Конспект занятия по ментальной арифметике на тему "Путешествие по осенней тропинке"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Игнатенок Татьяна Михеевна

Подготовка детей к занятиям ментальной арифметикой. Знакомство детей с абакусом и правилами работы на нем. Игры на развитие координации,внимания и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_po_osenney_tropinke.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ментальной арифметике

на тему «Прогулка по осенней тропинке».

Возраст детей: 5-7 (подгруппа 4-8 человек)

Организация пространства: Столы стоят полукругом. Дети садятся лицом к экрану или доске. Подвижные упражнения выполняют на коврике.

Цель: мотивировать детей посещать занятия по ментальной арифметике.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием -ментальная арифметика; познакомить с абакусом (конструкция, правила работы); тренировать в наборе чисел на абакусе.

Развивающие: развивать мелкую моторику, координацию движений в пространстве, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные взаимоотношения при работе в подгруппе, целеустремленность, уверенность в своих силах.

Оборудование: абакус на каждого ребенка.

Демонстрационные материалы: игрушка курица, флеш-карты, карточки с заданиями.

Раздаточные материалы: обручи 5 шт., фасоль, по 2 тарелочки на каждого, карандаши, листы бумаги для записи, цифры 1-9 на каждого, листики.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Мы с вами сегодня отправимся на прогулку по осенней тропинке и будем изучать математику так как никогда еще не пробовали. Готовы!

 Упражнение на координацию:

Цель: ориентировка вперед, вправо-влево.

Оборудование: 5 обручей лежат на полу друг за другом.

Дети стоят друг за другом.

Шагаем! Правая нога вперед в обруч(у первого ребенка, остальные на полу) к себе, правя нога в право- к себе, левая в лево- к себе, прыжок двумя ногами в обруч с хлопком в ладоши. Движения повторяются пока все не пройдут дорожку.

По тропинке шли, шли, шли…

На тропинке интересный предмет нашли!

Кто знает как он называется? Это абакус. На что он похож? (Версии детей). Что с ним можно делать?  С его помощью можно выкладывать числа, считать примеры и решать задачки. А пришел он к нам из далеких, далеких древних стран Японии и Китая, из времен, когда еще не было компьютеров, а людям нужно было вести различные подсчеты. Они взяли палочку и надели на нее 4 косточки. Потом эту палочку стали называть спица. Одну спицу взяли или много? Зачем? Чтобы легко было считать много предметов. Косточки лежали так низко, что их назвали земные. Как назвали косточки? (Земные). Почему? (Они лежат внизу). Затем люди положили длинную палочку поперек на эти спицы с косточками.  И она стала называться перекладина. Она спрятала под собой все земные косточки. Над перекладиной появилась еще одна косточка. Солнышек на небе сколько? (Одно). Вот и косточка над перекладиной одна. Она как солнышко на небе, поэтому называется небесная. Она обозначает число 5. Как называются нижние косточки? Какое число обозначают стразу все земные косточки? Как называется верхняя? Сколько косточек на верху, а внизу? Что между косточками? Сколько всего косточек на одной спице. Вот какой интересный предмет мы нашли. А теперь вставайте пойдем дальше.

По тропинке шли, шли, шли…          (шагают на месте)

Фасоль нашли! (Взять курицу и начать клевать фасоль)

Упражнение на развитие мелкой моторики

Цель: тренировать положение рук для счета на абакусе.

Оборудование: емкость с красной и белой фасолью, тарелочки.

Ой, Курочка постой! Ребята тоже хотят пальчиками поклевать фасоль. Садитесь в кружок на полу. Приготовили пальчиками клювики (показ). У каждого две тарелочки. В правую мы кладем клювиком красную фасоль. (Дать попробовать положить несколько штук) В левую белую. (Дать попробовать, следить за прижатыми остальными пальцами) Высыпаем все обратно. А теперь попробуйте положить   5 фасолинок в каждую тарелочку сразу двумя руками. Посмотрите, фасолинки в тарелке можно раздвинуть сразу двумя пальчиками. (Показ). А можно подвинуть к верху только большим. (По одной), а опустить вниз указательным пальчиком (По одной). Можно подвинуть сразу две, а указательным их опустить. Давайте попробуем только левой рукой, а теперь только правой, двумя руками вместе. Возвращайтесь за столы и покажите на абакусе то, что делали на тарелочке с фасолью. (Работа правой и левой рукой на крайней спице абакуса поочередно и работа двумя руками на двух соседних спицах с проговариванием.)

По тропинке шли, шли, шли               (шагают на месте)

Фрукты нашли!

Цель: Соотношение количества предметов с флеш-картой и цифрой.

Оборудование: карточки с фруктами от 1 до 9,  цифры 1-9 на каждого, флеш-карты 1-9, рабочие листы.

Давайте по очереди посчитаем фрукты на ваших карточках, найдем изображение абакуса, которое соответствует данному количеству и подберем нужную цифру. А кто из вас может показать на абакусе сколько у него фруктов. Возвращайтесь за столы и покажите: сколько у вас небесных косточек? Сколько земных? Каким пальчиком подвигаем нижние? Каким верхнюю? Как раздвинуть косточки? Давайте все вместе покажем на абакусе сколько фруктов у …, теперь у … . Положите перед собой нужную цифру. Вот, оказывается на абакусе и фрукты посчитать можно. А теперь на карточке посмотрите какое число написано на груше и соедините карандашиком с нужным абакусом. Аналогично следующие фрукты.

По тропинке шли, шли, шли               (шагают на месте)

Листики нашли!

Дыхательное упражнение. (Приложение 2)

Цель: обогащение головного мозга кислородом.

Оборудование: листья 1-9 на каждого ребенка, карандаш.

Возьмите по одному листочку. Положите язычок на нижние зубы как лопаточку. Прикройте рот, оставив маленькую щелечку, подуйте на листик. (Следить, чтобы не надувались щеки.) Дуем не более 5 раз.

Садитесь за столы. Я вам буду показывать цифры, а вы раскрашивать на нарисованных абакусах нужное количество косточек, и попробуете написать эту цифру внизу. (5-7 заданий). Я покажу на абакусе число. А вы возьмете столько красных листиков, маленьких, и т.д. Вот какие молодцы!

Сейчас отодвинем все подальше и узнаем, что увидим на нашей тропинке в следующий раз. Ваши пальчики готовы! (Положить обе ладони на стол.)

Упражнение на развитие внимания.

Цель: Соотношение количества пальцев с предметом.

Оборудование: демонстрационный лист.

Сколько пальчиков покажем, когда увидим зонтик, желудь…. Пойдемте по нарисованной дорожке. Что увидели? Сколько пальчиков? Дальше что увидели скажите и покажите пальчики (4-5 предметов с проговариванием) а теперь ничего не говорите. А покажите только пальчиками. (3 предмета). Пора прощаться. Жду вас в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ментальной арифметике по сказке Альфа Прейсона "Козленок, который научился считать до десяти"

Целью данного занятия является познакомить детей с понятием «десяток», формировать способность счету десятками; продолжать знакомить детей с картами для тренировки памяти; оттачивать навык...

Конспект занятия по ментальной арифметике «Помоги Белоснежке и гномам»

Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Счет на абакусе.Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года. Совершенствовать умение  ориентироваться в пространств...

Конспект организационного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями

Конспект организационного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями...

Конспект занятия по ментальной арифметике для дошкольников "Изучение формулы +1=+5-4"

В конспекте  занятия по ментальной арифметике для дошкольников "Изучение формулы +1=+5-4" подробно расписано изучение одной из формул состава 5-и. В занятии предложены разные развивающи...

Конспект занятия по ментальной арифметике с детьми .

Цель: создание учебной группы для обучения детей ментальной арифметике.Задачи:1. Познакомить детей с абакусом.2. Заинтересовать детей и родителей с простейшими приёмами работами на абакусе.3. Организо...

Конспект пробного занятия по ментальной арифметике с детьми и работы с родителями на первой встрече

Цель: формирование представлений детей и родителей о ментальной арифметике в целом и апробация приемов ментальной арифметики на себе.Задачи:Обучающие:- познакомить детей и родителей со специальными сч...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...