Методическая разработка "Влияние математических игр на развитие ребенка"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания являются  средством формирования саморазвивающейся личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_mat._igr.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние математических игр на развитие ребенка

      Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания являются  средством формирования саморазвивающейся личности.

      Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.  Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.        

      Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования различных игр, которые  способствуют  ускорению  формирования  и  развития   у  дошкольников  простейших  логических  структур  мышления  и  математических   представлений. Это  и занимательные игры,  игры -  упражнения, развлечения, загадки, сказки математического направления, где дети принимают активное   участие, помогают героям сказки, выполняя  практические  несложные задания.  Обучая  маленьких  детей   в процессе  игры,  мы  стремимся  к  тому,  чтобы  

радость  от  игровой  деятельности  постепенно   перешла  в радость  учения. Игры  и   несложный  занимательный математический материал готовится  с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

      Используется занимательный материал (дидактическое игры) и с целью

формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом

непременным условием является применение системы игр и упражнений.

      Знакомство  детей  младшего  дошкольного  возраста  с формой, величиной,  количественных  отношений  осуществляется   в  основном  в  естественной  повседневной   обстановке,  в  специально  организуемых  познавательных  играх,  игровых  ситуациях. В  играх  внимание  ребенка  направляется на  усвоение  признаков  предмета, количество  предметов, их  местонахождения; необходимо побуждать детей  к  использованию математических терминологий  в  речи. Особое  внимание  необходимо  уделять  в играх  освоению  детьми  способов  практических действий, например, таких как  группировка   предметов  по признакам,  сравнение их  путем  сопоставления,  сосчитывание,  воссоздание  целого из  частей  и т.д.  От  уровня   освоенности   практических  действий  зависит  характер  математических  представлений.                                              

      Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических

упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку,  у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

      Из всего многообразия занимательного математического материала в

дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении,

выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур,

направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

      Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

      Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания -  это наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

      В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значением занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с

занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.   Желательно  игры  включать  в жизненные  ситуации, которые  затрагивают  интересы ребенка (всем  ли детям  хватит  яблок). И каждый  раз, включаясь в ту или  иную  игру, ребенок открывает  маленькие математические истины. При этом взрослый не дает готовых рецептов, а подводит детей  к самостоятельному решению. В  играх с детьми желательно  последовательно  переходить  от наиболее простых к более  сложным  видам  игр. По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

      С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, воспитатель говорит: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?

      Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.

      В процессе таких игр дети  знакомятся с простейшими геометрическими

фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.       В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

      Дети в тетрадях по математике в крупную  клеточку  выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.      

Игры, в которых дети  выполняют  воспроизводящую  деятельность.

  Эти игры направлены  на  формирование  навыков  сложения  и вычитания  в пределах 10. Это игры « Каждой игрушке – свое место»,  «Математическая  

рыбалка» и другие.

    Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

      Это «Угадай загадки Карлсона», «Определи курс движения автомобиля » и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать,

анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.       Игры – занятия можно объединить сюжетной линией, например,  герой сказки Вини - Пух, от имени которого   организуется игра, предлагается  сюжет, оцениваются действия, результаты, устанавливается связь между играми.       Игры  организуются   с небольшим количеством детей (4 -6)

Игра. Какая фигура получится после сложения фигуры А и Б?

А        Б

+        =

А        Б

1.

+        =

А        Б

2.        +        =

Сказки.

Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса у детей можно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вливаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективного обучения. Целесообразно по ходу чтения сказки дать возможность ребенку практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать, анализировать.

Использованная литература:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет .-Ярославль. Академия развития.1997г.
  2. Волина В.В.Учимсяиграя.-М.ИздательствоЗнание1993г.
  3. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников.–М.Просвещение.1997г.
  4. Житомирский В. Математическаяазбука.М.1988
  5. Ковалев В.И. Развивающие игры.–М.Просвещение.2000г..
  6. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста.–М.Владос.1999г.
  7. Столярова А.А. Давайте поиграем.М.Просвещение.1996г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние математических игр на развитие ребенка

Основная цель занятия математикой дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Надо помнить...

Методическая тема "Лукоморье" социально-коммуникативное развитие ребенка через приобщение к художественной литературе и музыке

Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельн...

"Методические основы ТРИЗ в речевом развитии ребенка дошкольного возраста"

Невозможно судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития. В психическом развитии ребенка дошкольного возраста речь имеет большое значение. С разв...

Методическая разработка: «Роль раскрасок в развитии ребенка»

Раскраски для детей вроде бы банальное занятие. Однако психологи так не считают. Раскраски – один из самых простых и доступных способов с пользой и интересом провести время. Занятие это доступно...