Читаем и анализируем вместе с детьми
методическая разработка по теме

Самым сложным видом работы с дошкольниками по детской литературе для воспитателя, и тем более для родителей является анализ художественного текста. Но он на сколько сложен, на столько и необходим. Ни что, как анализ не учит не только читать, но и вчитываться , т.е. видеть глубину содержания, вдумываться, вглядываться в текст,   следовать за мыслью автора и постигать её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitaem_i_analiziruem_proizvedeniya_vmeste_s_detmi.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми

Самым сложным видом работы с дошкольниками по детской литературе и для воспитателя, и, тем более, для родителей является анализ художественного текста. Но он насколько сложен, настолько и необходим. Ни что, как анализ, не учит не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержания, вдумываться, вглядываться в текст, следовать за мыслью автора и постигать ее.

Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Для младшего возраста - это репродуктивные вопросы (Кто? Что? Где? Как?), а с четвертого года жизни вопросы должны носить аналитический характер (Почему?), то есть побуждать размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Вопросы должны быть доступными для детей. А все слова понятными, точными, оправданными.

На первых порах рекомендуется составить "партитуру" текста, то есть параллельно тексту записывать вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в случае, если ответы детей не будут удовлетворять взрослого.

Анализ произведения нужно организовывать так, чтобы он представлял собой серьезный, интересный и полезный для маленьких детей разговор о литературе, ее особенностях как вида искусства, ее воздействии на человека, разговор, который никогда не надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные для ребенка вопросы - от самых простых до глубоких, философских. Правильно организованный анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, побуждать любознательность, пытливость, учит думать, сопоставлять.

Ни в коем случае нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка взрослые стараются преподнести литературного героя, как образец для подражания и по всякому поводу начинают напоминать ему, что должен на него равняться. В таком случае ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и тихо ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые. Возможно даже, ребенку захочется походить не на положительного, а на отрицательного героя.

Следует помнить, что одна из основных задач при анализе произведения - не лишать литературу ее права быть, прежде всего, искусством и в таком ее качестве восприниматься человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читаем детям, читаем вместе с детьми.

Читаем детям, читаем вместе с детьми....

Консультация для родителей “Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти помет...

Читаем детям, читаем вместе с детьми!

Консультативный материал для родителей...

Статья "Читаем детям,читаем вместе с детьми"

Роль книги в воспитании детей незаменима. Ребёнок раннего возраста пока ещё только слушатель, порой пассивный, чтобы ребёнок стал активным слушателем, взрослому необходимо приложить много усилий,эмоци...

Читаем для детей, читаем вместе с детьми.

Консультация для родителей, в которй даны советы  и правила чтения художественной литературы для детей....

Консультация для родителей "Читайте и играйте вместе с детьми"

важность чтения книг с раннего возраста - неоспорима.для благополучного развития ребенка семейное чтение просто необходимо, и не только пока ребенок не умеет сам читать, но и в более позднем периоде....