Виды профилактики речевых расстройств
консультация

Журавлёва Юлия Сергеевна

В документе представлены виды профилактики речевых нарушений и их необходимость для раннего выявления детей группы риска по возникновению речевой патологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_profilaktiki.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Виды профилактики речевых нарушений и их необходимость для раннего выявления детей группы риска по возникновению речевой патологии

Ранний возраст (от рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, поиск форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми).

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, речевом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Определение Г.Ф. Кумариной: дети «группы риска» – это дети, которые по состоянию здоровья, социального развития находятся как бы в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии.

А.Д. Гонеев, Г.Ф. Кумарина, Н.М. Назарова  и др. показали, что дети группы риска имеют ряд особенностей: это дети с низким уровнем школьной зрелости при поступлении в школу; дети, испытывающие трудности в обучении и в освоении социальной роли ученика; соматически ослабленные дети; имеющие повышенный риск школьной дезадаптации.

Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии.

 Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие  задачи: 

  1. предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика;
  2. предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика;
  3. социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, - третичная  профилактика.

Первичная профилактика начинается еще до рождения, создание благоприятных условий матери (питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и ее близком окружении), здоровье детей зависит от экологии и экологических факторов. Качество здоровья родителей падает, а при отягощении дети в два раза чаще страдают речевыми нарушениями.

Существует понятие «фактор риска»: различные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний.

Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

К биологическим факторам относятся:

- мозговые инфекции и травмы, перенесенные в пренатальный, натальный и постнатальный период;

- первичные нарушения сенсорной и двигательной сферы;

- нарушения формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества);

- семейная отягощенность речевой патологией.

Социальные факторы:

Одной из ведущих причин отклонений в развитии является депривация.

На речевое поведение ребенка и развитие общения оказывает влияние неправильное воспитание:

1) Гипоопека.

2) Гиперопека

3) Преобладание авторитарного или жестокого обращения ведет к формированию невротического развития личности с отсутствием инициативы, самостоятельности, наличием повышенной тревожности. Возможны нарушения речи по типу логоневроза, мутизма.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, во многом зависит от межличностных отношений в семье. Особое значение имеют следующие факторы: характерологические особенности матери; неприятие со стороны матери или отца; неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье; изменение в структуре семьи; воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания.

Психотравмирующее влияние оказывают также конфликтные отношения со сверстниками.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить первичную профилактическую коррекционно-педагогическую работу.

Для организации этой работы необходимы следующие условия:

· знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом;

· организация адекватной речевой среды;

· организация предметной среды для сенсорного воспитания и развития игровой и познавательной деятельности;

· соблюдение психогигиенических правил в семье и детских учреждениях (профилактика переутомления и психического травмирования детей и т. д.)

Вторичная профилактика

Значение нарушений речи для психического развития ребенка, формирования его личности и поведения. Поведение родителей, направленное на развитие общения и психических функций ребенка. Всестороннее обследование ребенка с речевой патологией и организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия, как методы вторичной профилактики.

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики - профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых расстройств

В данной статье рассматривыается вопрос о необходимости профилактики речевых расстройств....

Логопедическая зарядка как средство профилактики и преодоления речевых расстройств.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хо...

Круглый стол для будущих мам, беременных женщин по теме: «Профилактика речевых расстройств».

Рекомендации учителя-логопеда по профилактике нарушений речи помогут будущим мамам, в случае необходимости, преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имеющихся вредных факторов на в...

«Профилактика речевых расстройств у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ЗРР»

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализаци...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ.

Данный материал предназначен для родителей.  Современные родители должны знать, что задача профилактики сводится к смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и...

«Логоритмика как профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста»

Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи"...

Профилактика речевых расстройств

Профилактика речевых расстройств...