Методическая разработка "Влияние математических игр на развитие ребенка"
методическая разработка по математике (старшая группа)
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания являются средством формирования саморазвивающейся личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние математических игр на развитие ребенка
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания являются средством формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования различных игр, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Это и занимательные игры, игры - упражнения, развлечения, загадки, сказки математического направления, где дети принимают активное участие, помогают героям сказки, выполняя практические несложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы
радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Игры и несложный занимательный математический материал готовится с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Используется занимательный материал (дидактическое игры) и с целью
формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом
непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с формой, величиной, количественных отношений осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. В играх внимание ребенка направляется на усвоение признаков предмета, количество предметов, их местонахождения; необходимо побуждать детей к использованию математических терминологий в речи. Особое внимание необходимо уделять в играх освоению детьми способов практических действий, например, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, сосчитывание, воссоздание целого из частей и т.д. От уровня освоенности практических действий зависит характер математических представлений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических
упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного математического материала в
дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении,
выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур,
направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - это наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значением занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с
занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Желательно игры включать в жизненные ситуации, которые затрагивают интересы ребенка (всем ли детям хватит яблок). И каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок открывает маленькие математические истины. При этом взрослый не дает готовых рецептов, а подводит детей к самостоятельному решению. В играх с детьми желательно последовательно переходить от наиболее простых к более сложным видам игр. По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, воспитатель говорит: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?
Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.
В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими
фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
Дети в тетрадях по математике в крупную клеточку выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.
Игры, в которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры « Каждой игрушке – свое место», «Математическая
рыбалка» и другие.
Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.
Это «Угадай загадки Карлсона», «Определи курс движения автомобиля » и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать,
анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами. Игры – занятия можно объединить сюжетной линией, например, герой сказки Вини - Пух, от имени которого организуется игра, предлагается сюжет, оцениваются действия, результаты, устанавливается связь между играми. Игры организуются с небольшим количеством детей (4 -6)
Игра. Какая фигура получится после сложения фигуры А и Б?
А Б
+ =
А Б
1.
+ =
А Б
2. + =
Сказки.
Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса у детей можно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вливаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективного обучения. Целесообразно по ходу чтения сказки дать возможность ребенку практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать, анализировать.
Использованная литература:
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет .-Ярославль. Академия развития.1997г.
- Волина В.В.Учимсяиграя.-М.ИздательствоЗнание1993г.
- Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников.–М.Просвещение.1997г.
- Житомирский В. Математическаяазбука.М.1988
- Ковалев В.И. Развивающие игры.–М.Просвещение.2000г..
- Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста.–М.Владос.1999г.
- Столярова А.А. Давайте поиграем.М.Просвещение.1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние математических игр на развитие ребенка
Основная цель занятия математикой дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Надо помнить...

Методическая тема "Лукоморье" социально-коммуникативное развитие ребенка через приобщение к художественной литературе и музыке
Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельн...

"Методические основы ТРИЗ в речевом развитии ребенка дошкольного возраста"
Невозможно судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития. В психическом развитии ребенка дошкольного возраста речь имеет большое значение. С разв...

Методическая разработка: «Роль раскрасок в развитии ребенка»
Раскраски для детей вроде бы банальное занятие. Однако психологи так не считают. Раскраски – один из самых простых и доступных способов с пользой и интересом провести время. Занятие это доступно...








