Лекарственные средства, применяемые для лечения речевых расстройств
статья по теме

Консультация для родителей детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР)  составлена на основе специального пособия для врачей, но доступным языком объясняет необходимость медикаментозной терапии в системе коррекционной помощи детям с ТНР. Материал статьи даёт представление о группах лекарств, применяемых  в реабилитационной терапии, их фармакологических свойствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекарственные средства,

применяемые для лечения речевых расстройств

В системе комплексной помощи  детям  с речевыми расстройствами, кроме логотерапевтических, педагогических и психологических  мероприятий, значительную роль играет медикаментозная терапия, используемая на  всех этапах коррекционной работы.  

Однако, не редко родители детей, имеющих речевые нарушения, решают самостоятельно, что принимать их ребенку, отказываются от назначений врача, не задумываясь о  фармакологических свойствах  тех или иных  лекарственных препаратов.

Важно помнить:

решение о назначении лекарственных препаратов в том числе и для лечения речевых расстройств  может принимать только специалист – невролог, невропатолог, психоневролог! Именно врач сможет назначить лечение, которое будет патогенетически обоснованным, дифференцированным в каждом конкретном случае, строго индивидуальным  для больного.

К патогенетическим медикаментозным средствам относятся препараты, воздействующие, прежде всего на резидуально-церебральную симптоматику.

Для восстановительного лечения используются следующие группы лекарственных препаратов:

  1. дегидратационные;
  2. нейрометаболические церебропротекторы;
  3. рассасывающие средства;
  4. ангиопротекторы;
  5. витаминные средства и их аналоги;
  6. противосудорожные препараты;
  7. средства, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции;
  8. гепатопротекторы.
  1. Дегидратационные средства занимают важное место в реабилитационной терапии. Они способствуют снижению гипоксии нервных клеток, улучшают показатели ликвородинамики и снимают симптомы, связанные с её нарушением. С этой целью применяются: 50% раствор глицерола в сочетании с калийсберегающими диуретиками (триампур, верошприон), 10-25%-ый раствор сульфата магнезии.
  2. Нейрометаболическое действие церебропротекторов связывают с их способностью продуцировать энергию в нервных клетках, защищать мозг от воздействия гипоксии, положительно влиять на интегративные функции мозга. Сущность биологических механизмов нейрометаболических          церебропротекторов: церебролизина, ноотропила, аминолона, энцефабола, когитума, пантогама, глицина, актогвегина, фосфобиона и др. – определяет особенности клинического применения для восстановления высших корковых функций, уменьшения интеллектуально-мнестических и астенических расстройств, нормализации вегетативных функций, неврологического статуса. К ценным качествам препаратов этой группы следует отнести их стимулирующее действие в психоэмоциональной сфере ребенка, антиастенический эффект и, в ряде случаев, мягкое гипертимное воздействие. Церобролизин, ноотропил, энцефабол, когитум назначают только в случаях, когда на ЭЭГ не регистрируется пароксизлальная активность и снижение порога судорожной готовности. Крайней осторожности в применении у детей требуют энцефабол, когитум и аминолон, так как препараты вызывают нарастание психомоторного возбуждения, нарушение сна, раздражительность.
  3. С целью уменьшения разрастания рубцовой фиброзной ткани, замуровывающей нервные клетки и волокна используют рассасывающие средства.   В практике широко применяются лидаза и раствор экстракта листьев алоэ, содержащие биогенные амины, которые увеличивают проницаемость тканей, облегчают движение жидкостей в межтканевых пространствах и обладают мягким противовоспалительным и рассасывающим действием.  Эффективен электрофорез с этими средствами на воротниковую зону.
  4. Любые незначительные нарушения церебрального кровообращения моментально отражаются на функциях мозга. Имеется постоянная зависимость между церебральной гемодинамикой, функционированием и метаболизмом мозга. Выраженность сосудистых церебральных нарушений обосновывает применение на данное звено патогенеза препаратов из группы ангиопротекторов, обладающих тропизмом к метаболическим сдвигам в сосудистой стенке.  Они обладают вазорегулирующим действием на мозговое кровообращение, способствуют адаптации его к текущим метаболическим потребностям; в целом повышают  общую активность мозга и усиливают снабжение нейронов кислородом. В лечебной практике эта группа представлена такими препаратами, как стугерон, никошпан, кавинтон, винпоцетин, агапурин, трентал, венорутон, эскузан, сермион, оксибрал, вазобрал. Препараты никотиновой кислоты (никошпан, теоникол, ксантинол-никотинат) вызывают выраженные побочные реакции, плохо переносятся детьми, что ограничивает их применение в детской практике.
  5. Отмечена высокая эффективность применения витаминов и их аналогов:  пиридоксина гидрохлорида – витамин В6, кальция пангамата – В15, ретинола ацетата – А, токоферола ацетата – Е, фолиевой кислоты – Вс, липоевой кислоты, аскорбиновой кислоты – С. Они принимают участие в регулировании углеводного и липидного обмена, оказывают липотропное действие, участвуют в синтезе аминокислот, что способствует нормализации нейрометаболических процессов в тканях мозга.
  6. Наличие выраженной пароксизмальной активности и снижение порога судорожной готовности (по результатам ЭЭГ) в сочетании с судорожными проявлениями или их эквивалентами, кроме лечения, направленного на улучшение нейрометаболических процессов в тканях мозга, требует включать в комплексную терапию антиконвульсанты (противосудорожные препараты): фенобарбитал в смеси с кофеин-бензоатом натрия, папаверином и глюконатом кальция; нитразепам (радером, берлидорм); суксилеп; препараты: вальпроата натрия (депакин, депакин-хроно, конвулекс, энкорат); финлепсин. Выбор противосудорожного препарата зависит от характера изменений на ЭЭГ и клинической картины.
  7. Дети с задержкой темпов речевого и психического развития, алалией и нарушением школьных навыков нередко находятся дома, в дошкольных учреждениях и школе в хронической или субхронической психотравмирующей обстановке. У них снижены когнитивные способности и мотивация познавательной деятельности, отмечаются преобладание игровых интересов и пассивное восприятие информации, выражены повышенная истощаемость нервной системы и рассеянность внимания, расторможенность влечений, упорство при удовлетворении желаний, аффективные расстройства по возбудимому, эйфоричному, депрессивному или дисфоричному типу, характерны стойкость и сила аффекта, агрессивность, внушаемость. Пациенты окружены всеобщим неодобрением, их постоянно ругают и считают лентяями. В результате у них развиваются эмоциональные нарушения, в основном по тревожно-фобическому или тревожно-депрессивному типу и изменения поведения с тяжелыми реакциями протеста и негативизма (девиантное поведение), формируются психопатоподобные проявления. Это нередко приводит к совершению ими противоправных и асоциальных и подчас суицидальных поступков. Фармакотерапевтическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств проводится мягкими нейролептиками: сонапакс, терален; или более жесткими – этаперазин, галоперидол, неулептил, пропазин. Антидепрессанты: пиразидол, амитриптилин, людиомил – имеют ограниченное применение: в основном для детей старше 10 лет.
  8. Изменения  (нарушения) обменных процессов, в частности, углеводного и минерального требуют применения препаратов, которые уменьшают эти патологические сдвиги или полностью их снимают. К таким средствам относятся гепатопротекторы: эссенциалле, легалон, лив-52 липоевая кислота, лизалак, метадоксил, «Аевит».

        Литература:

  1. Бенилова С.Ю. Патогенетические подходы  к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы: пособие для врачей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. С.15-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие речевые расстройства бывают?

Консультация для родителей...

Профилактика речевых расстройств

В данной статье рассматривыается вопрос о необходимости профилактики речевых расстройств....

Причины речевых расстройств

В данной работе определено понятие речевого расстройства, подробно описаны причины, вызывающие речевые расстройства и дана их полная классификация....

Логопедическая зарядка как средство профилактики и преодоления речевых расстройств.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хо...

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с различными речевыми расстройствами

Определение и краткая характеристика ФФНР. Направления коррекционной работы. Методы коррекции....

Речь. Этапы развития. Строение речевого аппарата. Речевые расстройства. Причины нарушений развития речи.

Речь. Краткое описание этапов развития речи, строение речевого аппарата, причины нарушений развития речи....