Главные вкладки

    ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
    статья (младшая группа) на тему

    Профилактика психического состояния ребенка является одной из проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармоничным можно назвать такое взаимодействие человека с жизненной средой, при котором сохраняются здоровье, способность к адекватному поведению, а также появляются возможности для пол­ного личностного развития.
    В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на здоровье имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к важнейшим критическим периодам в жизни ребенка. Академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.
    Не случайно, именно в этом возрасте родители и нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Специалисты отмечают вираж нервно-психического развития, отступление от уже достигнутого уровня.
    Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья раннего возраста - это:
    - лечебно-профилактическая работа;
    - обеспечение психологической безопасности личности ребёнка;
    - оздоровительная направленность образовательного процесса;
    - социально-педагогическая и психологическая поддержка детей из проблемных семей.
    Лечебно - профилактическая работа включает организацию физиолечения, массажа, фитотерапии, витаминно - лекарственной терапии, закаливания, сна, лечебного и диетического питания; тщательный уход за детьми воспитание у них привычек здорового образа жизни
    Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает многовариантный режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интел­лектуальных и физических нагрузок.
    Под оздоровительной направленностью образователь­ного процесса подразумевается система мер, не травми­рующих нервную систему ребенка во время образователь­ных занятий.
    Адаптивная модель организации педагогического и образовательного процессов предусматривает введение элементов семейного воспитания в практику работы до­школьного учреждения, а также наличие дифференциро­ванных и индивидуальных программ психолого-педагоги­ческого сопровождения развития самых маленьких наших воспитанников.
    При планировании работы по профилактике психо­эмоционального напряжения детей раннего возраста мы руководствуемся следующими основными принципами:
    ориентацией на «зону ближайшего развития» каж­дого ребенка;
    учетом направленности его интересов;
    обеспечением свободы выбора и волеизъявления;
    безоценочным подходом к детям.
    Ориентация на «зону ближайшего развития» исключа­ет усредненный подход к, ребенку и способствует устране­нию эмоционально-интеллектуальной напряженности, воз­никающей у него, если превышены пределы доступности воспринимаемого им материала. Гуманистический прин­цип безоценочного подхода служит одним из важнейших условий обеспечения позитивного состояния нервной си­стемы малышей.
    Социально-педагогическая и психологическая поддер­жка детей из проблемных семей заключается в организа­ции работы с семьями группы риска и ребятами, находя­щимися по той или иной причине в ситуации риска (на­пример, если адаптация проходит очень тяжело).
    Общеизвестно Положение о необходимости комплек­сного применения оздоровительных мер в ДОУ. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма могут стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов.
    Первым принципом оздоровительно-развиваю­щей работы с детьми раннего возраста является развитие творческого воображения.
    В процессе игровой психогимнастики, когда дети вы­зывают у себя различные ощущения типа «холодно-теп­ло», они с силой собственного воображения овла­девают навыками произвольной терморегуляции организ­ма.
    Второй принцип оздоровительно-развивающей работы - это формирование осмысленной моторики. Вы­дающийся ученый А. В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произ­вольным, управляемым только в том случае, если оно бу­дет ощущаемым и осмысленным.
    Третий принцип оздоровительной работы - со­здание и закрепление целостного и позитивного психосо­матического состояния ребенка в различных видах дея­

    тельности. Иными словами, что бы ребенок ни делал - это должно доставлять ему радость и удовольствие.
    Четвертый принцип- воспитание способности к сочувствию и сопереживанию
    При поступлении в дошкольное образовательное уч­реждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста огра­ничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци­альную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Вос­питатель помогает новичкам преодолеть стресс и успешно адаптироваться в детском саду.
    Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлитель­ны. Им свойственно быстро заряжаться сильными – как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям особенности и легли в основу перспективного планирования работы по данной теме.
    Воспитатель приступает к работе сразу после прихода малышей в детский сад, именно в этот момент они пребывают в стрессовое состоянии, вызванном расставанием с родителями, новой обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. И проводится эта работа в течение всего учебного года, пока ребенок находится в данной возрастной группе, а затем продолжается и в дошкольных группах.
    Ранний возраст - особый период становления органов и систем, формирования их функций, функций мозга. Раннее детство имеет свою специфику.
    Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развил который отличается скачкообразным характером.
    Во-вторых, это неустойчивость и незавершенность приобретенных навыков и умений. Еще одной особенностью раннего детства является теснейшая взаимозависимость состояния здоровья, физического, нервно-психического развития. Любые изменения стоянии здоровья малыша влияют на его нервную систему.
    Ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций - залог становления личности, основа про познавательной активности.
    Маленькие дети очень подвижны. Ограничения ведут к нарушению осанки, ослаблению функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной активности уменьшает поток раздражения возникающего во время движения и воспринимаемого окончаниями кожи, мышц, суставов, слуховыми анализаторами, идущими к головному мозгу. В результате могут произойти расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, хуже работают сердечная и дыхательная системы.
    Психика ребенка раннего возраста устроена таким образом, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные движения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это интересно.
    Именно радость и эмоциональный подъем, удовлетворение от правильно выполненных движений, соответствуют потребностям растущего организма. Применение лечебных игр способствует ускоренному гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, движений, ловкости и меткости, повышению эмоционального тонуса детей.
    В весьма раннем возрасте начинают проявляться артистические способности. Игры-драматизации очень полезны. Театр - всегда игра, сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательным сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но и само­стоятельно стать им. В игре-драматизации вырабатывается правильное и четкое произношение звуков, снижается заком­плексованность, скованность, малыш раскрепощается; воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера, эмоциональных и мыслительных возможностей, развива­емся фантазия и творческое воображение.
    Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребенка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Для этой цели мы приобрели аудиокассеты и диски с музыкой для детей, с песнями из детских кино- и мультфильмов, плясовыми мелодиями, колыбельными, маршами.
    Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с семьей. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, психологических, педагогических, юридических, экономических.
    Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса по­зитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Не­обходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

    проблема адаптации детей к условиям детского сада была и остается важной проблемой как для детей и их родителей, так и для педагогов. опыт Гусевой Г.М. рассказывает об эффективных приемах использовани...

    Консультация для родителей 1 младшей группы Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

    В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для ...

    Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

    Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста...

    Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс.  Длительное пребывание  в стрессовом состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и д...

    Конспект игры для профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста. "Лягушата"

    Игра поможет снять психо эмоциональное напряжение у детей в группах раннего возраста....

    Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста

    Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста ...

    Статья "Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста"

    В дошкольном детстве соблюдение права ребѐнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учѐных, дошкольный возраст...