Методическая разработка "Развитие математических представлений посредством игр на ориентировку в пространстве с использованием блоков Дьенеша у детей 3-4 лет"
методическая разработка по математике (младшая группа)

Парыгина Марина Александровна

Методическая разработка по блокам Дьенеша представляет собой детальное описание игр с логическими блоками, направленных на развитие логического мышления, математических способностей, а также пространственного и познавательного мышления у детей.

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, в том числе и детьми в комбинированных группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx298.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 2 «Дельфин»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие математических представлений посредством игр на ориентировку в пространстве с использованием блоков Дьенеша у детей 3-4 лет»

 

 

Автор – составитель:

 воспитатель  

Парыгина Марина Александровна

 

 

Бердск

Аннотация

Методическая разработка по блокам Дьенеша представляет собой детальное описание игр с логическими блоками, направленных на развитие логического мышления, математических способностей, а также пространственного и познавательного мышления у детей.

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, в том числе и детьми в комбинированных группах.

Введение

Эффективное развитие математических представлений на ориентировку в пространстве детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Опыт педагогов многих стран мира показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Как пишут Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, «логические блоки Дьенеша... широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других странах. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причина этого — в недооценке развивающих возможностей этого дидактического материала, а также в отсутствии соответствующей методической литературы». Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, речь, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, моделирует и кодирует информацию). Каждый ребенок стремится к творчеству и движению. Эта игра приносят детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг.

Цель: развитие математических представлений посредством игр на ориентировку в пространстве с использованием блоков Дьенеша у детей 3-4 лет.

Дидактическая игра «Садовники»

Цель: развитие умения группировать блоки по цвету.

Материал: Блоки Дьенеша, 3 обруча (красный, жёлтый, зеленый- клумбы), кукла.

Ход игры:

 - Дети, сколько у куклы Маши клумб?

- Скажите, какого цвета клумбы? (ответы детей)

- Кукла Маша хочет посадить цветы на эти клумбы и просит вас помочь ей. Поможем?

- Маша, расскажи, какие цветы надо посадить?

- Цветы красного цвета – на красную клумбу. Синего цвета цветы на зелёную клумбу и цветы жёлтого цвета – на жёлтую клумбу.

Дети раскладывают цветы по клумбам.

- Цветы, какого цвета растут на красной клубе? А на жёлтой клумбе? На синей?

Кукла Маша благодарит детей за помощь. (далее можно раскладывать цветы по форме в заданные обручи)

Дидактическая игра «Витамины»

Цель: развитие умения группировать блоки по форме (квадратные, круглые).

Материал: Блоки Дьенеша, игрушки – медведь, зайчик, лиса. 

Ход игры:

- Доктор Айболит послал витамины для больных зверей и просит вас помочь ему раздать их. Медведю – витамины круглой формы, зайчику – витамины треугольной формы и лисичке – витамины треугольной формы.

- Витамины, какой формы у медведя? У зайчика? А у лисички?

- Молодцы!

(далее можно играть, группируя блоки по форме; по двум признакам)

Дидактическая игра «Художники»

Цель игры: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции). 

Материал:
• "Эскизы картин" - листы большого цветного картона
• дополнительные детали из картона для составления композиции картины ;
• набор блоков

Ход игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок.
Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Дидактическая игра «Украсим елочку».

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать геометрические

фигуры по одному, двум признакам. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Материал: Набор блоков, елочки высокая и низкая.

Ход игры: Дед Мороз дарит две елочки: низкую для жителей сказочного города, высокую для детей. Украшают елочки игрушками (блоками) по величине. (Можно по форме или цвету).

Дети любуются елочками и водят хоровод.

Можно усложнить задание: Дети украшают елочки игрушками (блоками) по величине и по толщине (низкую – маленькими тонкими игрушками, высокую – большими, толстыми).

По форме и цвету (низкую елочку – круглыми, желтыми игрушками;

высокую – квадратными, синими).

«Построй машину»

Цель: обучение умению с помощью алгоритма выполнять последовательные действия во время постройки машины. Развитие умения ориентироваться в пространстве.Материал: Блоки Дьенеша (по 3 блока квадратной формы и по два блока круглой формы), алгоритм постройки машины.

Ход игры:

- Дети в гараже стоят сломанные машины, давайте их отремонтируем.

- Дети машины будете строить одноцветные, т.е. Марина из блоков красного цвета, Катя из жёлтых, Миша из синих.

- Возьмём один блок квадратной формы и положим его на стол, потом возьмём ещё один блок квадратной формы и поставим их рядом друг с другом. Возьмём ещё один блок квадратной формы, положим его сверху, получилась кабина.

- Чего не хватает? (колёс)

- Теперь возьмём два блока круглой формы и положим под два блока квадратной формы.

- Сосчитай, сколько понадобилось блоков квадратной формы для постройки машины? (3).

- Сосчитай, сколько понадобилось блоков круглой формы? (2). А теперь постройте свои машины.

Дидактическая игра «Засели домик»

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Материал: Набор блоков Дьенеша, 4 - этажный дом с изображением двух признаков – цвета и формы.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно.

Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Необходимо найти блоки, соответствующие данным свойствам (цвет и форма). Во время работы детей, воспитатель задает вопросы: Какой блок здесь живет? (показывает).

Почему этот блок поселили именно сюда? (ответы детей).

Можно усложнить задание: Рассели большие толстые блоки или большие тонкие блоки…

Дидактическая игра «Найди меня»

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.

Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).

Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»


Дидактическая игра «Улитка»

Цель: упражнении в умении в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

Дидактическая игра «Этажи»

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Материал: Набор блоков.

Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Дидактическая игра «Домино»

Цель: развитие умения выделять свойства геометрических фигур. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формирование элементарных математических представлений в средней группе «Ориентировка в пространстве»

Конспект занятия по формирование элементарных математических представлений в средней группе «Ориентировка в пространстве»Цель: Закрепить счет до 9.Задачи:Обучающие: Закреплять представление о гео...

методическая разработка непосредственно образовательной деятельности " Стадионы для зимних видов спорта" с использованием блоков Дьенеша

Задачи:- Обобщить представления детей о зимних видах спорта;- Закреплять умение создавать постройки, самостоятельно подбирая необходимый материал;-Продолжать формировать умение работать сообща, самост...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 лет.

Тема: «Праздничная гирлянда»Цель: формирование элементарных математических представлений.Задачи:Обучающие:- учить различать предметы по геометрическим формам;- закреплять знания ...

Конспект образовательной деятельности по формированию математических представлений в старшей группе «Ориентировка в пространстве»

Задачи:Совершенствовать счетные навыки детей. Учить соотносить цифру с количеством предметов.Развивать мыслительные операции, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношени...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 лет Тема: «Праздничная гирлянда»

Конспект  занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 лет...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 лет Тема: «Праздничная гирлянда»

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 летТема: «Праздничная гирлянда»...

Методическая разработка "Развитие математических представлений посредством игр на ориентировку в пространстве с использованием блоков Дьенеша у детей 3-4 лет"

Методическая разработка по блокам Дьенеша представляет собой детальное описание игр с логическими блоками, направленных на развитие логического мышления, математических способностей, а также пространс...