«Методика математического развития»
статья по математике

 

Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку? Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во-вторых, он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку? Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во-вторых, он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.

В детских садах начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
Знакомство с геометрическим материалом в детском саду начинается с обыкновенных игр с кубиками, распознавания фигур. Малыш по просьбе воспитателя находит в природе предметы, имеющие форму шара, куба, квадрата и т. д. Уже с четырехлетнего возраста ребенок играет с конструктором, подбирая разные геометрические фигуры для конструирования.
    Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.
     Формирование начальных знаний о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

1. Особенности восприятия формы детьми дошкольного возраста.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма, которая получила своё отражение в геометрических фигурах, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Детей знакомят с геометрическими фигурами и их свойствами в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.

Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к её логическому осознанию.

Известно, что грудной ребёнок по форме узнает ту, из которой он пьёт молоко, а в последние годы первого года жизни отделяет одни предметы от других и выделяет фигуры из фона. Контур предмета есть то, общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремяться прежде всего захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает интерес к восприятию формы ( перцептивные действия), однако значение практических действий остаётся главным. В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня. Ребёнка начинают интересовать различные признаки предмета, в том числе и форма. Однако он ещё долго не может выделить и обобщить тот или иной признак, в том числе и форму разных предметов.

Задачей сенсорного развития является формирование у ребёнка умений узнавать форму разных предметов. В 3-4 месяца ребёнок сосредотачает взгляд на новой фигуре. Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет, отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.

Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их по именам этих предметов: цилиндр - стаканом, столбиком, овал- яичком, треугольник парусом или крышей и т.д. далее геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко- это шар, тарелка, блюдце, а платок квадратный и т.д.)

В процессе восприятия той или иной формы не только зрением, но и путём активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины) . Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства , как устойчивость, понимать как образуются вершины, углы и т.д., что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так по данным Т. Игнатовой, 90% детей 4 лет на ощупь определяли и называли найденную ими в мешочке геометрическую фигуру, в то время как до обучения лишь 47% детей 3-4 лет выполняли это задание и только 7,5% детей могли назвать геометрическую фигуру.

2.Программные задачи

Программные задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста геометрическими фигурами содержат несколько этапов, которые отвечают требованию « Программы воспитания и обучения в детском саду» и соответствуют  каждой возрастной группе дошкольников.

1 этап - младший дошкольный возраст :

  • знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами, величиной, сравнением двух предметов

2 этап - средний дошкольный возраст: этап связан с приобретением детьми умений и знаний по:

  • различению геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);
  • классификации фигур;

3 этап -  старший дошкольный возраст:

  • на данном этапе происходит углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры,  практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур

     

  3. Методика   работы    по    ознакомлению    с    геометрическими
фигурами:

а) последовательность работы по различению геометрических
фигур;

б) формы работы;

в) ознакомление со свойствами геометрических фигур

На занятиях по ознакомлению детей с геометрическими формами воспитатель использует различные методы и приемы, которые помогают детям лучше освоить и запомнить материал используемый на занятия.

 Методы и приёмы:
- практические (моделирование, упражнения и др.);
- наглядные (наблюдение);
- словесный;
- игровые (дидактические игры, развивающие игры, конструирование).

Дидактические игры:
- сенсорные,
- моделирующего характера,
- специально придуманные педагогами для обучения детей.

    Для реализации программных задач в качестве дидактического материала во второй младшей группе используются модели простейших геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Ещё до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей , накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название. На первом занятии первостепенная роль отводится обучению детей приёмам обследования фигур осязательно- двигательным путём под контролем зрения и усвоению их названий. Воспитатель показывает фигуру, называет её, просит взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера. В заключении проводятся два- три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур ( «Что я держу в правой руке, а что в левой?», « Дай Мишке круг, а петрушке квадрат»). На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры.

У детей среднего возраста нужно прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах. Детям показывают на фланелеграфе фигуры разного размера. Сравнив величину фигур, дети устанавливают, что фигуры одинаковы по форме, но различны по размеру.

На следующем занятии дети получают уже не одинаковые наборы фигур. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фигуры и сколько. При этом целесообразно упражнять детей и в сравнении количества фигур : « каких фигур у тебя больше, а каких меньше? Поровну ли у вас квадратов и треугольников?» и т. п.

Для закрепления дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди пару»)

Первоначальным звеном в старшей группе являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков. Детям даются известные им фигуры и предлагаются руками обследовать границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем эти фигуры отличаются друг от друга и что в них одинаковое, они устанавливают, что у квадрата и прямоугольника есть «уголки», а у круга и овала их нет. Воспитатель, обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает на прямоугольнике и квадрате углы, вершины, стороны фигуры. Вершина- это та точка, в которой соединяются стороны фигуры. Стороны и вершины образуют границу фигуры, а граница вместе с ее внутренней областью - саму фигуру. На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу, стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры. Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом обвести ее границу, стороны. Дети показывают отдельные элементы фигуры и считают стороны, углы разных фигур. Сравнивая квадрат с кругом выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга - окружность. В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область любой фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов. Обследуя треугольник. Они приходят к выводу, что у него три вершины, три угла и три стороны. На таких занятиях важно ставить самих детей в положение ищущих ответа, а не ограничиваться сообщением готовых знаний.

В дальнейшем закрепление представлений детей о четырёхугольниках может идти путем организации упражнений по классификации фигур разного размера и цвета, зарисовке четырехугольников разного вида на бумаге, разлинованной в клетку, и др.

Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. У ребёнка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации.

Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами проходит в два этапа. На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов. На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определённой формы и воссоздавать предмет из частей. Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками, мозаикой лучше проводить вне занятий.

Следующая задача - научить детей составлять плоские геометрические фигуры путём преобразования разных фигур. Например: из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников - прямоугольник.

Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путём удаления нескольких палочек: сложить два квадрата из семи палочек, сложить три треугольника из семи палочек, сложить прямоугольник из шести палочек, из пяти палочек сложить два разных треугольника, из девяти палочек составить четыре равных треугольника, из десяти палочек составить три равных квадрата, можно ли из одной палочки на столе построить треугольник? Можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?

Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

Знания о геометрических фигурах в подготовительной группе расширяются, углубляются и систематизируются.

Одна из задач подготовительной группы - познакомить детей с многоугольником, его признаками : вершины, стороны, углы. Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.

Детям показывают модель круга и новую фигуру- пятиугольник. Предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Многоугольник имеет много углов, он не катится по столу. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником. Затем демонстрируется плакат, на котором изображены различные многоугольники. У отдельных фигур определяются характерные для них признаки. У всех фигур много сторон, вершин, углов. Как можно назвать все эти фигуры одним словом? И если дети не догадываются, воспитатель помогает им.

Для уточнения знаний о многоугольнике могут быть даны задания по зарисовке фигур на бумаге в клетку. Затем можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у квадрата и получится восьмиугольник. Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.

Упражняя детей с геометрическими фигурами, как и в предыдущей группе, состоят в опознавании их по цвету, размерам в разном пространственном положении. Дети считают вершины, углы и стороны, упорядочивают фигуры по их размерам, группируют по форме, цвету и размеру. Они должны не только различать, но и изображать эти фигуры, зная их свойства и особенности. Например, воспитатель предлагает детям нарисовать на бумаге в клетку два квадрата: у одного квадрата длина сторон должна быть равна четырём клеткам, а у другого- на две клетки больше. Затем предлагают сложить квадрат пополам двумя способами: совмещая противолежащие стороны или противолежащие углы - и сказать какие фигуры получились после сгибаний (два прямоугольника или два треугольника).

Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда прямоугольник разделили на части, и сколько теперь всего фигур (один прямоугольник, а в нём три треугольника).

Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Так ребята узнают, что одни фигуры оказываются в соподчинённом отношении; понятие четырёхугольника является обобщением таких понятий, как « квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция»,и др., в понятие «многоугольник» входят все треугольники, четырёхугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы, развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление. Всё это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Связь количественных представлений с представлениями геометрических фигур создаёт основу для общематематического развития детей.

4. Игровые  упражнения  используемые  в  работе  с  детьми  по закреплению геометрических фигур

Работе, обеспечивающей развитие у детей представлений о форме, посвящают основную часть на 3—4 занятиях, а также небольшую часть (от 4 до 8 мин) еще на 10—12 занятиях.
  На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур (круга и фигуры, ограниченной овалом), производить элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые свойства. Детей знакомят с различными видами треугольников, фигур овальной формы, учат видеть изменения по форме, находить тождественные фигуры. Ребят обучают последовательно обследовать и описывать форму предметов, находить ее сходство с геометрическим образцом и отличие от него.
   Представления о форме развивают не только на занятиях. Существенное значение имеет использование дидактических игр и упражнения. Дидактические игры и упражнения органически включают в систему данной работы. Они позволяют не только уточнить и закрепить представления детей о форме, но и обогатить их.
   Широкое использование наглядного материала способствует формированию, обобщенных представлений о геометрических фигурах. В старшей группе каждая фигура представляется детям моделями разной окраски, разного размера и с разным соотношением сторон, сделанными из разных материалов (бумаги, картона, фанеры, пластилина и пр.). Используют таблицы и карточки для индивидуальной работы, на которых рисунки фигур одного вида или разных видов расположены в разном пространственном положении. Всю работу строят на основе сопоставления и противопоставления моделей геометрических фигур. Для выявления признаков сходства и отличия фисур их модели сначала сопоставляют попарно (круг и фигура овальной формы, квадрат и прямоугольник), затем сопоставляют сразу от 3 до 5 фигур каждого вида.
  В целях знакомства детей с вариантами фигур одного вида сопоставляют до 5 вариантов фигур данного вида: прямоугольники и треугольники с разными соотношениями сторон, фигуры, ограниченные овалом, с разным соотношением осей. Дети находят тождественные фигуры ( игровые упражнения «Найди пару», «Подбери ключ к замочку»). Характерные свойства каждой из геометрических фигур выявляются путем сопоставления 4—5 ее моделей, отличающихся окраской, размером, материалом.
   В младших группах, рассматривая с детьми модели фигур, педагог придерживался определенного плана. Задавались вопросы: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны?» Теперь при рассматривании моделей фигур задают вопросы, побуждающие детей выделять элементы фигур, устанавливать соотношения между ними. Например, обследуя прямоугольник, педагог спрашивает: «Что есть у прямоугольника? Сколько сторон (углов)? Что можно сказать о размере сторон?»
Определенный порядок рассматривания и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).
Дети получают первые навыки индуктивного мышления. На основе ряда фактов они делают простейшие умозаключения: у красного квадрата стороны равны, у синего квадрата — равны, у зеленого квадрата тоже равны, значит, у любого квадрата стороны равны.
  Варьирование частного признака моделей квадрата (окраски) позволило выявить общее, характерное для квадрата — равенство его сторон. Сопоставляя фигуры, воспитатель предоставляет ребятам максимум инициативы и самостоятельности.
  Для детей шестого года жизни существенное значение по-прежнему имеет использование приема осязательно-двигательного обследования моделей.   Педагог напоминает детям прием обведения контура фигуры пальцем и предлагает им следить за движением пальца или указки по контуру. Для выявления признаков отличия фигур друг от друга продолжают использовать приемы наложения и приложения. Дети считают элементы фигур, сравнивают количество сторон и углов моделей фигур одного вида, но разного цвета или размера, а также количество сторон и углов квадрата и треугольника, прямоугольника и треугольника.
Примечание. Важно с самого начала сформировать у них правильные навыки показа элементов. Вершина — это точка. Дети должны ставить палец или указку точно в точку соединения сторон. Стороны многоугольника — отрезки. Показывая их, ребенок должен провести пальцем вдоль всего отрезка от одной вершины до другой. Угол — часть плоскости, заключенная между двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки (вершины). Показывая угол, педагог накладывает указку на одну из его сторон и поворачивает ее до совпадения с другой стороной. Дети показывают угол, производя движение рукой от одной стороны до другой.
   Для закрепления представлений о фигурах наряду с приемами, которые применялись в средней группе, используют и новые. Так, дети делят фигуру на равные части различными способами, составляют целые фигуры из частей. Из одних фигур составляют другие, выкладывают из палочек разной длины фигуры одной и той же формы с различным соотношением сторон, лепят пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр) из пластилина.
    В старшей группе усложнение упражнений в группировке предметов по сравнению с предыдущей выражается в следующем: увеличивают количество сопоставляемых фигур и видов фигур; используют модели, отличающиеся большим количеством признаков (окраской, размером, материалом); одни и те же модели группируют по разным признакам: форме, цвету, размеру; упражнения в группировке сочетают с обучением порядковому счету, с изучением состава чисел из единиц и связей между числами. Педагог побуждает детей делать предположение, как могут быть сгруппированы фигуры, сколько групп получится. Высказав предположение, они группируют фигуры.
  Большое внимание уделяют упражнениям в установлении взаимного положения геометрических фигур, так как они имеют существенное значение для развития геометрических представлений. Сначала детям предлагают определить взаимное положение 3 фигур, а позднее — 4—5. Рассматривание узора, составленного из геометрических фигур, проводят в определенном порядке: вначале называют фигуру, расположенную в центре (посередине), затем — вверху и внизу, слева и справа, соответственно в верхнем левом и правом углу, в нижнем левом и правом углу (в последнем случае используют карточки с 5 разными геометрическими фигурами, рекомендованные Е. И. Тихеевой).
   Дети должны научиться не только последовательно выделять и описывать расположение фигур, но и находить узор по образцу и описанию. Позднее они учатся воспроизводить узор, составленный из геометрических фигур, по зрительно воспринимаемому образцу и по указанию педагога.
   Упражнения в установлении взаимного положения фигур чаще проводят в форме дидактических игр («Что изменилось?», «Найдите такой же узор!», «Найди пару!» ). Дети постепенно приобретают навык расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение.
   Создаются предпосылки для развития аналитического восприятия формы предметов, состоящих из нескольких частей.
   Анализ и описание формы предметов. Очень важно с начала учебного года закреплять умение детей соотносить предметы по форме с геометрическими образцами, описывать форму предметов, состоящих не более чем из 1—3 частей (форма их близка к геометрическим образцам). Дети определяют форму предметов, нарисованных на картинке, представленных аппликацией. На занятиях эти упражнения занимают 3—5 мин. Воспитатель предлагает детям вне занятий поиграть, используя игры «Геометрическое лото», «Семь в ряд», «Домино».
   В дальнейшем упражнения данного вида усложняют: ребятам предлагают определить форму предметов, состоящих из все большего количества частей. Это способствует овладению умением анализировать и описывать форму предметов. Большое внимание этой работе уделяют вне занятий. В процессе дидактических игр («Найди по описанию!», «Какая избушка?», «Кто больше увидит?», «Цветочный магазин») дети учатся не только анализировать форму сложных по конструкции предметов, но и, играя, воссоздавать ее («Мы составляем Петрушку», «Быстрое выкладывание форм» и др.).

5. Практическая часть

Составление геометрических фигур

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
  5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера
  2. Составить маленький и большой квадраты
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Сложи квадрат

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

  1. Разложить кусочки квадратов по цвету
  2. По номерам
  3. Сложить из кусочков целый квадрат
  4. Придумать новые квадратики.

     

  Выводы

   В детском саду начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
  Знакомство с геометрическим материалом в детском саду начинается с обыкновенных игр с кубиками, распознавания фигур. Малыш по просьбе воспитателя находит в природе предметы, имеющие форму шара, куба, квадрата и т. д. Уже с четырехлетнего возраста ребенок играет с конструктором, подбирая разные геометрические фигуры для конструирования.
  Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.
 Формирование начальных знаний о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика математического развития.

Методика математического развития Разные науки используют понятие метода в связи со своей спецификой. Так, философская наука трактует метод в самом общем значении как способ достижения цели, определён...

ПОРТФОЛИО По методике математического развития По теме: «Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня»

Представляю вам портфолио ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ »ПО РАЗДЕЛУ «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ»   (дети с ОНР III уровня).    Содержание1. Портфолио теоретического м...

Презентация к портфолио по методике математического развития ПО РАЗДЕЛУ «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ» (дети с ОНР III уровня)

Презентация —Портфолио теоретического материала——Портфолио дидактических игр —Портфолио индивидуальной работы——Портфолио планирования занятий——Портфолио наглядного материала...

Конспект по методике математического развития для детей старшей группы ДОУ

     Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем прост¬...

Презентация Теория и методика математического развития

Разработанная А. М. Леушиной концепция является основой для формирования количественных представлений у детей на различных возрастных этапах дошкольного детства. Согласно разработанной Анной Мих...

"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания....