Работа с родителями
календарно-тематическое планирование по теме

Титова Татьяна Владимировна

Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование работы с родителями в ГДОУ №112 мною.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА  ГДОУ  Д/С № 112

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Титовой Т.В.

на 20010-2011 уч.гг.

Месяц

Форма проведения

Тема

Сроки

Сентябрь

Оформление наглядных материалов.

Проведение общих и групповых родительских собраний.

Анкетирование родителей.

«Адаптационный период в детском саду».

«Развитие самостоятельности как средство развития личности у старших дошкольников»

Знакомство с задачами и приоритетными сферами деятельности психолога в детском саду.

«Ребенок и семья». Для формулирования родительского запроса для психологической диагностики детей.

Начало месяца

Конец месяца

4 неделя.

Октябрь

Индивидуальное консультирование родителей.

Оформление наглядных материалов.

Анкетирование

Ознакомление с результатами диагностики.

Возрастные особенности детей логопатов 5-6 лет  и 6-7 лет.

«Ваш стиль воспитания»

Понедельник четверг

4 неделя

Ноябрь

Индивидуальное консультирование родителей.

Участие в совместных вечерах развлечений в логопедических группах «Моя семья».

Оформление наглядных материалов.

Анкетирование родителей выпускников и анализ

По запросу родителей..

Общность семьи и причастность ребенка к их традициям, истории и....

«Стили воспитания и их влияние на развитие личности ребенка.»

«Готовы ли Вы к обучению ребенка к школе?»

Понедельник, четверг

-По плану логопедических групп

4 неделя

Декабрь

Индивидуальное консультирование родителей.

Проведение  семинара-тренинга для родителей.

Участие в общих и групповых родительских собраниях.

Оформление наглядных материалов.

По запросу родителей.

« Как общаться с разными детьми»(3 встречи).

«Влияние семьи на развитие ребенка».

«Готовность к обучению в школе»

«Игры и игрушки для развития детей ?»

Понедельник,четверг

1 ,2, 3 понедельник

По плану групп

4-неделя

Январь

Индивидуальное консультирование родителей.

Оформление наглядных материалов.

Анкетирование

По запросу родителей

«Тревожность у детей дошкольного возраста».

«Готов ли ваш ребенок к школе?

Понедельник, четверг

4 неделя

Февраль

Индивидуальное консультирование родителей.

Проведение тренинга-семинара для родителей «Мамина школа»

Оформление наглядных материалов.

По запросу родителей.

 

«Снижение предшкольной тревожности» 1 встреча

«Что делать, если ребенок...»

( врет, ругается, крадет и...)

« Семизвездие трех лет».

Понедельник, четверг

1, -ый понедельник месяца

Март

Индивидуальное консультирование родителей.

Проведение тренинга-семинара для родителей «Мамина школа»

Оформление наглядных материалов.

Анкетирование

По запросу родителей.

. «Снижение предшкольной тревожности» 2 встреча

«Мотивационная готовность к обучению в школе»

«Развитие мелкой моторики».

«Нужна ли игра для школьника?»

Понедельник, четверг

3-ий понедельник месяца

4 неделя

Апрель

Индивидуальное консультирование родителей.

Проведение тренинга-семинара для родителей «Мамина школа»

Проведение общего собрания для вновь поступающий.

Оформление наглядных материалов.

По запросу родителей.

«Снижение предшкольной тревожности» 3 встреча

Адаптация детей.

«Что можт делать ребенок сам»

«Если ребенок спрашивает про....»

Понедельник, четверг

1-ый понедельник месяца

3 неделя

Май

Индивидуальное консультирование родителей.

Проведение тренинга-семинара для родителей «Мамина школа»

Участие в общих и групповых родительских собраниях.

Оформление наглядных материалов.

Открытое мероприятие для родителей

По запросу родителей.

Вечер вопросов и ответов « В нашей семье....»( из семейного опыта).

Анализ работы за год.

«В первый класс – с радостью»

 

«День открытых дверей»

Понедельник, четверг

1-ый понедельник месяца

По плану групп

Конец мая

Июнь

Индивидуальное консультирование родителей.

Оформление наглядных материалов

По запросу родителей.

«Значание природы для развития личности ребенка»

Понедельник, четверг

 

               СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С РОДИТЕЛЯМИ

              «Мамина школа» « СНИЖЕНИЕ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ»

 Подготовленного  и  проведенного в ГДОУ детский сад №112 Выборгского района г.Санкт-Петербурга педагогом-психологом ТИТОВОЙ Т.В.(весна 2011)

Актуальной задачей специалистов нашего учреждения является формирование личности ребенка, готового к обучению в общеобразовательной школе. И если родители понимают необходимость развития познавательных процессов детей, то мотивационная готовность часто не воспринимается ими всерьез. Поэтому мы считаем необходимым проводить коррекционную работу не только с детьми, имеющими негативные установки в отношении школьного обучения, но также и с их родителями. Экспресс диагностику мотивационной готовности детей мы проводим в ходе игр, направленных на развитие коммуникативных способностей (см.«Формирование мотивационной готовности детей к школьному обучению с помощью проективных методик»)

 С детьми, проявившими негативное отношение к школе мы проводим дополнительное обследование. Нежелание ребенка учиться в школе часто бывает связано с повышенной тревожностью детей. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения  и кажущейся невозможностью  им соответствовать. Причем большинство будущих первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта.

 Он может быть вызван:

1. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями

2. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют ребенку родители

Одной из причин детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.

Основными причинами возникновения тревожного поведения является:

  1. Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка
  2. Повышенная тревожность самих родителей
  3. Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей
  4. Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей
  5. Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общеприянятым стандартам и нормам.

Анкетный опрос и индивидуальные беседы показали, что у родителей тревожных детей также часто бывает повышенный уровень тревожности. Иногда это состояние невольно передается детям. Высокотревожные родители воспринимают малейшую неудачу как катастрофу и не позволяют ребенку сделать ни одной ошибки. Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Таких родителей желательно пригласить к участию в групповой работе со взрослыми по снятию эмоционального напряжения или на индивидуальную консультацию. В рамках личностно-ориентированной и развивающей образовательных парадигм, особую актуальность приобретают исследования психологических средств коррекции тревожности. Одним из средств снижения уровня тревожных состояний по праву считается социально-психологический тренинг (СПТ). СПТ – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы оказания психологической помощи и поддержки.

Система тренингов направлена на:

- избавление от деструктивных установок;

- изменение самооценки;

- регуляцию психических состояний личности родителей;

- формирование эмоциональной комформности.

Разработанный нами вариант программы предполагает три занятия с родителями с периодичностью один раз в неделю. В группу входят от 4 до 8 человек, формирование групп происходит на добровольной основе. Эффективность работы  во многом зависит от готовности родителей слышать различные позиции, извлекать из этого опыт. Поэтому психологу следует избегать давать готовые «рецепты», участники встреч должны самостоятельно решать  возникающие проблемы.

Список литературы:

1.Гипперейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», М, МАСС ЧеРо, 2000

2. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», М, Просвещение, 1993

3. Эйдемиллер Э.Г. «Системная семейная психотерапия», СПб, Питер, 2002

4. И.М.Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», СПб, Речь, 2002

5. Э.Бернс «Игры, в которые играют люди», Лениздат,

6.А.Д.Андреева « Психологическая поддержка в семье»  Руководство практического психолга под ред И.В.Дубровиной , Москва 1995.

7.В.К.Котырло «Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка» Москва 1987.

8.А.С.Спиваковская « Как быть родителями» Москв 1986

Встреча 1.

Цели: Знакомство. Общая ориентация в проблемах родителей.

1.Знакомство друг с другом, а также с целями и задачами тренинга. Вводятся правила групповой работы. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами по какому-то признаку.

2. Психолог предлагает родителям закрыть глаза и прослушать сказку, которую они раньше не слышали. Затем  зачитывается сказка «Курочка Ряба».  Размышления родителей на тему «О чем говорится в этой сказке? Как лично я понимаю эту сказку?» Смысл многих сказок скрыт в глубине веков: для кого-то разбитое золотое яичко – крушение жизненных надежд, а для другого – возможность переоценить свои ценности и определить путь к новым свершениям. Осознание жизненных установок родителей.

3. Игра «Кошечка». Вариант, аналогичный детскому. Позволяет прояснить родительские установки в отношении школьного обучения. Психолог также может рассказать родителям о негативном влиянии их собственного поведения и состояния на формирование отношения детей к школьному обучению.

4. Родителям предлагается нарисовать свою семью в виде кругов (семейная социограмма Э.Г.Эйдемиллера). Обсуждение.

5.Обратная связь «Что я узнал для себя?».

Встреча 2.

Цели: Осознание личностных проблем

1. Психогимнастическое упражнение: участники бросают друг другу мяч со словами: «Мне кажется, в детстве я был(а)…»

2. Психолог предлагает вспомнить самый грустный и самый веселый день в школе. «Что вы хотели изменить.» Групповое обсуждение.

3. Психолог знакомит участников группы с тремя эго-состояниями: Родитель, Взрослый, Ребенок и описывает их основные функции и проявления. Можно предложить родителям оценить степень выраженности каждого качества личности у себя по пятибалльной системе.

4.Родители отвечают на вопрос: в чем состоит цель воспитания (счастливый ребенок).  Какие средства используют родители для достижения этой цели.

5. Обратная связь.

Встреча 3.

Цели: изменение родительских установок.

1. Психогимнастическое  упражнение: бросить мяч и сказать комплимент другому.

2. Родители отвечают на вопрос: « Какие трудности ожидают их детей в школе?

Что может случиться с вашим ребенком в школе? Представьте, что это произошло?» Проанализируйте ваши действия. Придумайте выход из сложившейся ситуации.

3.Психолог предлагает родителям повторно нарисовать семейную социограмму Эйдемиллера. (Данное упражнение было предложено самими родителями: «А можно мы нарисуем, как будет правильно?»  и вошло в практику нашей работы).

4. Надуйте проблему как воздушный шарик и отпустите её. Посмотрите, как она летит. Зацепилась за ветку и лопнула. Рефлексия

5.Обратная связь

УЧЕТ ПОСЕЩАЕМОСТИ ТРЕНИНГ-СЕМИНАРА

для родителей ГДОУ д/с № 112  Выборгского района г. Санкт-Петербурга    

« Мамина школа»  « Снижние предшкольной тревожности» ( весна 2011г.)

Ф.И. участника

1 встреча

2 встреча

3 встреча

ОТЗЫВ НА МАСТЕР-КЛАСС

« Познай себя» для педагогов ГДОУ д/с № 112 Выборгского района г. Санкт Петербурга провела педагог-психолог Титова Т.В.

Тема « Умейте властвовать собой»

Вызвало ли интерес?

Ваши пожелания:

Ф.И.О.---------------------------------------------------------------------------------------

Должность, место работы-----------------------------------------------------------------------

Что изучает

Название

Авторы

Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...