Профилактика речевых расстройств
статья по логопедии по теме

В данной статье рассматривыается вопрос о необходимости профилактики речевых расстройств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_rasstroystv.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых расстройств.

Профилактика нарушения речи,  так же как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, не всегда удается предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможному большему смягчению вредоносных факторов и к предупреждению вторичных и третичных повреждений речи на основе уже имеющихся. Именно на эту сторону вопроса хотелось бы обратить внимание родителей. Проследим поэтапно    содержание профилактических мер.

Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Отрицательно сказываются на будущем ребенка и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период. После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в развитии или отклонении от его нормального хода. Так, если ребенок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причина этих отставаний нужно своевременно выяснить у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от норм, тем легче его преодолеть.

Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается из двух моментов:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов.

2.Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

- предупреждение ушибов в области головного мозга;

- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой, соблюдение сроков прививок, исключение непосредственных контактов с больным;

-охрана  органов слуха от простуды, от попадания инородных тел, от излишнего шума, а также своевременное лечение.

-охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

а) предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

б) исключение случаев сосания пальцев или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию перекрестного прикуса );

в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюсти (не имеется ввиду возрастная смена зубов );

г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;

д) своевременное подрезание короткой подъязычной уздечки языка.

- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли , голосовой перегрузки  (крики, напряженная речь).

- охрана нервной системы ребенка (исключение громких криков , страшных окриков, рассказов и т.д. ), этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств, в первую очередь логоневроза.

Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:

- обеспечение благоприятного речевого окружения ;

- поощрение лепета ребенка мимикой радости;

- воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для этого нужно разговаривать с ребенком  с первых дней жизни;

- медленное и четкое произношение слов взрослым, связанных с конкретной жизненной ситуацией ;

- приучение во время разговора смотреть ребенку в глаза, на лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному усвоению.

-систематическое создание таких ситуаций при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (необходимо создать такую обстановку, чтобы вынуждать ребенка разговаривать ).

- полное исключение «сюсюкания»  с ребенком, лишая его правильного образца для подражания;

- занятие ритмикой, пением, музыкой- способствует правильному формированию дыхания, предупреждает образование невнятности речи.

Если, несмотря на принятые профилактические меры случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития какие-то неблагоприятные факторы имели место, то не нужно думать, что у вашего ребенка обязательно появятся расстройство речи. Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и нечем не заменимая в такой ситуации роль, принадлежит благоприятным условиям, в которых растет и развивается ребенок. Таким образом, если у вас не все благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или раннего развития ребенка, нужно создать благоприятные условия для дальнейшего развития ребенка. Не менее важно и своевременное принятие лечебно-профилактических мер. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая зарядка как средство профилактики и преодоления речевых расстройств.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хо...

Круглый стол для будущих мам, беременных женщин по теме: «Профилактика речевых расстройств».

Рекомендации учителя-логопеда по профилактике нарушений речи помогут будущим мамам, в случае необходимости, преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имеющихся вредных факторов на в...

«Профилактика речевых расстройств у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ЗРР»

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализаци...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ.

Данный материал предназначен для родителей.  Современные родители должны знать, что задача профилактики сводится к смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и...

«Логоритмика как профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста»

Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи"...

"Эффективность использования логоритмики с детьми среднего дошкольного возраста с целью профилактики и преодоления речевых расстройств"

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у дошкольников. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый...

Профилактика речевых расстройств

Профилактика речевых расстройств...