Формирование навыков умственной деятельности у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр с математическим содержанием
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Атаманова Татьяна Сергеевна

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский

Цель:
организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития умственных способностей: памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Задачи:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития

 - формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

- овладение математической терминологией;

-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

- формирование простейших графических умений и навыков;

 - формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д).

Актуальность выбранной темы

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с Федеральным Государственным образовательным Стандартом дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!».

Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей, умственной деятельности: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

 В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие дидактические игры математического содержания. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр, предлагаемые детям для усвоения математических представлений:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2.Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5.Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В занятиях по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.

 Опираясь на методические рекомендации З.А. Михайловой, Е.А. Лукьяненко и др., разработала различные формы работы с детьми математического содержания:

-перспективный план логико-дидактических игр математического содержания;

-серию конспектов игровых занятий: «Путешествие на Луну», «Ищем Атлантиду»; по сказкам «Колобок», «Репка» и др.;

-картотеку логических игр.

Содержание конспектов составляют разнообразные упражнения, дидактические игры и использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Большое внимание уделяю предметно-развивающей среде, что позволяет мне достичь большей эффективности в  обучении детей по формированию математических представлений, специально организованная среда позволяет вовлечь детей в близкие им виды деятельности и манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей на занятиях, организовать активную самостоятельную поисковую деятельность детей в повседневной жизни.

 Особую роль отвожу дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить, анализировать, сравнивать предметы и их группы, выявлять существенные признаки, устанавливать связи, моделировать объекты и т.д.

На основе диагностических данных скорректировала предметно-развивающую среду группы, соблюдая принципы:

- открытости;

- гибкого зонирования;

- стабильности-динамичности;

-полифункциональности;

-гендерный подход.

Использую форму организации детской деятельности:

- индивидуально-творческую;

- творческую;

- игровой тренинг;

- интегрирование в учебно-игровой деятельности.

Создала центр математики, центр науки, куда вошёл дидактический материал по формированию навыков умственной деятельности детей по обучению математических представлений:  

- на развитие творческого воображения - «Подари цветок», «Разноцветная дорожка», «Сложи квадрат» и др.;

- на ориентировку в пространстве - «Где спряталась игрушка», «Где спряталась кошка» и др.;

- сенсорные «Кубики и цвет»;

- моделирующего характера «Сложи узор»;

- разрезные геометрические фигуры;

- сюжетные картинки с логическими задачами и др.;

- счетные палочки – дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям;

- кодирование схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств: «Логические таблицы».  Символы. Таблицы;

- загадки математического содержания;

-развивающие игры: «Прятки», «Грамматическая арифметика» и другие дидактические игры.

Отдельные дидактические средства:

- блоки Дьенеша (логические);

- геометрические конструкторы - «Танграм». «Колумбово яйцо».  «Пифагор»;

-игрушки-головоломки – «Змейка Рубика», «Уникуб», «Волшебные шарики»

- кубики Никитина;

- палочки Кьюзинера (цветные числа);

- детские вычислительные машины и многое другое;

- книги с учебно-познавательным материалом;

- стихи, считалки, скороговорки, поговорки с математическими элементами.

 Оформила картотеки:

- логических задач,

- считалок математического содержания,

- карточек-схем с алгоритмом действий.

Также в группе имеется большой выбор дидактических и развивающих игр: «Часть и целое», «Дроби», «Волшебные квадраты», «Лото – Сосчитай», «Геометрическая мозаика», «Модели временных интервалов» и др.

Одним из условий организации уголка математики считаю свободный доступ детей к находящимся в нем материалам:

-Развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;

-Формирование системы качества математических представлений в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

-Формирование приемов логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

-Развитие самостоятельности познания, поощрение проявления творческой инициативы.

-Развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, и одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие детей. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты. «Поездка в лес к белочке», «Волшебный лес», «Три медведя», «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: «Космическое путешествие», "На фабрике игрушек», «Царство Математики». В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, почтальон Печкин, Матроскин и др.  Создавая игровую ситуацию, я стараюсь привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения второй и третьей задач особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Особенно детям нравятся занятия с использованием развивающих игр: «Сложи из палочек фигуру», «Уникуб», «Сложи пропущенную фигуру» «Четвертый лишний», «Танграм», «Каждую фигуру на свое место», «Кто больше назовет», «Волшебный круг», «Найди фигуру и заштрихуй», различных головоломок, лабиринтов. При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий я учитываю особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. Занятия провожу по подгруппам. Каждое занятие я строю по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее имеют общие элементы - материал, способы действия, результаты. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (наложения - приложения, отношения больше - меньше, выше - ниже, шире - уже). Использую сформированные представления и освоенные действия в разнообразных видах деятельности, например: предложить детям взять определенное количество орешков и угостить белочек, или определить количество кругов на карточке, найти в групповой комнате такое же количество предметов.

Руководя играми в старшей группе, учитываю возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращаю на степень трудности игровых правил и действий. Они должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ игры позволил мне выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками, словами.

Работая по данной теме, способствую развитию и обогащению математических представлений у детей, расширению кругозора и формированию их отношения к окружающему миру. Целенаправленно веду работу по развитию познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В процессе данной работы определила для себя следующие задачи:

Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений, разделила их на группы:
Дидактические игры для обучения математике дошкольников

Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений:

-развивать логическое мышление; развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, классификация и др.)

-развивать у детей умение выявлять в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (одному, двум, трём), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

-различать форму предметов, сравнивать их по длине, ширине, высоте, толщине;

-развивать пространственные представления;

-развивать познавательные процессы, мыслительные операции;

-развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам.

Это блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, игры – головоломки, счетные палочки. Нетрадиционный подход позволяет ребенку «открывать» маленькие математические истины.

Поскольку логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм – геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, то я использую их при ознакомлении детей с формами предметов, геометрическими фигурами предметов, при решении многих других развивающих задач. Например: «На что похоже?»; «Найди такой же» и др.

С логическими блоками дети выполняют различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, ищут и по ходу действия рассуждают. В этом помогают такие игры и упражнения, как: «Угадай цвет», «Дружат не дружат», «Найди свой домик», «Логические цепочки» и др. Дети сразу же выделяют их самостоятельно: группируют по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чаще художественные композиции (узоры, сюжеты).

Блоки Дьенеша привлекают внимание детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Уже к концу первой младшей группы дети знали четыре основных цвета, могли назвать и показать круг, квадрат, треугольник. Во второй младшей группе группировали по двум, трем признакам одновременно. Хорошо в этих играх активизируется речь – доказательство: «Чем похожи, чем отличаются «жители этих домиков?» и т. п. Дети пытаются практически решить эту задачу.

В старшей группе появились плоскостные блоки Дьенеша, закодированные совместно с детьми. Например, мы решили, что толстый блок обозначим прямой штриховкой, а тонкий – косой. Это помогает детям развивать память, внимание, логическое мышление.

Изготовила игры: «Где чей гараж?»; «Помоги муравьишкам» и д. р. Чтобы дети не потеряли интерес к мыслительным заданиям, каждая игра или упражнение содержала несколько игровых и практических задач, например, «проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нууф-Нуфа», «построить мост через речку», «смастерить новогоднюю гирлянду» и д.р.

Все эти игры помогают детям развивать умственные навыки, способности к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам выполнения цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»). Такие игры, как «Помоги фигурам выбраться из леса», мы только начали осваивать, они помогают детям производить логические операции «не», «и», «или», умение с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. У каждого ребенка имеются кодовые карточки. Дети с удовольствием занимаются с блоками Дьенеша. В результате этих игр и упражнений, дети стараются свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий.

Палочки Кьюзинера, а также их называют цветными числами, счетными палочками, цветными линеечками, цветными палочками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Используя цветные числа, я реализую один из важнейших принципов дидактики – наглядность. Палочки Кьюзинера позволили моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.    Они вызвали живой интерес у детей, развивали активность и самостоятельность в поиске действий с материалом, путей решения мыслительных задач.

Палочки Кьюзинера были приобретены для всех детей и вначале использовались как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавая различные конфигурации. Их привлекали конкретные образы, а также качественные характеристики материала: цвет, размер, форма.

Цветные числа позволили познакомить детей с понятием цвета, различать цвет, классифицировать по цвету; например, игра «заборчик», строя заборчики дети убеждались, что белый забор самый длинный, так как состоит из наибольшего количества «дощечек» и т.п.

Используя палочки Кьюзинера дети познакомились с понятием величины, длины, ширины, упражнялись в сравнении предметов по высоте, длине, ширине; например «Построим мост», «Зоопарк» и др.

Благодаря палочкам Кьюзинера дети довольно быстро освоили последовательность чисел натурального ряда, прямой и обратный счет.

Сейчас мы работаем над составом числа. Дети быстро освоили, что определенный цвет – это число. Например, розовая палочка, это число 2 Палочки наглядно помогают детям овладевать арифметическими действиями сложения и вычитания. Развивают, активизируют речь детей, например, «самый короткий, длиннее, еще длиннее, самый длинный» и т.п. Цветные числа дали возможность развивать творческие способности детей, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, воспитывали самостоятельность, инициативу, настойчивое достижение цели.

Занимаясь с детьми палочками Кьюзинера и блоками Дьенеша индивидуально или подгруппами в игровой деятельности. Учитываю индивидуальные особенности детей, уровни их развития.

Используя методы и приемы, которые помогают обеспечивать мотивацию занятий: игровые методы, сюжетную подачу математического содержания, например, «Веселые мышата», «Три поросенка»; игры упражнения «Магазин игрушек», «Кто где живет?» и др. Провожу индивидуальную работу.

Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, так мы знакомимся с составом числа. Занятия с палочками провожу систематически, детям очень нравится. Такие дети, как Вика, Артем и некоторые другие, очень неуверенно выполняли задания, боялись сделать ошибку.

Все эти нестандартные дидактические игры включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы детей: всем ли хватит конфет, почему дети грустят и улыбаются; помогают детям моделировать, постигая свойства, сходства и различия геометрических фигур. Владение объяснительной и доказательной речи пригодится детям в жизни. Когда дети просят заниматься математикой – это значит, что комплекс непонимания, неуверенности в себе прошел, они с удовольствием рассуждают, доказывают свою точку зрения. Сейчас мы осваиваем игры-головоломки, такие как, «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др. Так из деталей танграмма дети выкладывают силуэты животных, а другие из игры «Колумбово яйцо». В игре «Составь фигуру» мы вместе с детьми вырезали из плотной бумаги разнообразные фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник), двух размеров, по нескольку фигур одного вида и размера. Поддерживать интерес к играм помогли загадки, стихотворения.

Руководя играми в старшей группе, учитываю возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращаю на степень трудности игровых правил и действий. Они должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от меня большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показываю предметы, картинки, провожу краткую беседу, в ходе которой уточняю знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом обращаю внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого учу детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение моей роли в игре, участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Дидактические пособия для ознакомления с математическими представлениями подбираю в соответствии с определёнными требованиями, отвечающими конкретным учебным и воспитательным задачам, соответствующими возрасту детей, красочные, привлекательные, качественно выполненные.

В процессе различных видов деятельности постоянно направляю внимание детей на то, что их окружает, подчёркиваю отдельные свойства предметов, обозначаю словом те действия, которые выполняю, пользуюсь понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения.

Вся эта работа помогает мне эффективнее организовать деятельность по реализации методической темы: «Формирование навыков умственной деятельности у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр с математическим содержанием».

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ игры позволил мне выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Развитие мыслительных операций позволило раскрыть у детей инициативу к высказыванию собственной позиции, развивать логическое мышление и творческие способности, сформировать детскую индивидуальность, мотивацию к математическим занятиям, желание играть в дидактические игры математического содержания.

Проводимая работа позволила значительно улучшить умение детей самостоятельно применять доступные способы познания: сравнение, измерение, классификацию, делать простые выводы и устанавливать логические связи, рассуждать, действовать в соответствии с заданным алгоритмом, использовать речь – доказательство, кодировать, декодировать.

Дидактические пособия для ознакомления с математическими представлениями подбираю в соответствии с определёнными требованиями, отвечающими конкретным учебным и воспитательным задачам, соответствующими возрасту детей, красочные, привлекательные, качественно выполненные.

В процессе различных видов деятельности постоянно направляю внимание детей на то, что их окружает, подчёркиваю отдельные свойства предметов, обозначаю словом те действия, которые выполняю, пользуюсь понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математический материал без перегрузок и утомительных занятий. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Подтверждением того служит срез знаний.

Организация работы по взаимодействию с родителями

Большую помощь в изготовлении дидактических игр оказывают родители.

Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.

Я периодически даю родителям теоретические консультации и занятия практикумы, показывая, каких результатов достигли их дети, используя нестандартные дидактические средства.

Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в формирование умственных навыков, развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умение выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

Сложной проблемой взаимодействия с родителями являлся поиск форм приобщение родителей.

В группе создана «Педагогическая копилка для родителей». Данная форма работы позволяет родителям контролировать процесс развития и воспитания ребёнка, иметь реальное представление о его жизни в дошкольном учреждении. Введение в практику «копилки», позволило решить задачу единства требований, которые предъявляются к ребёнку, как дома, так и в дошкольном учреждении, это:

- повышение педагогической культуры родителей;

- приобщение их к участию в жизни детского сада и группы;

- изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для их решения используются следующие методы:

- проведение семинаров-практикумов и круглых столов для родителей на тему: «Азбука общения», «Играя пальчиками, развиваем мышление», «Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме развития воображения у детей среднего и старшего возраста», «Игры, в которые играют взрослые и дети», «Дидактические игры и упражнения в детском саду и семье», был проведён круглый стол с родителями на тему: «В какие математические игры играет ребёнок дома», провела открытое собрание для родителей «Воспитание педагогической компетентности у родителей», целью было показать и рассказать родителям, в какие математические  игры играют дети в детском саду.

- Проведение Дней открытых дверей, где родители не просто зрители, а активные участники занятий: «Времена года», «Домашние животные», «Белоснежка и семь гномов», «Путешествие в старшую группу», а также на занятиях по продуктивным видам деятельности.

- проведение индивидуальных групповых консультаций: «Играем пальчиками и развиваем воображение», «Занимательная математика», «Развитие познавательной деятельности у детей средней группы», «Если рядом сказка»;

- привлечение семей к различным формам совместной деятельности с детьми или педагогами; участие родителей в режимных моментах и на занятиях;

- анкетирование;

Нетрадиционные формы работы с родителями (математические праздники, домашние игротеки, игротеки с родителями, использование ИКТ) способствуют воспитанию у них самосознания, помогает обучать и развивать детей играя, объединяют детей и родителей вокруг общего интересного дела, привлекают родителей к познавательному развитию ребёнка.

«Занимательная математика» тетрадь, в которой дети выполняют задания на развитие логики, мышления, штрихуют заданные рисунки, дорисовывают рисунки. С родителями сочиняют математические сказки, а в старшем возрасте прописывают цифры, готовят руку к письму.

Доброй традицией группы стали математические праздники и игротеки.

Цель данных мероприятий – закрепление полученных детьми умений, представленных на игровом материале. В «Игротеке» члены семей воспитанников являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Игротека проводится раз в неделю. Были проведены игротеки по математическому развитию: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть» - музыкально-математический досуг; «Играй город». Все игры, пособия, папки с речевым и математическим материалом родители с удовольствием берут домой, и могут с детьми закреплять пройденный материал.

На каждую тему были даны консультации, практикумы, индивидуальная работа с родителями. Предложила родителям использовать нестандартные дидактические средства, такие как:

- «Палочки Кьюзинера»

- «Блоки Дьенеша»

Для того, чтобы раскрыть у детей инициативу, высказывание собственной позиции, развивать творческие способности, сформировать детскую индивидуальность. Родители откликнулись на данное предложение с большим интересом, ими были изготовлены плоскостные блоки Дьенеша, были приобретены объёмные палочки Кьюзинера. Для родителей проводились практикумы для ознакомления с работой с нестандартными дидактическими средствами, давались советы по их применению. Например:

- разыгрывая с ребенком сказку про Ученую Ворону;

- разыграть сказочное представление с настоящими фокусами и т.п.

Эти упражнения глубоко и всесторонне развивает логическое мышление у малышей. У детей развиваются навыки анализа, синтеза, речь-доказательство и т.д. Используя палочки Кьюзинера можно отправиться в путешествие на разноцветных вагончиках. Родители с удовольствием сами играли в эти игры и даже некоторые задания не совсем правильно выполнили, им помогали дети.

На самом деле использование нестандартных материалов неисчерпаема и каждый из взрослых, начав играть и сочинять маленькие сказки, уже не сумеет остановиться и радостно двинется дальше в этом направлении, потому что это весело и увлекательно не только для детей, это часто необходимо и взрослым.

В результате проделанной работы родители с удовольствием занимаются с детьми развитием логического мышления, выбирая примеры из окружающего мира.

Используемые мной нетрадиционные формы работы с родителями способствуют воспитанию самосознания, помогают развивать и обучать детей играя, объединяют детей и родителей вокруг общего интересного дела. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного познавательного и речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого получается узнавать, что – то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Чем лучше ребёнок может самостоятельно добывать информацию, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.

Таким образом, любознательные дети более инициативны, целеустремлённые, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, что способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.

Для решения задач по ФЭМП изучила следующую методическую литературу использую методические разработки по теме самообразования:

1.А.А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей в детском саду.»

2.З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе «Математика от трех до семи».

3.Р. А. Непомнящая «Логика и математика в детском саду».

4.А. А. Пустовойт. «Математика до школы».

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием».

5.О. Дьяченко. «Чего на свете не бывает».

6.Столяр «Давайте поиграем».

7.Б. Никитин. «Ступеньки творчества».

8.Е. Сербина. «Математика для малышей».

9.Носова Е. А., Непомнящая Р. Л., «Математика – это серьезно»,

10.Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

11. Крутова Н. Н., Чеплашкина И. «Математика от трех до семи».

12.Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы.

13.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л.А. Венгера.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1998.

14.Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.

15.Метлина А.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.

16.Интернет-ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст57.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Мурманска № 46

Тема: «Формирование навыков умственной деятельности у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр с математическим содержанием»

Воспитатель:

Атаманова Татьяна Сергеевна

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Цель:
организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития умственных способностей: памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Задачи:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

- овладение математической терминологией;

-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

- формирование простейших графических умений и навыков;

- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д).

Актуальность выбранной темы

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным Стандартом дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!».

Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей, умственной деятельности: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие дидактические игры математического содержания. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр, предлагаемые детям для усвоения математических представлений:

#1048;гра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

#1048;гра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

#1042;се психологические новообразования берут начало в игре.

#1048;гра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

#1048;гра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В занятиях по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.

Опираясь на методические рекомендации З.А. Михайловой, Е.А. Лукьяненко и др., разработала различные формы работы с детьми математического содержания:

-перспективный план логико-дидактических игр математического содержания;

-серию конспектов игровых занятий: «Путешествие на Луну», «Ищем Атлантиду»; по сказкам «Колобок», «Репка» и др.;

-картотеку логических игр.

Содержание конспектов составляют разнообразные упражнения, дидактические игры и использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Большое внимание уделяю предметно-развивающей среде, что позволяет мне достичь большей эффективности в обучении детей по формированию математических представлений, специально организованная среда позволяет вовлечь детей в близкие им виды деятельности и манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей на занятиях, организовать активную самостоятельную поисковую деятельность детей в повседневной жизни.

Особую роль отвожу дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить, анализировать, сравнивать предметы и их группы, выявлять существенные признаки, устанавливать связи, моделировать объекты и т.д.

На основе диагностических данных скорректировала предметно-развивающую среду группы, соблюдая принципы:

- открытости;

- гибкого зонирования;

- стабильности-динамичности;

-полифункциональности;

-гендерный подход.

Использую форму организации детской деятельности:

- индивидуально-творческую;

- творческую;

- игровой тренинг;

- интегрирование в учебно-игровой деятельности.

Создала центр математики, центр науки, куда вошёл дидактический материал по формированию навыков умственной деятельности детей по обучению математических представлений:

- на развитие творческого воображения - «Подари цветок», «Разноцветная дорожка», «Сложи квадрат» и др.;

- на ориентировку в пространстве - «Где спряталась игрушка», «Где спряталась кошка» и др.;

- сенсорные «Кубики и цвет»;

- моделирующего характера «Сложи узор»;

- разрезные геометрические фигуры;

- сюжетные картинки с логическими задачами и др.;

- счетные палочки – дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям;

- кодирование схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств: «Логические таблицы». Символы. Таблицы;

- загадки математического содержания;

-развивающие игры: «Прятки», «Грамматическая арифметика» и другие дидактические игры.

Отдельные дидактические средства:

- блоки Дьенеша (логические);

- геометрические конструкторы - «Танграм». «Колумбово яйцо». «Пифагор»;

-игрушки-головоломки – «Змейка Рубика», «Уникуб», «Волшебные шарики»

- кубики Никитина;

- палочки Кьюзинера (цветные числа);

- детские вычислительные машины и многое другое;

- книги с учебно-познавательным материалом;

- стихи, считалки, скороговорки, поговорки с математическими элементами.

Оформила картотеки:

- логических задач,

- считалок математического содержания,

- карточек-схем с алгоритмом действий.

Также в группе имеется большой выбор дидактических и развивающих игр: «Часть и целое», «Дроби», «Волшебные квадраты», «Лото – Сосчитай», «Геометрическая мозаика», «Модели временных интервалов» и др.

Одним из условий организации уголка математики считаю свободный доступ детей к находящимся в нем материалам:

-Развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;

-Формирование системы качества математических представлений в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

-Формирование приемов логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

-Развитие самостоятельности познания, поощрение проявления творческой инициативы.

-Развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, и одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие детей. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты. «Поездка в лес к белочке», «Волшебный лес», «Три медведя», «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: «Космическое путешествие», "На фабрике игрушек», «Царство Математики». В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, почтальон Печкин, Матроскин и др. Создавая игровую ситуацию, я стараюсь привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения второй и третьей задач особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Особенно детям нравятся занятия с использованием развивающих игр: «Сложи из палочек фигуру», «Уникуб», «Сложи пропущенную фигуру» «Четвертый лишний», «Танграм», «Каждую фигуру на свое место», «Кто больше назовет», «Волшебный круг», «Найди фигуру и заштрихуй», различных головоломок, лабиринтов. При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий я учитываю особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. Занятия провожу по подгруппам. Каждое занятие я строю по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее имеют общие элементы - материал, способы действия, результаты. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (наложения - приложения, отношения больше - меньше, выше - ниже, шире - уже). Использую сформированные представления и освоенные действия в разнообразных видах деятельности, например: предложить детям взять определенное количество орешков и угостить белочек, или определить количество кругов на карточке, найти в групповой комнате такое же количество предметов.

Руководя играми в старшей группе, учитываю возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращаю на степень трудности игровых правил и действий. Они должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ игры позволил мне выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками, словами.

Работая по данной теме, способствую развитию и обогащению математических представлений у детей, расширению кругозора и формированию их отношения к окружающему миру. Целенаправленно веду работу по развитию познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В процессе данной работы определила для себя следующие задачи:

Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений, разделила их на группы:
Дидактические игры для обучения математике дошкольников

Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений:

-развивать логическое мышление; развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, классификация и др.)

-развивать у детей умение выявлять в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (одному, двум, трём), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

-различать форму предметов, сравнивать их по длине, ширине, высоте, толщине;

-развивать пространственные представления;

-развивать познавательные процессы, мыслительные операции;

-развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам.

Это блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, игры – головоломки, счетные палочки. Нетрадиционный подход позволяет ребенку «открывать» маленькие математические истины.

Поскольку логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм – геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, то я использую их при ознакомлении детей с формами предметов, геометрическими фигурами предметов, при решении многих других развивающих задач. Например: «На что похоже?»; «Найди такой же» и др.

С логическими блоками дети выполняют различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, ищут и по ходу действия рассуждают. В этом помогают такие игры и упражнения, как: «Угадай цвет», «Дружат не дружат», «Найди свой домик», «Логические цепочки» и др. Дети сразу же выделяют их самостоятельно: группируют по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чаще художественные композиции (узоры, сюжеты).

Блоки Дьенеша привлекают внимание детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Уже к концу первой младшей группы дети знали четыре основных цвета, могли назвать и показать круг, квадрат, треугольник. Во второй младшей группе группировали по двум, трем признакам одновременно. Хорошо в этих играх активизируется речь – доказательство: «Чем похожи, чем отличаются «жители этих домиков?» и т. п. Дети пытаются практически решить эту задачу.

В старшей группе появились плоскостные блоки Дьенеша, закодированные совместно с детьми. Например, мы решили, что толстый блок обозначим прямой штриховкой, а тонкий – косой. Это помогает детям развивать память, внимание, логическое мышление.

Изготовила игры: «Где чей гараж?»; «Помоги муравьишкам» и д. р. Чтобы дети не потеряли интерес к мыслительным заданиям, каждая игра или упражнение содержала несколько игровых и практических задач, например, «проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нууф-Нуфа», «построить мост через речку», «смастерить новогоднюю гирлянду» и д.р.

Все эти игры помогают детям развивать умственные навыки, способности к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам выполнения цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»). Такие игры, как «Помоги фигурам выбраться из леса», мы только начали осваивать, они помогают детям производить логические операции «не», «и», «или», умение с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. У каждого ребенка имеются кодовые карточки. Дети с удовольствием занимаются с блоками Дьенеша. В результате этих игр и упражнений, дети стараются свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий.

Палочки Кьюзинера, а также их называют цветными числами, счетными палочками, цветными линеечками, цветными палочками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Используя цветные числа, я реализую один из важнейших принципов дидактики – наглядность. Палочки Кьюзинера позволили моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызвали живой интерес у детей, развивали активность и самостоятельность в поиске действий с материалом, путей решения мыслительных задач.

Палочки Кьюзинера были приобретены для всех детей и вначале использовались как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавая различные конфигурации. Их привлекали конкретные образы, а также качественные характеристики материала: цвет, размер, форма.

Цветные числа позволили познакомить детей с понятием цвета, различать цвет, классифицировать по цвету; например, игра «заборчик», строя заборчики дети убеждались, что белый забор самый длинный, так как состоит из наибольшего количества «дощечек» и т.п.

Используя палочки Кьюзинера дети познакомились с понятием величины, длины, ширины, упражнялись в сравнении предметов по высоте, длине, ширине; например «Построим мост», «Зоопарк» и др.

Благодаря палочкам Кьюзинера дети довольно быстро освоили последовательность чисел натурального ряда, прямой и обратный счет.

Сейчас мы работаем над составом числа. Дети быстро освоили, что определенный цвет – это число. Например, розовая палочка, это число 2 Палочки наглядно помогают детям овладевать арифметическими действиями сложения и вычитания. Развивают, активизируют речь детей, например, «самый короткий, длиннее, еще длиннее, самый длинный» и т.п. Цветные числа дали возможность развивать творческие способности детей, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, воспитывали самостоятельность, инициативу, настойчивое достижение цели.

Занимаясь с детьми палочками Кьюзинера и блоками Дьенеша индивидуально или подгруппами в игровой деятельности. Учитываю индивидуальные особенности детей, уровни их развития.

Используя методы и приемы, которые помогают обеспечивать мотивацию занятий: игровые методы, сюжетную подачу математического содержания, например, «Веселые мышата», «Три поросенка»; игры упражнения «Магазин игрушек», «Кто где живет?» и др. Провожу индивидуальную работу.

Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, так мы знакомимся с составом числа. Занятия с палочками провожу систематически, детям очень нравится. Такие дети, как Вика, Артем и некоторые другие, очень неуверенно выполняли задания, боялись сделать ошибку.

Все эти нестандартные дидактические игры включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы детей: всем ли хватит конфет, почему дети грустят и улыбаются; помогают детям моделировать, постигая свойства, сходства и различия геометрических фигур. Владение объяснительной и доказательной речи пригодится детям в жизни. Когда дети просят заниматься математикой – это значит, что комплекс непонимания, неуверенности в себе прошел, они с удовольствием рассуждают, доказывают свою точку зрения. Сейчас мы осваиваем игры-головоломки, такие как, «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др. Так из деталей танграмма дети выкладывают силуэты животных, а другие из игры «Колумбово яйцо». В игре «Составь фигуру» мы вместе с детьми вырезали из плотной бумаги разнообразные фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник), двух размеров, по нескольку фигур одного вида и размера. Поддерживать интерес к играм помогли загадки, стихотворения.

Руководя играми в старшей группе, учитываю возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращаю на степень трудности игровых правил и действий. Они должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от меня большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показываю предметы, картинки, провожу краткую беседу, в ходе которой уточняю знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом обращаю внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого учу детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение моей роли в игре, участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Дидактические пособия для ознакомления с математическими представлениями подбираю в соответствии с определёнными требованиями, отвечающими конкретным учебным и воспитательным задачам, соответствующими возрасту детей, красочные, привлекательные, качественно выполненные.

В процессе различных видов деятельности постоянно направляю внимание детей на то, что их окружает, подчёркиваю отдельные свойства предметов, обозначаю словом те действия, которые выполняю, пользуюсь понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения.

Вся эта работа помогает мне эффективнее организовать деятельность по реализации методической темы: «Формирование навыков умственной деятельности у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр с математическим содержанием».

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ игры позволил мне выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Развитие мыслительных операций позволило раскрыть у детей инициативу к высказыванию собственной позиции, развивать логическое мышление и творческие способности, сформировать детскую индивидуальность, мотивацию к математическим занятиям, желание играть в дидактические игры математического содержания.

Проводимая работа позволила значительно улучшить умение детей самостоятельно применять доступные способы познания: сравнение, измерение, классификацию, делать простые выводы и устанавливать логические связи, рассуждать, действовать в соответствии с заданным алгоритмом, использовать речь – доказательство, кодировать, декодировать.

Дидактические пособия для ознакомления с математическими представлениями подбираю в соответствии с определёнными требованиями, отвечающими конкретным учебным и воспитательным задачам, соответствующими возрасту детей, красочные, привлекательные, качественно выполненные.

В процессе различных видов деятельности постоянно направляю внимание детей на то, что их окружает, подчёркиваю отдельные свойства предметов, обозначаю словом те действия, которые выполняю, пользуюсь понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математический материал без перегрузок и утомительных занятий. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Подтверждением того служит срез знаний.

Организация работы по взаимодействию с родителями

Большую помощь в изготовлении дидактических игр оказывают родители.

Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.

Я периодически даю родителям теоретические консультации и занятия практикумы, показывая, каких результатов достигли их дети, используя нестандартные дидактические средства.

Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в формирование умственных навыков, развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умение выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

Сложной проблемой взаимодействия с родителями являлся поиск форм приобщение родителей.

В группе создана «Педагогическая копилка для родителей». Данная форма работы позволяет родителям контролировать процесс развития и воспитания ребёнка, иметь реальное представление о его жизни в дошкольном учреждении. Введение в практику «копилки», позволило решить задачу единства требований, которые предъявляются к ребёнку, как дома, так и в дошкольном учреждении, это:

- повышение педагогической культуры родителей;

- приобщение их к участию в жизни детского сада и группы;

- изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для их решения используются следующие методы:

- проведение семинаров-практикумов и круглых столов для родителей на тему: «Азбука общения», «Играя пальчиками, развиваем мышление», «Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме развития воображения у детей среднего и старшего возраста», «Игры, в которые играют взрослые и дети», «Дидактические игры и упражнения в детском саду и семье», был проведён круглый стол с родителями на тему: «В какие математические игры играет ребёнок дома», провела открытое собрание для родителей «Воспитание педагогической компетентности у родителей», целью было показать и рассказать родителям, в какие математические игры играют дети в детском саду.

- Проведение Дней открытых дверей, где родители не просто зрители, а активные участники занятий: «Времена года», «Домашние животные», «Белоснежка и семь гномов», «Путешествие в старшую группу», а также на занятиях по продуктивным видам деятельности.

- проведение индивидуальных групповых консультаций: «Играем пальчиками и развиваем воображение», «Занимательная математика», «Развитие познавательной деятельности у детей средней группы», «Если рядом сказка»;

- привлечение семей к различным формам совместной деятельности с детьми или педагогами; участие родителей в режимных моментах и на занятиях;

- анкетирование;

Нетрадиционные формы работы с родителями (математические праздники, домашние игротеки, игротеки с родителями, использование ИКТ) способствуют воспитанию у них самосознания, помогает обучать и развивать детей играя, объединяют детей и родителей вокруг общего интересного дела, привлекают родителей к познавательному развитию ребёнка.

«Занимательная математика» тетрадь, в которой дети выполняют задания на развитие логики, мышления, штрихуют заданные рисунки, дорисовывают рисунки. С родителями сочиняют математические сказки, а в старшем возрасте прописывают цифры, готовят руку к письму.

Доброй традицией группы стали математические праздники и игротеки.

Цель данных мероприятий – закрепление полученных детьми умений, представленных на игровом материале. В «Игротеке» члены семей воспитанников являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Игротека проводится раз в неделю. Были проведены игротеки по математическому развитию: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть» - музыкально-математический досуг; «Играй город». Все игры, пособия, папки с речевым и математическим материалом родители с удовольствием берут домой, и могут с детьми закреплять пройденный материал.

На каждую тему были даны консультации, практикумы, индивидуальная работа с родителями. Предложила родителям использовать нестандартные дидактические средства, такие как:

- «Палочки Кьюзинера»

- «Блоки Дьенеша»

Для того, чтобы раскрыть у детей инициативу, высказывание собственной позиции, развивать творческие способности, сформировать детскую индивидуальность. Родители откликнулись на данное предложение с большим интересом, ими были изготовлены плоскостные блоки Дьенеша, были приобретены объёмные палочки Кьюзинера. Для родителей проводились практикумы для ознакомления с работой с нестандартными дидактическими средствами, давались советы по их применению. Например:

- разыгрывая с ребенком сказку про Ученую Ворону;

- разыграть сказочное представление с настоящими фокусами и т.п.

Эти упражнения глубоко и всесторонне развивает логическое мышление у малышей. У детей развиваются навыки анализа, синтеза, речь-доказательство и т.д. Используя палочки Кьюзинера можно отправиться в путешествие на разноцветных вагончиках. Родители с удовольствием сами играли в эти игры и даже некоторые задания не совсем правильно выполнили, им помогали дети.

На самом деле использование нестандартных материалов неисчерпаема и каждый из взрослых, начав играть и сочинять маленькие сказки, уже не сумеет остановиться и радостно двинется дальше в этом направлении, потому что это весело и увлекательно не только для детей, это часто необходимо и взрослым.

В результате проделанной работы родители с удовольствием занимаются с детьми развитием логического мышления, выбирая примеры из окружающего мира.

Используемые мной нетрадиционные формы работы с родителями способствуют воспитанию самосознания, помогают развивать и обучать детей играя, объединяют детей и родителей вокруг общего интересного дела. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного познавательного и речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого получается узнавать, что – то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Чем лучше ребёнок может самостоятельно добывать информацию, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.

Таким образом, любознательные дети более инициативны, целеустремлённые, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, что способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.

Для решения задач по ФЭМП изучила следующую методическую литературу использую методические разработки по теме самообразования:

#1040;.А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей в детском саду.»

#1047;. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе «Математика от трех до семи».

#1056;. А. Непомнящая «Логика и математика в детском саду».

#1040;. А. Пустовойт. «Математика до школы».

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием».

#1054;. Дьяченко. «Чего на свете не бывает».

#1057;толяр «Давайте поиграем».

#1041;. Никитин. «Ступеньки творчества».

#1045;. Сербина. «Математика для малышей».

#1053;осова Е. А., Непомнящая Р. Л., «Математика – это серьезно»,

#1058;.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

11. Крутова Н. Н., Чеплашкина И. «Математика от трех до семи».

#1042;еракса Н.Е. и др. От рождения до школы.

#1044;идактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л.А. Венгера.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1998.

#1050;озлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.

#1052;етлина А.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.

#1048;нтернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»

Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательскийКраткое содер...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»

Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

Актуальность темы заключается в том, что дошкольное образование выдвигает ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математич...

"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр с математическим содержанием" Презентация опыта работы

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Информационные технологии дают нам новые возможности. Для того, чтобы дошкольники был...

Консультация для родителей" Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр"

Консультация для родителей " Формирование элементарных математических предскавлений черех использование дидактических игр "...