"Как читать детям - Путешествие в Литературную Страну"
статья (подготовительная группа) по теме

В данном материале даны рекомендации родителям о том, как сделать семейные чтения вслух доброй традицией.

Семейные чтения обьединяют семью, вносят в неё счастье и благополучие, а ребёнок погружается в удивительный мир книги.

Сделать это несложно:  нужно стать для ребёнка добрым Сказочником и каждый день "путешествовать" с ним по Литературной Стране: 

читать художественные призведения разных жанров, беседовать с ребёнком о прочитанном, играть с ребёнком, сочинять до-сказки, после-сказки,

смотреть мультфильмы, снятые по прочитанным художественным произведениям,  слушать аудиокниги, лепить, рисовать любимых литературных героев,

инсценировать небольшие эпизоды из книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley_kak_chitat_detyam.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей

                    на тему:

 «Как читать детям»

     старшего дошкольного возраста              

              «Путешествие                  

     в Литературную Страну»

          Воспитатель:                Артемьева В.А

                                              ЦРР ДОУ №2 «Сказка»

                                              г. Краснознаменска МО

                                          «Как читать детям»

                  старшего дошкольного возраста

         «Путешествие в Литературную Страну»

С детских книг начинаем мы осваивать чтение вслух, превращаемся из читателя «для себя» в читателя «для другого».

А этот другой, наш ребенок, с помощью прочитанной книги учится

говорить, мыслить, чувствовать.

«Ну почитай немножко…». Ребенок обращается к вам и протягивает

свою любимую книжку и, затаив дыхание,  готов  слушать  еще  раз

про Бабу Ягу и Госпожу Метелицу, Спящую Красавицу и Черномора.

Придумайте для своего сына или дочки игру – «Путешествие

в Литературную Страну», в которой он познакомится с разными жанрами художественной литературы: народным фольклором (сказка, пословица, поговорка, загадка, потешка), литературной сказкой, рассказом, стихотворением; вместе с героями книг окажется в необычных ситуациях, придет на помощь литературным героям, испытает самые разные чувства, получит уроки доброты, сердечности, справедливости, полюбит книгу, научится ценить и уважать ее.

Станьте для ребенка добрым Сказочником, который будет приходить к нему каждый день в часы наиболее благоприятные для восприятия

чтения – на досуге и в уюте.

Пусть это будет доброй семейной традицией и чтение сыну или дочке

превратится в радость и удовольствие.

Вам потребуется раскрепоститься, проявить свои актерские способности, эмоционально и выразительно научиться читать вслух.

Читать книгу можно в лицах, передавая каждому персонажу его    

интонацию и характер. И ребенок охотно возьмет некоторые роли

на себя.

После чтения художественного произведения побеседуйте с ребенком

о прочитанном, добиваясь от него понимания содержания, идеи

художественного произведения и в то же время поддерживая интерес

к книге, эмоциональное впечатление от прочитанного.

Спросите, понравилось ли ребенку художественное произведение?

Что нового, интересного он узнал? Попросите его рассказать

о главном герое, о главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

Разъясните ребенку трудные, незнакомые слова.

Если вы читаете художественное произведение о природе, обращайте

внимание ребенка на описание красоты природы. Спросите какие

красивые слова, образные выражения, сравнения ему запомнились?

Чем понравились?  Попросите рассказать как описана природа.

Наблюдайте за живой и неживой природой с целью сопоставления

пейзажей, образа жизни животного и растительного мира, описанных в книге, с существующими в природе. Читайте чаще стихи русских поэтов о природе и ребенок научится чувствовать поэзию, замечать

красоту окружающего мира.

Не забывайте спросить у ребенка чему научила его книга.

После чтения рассмотрите иллюстрации, обратите внимание не только на содержание иллюстраций, но и на ее художественное исполнение.

Постоянно поддерживайте у сына или дочки интерес к книге, желание слушать чтение.

Предложите ему поиграть и придумать вместе «до-сказку», «после-сказку», изменить конец сказки, изменить сказку на новый лад.

Работа со сказкой начинается тогда, когда ребенок хорошо знает  ее

содержание, умеет ее пересказывать.

Например, после чтения русской народной сказки «Снегурочка»

предложите ему придти на помощь Снегурочке и изменить сказку так, чтобы  она не растаяла, а осталась навсегда жить у деда с бабкой. А в литературной сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»вместе придумайте « после-сказку» о том, как жила Серая Шейка у Акинтича.

Решать разные сказочные задачи можно с хорошо знакомыми с ранних лет сюжетами народных сказок «Репка», «Колобок», «Три

медведя», «Маша и медведь», «Теремок» и другие:

- Как вытащить репку, если у деда никого нет в избе?

- Как донести репку до дома?

- Что можно придумать, чтобы лиса сама не захотела есть Колобка?

- Изменим сказку «Три медведя». Пусть медведи простят девочку и

  сами отведут ее домой.

- Изменим конец сказки «Маша и медведь». Собаки не стали гнать

  Медведя, а…?

- В сказку «Теремок» введем нового героя. Что с ним могло  

  случиться? Медведь не сел на крышу теремка, а помог…

  Кому? В чем? Как? Какой конец сказки?

Во время чтения  художественного  произведения можно остановиться на самом интересном  эпизоде, кульминационном моменте и спросить у ребенка:

 – «Как бы ты поступил  на месте литературного героя?»

Давай с тобой придумаем продолжение эпизода сказки, рассказа, стихотворения, а завтра узнаем как писатель закончил художественное произведение.

Постепенно появляется желание разыграть сказочный сюжет, эпизод рассказа, стихотворения с помощью кукол.

Все необходимое для домашнего театра можно купить в магазине или

сделать своими руками.      

После чтения художественной литературы полезно  посмотреть

с ребенком  высокохудожественные мультфильмы, снятые по  сказкам А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, С.Аксакова, П.Ершова. А.Толстого, Г.Гофмана, А.Линдгрен, Р.Киплинга, Н.Носова…

Обсудите  с сыном или дочкой просмотр мультфильма. Спросите у

него: «Тебе понравился этот мультфильм?», «Чем понравился?».

Сравните образ литературного героя, описанного в книге, с образом,

увиденного на экране. Обратите внимание ребенка на работу

художника-мультипликатора, композитора, озвучание ролей профессиональными актерами.

 

Сегодня в нашу жизнь вошли  аудиокниги. Поощряйте сына или

дочку  слушать художественные произведения в исполнении

профессиональных чтецов. Слушая чтение книг, ребенок мысленно

рисует события, героев, картины природы, учится замечать выразительные средства языка, развивает чувства прекрасного.

Откройте дома творческую мастерскую, в которой будете вместе

с ребенком  рисовать, лепить любимых литературных героев,

сочинять о них сказки, инсценировать небольшие отрывки из

художественных произведений, заучивать наизусть стихи, делать

поделки из природного материала.  

Семейные чтения вслух объединяют семью, вносят в нее счастье и благополучие, понимание и любовь  друг к  другу, а  ребенок

погружается в удивительный мир книги, в котором будет всю жизнь

учиться понимать и любить прекрасное в окружающем мире,

утверждать прекрасное в самом себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера "Путешествие в Маленькую страну" по стихам А.Л.Барто(К 100-летию со дня рождения) для детей 3-4лет

Данный сценарий будет полезен воспитателям  ДОО. Выполнен в форме путешествия по кникам А.Барто.Содержит музыкальный материал....

Конспект литературной викторины "Путешествие в сказочную страну" для детей старшей группы.

В данной работе представлен материал направленный на закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях (русские народные сказки).Конспект построен в игровой форме: дети выручают сказочных гер...

Литературная викторина для детей средней группы «Путешествие в сказочную страну» по творчеству К.И. Чуковского

laquo;День детской книги»  Литературная викторина  для детей средней группы  «Путешествие в сказочную страну» по творчеству К.И. ЧуковскогоЗадачи:1.Закрепить зна...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-правовому воспитанию детей «Путешествие в волшебную страну Имени»

Конспект интегрированного занятия по нравственно-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)  «Путешествие в волшебную страну Имени»Цель: Знакомство...

Сценарий развлечения ко дню защиты детей "Путешествие в сказочную страну"

Доставить детям радость от совместной деятельности, развитие творческих способностей....

Развлечение ко Дню защиты детей «Путешествие в сказочную страну»

Развлечение для детей средней группы ко дню защиты детей «Путешествие в сказочную страну»Цель: Пробудить у детей интерес к творчеству. Развивать музыкальные и драматические способности. Уч...