шагов освоения математических знаний и умений по Золтану Дьенешу
Данная методика успешно себя зарекомендовала на практике и доказала свою высокую результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:
1 шаг «Свободная творческая игра». Содержание этого этапа заключается в постановке ребенку определенной задачи педагогом. В поиске решения ребенок перебирает самые разные, спонтанные варианты и экспериментальным путем находит правильный ответ. Это фаза знакомства ребенка с самим заданием, которое нужно выполнить. Именно таким образом начинается обучение ребенка азам математики.
2 шаг «Правила игры». После того, как этап проб и ошибок преодолен, ребенок приступает ко второй фазе — он начинает изучать правила игры. Для взрослого, который занимается с ребенком в этот момент, важно правильно и понятно донести до детского сознания очень важную информацию о правилах достижения желаемого результата.
3 шаг «Фаза сопоставления». Выполняя третий шаг, ребенок оказывается перед необходимостью совершать сложную операцию сравнения. То есть выполнить сравнительный анализ. Золтан Пал Дьенеш предлагал взрослым попробовать осуществить с детьми в игровой форме идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала можно просто поиграть в блоки, а затем вырезать фигурки животных или выложить геометрические формы. На данном этапе необходимо увидеть, что ребенок может сам разгадать алгоритм верного достижения цели, вне зависимости от игрового материала.
Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия ребенка осмыслены, а не являются результатом лишь механического запоминания и автоматического воспроизведения. Данный этап необходим для развития способности мыслить абстрактно.
4 шаг «Знакомство с абстрактным символом числа». Во время четвертой фазы очень хорошо использовать разнообразные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
5 шаг «Символический этап». Пятый этап плавно подводит ребенка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
6 шаг «Этап самостоятельных выводов». Итоговый этап будет самым продолжительным. Ребенок с помощью педагога или родителя самостоятельно делает логические выводы на основании описания правил игровых карт.
Золтан Дьенеш разработал уникальную методику для дошкольников, учитывая когнитивные и психологические особенности, и именно поэтому уроки математики воспринимаются детьми увлеченно и с большим энтузиазмом. Взрослому, который проводит игровые занятия с ребенком, необходимо проявлять терпение в изучении теоретической части метода, а также разбираться с большим разнообразием дидактических материалов. Зато потом ребенок сможет уже самостоятельно довольно быстро и эффективно справляться даже с самыми сложными заданиями, направленными на развитие мышления, памяти и воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша...

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"
В памятке для педагогов представлен практический материал по применению блоков Дьенеша в работе с детьми ....

«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей....

Семинар-практикум для педагогов «Игры с Блоками Дьенеша. Использование блоков Дьенеша в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Математика входит в жизнь вашего ребенка с самым первым его вздохом, в первые минуты жизни. Какую информацию мы получаем от врачей самую первую? Верно вес и рост – это числа, далее математика ок...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша —универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша —универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»...
