Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения
книга по теме

Кутелия Цира Капитоновна

«Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения»

Домашнее чтение - это главный путь широкого приобщения детей к миру книг. Книга расширяет кругозор ребенка. Вводит его в богатый мир образования, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активизирует отношение к жизни, прививает любовь к родине, к искусству.                                                                     

По материалам печати известно, что лишь 15% родителей участвует в формировании книжной культуры детей, а 60%  родителей не читают своим детям вообще. Не следует забывать о том, что чтение дома является неотъемлемой частью развития и образования детей.

 

 

Рекомендации по организации домашнего чтения в семье

 

Что читать детям?

Для того чтобы не пропустить для ребенка ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна, следует определить круг детского чтения на перспективу, т.е. на все детство. В настоящее время принимаются попытки создания программ домашнего чтения. В их разработках принимают участие детские издательства, библиотечные фонды и, безусловно, педагоги.

Так, например, в пермской областной библиотеке была создана программа « Ступени». Как говорят авторы о ней, это программа для детей и их родителей. Программа состоит из 3 выпусков, по возрастным категориям: от 0- 3 лет; от 3- 5 лет; от 5-7 лет.

В выборе произведений для домашнего чтения, могут помочь специальные издания, носящий справочный характер:

  1. Тимофеев И.Н. «Что и как читать вашему ребенку от года до 10 » Энциклопедия для родителей по руководству в детском чтении. Санкт- Петербург 2000г.

  2. «Писатели нашего детства. 100 имен». «Библиографический словарь в 3-х частях. Под редакцией С.И. Самсонова. Москва,1998-2000гг.

  3. «Я познаю мир» Детская энциклопедическая литература Н.В. Чудакова, Москва 1997г.

 

Когда читать?

В режиме дня необходимо выделить определенное время для чтения, чтобы к этому часу ребенок настроился на восприятие книги. Достаточно уделить этому занятию в  течение дня 15-20 минут (лучше перед сном). Чтение должно проходить в спокойной обстановке. Тогда ничего не отвлекает ребенка. Окружающие должны относиться к этому занятию с уважением. Восприятие художественного произведения - это активный волевой процесс, предполагающий внутренние содействия, сопереживания героя. Будет лучше, если сама обстановка будет усиливать восприятие произведения (например, сказку лучше читать в темноте).

Нельзя переутомлять малыша, ребенок 3-4 лет может сосредоточиться на книге не более 10-15 минут. После этого рассеивается внимание. И как бы ребенку ни понравилась книга, ему нужно давать отдых, т.к. дети с нарушением зрения быстро утомляются. Во время чтения необходимо следить за правильностью осанки ребенка, его посадки.

Как читать детям?

Родителям необходимо показать ребенку, что чтение вслух доставляет им удовольствие. Во время чтения родителям нужно сохранить зрительный контакт с ребенком. Это необходимо, т. к. позволяет ребенку чувствовать. Что повествование обращено к нему. И  в то же время позволит взрослому увидеть, какие чувства вызывает то, о чем он читает. Читать детям нужно неторопливо, но и не монотонно; читать то быстрее, то медленнее, то громче, то тише, в зависимости от содержания текста. Чтение должно быть интонационно - выразительным и эмоционально окрашенным. Если текст выбранного произведения слишком длинный. То его можно сократить следующим образом: произведение читается не до конца. Поскольку ребенок все - равно перестает слушать, то окончание коротко пересказывается самим взрослым. Если читают ребенку на ночь, то у истории должен быть обязательно счастливый конец. Следует помнить, что ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Ему можно предложить повторять за взрослым слова, проиграть все движения, все жесты, которые присутствуют  в  произведении. Например, сажать репку, тянуть репку, прыгать, как зайка… Можно предложить ребенку хором рассказать сказку. Также дети любят чтения - беседы, похожие на игру, т.е. это могут быть сказки с повтором, сначала взрослый, затем ребенок. Особенно следует отметить детскую любовь к повторному чтению. Ребенок часто просит читать одно и то же произведение. Дети ждут повторных чтений, поскольку они позволяют вновь и с большей силой пережить радостное волнение, тот момент, который наиболее заинтересовал ребенка. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и потом сможет самостоятельно пересказать рассказы, сказки, читать наизусть стихи и т. д. Необходимым условием в домашнем чтении  является обсуждение прочитанного произведения. Чтобы ребенку было интересно, такое обсуждение может проводиться не только в вопросно-предметной форме, так его можно попросить нарисовать услышанное в рассказе, слепить из пластилина героев произведения, предложить обыграть.                       

 

До какого возраста нужно читать детям вслух?

Родители должны читать детям вслух не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. При этом выбирать такие книги, с которыми сам ребенок не справится. Организовать домашнее чтение в этом возрасте можно так: ребенок читает, а взрослый подсказывает слова, где он запнется. Или же, одну страницу читает ребенок, а другую - мама или папа. Такое чтение нравится детям, поскольку снимает усталость от слабой еще техники чтения. При чтении объемных книг можно опускать длинные описания и пересказывать отдельные эпизоды. При этом прервать свое чтение можно на самых интересных моментах с тем, чтобы продолжить чтение на следующий день. Практиковать такие чтения можно уже с 5-6 летнего возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_chtenie_v_detskom_sadu_s_narusheniem_zreniya.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения»

Домашнее чтение - это главный путь широкого приобщения детей к миру книг. Книга расширяет кругозор ребенка. Вводит его в богатый мир образования, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активизирует отношение к жизни, прививает любовь к родине, к искусству.                                                                      

По материалам печати известно, что лишь 15% родителей участвует в формировании книжной культуры детей, а 60%  родителей не читают своим детям вообще. Не следует забывать о том, что чтение дома является неотъемлемой частью развития и образования детей.

Рекомендации по организации домашнего чтения в семье

Что читать детям?

Для того чтобы не пропустить для ребенка ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна, следует определить круг детского чтения на перспективу, т.е. на все детство. В настоящее время принимаются попытки создания программ домашнего чтения. В их разработках принимают участие детские издательства, библиотечные фонды и, безусловно, педагоги.

Так, например, в пермской областной библиотеке была создана программа « Ступени». Как говорят авторы о ней, это программа для детей и их родителей. Программа состоит из 3 выпусков, по возрастным категориям: от 0- 3 лет; от 3- 5 лет; от 5-7 лет.

В выборе произведений для домашнего чтения, могут помочь специальные издания, носящий справочный характер:

  1. Тимофеев И.Н. «Что и как читать вашему ребенку от года до 10 » Энциклопедия для родителей по руководству в детском чтении. Санкт- Петербург 2000г.
  2. «Писатели нашего детства. 100 имен». «Библиографический словарь в 3-х частях. Под редакцией С.И. Самсонова. Москва,1998-2000гг.
  3. «Я познаю мир» Детская энциклопедическая литература Н.В. Чудакова, Москва 1997г.

Когда читать?

В режиме дня необходимо выделить определенное время для чтения, чтобы к этому часу ребенок настроился на восприятие книги. Достаточно уделить этому занятию в  течение дня 15-20 минут (лучше перед сном). Чтение должно проходить в спокойной обстановке. Тогда ничего не отвлекает ребенка. Окружающие должны относиться к этому занятию с уважением. Восприятие художественного произведения - это активный волевой процесс, предполагающий внутренние содействия, сопереживания героя. Будет лучше, если сама обстановка будет усиливать восприятие произведения (например, сказку лучше читать в темноте).

Нельзя переутомлять малыша, ребенок 3-4 лет может сосредоточиться на книге не более 10-15 минут. После этого рассеивается внимание. И как бы ребенку ни понравилась книга, ему нужно давать отдых, т.к. дети с нарушением зрения быстро утомляются. Во время чтения необходимо следить за правильностью осанки ребенка, его посадки.

Как читать детям?

Родителям необходимо показать ребенку, что чтение вслух доставляет им удовольствие. Во время чтения родителям нужно сохранить зрительный контакт с ребенком. Это необходимо, т. к. позволяет ребенку чувствовать. Что повествование обращено к нему. И  в то же время позволит взрослому увидеть, какие чувства вызывает то, о чем он читает. Читать детям нужно неторопливо, но и не монотонно; читать то быстрее, то медленнее, то громче, то тише, в зависимости от содержания текста. Чтение должно быть интонационно - выразительным и эмоционально окрашенным. Если текст выбранного произведения слишком длинный. То его можно сократить следующим образом: произведение читается не до конца. Поскольку ребенок все - равно перестает слушать, то окончание коротко пересказывается самим взрослым. Если читают ребенку на ночь, то у истории должен быть обязательно счастливый конец. Следует помнить, что ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Ему можно предложить повторять за взрослым слова, проиграть все движения, все жесты, которые присутствуют  в  произведении. Например, сажать репку, тянуть репку, прыгать, как зайка… Можно предложить ребенку хором рассказать сказку. Также дети любят чтения - беседы, похожие на игру, т.е. это могут быть сказки с повтором, сначала взрослый, затем ребенок. Особенно следует отметить детскую любовь к повторному чтению. Ребенок часто просит читать одно и то же произведение. Дети ждут повторных чтений, поскольку они позволяют вновь и с большей силой пережить радостное волнение, тот момент, который наиболее заинтересовал ребенка. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и потом сможет самостоятельно пересказать рассказы, сказки, читать наизусть стихи и т. д. Необходимым условием в домашнем чтении  является обсуждение прочитанного произведения. Чтобы ребенку было интересно, такое обсуждение может проводиться не только в вопросно-предметной форме, так его можно попросить нарисовать услышанное в рассказе, слепить из пластилина героев произведения, предложить обыграть.                        

До какого возраста нужно читать детям вслух?

Родители должны читать детям вслух не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. При этом выбирать такие книги, с которыми сам ребенок не справится. Организовать домашнее чтение в этом возрасте можно так: ребенок читает, а взрослый подсказывает слова, где он запнется. Или же, одну страницу читает ребенок, а другую - мама или папа. Такое чтение нравится детям, поскольку снимает усталость от слабой еще техники чтения. При чтении объемных книг можно опускать длинные описания и пересказывать отдельные эпизоды. При этом прервать свое чтение можно на самых интересных моментах с тем, чтобы продолжить чтение на следующий день. Практиковать такие чтения можно уже с 5-6 летнего возраста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей чтению в детском саду

В данной статье описан  опыт работы по обучению чтению детей второй младшей группы  по методике Глена Домина...

Проблемы семейного чтения в детском саду

В статье рассказано проблемы семейного чтения и пути  решения...

Гимн МБДОУ № 120 детский сад с нарушением зрения

Этот гимн был написан  мною в 2004 году для характеристики нашего лечебно- педагогического  учреждения   - детский сад для слабовидящих детей....

Конспект логопедического занятия по обучению чтению детей 6 лет с нарушением зрения и речи "Лесные звезды"

Занятие "Лесные звезды" разработано на основе методики обучения чтению детей с нарушением речи А.Н.Корнева. Данная методика интегрирует нейропсихологический и нейролингвистические подходы, что ососбен...

Хрестоматия для чтения в детском саду

Подборка стихов и рассказов для чтения детям разных возрастов, на разные сезоны по времени года....

Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада с точки зрения решения задач по здоровьесбережению.

Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в ДОУ в средней группе «Золотая рыбк...

Проекта Год чтения в детском саду «Волшебный мир чтения»

ull;Тип проекта: групповой, возраст детей –3-7 лет.•Сроки реализации проекта: долгосрочный (январь – декабрь 2022г).•Вид проекта: литературно-творческий.•Тип проекта: груп...