ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРАГРАММА «ВСЕЗНАЙКИ»
рабочая программа по математике (младшая группа)
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 3-4 года
Срок реализации – 8 месяцев
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРАГРАММА
«ВСЕЗНАЙКИ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 3-4 года
Срок реализации – 8 месяцев
Разработала воспитатель:
Нарина Оксана Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка. | 3 |
1.1. | Направленность программы. | 3 |
1.2. | Новизна ДОП. | 3 |
1.3. | Актуальность ДОП. | 3 |
1.4. | Педагогическая целесообразность. | 3 |
1.5. | Цель и задачи ДОП. | 4 |
1.6. | Возраст детей. | 5 |
1.7. | Срок реализации ДОП. | 5 |
1.8. | Форма и режим занятий. | 5 |
1.9. | Ожидаемые результаты и способы их проверки. | 5 |
1.10. | Форма подведения итогов. | 6 |
2. | Учебно - тематический план. | 6 |
3. | Содержание ДОП. | 7 |
4. | Методическое обеспечение. | 11 |
5. | Список литературы. | 13 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы.
Программа дополнительного образования «Всезнайки» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».
- Новизна программы.
- использование логических блоков Дьенеша;
- использование дидактических игр, изготовленных своими руками.
- Актуальность программы.
Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет. Проведение кружка «Всезнайки» для воспитанников младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.
- Педагогическая целесообразность.
Основными принципами, заложенными в основу программы являются:
- Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например, цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета).
-Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
- Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
- Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.
- Цель и задачи ДОП.
Цель: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
Обучающие задачи:
- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
-обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;
-закрепить представления о разновидностях каждого свойства;
-формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие задачи:
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение); - развивать мелкую моторику рук;
- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;
- развивать мотивацию личности ребенка к познанию
Воспитательные задачи:
- формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитание усидчивости, целенаправленности.
- Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Всезнайки» - 3-4 года.
С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.
- Срок реализации ДОП.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Форма и режим занятий.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы кружка проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 30 учебных занятий.
- Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
-знать:
-шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов,
-пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия,
-уметь:
-идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности,
-подбирать предметы по образцу, -группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, величина),
-сравнивать оттенки цвета, предметы по величине,
-чередовать предметы по величине,
-расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей,
-сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета,
-обозначать величину предметов словами,
-воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы,
-находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу,
-словесно описывать формы предметов;
-владеть:
-приёмами обследования формы,
-действиями подбора по образцу,
-способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
В результате реализации программы кружка «Всезнайки» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
- Форма подведения итогов.
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:
-различать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше);
-различать предметы по форме (кубик, шарик);
-образовывать группы однородных предметов;
-выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
Оценка деятельности дошкольников осуществляется по трёхбалльной шкале.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Наименование тем | Количество занятий |
Знакомство с цветами | 4 |
Знакомство с геометрическими фигурами | 5 |
Классификация по одному признаку | 4 |
Обучение пониманию отношений по величине между объёмными и плоскими предметами | 2 |
Упражнять в сравнивании предметов по величине | 5 |
Классификация по двум признакам | 4 |
Классификация по трём признакам | 6 |
Итого: | 30 |
- СОДЕРЖАНИЕ ДОП.
СЕНТЯБРЬ | |
Дидактические задачи | Название игры |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Мониторинг |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Мониторинг |
Познакомить детей с 6-ю цветами путем подбора по образцу. Словарь: название 6-ти цветов спектра – «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый». | «Воздушные шары» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 82 |
Закреплять у детей представление о 6-ти цветах. Словарь тот же. | «Спрячь мышку» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 83 |
ОКТЯБРЬ | |
Познакомить с двумя формами круг и квадрат. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их). | «Какие бывают фигуры» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88 |
Познакомить с кругом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. | «Какие бывают фигуры» игра №2 Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 89 |
Формировать у детей умение подбирать предметы по одному признаку. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 1. «Цвет, классификация по одному признаку». |
Формировать умение выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины. | «Подбери по форме» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 91 |
НОЯБРЬ | |
Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. | «У кого какое платье» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88 |
Закреплять представление об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. | «Башня» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 94 |
Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины. | «Найди такое же колечко» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98 |
Формировать у детей умение подбирать предметы по одному признаку. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 2. «Цвет и форма, классификация по одному признаку». |
ДЕКАБРЬ | |
Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношение словами большой, маленький, средний, больше, меньше, самый большой, самый маленький. | «Три квадрата» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 93 |
Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет. | «Украсим ёлочку» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 87 |
Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. | «Геометрическое лото»
|
Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом. | «Что лежит в мешочке» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 92 |
ЯНВАРЬ | |
Формировать у детей умение подбирать предметы по двум признакам. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 3. «Цвет и форма, классификация по двум признакам». |
Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. | «Сбор фруктов» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 99 |
ФЕВРАЛЬ | |
Продолжать учить детей устанавливать отношение по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины. | «Лесенка» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 96 |
Закреплять у детей умение подбирать предметы по двум признакам. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 4. «Цвет и форма, классификация по двум признакам». |
Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки. | «Соберём пирамидку» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 97 |
Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины). | Лото «Цвет и форма» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 100 |
МАРТ | |
Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. | «Подбери фигуру» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 89 |
Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу. | «Живое домино» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 86 |
Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 5. «Цвет, форма и величина, классификация по трём признакам». |
Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины). | Лото «Цвет и форма» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 100 |
АПРЕЛЬ | |
Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 6. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». |
Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины. | «Сделаем столбики» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98 |
Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 7. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». |
Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 8. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)». |
МАЙ | |
Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 9. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с четырьмя обручами)». |
Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу. | Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша. Игровое занятие 10. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с четырьмя обручами)». |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года | Мониторинг |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года | Мониторинг |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.
При проведении занятий в рамках кружка «Всезнайки» предполагается использование следующих форм организации деятельности:
- фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин);
- индивидуальная.
Приемы и методы организации.
При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
-наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);
-словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста
– рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;
-практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.
Дидактический материал.
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
-Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
-Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета».
-Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
-Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе)
- Блоки Дьенеша
Работа с родителями
- Анкета для родителей «Сенсорное воспитание детей»
- Консультации для родителей: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста», «Сенсорные игры малышей»
- Фотовыставка «Мы играем»
Работа с воспитателями
Консультация «Сенсорное развитие ребёнка».
10. Список литературы.
- Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.
3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с
5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012.- 64 с
7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)/ И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. - М.: Творческий центр Сфера, 2014. - 128 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...

Дополнительная общеразвивающая программа по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет «Непоседы»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет «Непоседы...
