"Домашняя школа Монтессори. Упражнения-игры"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Данные игры-упражнения способствуют развитию мелкой моторики,помогают разнообразить самостоятельную и совместную со взрослыми игровую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnyaya_shkola_montessori.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Домашняя школа Монтессори

Развитие мелкой моторики

«Бусы порвались»

Цель: отделять камешки (бусинки) от песка, а также мелкую крупу от крупной, пользуясь ситом; вылавливать с помощью ситечка плавающие предметы из воды.

Материал: сито, совок, маленькие камешки, ведерко, манка и рис (по полстакана), 3 глубокие тарелки, десертная ложка, поднос.

Упражнения-игры

  1. «Соберем все бусинки»

На поднос насыпать песок, туда положить камешки. Предложить ребенку собирать камешки - по одному, щепоткой правой руки. Затем показать, как пользоваться ситом: его держат в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

  1. «Волшебное сито»

«Как выбрать рисовые зернышки из манки? Это трудно сделать даже такими ловкими пальцами, как у тебя!» Но нам может помочь сито! Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку.

  1. «Выловим из воды»

Несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточки и т.п.. Маленьким ситом с ручкой все эти предметы сложить в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито держать в правой руке.


Домашняя школа Монтессори

Развитие мелкой моторики

«Янка заболела»

Цель: правильно держать ложку, мешать ею в чашке, растворяя ею что-нибудь в воде (совершая круговые движения по часовой стрелке), пересыпать и переливать из кувшина в стакан, проявлять заботу о других.

Материал: чашка с чайной ложкой, безопасные вещества, которые хорошо растворяются в воде, окрашивая ее (пищевые красители), поднос, губка для собирания пролившейся воды, удобный маленький кувшин с носиком, стакан, крупа (гречка, рис, пшено).

Упражнения-игры

  1. «Готовим лекарство»

Дети любят размешивать ложкой в чашке. Но это не всегда получается: движения еще резкие, ложка бьется о чашку, вода выплескивается. Помогите малышу, двигая его рукой. Учтите, что намного интереснее размешивать в воде вещества, окрашивающие воду. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Игры «Приготовление лекарств», «приготовление еды» и др. можно совмещать упражнение с пересыпанием ложкой сыпучих веществ из одного сосуда в другой.

  1. «Не просыпь и не пролей»

Показать малышу, как из одного кувшина пересыпать крупу. Держать правой рукой, придерживая его левой рукой, аккуратно, не торопясь пересыпать в пустой сосуд (кувшин, стакан), стоящий слева. Все рассыпанные зерна можно подобрать рукой («щепоткой») или смести щеткой в совок. Если ребенок убрал аккуратно, не забудьте его похвалить. Когда ребенок освоит пересыпание, можно перейти к переливанию. Акцент на начале и окончании переливания - это труднее всего. Показать, как собрать разлитую воду губкой («была лужа - и нет ее»).

  1. «Чем я могу помочь»

С самого раннего детства приучайте ребенка заботиться о родных (принести тапочки, стакан воды, помочь накрыть на стол и т.п.)


Домашняя школа Монтессори

Развитие мелкой моторики

«Готовим пирожные»

Цель: лепить из пластилина, взбивать пену венчиком, подбирать крышки к банкам, открывать и закрывать их.

Материал: пластилин, дощечка для лепки, фартучек, мисочка для взбивания, шампунь, венчик, несколько банок с легко закрывающимися и завинчивающимися крышками.

Упражнения-игры

  1. «Лепим колобки, колбаски, блинчики»

Предложите ребенку приготовить обед для кукол - покажите, как делают «колобки» (скатать шарики), «колбаски», «блинчики». Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.

  1. «Взбиваем крем»

Налить в миску немного воды, капните шампунь. Покажите малышу, как правильно взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука при этом придерживает миску. Обратить внимание на результат. При окончании работы, обязательно убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.

  1. «Открой и закрой»

Придумайте игру: ребенок может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами или хозяйкой, у которой в баночках хранятся разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько разных баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите ребенку открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.


Домашняя школа Монтессори

» *

Развитие мелкой моторики
«Убираем»

Цель: убирать за собой (собирать губкой воду, выжимая ее над
тазиком; сметать со стола, пользуясь щеткой и совком; вылавливать
ложкой из воды мелкие предметы)

Материал: две глубокие тарелки (миски), губка, поднос, щетка,
совок, мелкие плавающие предметы (куски пробки, веточки),
десертная ложка

Упражнения-игры

  1. «Была лужа - и ее нет»

Ребенок учится убирать за собой, если случайно прольет что-либо.
Сначала научите ребенка переносить губкой воду из одной тарелки в
другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим
количеством воды, справа - пустую. Показать, как можно собирать
губкой воду из одной тарелки и отжимая над другой. Обратить
внимание ребенка на то, что вода не должна капать с губки на
поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как надо
вытереть лужу, собрав ее губкой.

  1. «Смети, но не просыпь!»

Покажите ребенку, как надо держать щетку, как сметать ею со стола,
как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Ребенок может
использовать этот навык каждый день, помогая убирать со стола.

  1. «Ну-ка, вылови!»

На поднос поставить две тарелки: слева - глубокую, а справа -
мелкую. В глубокую тарелку налить воды и бросить туда несколько
мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по
одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Важно закончить
упражнение: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую
воду собрать губкой.


Домашняя школа Монтессори

> »

Развитие мелкой моторики

«Чай с пирожными»

Цель: учиться накрывать на стол (воспитывать ловкость, эстетическое чувство, желание участвовать в жизни семьи), перекладывать лопаткой «пирожные», пересыпать ложкой крупу, красиво вести себя за столом.

Материал: поднос, две чашки, крупа (полстакана), ложка, песочный набор.

Упражнения-игры

  1. «Накрываем на стол»

Просить ребенка помогать накрывать на стол: носить тарелки, чашки (настоящие, бьющиеся), раскладывать ложки. Можно посчитать число приборов (если их не более 4-5).

  1. «Пересыпаем ложкой»

На подносе поставить две чашки: слева - с крупой, справа - пустая. Показать ребенку, двигая его рукой, как надо набирать полную ложку крупы, пересыпать в другую чашку, опрокидывая ложку. Показать, как надо наклонять чашку левой рукой, когда крупы остается мало. Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешивать его.

  1. «Перекладываем лопаткой пирожные»

Для этого упражнения можно «испечь» пирожные из пластилина или небольшие предметы (крупные пуговицы), на улице - слепить из снега или влажного песка. «Пирожные» не должны иметь форму шариков, чтобы они не скатывались с лопатки.


Домашняя школа Монтессори

> •

Утончение зрительного восприятия

Цель: развитие глазомера, мелкой моторики. Концентрация внимания. Подготовка к введению математических понятий.

Материал: матрешки (комплект 10 шт.)

  1. Упражнение 1.

Выставить на стол матрешки в произвольном порядке и говорит ребенку: «Сейчас я буду выстраивать их в ряд. Посмотри, как я это делаю». Медленно ставить матрешки в ряд слева направо, начиная с самой большой.

Работаем, не раскрывая логики и не давая ребенку объяснений.

Затем перемешать матрешки и предложить ребенку построить такой же ряд. Если ребенок не понял закономерности, через некоторое время можно повторить упражнение. Если понял - экспериментируйте с построениями рядов (от маленькой к большой; в два ряда и т.д.)

  1. Упражнение 2.

Взрослый (или ребенок) открывает матрешки и раскладывает нижние части слева в ряд, а верхние - справа:

  1. части матрешек лежат строго по порядку от большой к маленькой. Предложить ребенку отыскать пару и закрыть матрешку.

Б) части матрешек лежат в произвольном порядке, но в рядах.

  1. все части матрешек перемешаны, ищем пары.
  1. Упражнение 3.

Все матрешки собраны в одну большую. Взрослый показывает, как осторожно открывать и вынимать матрешки, затем - как их собирать в одну большую. Ребенок повторяет самостоятельно.


Домашняя школа Монтессори

> •

Развитие мелкой моторики

«Собираем ягоды»

Цель: лепить шарики из пластилина, собирать мелкие предметы, посыпать песок (крупу), действуя тремя пальцами, которые будут держать ручку и карандаш; заниматься вместе общим делом.

Материал: тонкая тесемка 1-1,5 м, 10-12 металлических скрепок, пластилин, фартук, маленькая корзина, красивое глубокое блюдце с песком (манкой, пшеном)

Упражнения-игры

  1. «Собираем ягоды»

Натянуть веревку между спинками стульев и подвесить разогнутые скрепки. Скатать красные и зеленые шарики из пластилина - «вишню» и «крыжовник» (круговые движения ладошек). Наколоть «ягоды» на «веточки» (скрепки) и предложить ребенку срывать ягоды по одной тремя пальцами правой руки. Левой рукой в это время придерживать скрепку. Сорванные ягоды аккуратно складывать в корзинку, стоящую справа от него (приучаем к движению слева направо, как при письме)

  1. «Посыпаем дорожки»

Предложить ребенку посыпать «песком» дорожку на столе шириной 3- 5см, ограничить ее чем-либо (полоски бумаги, нитки), сложив пальцы «щепоткой». На улице можно играть, посыпая «сахаром» песочный «торт», делая дорожку от одного «домика» из палочек к другому.


Домашняя школа Монтессори

Развитие мелкой моторики

«Ягоды рассыпались»

Цель: собирать с поверхности (стола, пола) тремя пальцами мелкие
предметы, сортировать их по цвету

Материал: бусинки трех цветов (по 5-7 штук каждого цвета),
разноцветные кусочки поролона размером 2-3 см, удобный совочек,
два глубоких блюдца, небольшая мисочка, маленькая корзинка,
которую ребенок может носить в руке.

Упражнения-игры

  1. «Собираем грибы в лесу»

Разложить на полу кусочки поролона и скажите малышу: «Вот тебе
корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке!» Собирать «грибы»
по одному «щепоткой» правой руки и класть в корзинку. Проследите,
чтобы ребенок собрал все «грибы»: это развивает внимание и
приучает к аккуратности.

  1. «Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов и справа от мисочки
поставьте два блюдца. Разложить по цвету в разные мисочки
(«вишенки» для Мишки, «крыжовник» - для Зайки). Если бусинки
упадут на стол, то подобрать их можно с помощью совочка.
Обязательно работу надо доводить до конца - этот навык очень
важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения» ИГРЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА

Цель этих упражнений — в легкой игровой фор­ме познакомить участников друг с другом и подгото­вить их к дальнейшей совместной работе. Эти упраж­нения помогают показать участникам, чем они отли­чаются ...

«Игры и упражнения»ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

«Мечты» (20мин.)Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.Материалы: бумага и маркеры.Предложите участникам подумать в течение не­скольких ми...

Консультация для родителей. Домашняя школа

Рекомендации для родитеелй  по сенсорному развитию в домашних условиях...

Домашняя школа «зелёного» воспитания.

Домашняя школа «зелёного» воспитания.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13217341","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"480"}}]]Зеленый мир г...

Практические советы – Домашняя школа Монтессори.

Практические советы – Домашняя школа Монтессори....

Домашняя школа Монтессори

Здесь даны практические задания для игр с детьми по системе Монтессори...

Домашняя игротека. Игровые упражнения, игры на закрепление различных речевых навыков

Уважаемые родители, в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный зап...