ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРАГРАММА «ВСЕЗНАЙКИ»
рабочая программа по математике (младшая группа)

Нарина Оксана Алексеевна

НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ

 

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 3-4 года

 

Срок реализации – 8 месяцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_pragramma_kruzhka_vseznayki.docx49.23 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРАГРАММА

 «ВСЕЗНАЙКИ»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 3-4 года

Срок реализации – 8 месяцев

Разработала воспитатель:

Нарина Оксана Алексеевна

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка.

3

1.1.

Направленность программы.

3

1.2.

Новизна ДОП.

3

1.3.

Актуальность ДОП.

3

1.4.

Педагогическая целесообразность.

3

1.5.

Цель и задачи ДОП.

4

1.6.

Возраст детей.

5

1.7.

Срок реализации ДОП.

5

1.8.

Форма и режим занятий.

5

1.9.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

5

1.10.

Форма подведения итогов.

6

2.

Учебно - тематический план.

6

3.

Содержание ДОП.

7

4.

Методическое обеспечение.

11

5.

Список литературы.

13

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Направленность программы.

Программа дополнительного образования «Всезнайки» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

  1. Новизна программы.
  • использование логических блоков Дьенеша;
  • использование дидактических игр, изготовленных своими руками.

  1. Актуальность программы.

 Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет. Проведение кружка «Всезнайки» для воспитанников младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.

  1. Педагогическая целесообразность.

Основными принципами, заложенными в основу программы являются:

 - Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например, цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета).

-Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

- Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

 - Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.

 - Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.

- Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.

  1. Цель и задачи ДОП.

Цель: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

Обучающие задачи:

- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;

 -обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;

 -закрепить представления о разновидностях каждого свойства;

-формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);

- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивающие задачи:

 - развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение); - развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;

- развивать мотивацию личности ребенка к познанию

Воспитательные задачи:

 - формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

- воспитание усидчивости, целенаправленности.

  1. Возраст детей.

      Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Всезнайки» - 3-4 года.

      С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.

  1. Срок реализации ДОП.

 Программа рассчитана на 1 год обучения.

  1. Форма и режим занятий.

Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы кружка проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 30 учебных занятий.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

 В результате освоения программы воспитанники будут:

-знать: 

-шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов,

 -пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия,

-уметь: 

-идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности,

 -подбирать предметы по образцу, -группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, величина),

 -сравнивать оттенки цвета, предметы по величине,

-чередовать предметы по величине,

-расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей,

-сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета,

 -обозначать величину предметов словами,

-воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы,  

-находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу,

-словесно описывать формы предметов;

-владеть: 

-приёмами обследования формы,

-действиями подбора по образцу,

-способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

 В результате реализации программы кружка «Всезнайки» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

  1. Форма подведения итогов.

Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:

 -различать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше);

 -различать предметы по форме (кубик, шарик);

-образовывать группы однородных предметов;

-выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);

Оценка деятельности дошкольников осуществляется по трёхбалльной шкале.

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

 

Наименование тем

Количество занятий

Знакомство с цветами

4

Знакомство с геометрическими фигурами

5

Классификация по одному признаку

4

Обучение пониманию отношений по величине между объёмными и плоскими предметами

2

Упражнять в сравнивании предметов по величине

5

Классификация по двум признакам

4

Классификация по трём признакам

6

Итого:

30

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДОП.

СЕНТЯБРЬ

Дидактические задачи

Название игры

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Мониторинг

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Мониторинг

Познакомить детей с 6-ю цветами путем подбора по образцу. Словарь: название 6-ти цветов спектра – «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

«Воздушные шары»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 82

Закреплять у детей представление о 6-ти цветах. Словарь тот же.

«Спрячь мышку»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 83

ОКТЯБРЬ

Познакомить с двумя формами круг и квадрат. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их).

«Какие бывают фигуры»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88

Познакомить с кругом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Какие бывают фигуры» игра №2

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 89

Формировать у детей умение подбирать предметы по одному признаку.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 1.

«Цвет, классификация по одному признаку».

Формировать умение выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

«Подбери по форме»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 91

НОЯБРЬ

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

«У кого какое платье»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88

Закреплять представление об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

«Башня»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 94

Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

«Найди такое же колечко»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98

Формировать у детей умение подбирать предметы по одному признаку.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 2.

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

ДЕКАБРЬ

Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношение словами большой, маленький, средний, больше, меньше, самый большой, самый маленький.

«Три квадрата»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 93

Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

«Украсим ёлочку»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 87

Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Геометрическое лото»


Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 93

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом.

«Что лежит в мешочке»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 92

ЯНВАРЬ

Формировать у детей умение подбирать предметы по двум признакам.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 3.

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

«Сбор фруктов»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 99

ФЕВРАЛЬ

Продолжать учить детей устанавливать отношение по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

«Лесенка»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 96

Закреплять у детей умение подбирать предметы по двум признакам.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 4.

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

«Соберём пирамидку»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 97

Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Лото «Цвет и форма»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 100

МАРТ

Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу.

«Подбери фигуру»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 89

Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу.

«Живое домино»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 86

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 5.

«Цвет, форма и величина, классификация по трём признакам».

Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Лото «Цвет и форма»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 100

АПРЕЛЬ

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 6.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)».

Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

«Сделаем столбики»

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 7.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)».

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 8.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)».

МАЙ

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 9.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с четырьмя обручами)».

Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу.

Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша.

Игровое занятие 10.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с четырьмя обручами)».

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года

Мониторинг

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года

Мониторинг

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.

 При проведении занятий в рамках кружка «Всезнайки» предполагается использование следующих форм организации деятельности:

 - фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин);

 - индивидуальная.

Приемы и методы организации.

     При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

 -наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);

-словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста

– рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;

 -практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.

    В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

     При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.

Дидактический материал. 

Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:

-Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.

-Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета».

-Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.

-Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе)

- Блоки Дьенеша

Работа с родителями

  1. Анкета для родителей «Сенсорное воспитание детей»
  2. Консультации для родителей: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста», «Сенсорные игры малышей»
  3. Фотовыставка «Мы играем»

Работа с воспитателями

Консультация «Сенсорное развитие ребёнка».

10. Список литературы.

  1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.

2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.

3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.

4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с

5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.

6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012.- 64 с

7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)/ И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.

8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. - М.: Творческий центр Сфера, 2014. - 128 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...

Дополнительная общеразвивающая программа по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет «Непоседы»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности  для детей от 2 до 3 лет  «Непоседы...