Информация для родителей о развитии речи детей на 4-ом, 5-ом и 6-ом годах жизни
материал по теме

Колесниченко Ольга Юрьевна

Данный материал содержит информацию для родителей, которую логопед вывешивает на своём стенде в группе. В зависимости от возраста детей в группе предоставляется информация о речевом развитии детей на 4-ом, 5-ом и 6-ом году жизни, что позволяет родителям определить основные направления работы над речью в том или ином возрасте и сравнить разные стороны речи своего ребёнка (с речевым нарушением) и ребёнка с нормальным речевым развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_5_6-oy_god_zhizni.docx44.87 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

ДАЙ, Я СКАЖУ!

Достижения вашего малыша множатся с каждым днем. Теперь уже он не только охотно слушает то, что ему рассказывают, но и сам хочет поделиться с вами своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начинает рассуждать о том, что видит вокруг, о том, что привлекло его внимание, произвело какое-то впечатление. Это как бы собирательный портрет трехлетнего говоруна, но каждый ребенок развивается индивидуально, и темпы развития речи тоже не могут быть совершенно одинаковыми.

Еще на третьем году жизни малыш, случалось, ставил вас в тупик вопросами. Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Будьте готовы к вопросам-цепочкам: ребенок задает один вопрос, получает на него ответ и задает другой. «Почему утюг горячий?» Потому что его нагревает электричество. «А почему оно его нагревает?» Потому что идет ток. «Почему идет ток?»... И так продолжается долгое время. Постарайтесь не раздражаться, терпеливо отвечать и разъяснять ребенку интересующие его моменты.

Задавая вопросы, малыш просто хочет побольше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремится вас подразнить. Ребенок теперь может говорить не только с вами или другими домашними и друзьями, но и с посторонними, на улице, в поликлинике или в магазине. Внимание малыша еще не слишком устойчиво, поэтому не удивляйтесь, если ребенок отвлечется на что-то другое и не дослушает вас. Объясняя, говорите понятным ребенку языком, доступно.

Нам на помощь придет книга. Запас слов, которым располагает ваш ребенок, несравненно больше, чем год назад. Недаром малыш так бойко болтает, послушайте-ка. Но обратите внимание: если ребенку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится неточной. Не хватает слов, чтобы описать какое-то событие, пережитое им непосредственно. Иногда ребенок сам чувствует, что подобранные им слова не совсем подходят смыслу рассказываемого. Некоторые дети раздражаются из-за этого, другим кажется, что их не понимают.

Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Если по ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного и ребенок усваивал сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного. Можно обсудить иллюстрацию, разыграть сценку.

В этом возрасте очень полезно заниматься «накопительством», накапливать новые слова, чтобы малышу было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Хорошо бы, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Учитывая обилие игрушек, предлагаемых торговыми центрами, вы не будете испытывать затруднений с тематикой. Так как пора уже малышу учиться обобщать, игру можно организовать по какой-нибудь теме, например, «лечение» кукол на приеме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине». Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения. Например, в родовое понятие «мебель» включается множество видовых: «стул», «табуретка», «шкаф» и т. д.

Старайтесь дать малышу возможность наблюдать, видеть признаки предметов и вещей, их особенности, отличительные черты. Вот вы накрываете на стол, расставляете посуду. Сок малыш будет пить из стакана, а чай из чашки. Чашка стоит на блюдце, а каша положена в тарелку. Ребенок видит и сходство, и различия между предметами, которые, в общем-то, предназначены для одного и того же. Малышу нужно сделать выбор, например, чем есть кашу вилкой или ложкой, если ложкой, то какой, большой, маленькой или средней. Это поможет определить и запомнить признак, который был для этого выбора решающим. Малыш также должен понять, что выбирать обязательно надо. Потом, когда вы будете вместе «кормить» кукол или угощать пришедшую в гости бабушку, станет ясно, насколько удается ребенку закрепить, отложить в память новые понятия. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами, мы не устаем повторять это! Пусть ребенок оценит размеры, форму, узнает назначение той или иной вещи, понаблюдает ее в действии, увидит, как ее используют, а то и сам попробует что-нибудь сотворить (с вашей помощью и под внимательным и доброжелательным контролем).

Малыш обязательно должен участвовать вместе с вами в различных действиях. Вот вы идете в магазин, и ребенок идет с вами. Вы выбираете товары, комментируя свои действия, а также попутно интересуетесь мнением малыша относительно покупок. Обязательно подводите итоги совместной деятельности: «Леша, мы с тобой ходили в магазин. Что мы купили, помнишь?» Предложите ребенку помочь вам выложить покупки из сумки и распределить по полкам и шкафам. При этом говорите с малышом о том, что вы вместе делаете:  «Куда мы положим рис? В банку на полку. А картошку? В ящик под окном. А котлеты? В морозилку». Через некоторое время, как будто забыв, что куда пристроили, поинтересуйтесь у малыша: «Ты не помнишь, куда мы положили рис?» Можно и немножко «попутать» ребенка: «Мы купили столько вкусного: и яблоки, и апельсины, и бананы, и помидоры. Это ведь все фрукты, да, Сережа?»... И вот Сережа удивленно поднимает на вас глаза, вынимая из пакета помидор и глядя на него: «Нет, помидор — не фрукт, он — овощ!» Браво, Сережа и мама! А теперь пусть ваш умненький и не попавшийся в ловушку ребенок помоет помидоры для салата.

К четырем годам малышу нужно знать и уметь рассказать, кем работают родители (естественно, на доступном пониманию ребенка уровне), то есть названия профессий перестают быть тайной за семью печатями. Малышу надо объяснять не только, как называется тот или иной специалист, но и что конкретно он делает. Продавец взвешивает товар, упаковывает, подает; парикмахер расчесывает волосы, стрижет, красит, завивает, укладывает и т. д. Малыш уже не только фиксирует то, что видит, он дает оценку действиям: мама очень чисто моет пол, бабушка ровно расставляет книги, папа быстро колет дрова. Так постепенно растет словарный запас, и вы не перестаете удивляться тому, как быстро ребенок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь. «Трудовую деятельность» не обязательно организовывать на каждом шагу, постоянно. Подойдут и разнообразные занятия, например, имитирующие процесс уборки-приборки.

Помогайте ребенку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми: «Катя, расскажи бабушке, где мы с тобой сегодня были». После какого-нибудь интересного похода или события, впечатлившего ребенка, попробуйте вместе нарисовать картинку на тему увиденного. Пусть это не будет произведение искусства, но обсуждение нарисованного поможет малышу запомнить новые слова и точнее фиксировать свои наблюдения. Не забывайте, что ребенок будет стараться рассказывать вам что-либо только в том случае, если это вам действительно интересно.

На четвертом году дети еще не очень активно описывают признаки предметов, поэтому разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается и в бытовой обстановке. Например, малыш просит дать ему грушу, а вы предлагаете выбрать: «Тебе какую, большую или маленькую? Зеленую или желтую?»

Хорошо бы и игрушками пользоваться разнообразными, позволяющими видеть как можно больше признаков. Потренируйте ребенка, предлагая ему:

  • выбрать из коробочки только маленькие (темные, светлые, гладкие, шершавые и т. д.) камушки, а камушки вы вместе насобирали на прогулке;
  • назвать, из какой чашки он предпочитает пить молоко (из большой, маленькой, высокой, низкой, широкой, узкой);

•    выбрать и сказать, какое пюре приготовить (горячее, теплое, холодное).

Ребенок с удовольствием выполнит вашу просьбу и прокомментирует свои действия. Если вы попросите, он разложит по ящичкам вилки и ножи, по полкам чашки и тарелки. Конечно, с этими предметами нужно быть осторожным, но помните, что если ребенок не будет знаком с ними, ему нелегко будет в будущем научиться обращаться с множеством вещей.

Вам, конечно, хочется, чтобы речь ребенка была правильной, точной. Еще раз придется напомнить, как важно следить за собственными высказываниями. Если бабуля выговаривает внуку: «Сколько разов я тебе говорила...», а мама возмущается: «Почему ты ихние игрушки берешь, а на место не ложишь?», подобные обороты усвоит и ребенок. Да и объем детской речи во многом зависит от общения с ним родителей.

Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, — тренируйте его. Здесь вам поможет чтение, ну, и, конечно, игры. Пусть ребенок узнает предмет по вашему описанию. Расставляйте на столе разные игрушки (только не очень много). Пусть малыш объясняет, что стояло на столе, а чего не стало. То же можно делать и с картинками. Да и просто спрашивайте «у кого газета?» — «у папы», «где ваза?» — «на столе» и т. д.

Одна из излюбленных тем на многих тестированиях и проверках «Животные и их детеныши». Показывайте и называйте ребенку кошку с котятами, собаку со щенками, и живых, и на картинках. Ребенок использует в речи чаще то, что видел, хорошо знает. Ну, а попутно можно рассказать и о том, как нужно заботиться о наших меньших братьях, чем кормить, какие повадки у зверей, это тоже важно и интересно ребенку. Малыш не только слушает ваши рассказы, но уже начинает их пересказывать. Легче всего получается пересказ любимых сказок. Конечно, не нужно говорить ребенку: «Перескажи сказку!» Лучше попробуйте так: «Что ты запомнил из сказки про Колобка?» Или помогите малышу вопросами. Позволим себе снова посоветовать представлять действия персонажей, разыгрывать сценки. На первых порах достаточно приобрести несколько масок героев сказок и смастерить что-нибудь характерное для облика, например, картонную морковку для зайчика. И хотя рассказ малыша состоит всего из нескольких предложений, пусть он будет эмоциональным, живым, передающим отношение маленького человека к тому, что он говорит.

Мы уже говорили о том, что у маленького ребенка произношение достаточно долго остается нечистым. Дефекты речи в возрасте до четырех лет, а иногда и до четырех с половиной, логопеды называют «физиологическим косноязычием». Исправлять дефекты в этом возрасте считается нецелесообразным, но тренировать малыша, развивать возможности произношения звуков необходимо. О том, что нужно делать для стабилизации правильного произношения, чуть позже. А сейчас коснемся некоторых влияющих на произношение моментов.

Вы, конечно, понимаете, что малыш хорошо произносит звуки в том случае, если он хорошо слышит, различает звуки на слух. Необходимо тренировать слуховое восприятие малыша, то есть развивать способность распознавать и речевые, и неречевые звуки. В этом нам помогут музыкальные, звучащие игрушки. Давайте подудим в дудку, потрясем бубен, стукнем в барабан. Малыш не должен видеть ваши манипуляции, только слышать, а потом определять, на чем же вы играли. Потом предложите ребенку задать вам ту же задачу, ну, а при ответах ошибитесь-ка пару раз и посмотрите, поправит ли вас ребенок. Попросите его повторить звук. На второй раз, наверное, ответим правильно?

Очень нравится детям определять, откуда донесся какой-нибудь звук. Если вы организуете такую игру на природе, это вообще замечательно, так как там ребенку потребуется сконцентрировать все внимание на решении задачи, ведь кругом столько отвлекающих, интересных моментов. Полезно учить ребенка распознавать и разные бытовые звуки, например, определять, чем вызван скрип двери, треск рвущейся бумаги, стук закрываемой двери. Если дома вы не одни с ребенком, попробуйте поиграть с ним в узнавание по голосу. Чем больше народу участвует в этом, тем интереснее, особенно, если окружающие будут говорить то громко, то тихо, чуть— чуть изменять голоса.

Интересно будет для малыша поиграть в такую игру: перед ребенком выкладываете несколько картинок с изображением животных и их детенышей. Имитируете голос животного (взрослого) и спрашиваете: «Покажи, кто так кричит? Кто это? А как кричит цыпленок?» Ребенок не только учится различать голоса по различным признакам, но и пытается при этом анализировать разницу.

Следите за тем, чтобы малыш не торопился, чтобы темп речи не опережал возможности ребенка. Дети в этом возрасте чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном, поэтому будьте внимательны и не пытайтесь торопить ребенка, спокойно даете ему возможность высказаться и как следует произнести то, что он хочет. При этом слушайте, как ребенок произносит звуки. Очень аккуратными и внимательными должны мы с вами быть, когда начинаем втолковывать ребенку, как «услышать» звук в слове. К четырем годам уже многие звуки должны произноситься правильно. К звукам, освоенным на третьем году, добавляются «с», «з», «ц». Четко произносятся «ы», «э», «х», с которыми еще могли быть проблемы. Ну, а если ваш ребенок правильно произносит еще и «ш», «ж», «щ», «ч», «л», «р», он просто умница. Впрочем, если этих звуков нет, не стоит расстраиваться, впереди есть время их освоить, а вам надо продолжать заниматься тренировкой слухового внимания и развивать произносительные умения малыша.

Ближе к четырем годам уже можно попробовать учить малыша отыскивать звук в слове. Не произносите пока слово «звук»: «Посмотри на картинку. Это цапля. Скажи, пожалуйста, в слове «цапля» есть «ц» или нет?» (Звук «ц» постарайтесь выделить голосом.) И малыш, к примеру, хлопает в ладоши, подтверждая: есть «ц». Потом можно показать и назвать другую картинку или игрушку, в названии которой нет «ц», и опять спросить ребенка. Только не переусердствуйте в таких заданиях. Двух-трех в день будет для начала вполне достаточно. Возможно, малыш и не захочет сразу заниматься такой работой, не заставляйте его, переждите, а потом сделайте второй заход, естественно, в игровой форме: «Лягушка громко квакает в болоте: ква-ква-ква! Есть ли в ее кваканье «к»? Ну-ка посмотри на картинку, вот лягушка. Как она квакает? »

На четвертом году ребенок по-новому вслушивается в звуки, составляющие слова, и порой сам изобретает что-нибудь новенькое, пытаясь связать конкретную вещь, ее название и действие, которое производится при помощи этой вещи, напрямую, вместо «ножика» вдруг появляется «режик». В этом нет ничего страшного, это нормальное явление и показатель того, что развитие речи идет полным ходом. Вооружитесь лото и различными наборами картинок, можно и самим порисовать, если получается узнаваемо. Самые простые и удобные задания по картинкам могут быть примерно такими: демонстрируя изображение новогодней маски, спросите, что это: маска или каска?

Необходимо развивать умение правильно дышать при речи. Это особенно важно и потому, что скоро ваш малыш приступит к чтению и ему понадобится полноценное дыхание. Впереди ждет не только встреча с миром книг, прочитанных самостоятельно, но и тест «на технику чтения». Поэтому не выбрасывайте игрушки, которые вы приобрели или сделали для выполнения упражнений, развивающих дыхание: бумажные бабочки, птички, рыбки, самолетики, свистульки и трубочки, они еще пригодятся. Ведь для того, чтобы говорить в нормальном (а не ускоренном) темпе, выразительно, красиво, фразами достаточной длины, нужно пользоваться полноценным речевым выдохом, вот его-то вам и нужно развивать у малыша.

Попробуем кое-что добавить к списку тех упражнений, которые мы уже порекомендовали вам, дорогие терпеливые родители. Раньше мы сдували ватку в одном экземпляре, теперь разложите несколько кусочков этого универсального материала в разных концах стола и попросите ребенка сдуть все ватки, например, к центру, где сидит игрушечный мишка и «собирает снежок».

Даже самые трудные упражнения, требующие от малыша усилий, будут выполняться с удовольствием, если вы облекаете их в игровую форму. Купите в магазине набор конфетти и разложите на листке плотной бумаги или картона. Пусть малыш дует на конфетти так, чтобы они не разлетались по воздуху, а только немного передвигались с места на место, как «маленькие букашки». Напомните, что вдыхать нужно носом, спокойно, ненапряженно, а выдыхать легко, плавно, длительно, а не резко.

Приготовьте «расческу» из бумаги с тонкими легкими зубцами (лучше зубцы сделать из папиросной бумаги) и попросите ребенка подуть. Замечательно, если вы будете изготавливать расческу вместе с малышом. Картонный домик с дымком из папиросной бумаги, приклеенным к трубе, можно использовать как иллюстрацию к сказке, которую вы рассказываете ребенку, и включить поделку в сюжет. Тут же подойдут и потешки, и короткие стишки, о которых мы еще расскажем. В домике можно сделать также и окошко со ставнями из папиросной бумаги, его можно «приоткрывать» выдохом. Папиросные хвосты птичек и зверей тоже помогут ребенку тренировать выдох, особенно если вы придумаете, как включить их в игру. Сделанные из бумаги фигурки малыш будет двигать выдохом с большим удовольствием. Это могут быть солдатики, спортсмены, разные звери и птицы, что только пожелаете и что будет вам по силам.

Найдите время для того, чтобы произносить с малышом потешки и чистоговорки. Ребенку нужно сказать потешку на одном выдохе, это не так просто для маленького человека, особенно вначале, так что начните с самого элементарного, например, с гласных звуков. Пусть ребенок поаукает: ау-ау-ау-ау; поизображает младенца: уа-уа-уа-уа, «поработает» эхом: ушла-а-а-а; повезло-о-о-о. Произносить гласные нужно на одном выдохе, не «отрубая» их друг от друга. Постепенно переходите к более сложному материалу: ай-яй-яй-яй, ой-ей.

Хорошо, если вы не против попеть вместе с ребенком. Песни нужно именно петь, а не кричать. Мы стараемся развивать речь, не забывая и о том, что голос малыша надо беречь. Давайте попробуем тренировать и голосовые возможности ребенка. Перенапрягать голос нельзя ни в коем случае, поэтому важно следить за тем, чтобы ребенок не кричал истошно, чтобы не разговаривал слишком громко. Слишком громкая речь может быть показателем того, что ребенок плохо слышит, но об этом мы поговорим немного погодя, а сейчас остановимся на голосе.

Малыш обычно подражает вашей интонации. Сколько раз нам приходилось слышать, как дети беседуют, играя, и удивляться при этом, как интонационно они повторяют взрослых, как используются речевые обороты, оттенки голоса, мелодика. Для развития голосовых возможностей можно брать самый разнообразный материал. Очень удобно говорить от лица персонажей детских сказок, рассказов. Вот, например, при чтении «Федорина горя» К. Чуковского перед вами открываются просто неограниченные горизонты. Одна только фраза: «И чайник сказал утюгу: "Я больше идти не могу!" » С какой интонацией ее можно произнести! Или: «И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?"» Печаль чайника, отчаяние блюдец, все должно быть передано с помощью интонации. И таких примеров можно привести очень много. Некоторые звери, герои детской литературы, говорят традиционно медленно (или это связано с их особенностями, так сказать, имиджем), другие — быстрее, одни басят, другие попискивают... Показывайте ребенку картинки с изображением разных говорунов и имитируйте голоса.

Полезно иногда пошептаться, особенно если вы не просто даете задание, а играете, и шепот — часть игры. Бесподобная «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака идеально подходит для достижения наших с вами педагогических развивающих задач. Вы и малыш пробуете говорить то громче, то тише, используя звукоподражания, обращая внимание на характеры героев и ситуацию, в которой оказался глупый мышонок и его неосмотрительная мама. «Теремок», «Колобок», «Репка», прочие сказки, где есть повторяющиеся выражения и обороты, легко усваиваются малышом и способствуют развитию выразительности. Кроме того, малыш пытается передать интонацией и свои собственные чувства, ведь судьба героев ему небезразлична. Ну, а вам небезразлично то, как говорит ребенок!

Итоги

Итак, к 4 годам ваш малыш:

  • Владеет словарем примерно в 1500 слов
  • Начинает употреблять сложные предложения
  • Говорит предложениями из 4-5 слов
  • Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?»
  • Использует выражения типа: «я думаю, что...» И «я надеюсь, что...»
  • Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени
  • Правильно произносит звуки «П»,  «Б»,  «Т»,  «Д»,  «Ф»,

«В»,   «К»,   «Г»,   «X»,   «С»,   «3»,   «Ц»,   «М»,   «Н»

Пятый год жизни

– Давай поговорим…

Пятый год – середина дошкольного периода. Именно в этом возрасте окончательно (!) формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки – и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Иногда родители удивляются: ну в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живёт ребёнок, имеет огромное значение. Чем старше ребёнок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живёт. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития! 

Начнём с чтения. Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребёнок послушал. Но ни о чём не спросил. Всё понял? Может быть и так. Но всё же лучше было бы обсудить с ребёнком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребёнка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребёнку сказки «с продолжением». Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остаётся некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их.

Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000! Продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной: объясняем малышу новые названия, показываем соответствующие картинки, наблюдаем на улице, загадываем и отгадываем загадки, играем.

Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи. Ребёнку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Попробуйте предложить ему такие задания: «Продолжи узор», «Учимся штриховать», «Дорисуй», «Раскрась», «Обведи».

Давайте малышу поправить вас, заметить ошибки, сказать правильно. Пусть ребёнок покажет на лишний, неподходящий предмет и назовёт его: «карась, сом, утка». С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажете: «Бабочка плавает, а рыбка летает», «Арбуз деревянный, а ящик спелый». Наверняка ребёнку понравится, если вы вовлечёте в игру какую-нибудь игрушку, которую надо будет поправлять, учить.

Когда вы играете с ребёнком, между вами идёт диалог. На пятом году жизни ребёнок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание. Сделать монолог для ребёнка привычным помогут картинки. На первых порах нужно стараться получить рассказ по картинке хотя бы из нескольких предложений. Приготовьте картинки, изображающие какие-нибудь события, по ним удобно составить рассказ (например, времена года). Высшим пилотажем использования картинок будет составление объёмистого рассказа по серии сюжетных картинок. Вначале вы помогаете разложить их по порядку, ну, а затем малыш справляется с этим самостоятельно. Когда небольшое повествование по картинке будет удаваться, перейдите на пересказы с помощью ваших вопросов. Пересказываем, а затем играем, не забываем комментировать свои действия. Играя с ребёнком, давайте возможность малышу пофантазировать. Реализовать какие-то придумки.

Теперь надо научить ребёнка придумывать загадки или играть в «объяснялки». Попросите малыша описать какой-нибудь предмет, но не называть его. Причём ребёнок может рассказывать не только о признаках этого предмета, но и о том, как он используется, что делают с его помощью. На первых порах в роли загадывателя лучше выступать вам, а ребёнок будет отгадывать. (например: «пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится, кто это?»).

На пятом году жизни ваш ребёнок уже довольно часто пользуется сложными предложениями или их частями. Задавайте вопросы, побуждая ребёнка давать полный, развёрнутый ответ. Продолжайте знакомить ребёнка с предлогами, для этого давайте точные, конкретные поручения. (например: «Возьми банку со стола и поставь её на подоконник»). Затем спросите, откуда была взята банка и куда поставлена. Игра в поиск спрятанного предмета тут тоже будет к месту. Или можете сложить несколько предметов в разных местах; пусть малыш перечислит их, точно указав, где что находится.

При формировании правильного звукопроизношения огромную роль играет ежедневная артикуляторная гимнастика. Для разных групп звуков существуют специальные комплексы артикуляторных упражнений. Выполнять их нужно ежедневно!!! Только в таком случае ваш малыш сможет быстро и эффективно овладеть новым звуком.

Закрепляя правильное звукопроизношение в различных чистоговорках, скороговорках и потешках, вы одновременно должны стараться развивать и умение различать и воспринимать звуки (фонематическое восприятие). Не забывайте, что скоро ребёнку предстоит обучение грамоте, к этому нужно начинать готовить его уже сейчас. В этом вам помогут игры: «Покажи собачку, если услышишь в называемых мною словах звук «р»-рычание собачки», «Найди на картинке (на улице, на столе, в комнате) все предметы со звуком «ш». Помимо этого ребёнок учится говорить громче или тише, с разной интонацией, эмоциями, более или менее выразительно.

ИТОГИ:

Итак, в норме к пяти годам ребёнок:

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов
  • Знает свой адрес
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  • Умеет пересказывать
  • Правильно произносит практически все звуки
  • Определяет право-лево у себя, но не у других
  • Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий)
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  • Считает до десяти
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны

Шестой год жизни

– Хочу всё знать!

Вот ваш ребёнок и переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный возраст. Предпоследняя  ступенька перед школой. Конечно, кто-то пойдёт в школу с шести лет, кто-то с семи, а кто-то аж с семи с хвостиком, всё равно готовиться будут все. Всем предстоят разные испытания, все будут стараться, и родители, и дети, и мы, педагоги.

Помните, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра. Мудрые слова «учить, играя» не теряют своей актуальности.

Слова, постоянно пополняющие словарь ребёнка, извлекаются из вашей речи, из окружающей ситуации, из впечатлений, из наблюдений ребёнка.

В этом возрасте ребёнку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер. Проще говоря, речь идёт о прилагательных в сравнительной степени (горячий-горячее), о наречиях (быстро), о передачи оттенков цвета (светло-коричневый). Вам придётся предоставлять ребёнку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать.

Дайте ребёнку пощупать тёплую батарею, пусть степень её нагревания обозначается словом «горячий». А вот кастрюля с недавно сваренным борщом гораздо горячее. Ребёнок обычно усваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности. От вас требуется помимо организации живого знакомства с названиями также учить ребёнка живому общению со словом, когда слово не является чем-то незыблемым, а представляет собой инструмент для выражения чувств, мыслей, то есть слово способно изменяться в зависимости от того, что ребёнок хочет сказать.

Перед нами стоит задача: сделать так, чтобы ребёнок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков. Начать можно с придумывания сравнений. Вы даёте малышу апельсин, весь кругленький, крепкий, упругий, солнечного тёплого цвета. А каким назовёт его ребёнок? На что, по мнению ребёнка, похож апельсин? С чем его можно сравнить? Как его изобразить на бумаге? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребёнка. Образ, который формируется на основе восприятия (малыш видит апельсин, гладит, сжимает, нюхает), создаётся и словами-признаками, и словами-предметами.

На шестом году жизни объём стихотворений, который вы решили разучить с ребёнком, увеличивается. Механическое заучивание не требуется, ребёнок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять как набор слов. Если стихотворение учится с трудом, надо постараться облечь сам процесс в привлекательные для ребёнка тона, например, разыграть сценку с изображением того, о чём говориться в стихотворении.

Пора уже убедиться в том, что ребёнок понимает и использует в своей речи сложные предлоги: из-за, из-под. Выполнение сложных инструкций, которые вы даёте, будет здесь подспорьем: «Достань карандаш из-под книжки». Предложите ребёнку ответить на такие, на первый взгляд, нехитрые вопросы: «Откуда я вытащила куклу?» (из-за шкафа). Важно, чтобы ребёнок хорошо понимал, сто вы от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса, то есть того, что известно ребёнку вообще, в активный, то есть к тем словам, которые используются в речи.

Ребёнку нравиться примерять к своей речи новые слова. Словообразование – великая вещь, и, если оно происходит правильно, языковые (а не только речевые) возможности маленького человека стремительно растут. Задания вы можете давать ребёнку по ходу дела, например: «Посмотри, вот у нас большой стол. А вон там, около дивана, маленький … сто…лик». Вовлеките ребёнка в ясный ему и естественный диалог: «На картинке дети, посмотри. Что они делают? Правильно, бегают. А как ты скажешь о себе? (Бегаю.) А что если это было вчера? (Бегал.)»

Ребёнок уже понятно и убедительно выражает свои мысли. Кроме того, выясняется, что он помнит, и, главное, может рассказать о том, что происходило в прошлом, например минувшим летом, когда всей семьёй ездили на юг. Старайтесь стимулировать рассказывание, как бы вы не были заняты, попробуйте находить время для общения. Ведь детство промчится так быстро, не успеете оглянуться, а ваш детсадовец стал студентом. Так что маленькие детки – маленькие бедки. Ну, а радости, конечно, большие.

Несмотря на то, что словарный запас вашего ребёнка постоянно увеличивается, далеко не всё ещё ясно и понятно малышу в речи окружающих людей. По-прежнему к вам пристают с вопросами. Не отмахивайтесь, ведь теперь ребёнка интересуют и какие-то узкие, отдельные темы, особенности. Много новых слов появляется именно потому, что ребёнок учится называть составные части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием, но и тем из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Недаром малыш так стремится всё разобрать, посмотреть, что внутри, каков принцип действия. Приготовьте такие игры, где, например, нужно к одной картинке, изображающей предмет, подобрать (и назвать) картинки, изображающие отдельные части предметы. (Дом: крыша, стена, дверь, окно, труба).

Свободно пользоваться словами, не затрудняться в выборе нужного слова или выражения – вот чему мы сейчас учим малыша. Попробуйте игру в антонимы, подбор слов, противоположных по значению. Это очень просто, вы называете слова, а ребёнок подбирает противоположное.

Обычно такие задания ребёнок выполняет с удовольствием. Если хотите, чтобы малыш пользовался достаточным количеством слов, сами употребляйте их, разнообразьте свою собственную речь, не отделывайтесь однословными ответами и короткими высказываниями.

Со словами можно и нужно играть, ведь ребёнку в дальнейшем в школе предстоит не только освоить правила орфографии, но и научиться чувствовать слова, то есть применять правила. Иначе они останутся для ученика набором звуков, несвязанных с практикой письма и чтения. Вот несколько вариантов таких игр: называя картинки, попросите ребёнка определить, какой звук первый, какой последний, сколько всего звуков в слове, а также составить слова из звуков, данных по порядку или в разбивку; «закончи слово»; «договори слово»; предложите ребёнку изменять один и тот же звук в слове и смотреть, что получится (сам-сом-сон).

Итоги:

Итак, в норме к шести годам ребёнок:

  • Обладает словарём около 4000 слов.
  • Практически все звуки родного языка произносит правильно.
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказанному.
  • Помнит и может описать прошедшие события.
  • Пользуется сложными предложениями.
  • Употребляет все части речи.
  • Использует абстрактные и отвлечённые понятия.
  • Рисует, заштриховывает, обводит.
  • Хорошо ориентируется в пространстве, на листке бумаги.
  • Различает и дифференцирует звуки речи.

Поскольку наши малыши имеют речевые нарушения, нам предстоит ещё больше и активнее помогать им осваивать разные стороны речи. Только при нашей – логопеда, воспитателей, а также вас, уважаемые родители – совместной работе мы  добьёмся положительных результатов и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

В  буклете содержится необходимая для родителей информация о норме речевого развития детей 3-4 лет, даны полезные рекомендации по развитию детской речи, а также приведены примеры игр по развитию ...

Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

Памятка -  буклет для родителей«Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи  детей 4-го года жизни»...

Информация для родителей о развитии речи детей.

В данном материале даны примеры общения родителей с детьми, условия для развития речи, упражнения для развития артикуляционного аппарата, динамические упражнения для языка, упражнения для губ, комплек...