Мама! почитай мне книжку
статья (старшая группа) на тему

как правильно выбрать книжку своему ребенку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx297.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что читать детям»

Подготовила

Воспитатель

Шляпкина Т.А.

2011 г.

      МАМА! ПОЧИТАЙ МНЕ КНИЖКУ.

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.

1. Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

7.  Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание,

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

В чтение для детей 4-6-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя.  Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку

В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

- Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.

- С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

- В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).

- Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена.

- В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».

- Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,

- Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».

- Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.

- Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».

- С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как пескарь учился хвостом вперед плавать» и др.

- Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».

- Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

     В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

- А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

- А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».

- Т. Александрова: "Кузька в новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

- Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».

- В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик».

- Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

- Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

- С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».

- Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Уважаемые родители!

     Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно, что-то понравится.

Читайте с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мама, почитай мне книгу"

Советы и рекомендации родителям по вопросу приобщения детей младшего возраста к художественной литературе, в подборе книг для домашней библиотеки...

Консультация для родителей о том, как правильно подбирать книги для чтения: Мама, почитай мне!

Консультация для родителей: «Мама, почитай мне!»Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, пе...

Консультация для родителей "Мама, почитай мне сказку!"

Ежедневное чтение сказок благотворно влияет на эмоциональную составляющую развития малышей...

Мама, почитай!

Читаете ли вы ребенку сказки? Любит ли он их слушать? Кто его любимый персонаж? К сожалению, современным детям мало читают дома. А ведь чтение - это основа интеллектуального развития ребенка....

Консультация для родителей «Мама — почитай мне сказку»

В наше время, когда компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребёнку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребёнок п...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мама, почитай мне книжку!»

 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мама, почитай мне книжку!» 5-6 лет...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мама, почитай мне книжку!»

  ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Мама, почитай мне книжку!»...


 

Комментарии

ВерещагинаТатьянаЕвгеньевна

Татьяна Агафоновна! Вы правы, с каждым годом всё меньше взрослые читают детям. Мы с напарницей готовим родительское собрание на тему " Связаная речь детей 5 -го года", предложили родителям анкету .На вопросы:" как часто Вы читаете детям и что читаете", ответы нас "убили", иногда ,от случая к случаю. Вот и весь результат.А мы стараемся развивать связанную реч, словарный запас и т.д.

Татьяна Евгеньевна! спасибо за поддержку. Ведь действительно, любовь к книге прививается ребенку с детства родителями. А родители сами уже не читают. Вот и приходится нам, педагогам восполнять эту нишу, учить правилам обращения с книгой, правилам выбора книг родителями, прививать любознательность к познанию.