Конспект литературной викторины "Путешествие в сказочную страну" для детей старшей группы.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Афанасьева Ирина Борисовна

В данной работе представлен материал направленный на закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях (русские народные сказки).

Конспект построен в игровой форме: дети выручают сказочных героев выполняя задания связанные с содержанием знакомых сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект литературной викторины

«Путешествие в сказочную страну»

                        для детей старшей группы

                                      

                                               

                                   

                                     Составила и провела:

 Воспитатель первой квалификационной категории 

СПб ГБДОУ №45

Афанасьева И.Б.

Санкт-Петербург, Колпино

2018 год

          Тема: литературная викторина «Путешествие в сказочную страну».

          Задачи:

  • Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представление о жанровых особенностях сказки, произведений малых фольклорных форм. Развивать: произвольную память и внимание в процессе рассказывания русской народной сказки «Хаврошечка»; творчество и фантазию в придумывании продолжения сказки.
  • Формировать образность речи детей: умение понимать переносное значение пословиц и применять их в соответствующей ситуации. Упражнять детей: в выразительности и чистоте речи при рассказывании сказки и чтении песенки; в силе голоса (шёпот, по громче, совсем громко) при приветствии. Активизация словаря: замечательный, несравненный, мужественный, страж, журить, ткать, напрясть, холсты, наливные, золотые, серебряные.
  • Воспитывать у детей навыки культуры поведения:

- при встрече с героями сказок;

- в общении друг с другом в процессе высказываний, рассказывания сказки (умение слушать другого);

- желание сочувствовать и оказывать поддержку героям сказок.

Предварительная работа:

- Чтение русских народных сказок: «Крылатый, мохнатый да масленый», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Хаврошечка».

- Объяснение старинных слов, выражений встречающихся в сказках.

 - Беседа по сказкам.

- Обыгрывание диалогов.

-Объяснение пословиц и поговорок о дружбе, фразеологизмов.

- Изготовление пальчикового и настольного театра по сказкам.

- «Говорящие рисунки» («записывание» сказок).

- Рисование сюжетов из сказок.

- Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку».

- Настольно печатная игра «Путешествие по сказкам».

- «Переписка со сказочными героями».

- Придумывание продолжения сказок.

Материал:

Сказочные ворота, страж (кукла), свиток, иллюстрации с изображением героев сказок, тучи (4), сказочные деревья, сказочное озеро, сказочные бабочки, «Разрезная картинка» (король), король (кукла Бибабо), мягкие игрушки: заяц, лиса, петушок, мышка, письмо.

Ход викторины:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какое необычное письмо принёс нам сегодня почтальон.

Дети рассматривают письмо.

Воспитатель читает письмо: «Ребята, на нашу сказочную страну напала злая волшебница. Помогите нам! Сказочные герои».

- Поможем? (Дети: «Да!»).

- Тогда нам надо срочно отправиться в путь!

Закроем глаза и скажем волшебные слова:

- «Сказочная страна, покажись!» (Дети закрывают глаза и говорят: «Сказочная страна, покажись»).

(Поставить сказочные ворота и стража (игрушка)).

Дети открывают глаза (звучит музыка).

- Куда ведут эти ворота? (В сказочную страну).

- Смотрите, их кто-то охраняет. Кто же это? Страж (сторож).

- Давайте, чтобы не напугать стража, поздороваемся с ним шёпотом.

 Дети говорят шёпотом: «Здравствуйте, страж».

- Молчит.

- Поздороваемся погромче.

  Дети говорят погромче: «Здравствуйте, страж».

- Молчит.

- Может быть он плохо слышит – поздороваемся громко.

   Дети говорят громко: «Здравствуйте, страж».

- Молчит.

- Смотрите, здесь лежит свиток. Прочитаем, что на нём написано: «Страж заговорит только тогда, когда ему скажут добрые слова».

- Ребята, какие добрые слова вы знаете?

 Дети: - «Хороший, дорогой, добрый, мужественный, несравненный, милый, солнышко, молодец, драгоценный, замечательный».

Страж:

- Здравствуйте, ребята! Спасибо вам за такие добрые, ласковые слова! Вы стоите у ворот сказочной страны. Но я не могу вас пропустить т.к. наш король повелел не пускать в страну тех, кто не умеет рассказывать сказки, но я вижу вы не такие. Но приказ короля – закон. Я должен проверить, умеете ли вы рассказывать сказки. Садитесь в кружок и расскажите мне русскую народную сказку «Хаврошечка». Это любимая сказка нашего короля.

Дети рассказывают русскую народную сказку «Хаврошечка» (по кругу).

Страж:

- Молодцы! Вы рассказали сказку интересно, дружно, выразительно. Проходите!

Дети проходят в ворота.

Воспитатель:

- Нас никто не встречает.

- Смотрите, как красиво! Что вы видите? (Озеро серебряное, растут цветы, летают необычные бабочки).

- Так и хочется полетать с бабочками! Полетели!

- А вы хотите поплескаться в озере?

Дети изображают бабочек, «плещутся» в озере.

- Смотрите, эта дорожка куда-то ведёт.

Дети идут по дорожке.

- В конце дорожки дети встречают короля (кукла Бибабо)

Король: 

- Здравствуйте, ребята!

Воспитатель и дети:

- Здравствуйте, уважаемый король! Почему вы такой печальный?

Король:

 -Как же мне не печалиться? Злая волшебница напустила тучи на мои сказки. Сказочным героям нужна помощь.

Воспитатель:

- Уважаемый король, а что надо сделать, чтобы спасти сказочных героев?

Король:

- Надо выполнить задания и тогда тучи уйдут из сказок.

                                                   Задание первое.

Король подводит ребят к одной из туч:

- За этой тучей сказка «Заюшкина избушка». Петушок из этой сказки забыл свою песню. Помогите ему её вспомнить.

Дети вспоминают песенку петушка:

 - «Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах,

 В красных сапогах,

 Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!»

Король:

- Молодцы, вы очень чисто, понятно и выразительно спели песенку петушка. Смотрите, туча уходит. Появляется иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».                            

                                             Задание второе.

Король подводит детей к другой туче:

- Герои сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» забыли свои дела. Помогите им их вспомнить.

Дети помогают героям:

 - «Воробей еду приносил, мышь дрова рубила, а блин щи да кашу варил».

Король:

- Молодцы ребята! Вы точно перечислили дела героев сказки и они их вспомнили. Смотрите, туча уходит. Появляется иллюстрация к сказке.

        

                                             Задание третье.

Король подводит детей к другой туче:

- Лиса и журавль опять поссорились. Если вы напомните им пословицы о дружбе, то они помирятся.

Дети напоминают лисе и журавлю пословицы о дружбе:

- «Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

- «Где дружба да совет, там свет».

- «Нет друга – ищи, а нашёл – береги».

- «Друг познаётся в беде».

- «Человек без друзей, что дерево без корней».

Король:

- Молодцы! Вы вспомнили хорошие пословицы о дружбе. Смотрите – туча уходит. Появляется иллюстрация из сказки «Лиса и журавль».

        Задание четвёртое. 

Король подводит детей к другой туче:

- В сказке «Хаврошечка» старуха и её дочери очень злые. Придумайте продолжение сказки так, чтобы сёстры и старуха стали добрыми.

(Дети предлагают свои варианты. Вот один из них: «Яблонька наклонила свои веточки к старухе и её дочкам, они сорвали яблочки и съели, а яблочки были волшебные – тот кто их съест становится добрым»).

Король: Ребята, вы придумали интересный и очень добрый конец сказки. Молодцы. Туча ушла. Появляется иллюстрация из сказки: «Хаврошечка».

Король:

- Ребята, посмотрите, в моей стране больше нет чёрных туч. Вы победили злую волшебницу и помогли героям сказок. Большое вам за это спасибо.

Воспитатель:

- А сейчас нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.

Дети прощаются с королём из сказочной страны и говорят волшебные слова: «Сказочная страна – до свидания, детский сад – здравствуй!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Под парусами"

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Под парусами» ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

конспект занятия "Путешествие в сказочную страну - Театр" старшая группа

Занятие подготовлено с элементами театрализованной деятельности для старшей возрастной группы...

Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной     деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...

конспект литературной викторины "Сказки-наши друзья" в старшей группе

конспект для детей старшего возраста в рамках проекта "Русская изба"...

Конспект занятия «Квест в сказочную математику» в старшей группе

Конспект «Квест в сказочную математику» в старшей группы Тема: ««Квест в сказочную математику»Возраст: 5-6 лет старшая группаТип: _Квест- путешевствиеФорма:  фр...