Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства. Император Александр III — сыну Николаю
статья (старшая группа) по теме

Ланина Елена Владимировна

Общеизвестна христианская святая семья из трех дочерей Вера, Надежда, Любовь и трех благодетелей - смирение, кротость и благо, и мать их София Премудрая приводят жизненный путь к Славе, т.е. к прославлению. Просмотрим путь восхождения последней царской семьи, Николая II и Александры, по ступеням на иконе Софии Премудрости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ukreplyay_semyu.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства.

 Император Александр III - сыну Николаю

Введение

Роман-биография <Николай и Александра> рассказывает о жизни царской семьи Романовых и является самым известным за рубежом произведением о жизни высшего общества России и царской семьи в начале XX века. Роман вышел в шестидесятые годы в CШA и немедленно стал бестселлером. Автору, лауреату Пулитцеровской премии за 1981 год, американскому писателю и историку Роберту Мессу, удалось дать многоплановую и яркую картину жизни Российской империи этого переломного периода. Для написания книги, автор изучил большое количество материалов и сделал попытку раскрыть читателям состоявшиеся личности и внутренний мир семьи последней российской царствовавшей четы. Он постарался наиболее полно отобразить их молодость, любовь, нелегкие жизненные испытания и трагическую гибель.

Роберт Месси своим историко-биографическим исследованием и художественным словом прославляет своих героев, т.к. живя в Вере, они были способны к преодолению жизненных невзгод Смирением, при этом, не утрачивая Надежды, а в тяжелых испытаниях твердо проявляли Кротость. Ведущим же мотивом их поступков была Любовь, которая есть Благо.            В семье, где все пронизано любовью к людям, милосердный поступок становится по благости естественным для членов всей семьи. Стойкость и мужество, верность долгу, совершенные в сложных жизненных обстоятельствах поступки в соответствии с понятием чести и совести, оказываются вознагражденными, восславленными в века - Слава.

В 1981 году царственную семью причислили к лику мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как <Царственные страстотерпцы> [3].

Вера

Жизненный путь, пройденный с верой, с достоинством, с честью, с мужеством, с любовью и надеждой, привел последнего российского императора Николая II, его жены и пятерых детей  к Лику Софии Премудрой, к канонизации - прославление в лике православных святых [3], к которой  ведут семь ступеней: Вера, Надежда, Любовь, Чистота или Кротость, Смирение, Благодать, Слава.

Вера - это отсутствие сомнения, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Даль). Верный, значит крепкий, настоящий, истинный, не предающий себя. Следовательно, вера - это веревка, связующее средство, привязанность. Сомнение же - это прерывание веры.

Каждое качество имеет свою степень выраженности, либо сильнее, либо слабее, и вектор направленности, либо к добру, либо к злу. Вера же в себя является самоуверенностью, демонстрирующую силу воли. Если же эта сила направлена на благо другому, то несет в себе благодать и единение в добре, вмещающее в свою основу благодарность: т.е. друг друга Христу Богу передаем и подразумеваем преданность своему благодетелю. Если же на благо только себе, то это направленность несет зло, смуту, раздор, следовательно, войну и смерть. Таким разъединяющим началом выступил сибирский мистификатор Распутин, чье присутствие у трона, помогло ускорить падение царской династии. В его глазах пылала уверенность, вера в себя, громадная сила воли, гипнотическая сила, используемая им в своих интересах. Только духовная сила внутреннего сопротивления здорового взрослого человека могла справиться с его гипнозом. Но эта сила была востребована в семье смертельно больного ребенка - цесаревича Алексея. Порой, отчаяние родителей граничило с самоотверженностью и они мужественно, молча, несли свой крест, не перекладывая его на других. В таких сложных жизненных обстоятельствах, только человек абсолютно уверенный в себе мог передать уверенность ребенку и его матери [5].

В современном понимании науки, Распутин использовал психотерапию и нейролингвистическое программирование. Его успокаивающий голос, читающий сказки цесаревичу, дарил ребёнку чувство комфортности и включал силы самолечения. В стране мало кому хватало такой крепости духа, т.к. мир был противоречив, ускоренные темпы прогресса вступали в конфликт с традициями прошлого. В такой атмосфере перемен, гнева, любой человек впадал в уныние и сомнения, и только истинная вера могла противостоять.

Болезнь цесаревича Алексея в Спале, стала суровым испытанием для всей семьи, в особенности для Александры Федоровны. В течение 11 дней сильных страданий больного цесаревича императрица не покидала сына. Сквозь боль Алексей звал мать: <Мама, помоги мне!> и она плакала и безмолвно молила Бога избавит ее мальчика от пыток. За эти дни ее волосы из золотых превратились в седые. Позже, Николай напишет матери: <Она выдержала эти испытания лучше меня>. Страшной ночью, когда родители думали, что сын умирает, и в Петербург была отправлена депеша о его смерти, Александра решилась вызвать телеграммой Распутина. Через день, после ответа старца, кровотечение остановилось. Позже, Александра скажет: <Он меня полностью успокоил>[5]. Для нее это было естественно, после того, как лучшие доктора России потерпели неудачи, после долгих часов собственных молитв, оставшихся без ответа, ее горячее обращение к Распутину, привело к вмешательству Бога и свершилось чудо. Зная, что гемофилия передается по женской линии, Александра Фёдоровна стала считать болезнь наследника собственной виной, подвергая свою душу сомнениям. Бог отверг молитвы, значит, она должна найти того, кто ближе к Богу, чтобы этот праведник мог вымолить исцеление, считая себя недостойной чуда.  Этой вере суждено иметь громадные последствия [5], т.к. она была извращена. Извращать - изменять естественный круговорот вещей, кривотолки, извращение истины, ложь вращать. Веря во вранье, человек вершит зло, под видом добра и справедливости.

В отличие от супруги, вера Николая II, некогда не подвергалась сомнению. Так 7 июня 1906 года, император, настаивая на том, чтобы Столыпин стал председателем Совета министров и распустил первый созыв Думы, сказал: <Вот образ, перед которым я часто молюсь. Осените себя крестным знаменьем и помолимся, чтобы Господь помог нам обоим в нашу трудную, историческую минуту> [5]. Следовательно, Николай черпал уверенность от истинной православной веры и это подтверждает следующая цитата. <Несмотря на самые убедительные аргументы в пользу принятия положительного решения в этом деле, внутренний: голос настаивает, чтобы я не брал на себя ответственность за это. Пока еще моя совесть не обманывала меня. Я знаю, что Вы также, верите, что сердце царево в руце (руках) Божией. За все законы, установленные мною, я несу великую ответственность перед Богом, и я готов ответить за свое решение в любую минуту>[5].

Зная, что вдовствующая императрица Мария Федоровна считает Распутина мошенником, Николай в письме к матери умолчал о той первой телеграмме из Сибири. Это указывает на сомнения государя относительно произошедшего, и нежелание скомпрометировать себя верой в Распутина.

Смирением

Смирение - сдерживать, умерить, мера, приводящая к гармонии и миру. Мера/мир - чередующая гласная е/и. Как часто у нас нет меры в словах и потребностях.  Все хотят жить безмерно и чтобы смерить человека, необходим духовный пастырь.  Достоевский в <Братьях Карамазовых> писал: <Старец это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрекаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотречением>. Старец - это Большой человек, аскет, живущий в бедности, в уединении, выражая готовность стать поводырем других душ в моменты страданий и ударов судьбы.

Под тяжестью горестных обстоятельств, императрица Александра Федоровна выбрала себе лжестарца из народа - Распутина.

Духовным пастырем Николая Александровича являлся его отец, император Александр III. По словам О. Платонова, <воспитание и образование Николая II  проходило под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе в спартанских условиях> [1]. Император обладал выдержкой и сдержанностью, которую приобрел в отрочестве.  В Могилеве 1917 года, в момент отречения от престола и в дальнейших суровых испытаниях, Николай неизменно проявлял смирение и скромность, что производило сильное впечатление. Даже, гордая, всегда веселая Мария Федоровна проводя последние три дня со своим тихим старшим сыном в Могилеве, утратила царственную осанку. Всегда во власти своих чувств, остроумная, блестящая, решительная, она выглядела пристыженной испуганной и жалкой. Теперь Николай, которого она постоянно учила правильному поведению, осторожно помогал матери быть мужественной и держать себя в руках. Только лишь после поддерживающих слов Александры, которая обладала не меньшим самообладанием, чем супруг, силы покинули Николая, уронив голову на грудь жены, он зарыдал как дитя.

В Англии, во Франции и Германии, где прошло её детство, принцесса Алиса обладала сдержанностью. Сирота, рано потерявшая родителей, она воспитывалась при дворе бабушки - королевы Виктории, которая была ее духовным пастырем.

После октябрьского переворота, императорская семья содержалась под арестом в Царском селе, где Александре Фёдоровне предстояло пройти новые тяжкие испытания. К бытовым трудностям, отсутствию воды и света, прибавилась физическая боль и невероятная слабость. Почти сверхчеловеческим усилием воли императрица заставляла себя идти в детские комнаты, чтобы ее больные корью дочери ничего не заметили.

По линии английских предков, царица унаследовала семейную слабость кровеносных сосудов, которая ведет к <прогрессирующей истерии> - психосоматическому синдрому беспокойства, вызванному тревогой за сына. Будучи с детства подвержена невралгии лица, Александра Федоровна имела плохое здоровье. К восемнадцати годам у нее очень болезненно воспалился пояснично-крестцовый нерв, поразивший обе ноги и заставлявший ее временами проводить недели в инвалидном кресле. Сопровождаемые трудными беременностями заболевания государыни осложнялись необходимостью выполнять официальные и общественные обязанности. Кроме того, диагноз <гемофилия>, поставленный царевичу Алексею, привел её к сердечному заболеванию. Мужество, присущее государыне с юных лет, помогало ей достойно переносить болезни. Естественно, что дети, постоянно имевшие перед глазами такой образец терпения, мужества и смирения пред Божией волей, как их мать императрица Александра Феодоровна, смогли в полной мере проявить те же качества во время суровых испытаний [1]. Поддержка, на которую мать цесаревича Алексея, могла рассчитывать - это понимание немногих близких друзей.  

Анна Вырубова, урожденная Танеева, на 12 лет младше Александры Фёдоровны, была полной, розовощёкой девушкой, с ласковым взглядом и романтическими мыслями. Она изливала императрице свое сердце и между ними возникли теплые доверительные взаимоотношения. Они могли часами сидеть в тишине, и у каждой из них проходило беспокойство, заживали душевные раны, и укреплялась вера [5]. Прощаясь с арестованной Анной Вырубовой, с единственным задушевным другом, невероятным усилием воли натянутая и прямая Александра заставила себя улыбнуться и произнести: <Там и в Боге мы всегда вместе, страдая, мы очищаемся перед небесами> [5]. Она смирилась с потерей единственного друга.

Надежды

Надежда - это то, на что полагаются и произошло от глаголов положить, поставить, деять (делать, деть, ставить, класть). Антонимом является отчаяние (отказ от чаяния ведет к отпадению от Бога), т.е. безнадежность, а за ней погибель. Об одном из моментов отчаяния царской семьи впоследствии вспоминала Анна Вырубова. Однажды в Спале, когда Николай вошел в комнату и увидел страдание сына, мужество покинуло его, и он выбежав из дома, заплакал. Тем не менее, за пределами комнаты больного внешний, заведенный в семье распорядок жизни не изменился. В отчаянии родители пытались играть этот спектакль, надеясь скрыть от мира не только болезнь наследника, но и свои собственные муки - это была семейная трагедия двойной жизни. Официальное объявление тяжелой болезни наследника престола вызвало в России всеобщую молитву [5].

Даже в самые тяжелые моменты своих испытаний император и императрица надеялись на лучшее, на чудо спасения из плена, на народ. Одним из таких испытаний стал гражданский комиссар Никольский, который принял надзор, за пленниками в Сибири, считал царя лично виноватым во всех своих бедах и искал любой повод для сведения счетов. Несмотря на грубость и невоспитанность охранников, семья не особенно страдала.  Претерпев худшие испытания в Царском Селе, царская семья без страха, и с надеждой смотрели в будущее. В Тобольске, семья жила по распорядку, хотя и имела ограничения, все же обстановка оставалась благоприятной:  <Занятия начинались в 9 часов, - писала в декабре императрица. - До полудня Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей занимаются законом Божьим. Я веду уроки немецкого три раза в неделю с Татьяной и один раз с Марией: Еще я шью, вышиваю и рисую в очках, читаю <хороши книги>, люблю Библию. Николай просто удивителен. Такая кротость, несмотря на то, что он все время сильно страдает за Родину. Все здоровы, мужественны и не ропщут, а Алексей просто ангел> [5].

Кротость

Кротость - кроткий, укрощать. Условие добровольного плодотворного восприятия нравоучений: кроткий ответ отвращает гнев, кроткий язык - это древо жизни укрощенным устойчивым зрелым нравом. Кроткий приобщен к истине и стяжает любовь. Антоним кротости - гнев, необузданность, не образованный.

Прошло пять лет с того дня, когда цесаревич Николай Александрович обратился к своему августейшему отцу с просьбой разрешить ему жениться на принцессе Алисе. Ранней весной 1894 года, видя непоколебимое решение своего сына, его терпение и кроткую покорность родительской воле, император Александр III и императрица Мария Феодоровна дали, наконец, свое благословение на брак. Одновременно в Англии принцесса Алиса, потерявшая к этому времени отца (умер в 1890 году), получила благословение от королевы Виктории. Осталось последнее препятствие: перемена религии и принятие августейшей невестой святого Православия>. В письме цесаревич написал строки, которые можно считать добрым советом, обращенным ко всем нам: <Спаситель сказал нам: "Все, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог". Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликс переход в православную веру и дать мне ее в жены...>[1]. Видя непоколебимое решение Николая II, его зрелый нрав, терпение и кротость, Александра Федоровна покорилась.

Кроткий приобщен к истине и стяжает любовь, а кроткий ответ отвращает гнев. Так будучи под арестом в Царском Селе, императрица укротила необузданность, не образованность и гнев своих охранников. Кротость, молчание и простота в общении с солдатами - конвоирами, способность не поддаваться на их провокации проявленная Александрой Федоровной, начиная с пяти месяцев пленения в Царском селе, меняло к ней их отношение. Однажды, солдат после общения с Александрой встал, взял руку императрицы и сказал: <Знаете, Александра Федоровна, я был о Вас совсем другого мнения. Я ошибался относительно Вас>. В свою очередь, Керенский при допросе Александры, <был поражен ясностью, энергией и искренностью ее слов> [5].

Спокойное поведение Николая в течение его заточения, вызывало у комментаторов, отдаленных от места и времени действия, удивление, как это человек мог, так спокойно быть низвергнут с высот земного могущества, даже не проявив при этом и следа ожесточенности, бессильной злобы. Напротив, свидетели событий, рассматривали его спокойствие как доказательство мужества и благородства души. Его поведение, его душевная твердость вселяли во всех и вся уверенность. <Царь проявлял эту сдержанность с необычайным спокойствием и нравственным величием, - говорил Жильяр. - Ни слова упрека не слетало когда-либо с его уст. Фактом было то, что все его бытие занимала только одна страсть, которая стала даже сильней семейных уз - ею была любовь к Родине. Мы чувствовали, что он готов все простить тем, кто причинил ему столько унижений, лишь бы они спали Родину>[5].

Любовь, которая есть Благо

Слово Любовь произошло от любы: любой, либо, либо.                           Вл. Соловьев считал: <Истинная же, духовная любовь: [есть] торжество над смертью : превращение смертного Я в бессмертное, восприятие временного в вечное>.  Даль: <Любовь человеческая себя любить, а Божеская друга. Нет выше той любви, как за друга душу свою полагать>.

Величайшая поддержка, которую любая женщина мечтает иметь в этих муках одиночества, эта любовь и понимание мужа. В этом отношении вклад Николая был весьма значителен. Не было мужчины более доброго и сочувствующего своей жене, проводившей долги часы со своим страдающем сыном. Его поведение, как мужчины и отца, было самоотверженным [5].  Вот выдержки из писем 1916 года. Жить царской семье оставалось около двух лет... 7 апреля государь писал супруге: <Завтра 8-е (день помолвки царственной четы. - М. К.), мои мысли и молитвы будут с тобой, моя девочка, мое родное Солнышко. Тогда я боролся за тебя даже против тебя самой!!!> Императрица - мужу: <Я так люблю получать от тебя цветы, они - залог нежной любви. Не каждый муж подумает о том, чтобы послать цветы своей старой жене>[1]. Императрица, так застенчиво и холодно проявлявшая свои чувства на людях, раскрывала всю свою романтическую страсть  в письмах. Письма всегда предназначались только царю, их страстный пыл прямо подтверждает большие чувства, на которые Александра Фёдоровна была способна. Замечательная особенность этих писем заключалась в свежести чувства любви.  После 20 лет замужества, она еще писала как пылкая девушка [5].

Родители дают имя ребенку, и очевидно, что они властвуют над ним. Как пишет в своем трактате отец Павел Флоренский, дача имени - это символ власти. И Господь возжелал, чтобы человек все полюбил, а это возможно только будучи хозяином всего. Это <экологичное> решение. Вот страстотерпец Николай II в своей анкете в графе <Род занятий> написал: <Хозяин земли русской>. Хозяин - это крест. Поэтому человек не только наследует землю, но и через наречение имен тварям должен полюбить ее [4].  Николай любил армию и столь же искренне любил свою страну. Он заботился о победе в войне больше, чем о своей короне. Фактором, перевесившим в решении императора отрется от престола, стало мнение его генералов, то высшим актом патриотизма, какой он мог исполнить, было отречение. После известия об отречении, Александра Федоровна скажет: <Мой бедный, любимый.. совсем один там: что он наделал: И меня не было там, чтобы утешить его> [5]. При встрече, со слезами на глазах, она уверяла, что как муж и как отец он ей бесконечно более дорог, чем как царь, трон которого она разделяла.

Не нужно доказывать простую истину: чтобы дети получили хорошее воспитание, воспитать себя должны прежде всего сами родители. Создание семьи, вступление в брак, мотивы, причины и настроения, с которыми мужчина и женщина создают семью, могут иметь существенное влияние на будущее потомство, так как изначально определяют отношения между мужем и женой. Здесь нужно обратить внимание на распространенный миф, будто бы между христианами не должно быть браков по любви, так как якобы за этой любовью не стоит ничего, кроме блудных побуждений. Странно, что даже некоторые священники ставят знак равенства между словами <блуд> и <любовь>. Любовь - это основа основ всех человеческих отношений, на которой и должно возводиться здание малой Церкви - семьи.

Маленькие дети способны испытывать очень сложные чувства, в том числе и ревность. Когда в семье рождается еще один ребенок, старший может посчитать себя несправедливо отвергнутым, решить, что его вообще разлюбили.  Нужно: не требовать от старшего ребенка <взрослого> мышления, не заниматься <уравниловкой>, т. е. не делить между детьми <поровну> родительскую любовь заодно с одеждой и подарками, а просто всем сердцем любить и старших и младших, почаще говорить им о своей любви, насыщать их заботой, уделяя каждому достаточное внимание, не сравнивать детей друг с другом ни в мыслях, ни на словах и принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Так было и в царской семье [1]. Можно с уверенностью сказать, что многое в принципах воспитания детей государь Николай перенял у своего отца, <на традиционной религиозной основе в спартанских условиях> [1]. И в результате, высокое положение мало значило для дочерей императора, они работали бок обок со своей прислугой и проявляли живейший интерес к окружающим их людям и домочадцам, делая им подарки, это означало некоторую жертву с их стороны. Дочери Николая II были ближе друг к другу, чем обычно бывают сестры и искренне  живо любили цесаревича Алексея. <К счастью, - писал Жильяр - сестры любили играть с ним. Они вносили в его жизнь элемент юного веселья, чего иным способом просто невозможно было достичь> [5].

Благо

Одна из ярких отличительных черт всех детей Николая II - милосердие, желание благотворить, идущее от души, чуждое всякого фарисейства. Отец всегда подавал в этом отношении дочерям и сыну достойный пример. <Он был щедр и много помогал, жертвовал на пенсии из своих личных доходов. У государя не было никогда денег с собой. Однажды, когда он был в провинциальной церкви на обедне, староста подошел с тарелкой. Я увидела большое смущение среди членов императорской семьи, сзади которой я стояла. Великая княжна Татьяна Николаевна наклонилась ко мне: "Не могли ли бы вы одолжить отцу десять рублей золотых?" - спросила она шепотом. Я вынула монету и сунула ей в руку. А на другой день я получила посылку с личной печатью государя. В ней '' была маленькая, из чудной голубой эмали коробочка, в которой лежала золотая десятирублевка, на небольшой бумажке государь написал: "От благодарного должника щедрой заимодавце"> (Из воспоминаний баронессы С. К Бухсгевден) [1].

Заслуга матери, на которой держались все семейные дела, воистину огромна и неоценима. <Вместо высокомерной, холодной царицы, о которой мне столько говорили, я, к величайшему удивлению, нашел женщину, просто преданную своим материнским обязанностям, - вспоминает учитель царских детей Пьер Жильяр. - Она была одарена самыми прекрасными нравственными качествами и всегда руководствовалась самыми благородными побуждениями> [1]. Оставаясь истинной царицей, Александра Федоровна в военное время работала в госпитале в качестве простой хирургической сестры, да еще привлекла к этому дочерей- царевен - случай в истории уникальный. Недаром о лазарете, течение жизни которого, словно ласковым солнцем, освещалось заботами о раненых государыни и ее детей, сохранилось немало воспоминаний. Татьяна Мельник: <Ее величество, если ее здоровье позволяло ей это, приезжала также ежедневно в дворцовый или собственный ее величества лазарет, где работали великие княжны. Изредка ее величество занималась перевязками, но чаще просто обходила палаты и сидела с работой у изголовья наиболее тяжелых больных. Были случаи, когда больные заявляли, что не могут без ее величества или что только ее присутствие успокаивает их боли, и она приезжала, в каком бы это ни было лазарете, и сидела, и сидела часа два, три только для того, чтобы доставить хоть немного спокойствия несчастным>. Александра Федоровна умела не только мужественно претерпевать трудности, но и утешать при этом других, не переставая быть в то же время опорой для мужа и детей.

Список литературы:

http://www.rus-sky.com/history/library/kravtzova/#_Toc51429510 Марина Кравцова <Воспитание детей на примере святых царственных мучеников> БЛАГО
МОСКВА
2003)

http://www.liveinternet.ru/users/ladoshka/post183679582/

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Канонизация_царской_семьи

http://slovnik.narod.ru/rus/tayny/index.html Изарбеков <Тайна русского слова>

Мэсси Р. Николай и Александра: Роман-биография/ Пер. с англ. В.Г.Гордон, Б.Б.Матвеев, Изд. Второе испр. И дополн., - М.:ИА <Весы/Libro> 1992. - 47 [1] с.

P\S

 чумная бацилла России

9 апреля 1917 года, Ленин, Крупская и 17 других большевиков-эмигрантов покинули Цюрих и пересекли Германию в <пломбированном> вагоне. <Немецкие власти, - сказал Уинстон Черчель - применили против России само страшное из всех оружий. Они переправили Ленине из Швейцарии в Россию в пломбированном вагоне подобно чумной бацилле>.

Tags:  ступени Cофии Премудрой и жизнь НиколаяII


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный досуг КВН «Дружная семья- основа крепкого государства»

Дать возможность родителям и детям взглянуть друг на друга в новой обстановке. Способствовать установлению дружеских контактов между семьями воспитанников.Побудить развитие интереса к работе детского ...

"ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЕ УКРЕПЛЯЮТ СЕМЬЮ"

"ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЕ УКРЕПЛЯЮТ СЕМЬЮ"...

Статья "традиции, которые укрепляют семью"

Статья для родителей о важности сохранения и развития семейных традиций....

Выступление на "I Муниципальных рождественских образовательных чтениях «Школа, семья, Церковь: духовно – нравственные основы и пути развития».

Доклад по теме:  «Опыт работы МКДОУ №1 «Улыбка» по духовно-нравственному воспитанию детей через сетевое взаимодействие с социальными партнерами»....

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Традиции, которые укрепляют семью"

Консультация для родителей "Традиции, которые укрепляют семью"...

традиции, которые укрепляют семью

консультация для родителей, в которой предложены традиции, направленные на укрепление семьи......