Как научить ребенка самостоятельности
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Детский сад № 204»
ОАО «РЖД»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
МАРЬЯСОВА Н.Л.
Как научить ребенка самостоятельности
Почему одни дети с удовольствием встают утром с кроватки, сами идут умываться в ванную, сами одеваются и собираются в детский сад, и все это с песнями, смехом и радостным настроением, а другие дети не хотят ни умываться, ни приводить себя в порядок, кричат и упираются, ничего не хотят делать без мамы, со слезами идут в детский сад - это вопрос детской самостоятельности.
Уже с момента рождения все дети отличаются по темпераменту, выносливости, способности переносить страх и тревогу, поэтому родители в каждом конкретном случае должны избрать свой метод приучения малыша быть самостоятельным. Идеального рецепта не существует, поэтому нужно всегда исходить из возможностей ребенка.
В возрасте 2-3 лет маленький человек уже понимает, что любовь и забота мамы и других близких присутствует с ним постоянно, даже когда его не водят за руку. В этот период ребенок декларирует: «Я сам!» Он проявляет активность, хочет создавать, помогать взрослым, поэтому такой инициативе нужно обязательно давать выход, умеряя свою чрезмерную опеку и ненужные опасения. Следует запомнить одну простую, но очень важную вещь - никогда нельзя делать за ребенка то, что он в силах сделать сам, иначе он никогда не научится самостоятельности, вплоть до зрелого возраста.
Хорошо, когда ребенок активен и сам выказывает инициативу, но что делать, если он не проявляет совершенно никакого желания быть самостоятельным? В этом случае потребуется более терпеливо и последовательно следовать правилам воспитания. Например, все нужно делать с удовольствием и в хорошем настроении. Утренние часы не очень подходят для приучения из-за спешки и суеты, но после обеда, когда малыш сыт и доволен, можно в спокойной обстановке приступить к игре во что-нибудь интересное: учиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мыть посуду и т.д. Нежелательные привычки следует пресекать сразу, доходчиво объясняя малышу, что, например, одеваться нужно побыстрее и более аккуратно, а посуду мыть чище. Естественно крики, ругань и угрозы исключены, так как это лишь тормозит весь процесс научения.
Ребенок становится самостоятельным, когда научается обслуживать себя и выполнять элементарную работу по дому: знание своих обязанностей и выполнение их быстрее формирует ответственное поведение. Нежелательно отстранять ребенка от какой-либо работы, лучше терпеливо объяснить ему, как правильно ее выполнить. Если же у него что-то не получается (помыть посуду, сделать самому уроки и др.), необходимо поддержать ребенка («У тебя обязательно все получится!» и т.д.), отметить его хорошие качества («Ты же у меня умница!» и т.д.), и помочь ребенку сделать это вместе с ним, но не за него. Ребенок ни в коем случае не должен отказываться от задуманного, если его постигла неудача. Повторные отказы формируют в ребенке неуверенность перед достижениями и при выполнении работы за него взрослым развивается инфантильность, или как принято называть в быту: лень. При успешном выполнении даже элементарной работы ребенок начинает чувствовать свою успешность и стимул продолжать работу самостоятельно. Так развивается настойчивость и упорство, мотивация к преодолению трудностей и стремление к победе.
Еще одно золотое правило: никогда не высмеивать и не унижать ребенка, если он проявил несамостоятельность в незнакомой ситуации перед посторонними людьми. Наоборот, следует поддерживать каждую попытку, каждое намерение ребенка быть самостоятельным и понемногу усложнять задачу, чтобы он обрел больше уверенности и действовал смелее. Взять хотя бы процесс выноса мусорного ведра: сначала сделайте это вместе с ребенком, потом немного проводите его, чтобы он вынес ведро сам, сам же пришел обратно и постучал в дверь квартиры. Подобный принцип состязательности можно использовать в каких угодно обстоятельствах. Главное - приучать бережно, иметь терпение и ждать, пока дети сами всему научатся. А они обязательно научатся!
Я - сам!
В наше время самостоятельность считается одним из важнейших качеств современного человека – причем самостоятельность в данном случае подразумевается в широком смысле: умение решать свои проблемы (включая бытовые), не взваливая их на чужие плечи, способность принимать решения самому, не перекладывая ответственность на друзей и родных.
Безусловно, это ценные качества. Однако по наследству, как цвет глаз, они не передаются и с неба не падают. Следовательно, самостоятельность надо воспитывать.
Для развития умения решать проблемы самостоятельно и уметь отделить себя от родителей, осознать себя способным к самостоятельным поступкам и моментам в жизни (понятно, что речь не идет о глобальном) существуют сензитивные (благоприятные) периоды: возраст «Я сам» (2-3 года).
Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется 2 года. Период 2-3 лет называют кризисом «Я сам», и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он – отдельная от родителей личность, что он – не продолжение, не часть мамы или папы, – а самостоятельный человек. Самостоятельный! И границы этой самостоятельности ребенок начинает с энтузиазмом проверять: что он может сам, и что ему за это будет?
Вопреки расхожему мнению, ребенок не издевается над родителями – он лишь экспериментально проверяет границы дозволенного: «Я сделаю так – что будет? А если – так? А еще вот это? Так, мама ругается… А я все равно продолжу – интересно, что будет? Ой-ой-ой, теперь все, стоп, я уже понял, что мне будет и этого не хочу!»
Да, уже в год ребенок знакомится с первыми «нельзя» – но тогда ему еще не приходит в голову активно против них протестовать. А в 2-3 года это становится настоятельной потребностью. Что же делать родителям в этой ситуации?
Всё запретить в целях безопасности?
Но ведь ребенок – не хорек, и в клетку его не посадишь. Запреты, конечно, четко формируют поведенческие и нравственные границы личности, и маленький человечек поймет, что нельзя воровать, врать, ябедничать… Это неплохо. Это даже замечательно. (Правда, все это можно было бы донести до дитяти не только запретами, но и личным примером).
Но усвоит ли малыш при таком подходе, что же ему – можно? Его мир, он ведь при таком раскладе весь из сплошных «нельзя» состоит. А что же можно-то? Что он разрешит – себе? И как такой человек потом объяснит своим детям, что можно в этом мире? Люди, у которых сознание состоит сплошь из «нет», стоп-сигналов и запретов – несчастливые люди…
Может, наоборот – всё разрешить?
Такой подход нередко практикуется теми либерально настроенными родителями, которые считают, что жизнь сама все сделает. Прыгал по лужам вопреки родительским наставлениям – ходи с мокрыми ногами и болей потом. Бил друзей лопаткой по голове – смирись с тем, что никто во дворе не хочет с тобой водиться. Не учился, несмотря на родительские аргументы о пользе образования – грузи апельсины бочками.
Плюсы данного способа состоят в том, что такой подход учит ребенка принимать на себя ответственность за все свои поступки. Качество, безусловно, чрезвычайно ценное. И вот что интересно: несмотря на кажущуюся жестокость и холодность такого подхода, он чрезвычайно действенен, и дети таких родителей сызмальства самостоятельны и разумны не по годам.
Но и здесь без чувства меры не обойтись никак, иначе начинаются уже не плюсы, а минусы: когда воспитание становится уж слишком отстраненно-созерцательным, ребёнок рискует просто погибнуть или покалечиться. Малышу-дошкольнику трудно научиться «брать на себя ответственность за все свои поступки» – и воля у него еще не развита, и способность предвидеть последствия своих действий тоже формируется постепенно, а не дается с рождения.
Поэтому философски наблюдать за тем, как ребёнок суёт пальцы в розетку, лезет на высоченное дерево, выбегает на проезжую часть или таскает деньги у одноклассников, не рекомендуется, ибо всё это заканчивается практически всегда одинаково – плохо.
Как же соблюсти золотую середину?
Во-первых, четко обозначить границы: ребенок должен понимать не только что «нельзя», но и что «можно». Ведь мир, в котором нельзя ничего – это мир тусклый и безрадостный, и, конечно, такая ситуация буквально провоцирует на протест – ну а сами бы вы как вели себя на месте ребенка, которому вечно все нельзя? Ведь это вы априори подразумеваете, что «разрешено все, что не запрещено» – но ребенок-то этого не знает. Вот и пробует ситуацию на зуб: «Мама сказала, что нельзя стучать по шкафу… А по полу – можно? Ложкой нельзя, а кубиком – можно?» А мы ошибочно квалифицируем такие действия как злостное нервомотательство, а ведь это не так – это просто ваше чадо определяет меру своей самостоятельности.
Во-вторых, создать вокруг ребенка непровоцирующую среду обитания. Конечно, если на полках стоят красивенькие хрустальные штучки, кто ж удержится от того, чтобы их не потрогать, а лучше – постучать ими друг о друга, ведь они так красиво звенят… Упс, они еще и бьются!
Но если постараться убрать все то, что легко портится, ломается и небезопасно для ребенка (или просто дорого вам как память) – конфликтов станет гораздо меньше. В конце концов, это ведь не навсегда.
Если родители в этот период были достаточно мудры, не «задушили» инициативу своего ребенка, – они молодцы, и дальше им будет значительно проще.
Однако если строгостью и запретами (либо удушающей гиперопекой) родители подавили волю малыша, далее возможно несколько неприятных сценариев. Либо вырастет человек, которого всю жизнь придется «водить за ручку» и который от мамы – ни на шаг (это хорошо в 3 года, бесспорно… но в 33?). Либо получится ребенок с двойной моралью: дома – «забитый тихоня», вне дома – маленький агрессор; или, наоборот – домашний тиран, который со всеми остальными – душка и лапочка.
Конечно, дети взрослеют по-разному, у них разный темперамент и наклонности – поэтому думайте сами, решайте сами: что покажется безумием с одним ребенком, будет логично и оправданно с другим. Но каждый родитель тут волен решать на свое усмотрение – я дала лишь общие ориентиры. Не пытайтесь быть неидеальными – будьте просто достаточно хорошими и разумными, и притом для своего ребенка, а не для других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка самостоятельно одеваться
Как научить ребенка самостоятельно одеваться...
Как научить ребенка самостоятельно одеваться
Как научить ребенка самостоятельно одеваться...
Как научить ребенка самостоятельности
Советы родителям...
Как научить ребенка самостоятельно одеваться
Материал содержит советы родителям малышей, как лучше научить ребенка одеваться самостоятельно...
Консультация для родителей « Как научить ребенка самостоятельно одеваться?». Младший дошкольный возраст.
Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем его учить садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда записываем ребенка в детский сад, спохватываемся, что так и не научили сына или дочь ...
Как научить ребенка самостоятельно одеваться: советы родителям.
Сложности с одеванием ребенка возникают, наверное, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у совсем маленького дошкольника до капризов, связанных с выбором одеж...